Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Банковское обозрение"

  Все выпуски  

Журнал "Банковское обозрение"


Банковское
обозрение

Банковское обозрение №2
№8/2008

http://bo.bdc.ru
    В рассылке:

  • Антиинфляционная политика: мифы и реальность
  • Русфинанс Банк Россией доволенЖан-Люк Пи: «В ближайшие три года наша материнская структура — группа Societe Generale планирует увеличить свою долю на российском банковском рынке в шесть раз»
  • Все банки делают этоК вопросу об уникальности образов в банковской рекламе

    Антиинфляционная политика: мифы и реальность

    Хотя с начала года Центральный банк России уже три раза повышал ставки отчисления в ФОР, реакция на его действия пока остается минимальной. Спрос на банковские кредиты продолжает увеличиваться, оживление на мировых рынках используется российскими банками для привлечения внешних займов. Россия до сих продолжает находиться в фазе быстрого экономического роста, но и быстрой инфляции, что приводит к накоплению дисбалансов в экономике.

    Ужесточение денежной политики остается ограниченным

    Вскоре после того как финансовые рынки несколько успокоились после проблемы с субипотечными ценными бумагами, стало очевидно, что проблема инфляции во всем мире выходит на первый план. В тех странах, где необходимость поддерживать ликвидность банковского сектора стояла не так остро, центральные банки начали активно ужесточать денежную политику. В Китае уровень отчислений в фонд обязательных резервов (ФОР) вырос с 9,0% в начале 2007 года до беспрецедентного уровня 17,5% — такое кардинальное ужесточение денежной политики стало ответом на непрекращющийся приток спекулятивного капитала в китайскую экономику. Ставки ФОР были подняты в ряде стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, в Индии и в СНГ. Именно по этой причине акции банковских эмитентов на всех мировых рынках находятся под давлением — инвесторы ожидают, что дальнейшая борьба с инфляцией потребует ужесточения денежной политики и, как следствие, окажет давление на темпы роста и прибыльность банковского бизнеса.

    Центральный банк России не стал исключением. С начала года норма отчислений в ФОР увеличивалась три раза — в январе, в начале февраля и в начале июля. Объем банковских средств, заблокированных в ФОРе, с начала года по июнь вырос на 125 млрд рублей. Тем не менее более детальное рассмотрение структуры денежной массы свидетельствует о том, что стерилизация через другие инструменты изъятия избыточной ликвидности, в частности депозиты в ЦБ и облигации Банка России, существенно снизилась. Размер банковских депозитов в ЦБ по состоянию на конец апреля уменьшился на 200 млрд рублей(!), а объем средств, вложенных российскими банками в облигации, упал на 82 млрд рублей по состоянию на эту же дату (см. график). Иными словами, если на конец декабря 2007 года ЦБ РФ стерилизовал всего около 600 млрд рублей банковской ликвидности, то по состоянию на конец апреля эта сумма снизилась до 430 млрд рублей. Правда, на конец мая объем средств на банковских депозитах вновь вырос, но скорее всего эта тенденция краткосрочна и отражает приток средств от размещений еврооблигаций, которые были проведены ВТБ и Росагробанком в конце мая. Даже с учетом этого роста, получается, что за первые пять месяцев 2008 года ЦБ РФ стерилизовал всего 13 млрд рублей через инструменты денежной политики. Эти цифры наглядно подтверждают, что приоритетом ЦБ РФ до сих пор являлась необходимость поддерживать банковскую ликвидность, а не борьба с инфляцией.

    Можно дать несколько интерпретаций денежной статистике, приведенной выше. Во-первых, речь идет о снижении роли ЦБ в стерилизации денежного предложения. Не секрет, что и раньше денежное предложение в стране в большей степени определялось бюджетной политикой правительства, в то время как роль ЦБ сводилась к корректировкам последствий этой бюджетной политики для банковского рынка. До второй половины 2008 года на долю инструментов ЦБ РФ приходилось порядка 15–20% от общего объема стерилизации денежного предложения в России. Но по итогам пяти месяцев 2008 года можно говорить о том, что ЦБ РФ вообще не участвовал в стерилизации избыточной ликвидности, которая изымалась из экономики через профицит бюджета.

    Во-вторых, неоднократное повышение ставки ФОР с начала года означает ужесточение рыночных условий для негосударственных банков, в то время как госбанки имели возможность снижать объем депозитов в ЦБ и продавать облигации Банка России, основными держателями которых они являются. Это значит, что в ближайшие месяцы можно ожидать, что государственные банки продолжат наращивать кредитование опережающими темпами, финансируя рост кредитов реструктуризацией своих активов. Это, безусловно, создает негативный перекос в структуре российского банковского сектора, усиливая роль государственных финансовых институтов в целом.

    Наконец, снижение общих объемов стерилизации ликвидности через инструменты ЦБ РФ, безусловно, отражает необходимость поддерживать банковскую ликвидность. Неудивительно, что в таких условиях темпы роста цен продолжают ускоряться. Если по состоянию на начало года уровень годовой инфляции находился в пределах 13%, то по состоянию на июнь инфляция вышла на уровень 15%. Рост инфляционного давления подтверждается высокими темпами роста банковского сектора, который пока не демонстрирует признаков замедления. Напомним, что, по последней банковской статистике, за пять месяцев 2008 года темпы роста корпоративного кредитования составляют 67% по сравнению с маем 2007-го (за весь 2007 год был показан рост на 63%).

    Ближайшие несколько месяцев будут показательны...


    Продолжение >>>
    http://bo.bdc.ru/2008/8/orlova.htm

    Русфинанс Банк Россией доволен

    Жан-Люк Пи: «В ближайшие три года наша материнская структура — группа Societe Generale планирует увеличить свою долю на российском банковском рынке в шесть раз»

    Для французской финансовой группы Societe Generale (SG) 2007 год и первая половина 2008 года были не лучшим временем. А вот для 100-процентной «дочки» SG, напротив, последние полтора года стали очень удачными: банку удалось выйти на второе место по объемам автокредитования и весьма успешно проявить себя на рынке потребкредитования. Президент Русфинанс Банка Жан-Люк Пи уверен — в обозримом будущем его банк будет только «набирать обороты»: и потому, что российский рынок продолжит расти, и потому, что интерес к России со стороны «большого» Societe Generale будет неуклонно повышаться.

    Автокредитование — впереди только Сбербанк

    Cправка «БО»
    -Русфинанс Банк — стопроцентная дочерняя компания Societe Generale в России, часть группы «Русфинанс», которая начала свою деятельность в июне 2004 года. Группа «Русфинанс» специализируется на выдаче потребительских кредитов через сеть, насчитывающую 8 тыс. коммерческих партнеров (розничные сети и автодилеры), наряду с предоставлением потребительских займов по телефону, почте и через Интернет. Благодаря самым современным IT-технологиям и эффективным скоринговым моделям группа «Русфинанс» обслуживает 2 млн клиентов в 68 регионах России силами 8500 сотрудников. Согласно рейтингу агентства «РБК», по итогам 2007 года Русфинанс Банк занимает 2-е место по объему выданных автокредитов и 1-е место по автокредитованию в автосалонах. По данным журнала «Финанс», в январе 2008 года Русфинанс Банк на 3-м месте среди банков — лидеров по кредитованию в точках продаж.
    — Г-н Пи, 2007 год был для банков, специализирующихся на обслуживании физлиц, весьма неровным: он начался на оптимистичной для них ноте, а закончился замедлением темпов роста кредитования. Расскажите, пожалуйста, как пережил его Русфинанс Банк и с какими трудностями он столкнулся?

    — Я бы не сказал, что 2007 год был для нас трудным или неудачным. Как раз напротив: одной из особенностей этого года был быстрый рост объемов автокредитов, выданных банком, и в целом работа в этом направлении была очень успешной. Если брать общую картину по рынку автокредитования, то можно констатировать следующее: по итогам прошлого года Русфинанс Банк занял здесь второе место по объемам предоставленных автокредитов, пропустив вперед только Сбербанк.
    — Поразительный результат. Но насколько велик разрыв между первым и вторым местом?

    — Я бы сказал так: он достаточно велик, но не драматичен. При этом хотелось бы отметить, что Сбербанк и Русфинанс Банк работают на рынке автокредитования по принципиально различным схемам. Сбербанк выдает автокредиты, используя свою огромную филиальную сеть. Русфинанс Банк предоставляет их в местах продаж автомобилей, то есть в автосалонах. Соответственно, речь идет о выстраивании эффективных отношений с автодилерами, о предложении последним выгодных условий сотрудничества. Если брать объемы автокредитов, предоставленных в автосалонах, то по этому показателю мы, безусловно, на первом месте среди всех банков, работающих на этом рынке.
    — А как Русфинанс Банку удалось достичь таких результатов? На рынке автокредитования работает ведь не один Сбербанк, а что касается автосалонов, то многие финансово-кредитные структуры давно уже «окопались» в них. При этом некоторые банки — как российские, так и иностранные — пришли сюда намного раньше Русфинанс Банка.

    — Я думаю, ответ на ваш вопрос в том, о чем я уже говорил — в умении выстраивать взаимовыгодные отношения. Автокредитование в салонах — особый продукт, здесь надо предлагать выгодные условия и конечным клиентам в лице покупателей машин, и автодилерам. Если отношения между банком и дилерами выстроены правильно, то последние начинают поставлять нам клиентов — причем, что очень важно, хороших, проверенных, кредитоспособных клиентов. Вы понимаете, как это важно для любого банка, работающего в автосалонах. Не хочу сказать, что другие банки не выстраивают подобных отношений с дилерами. Но результаты прошлого года и цифры первых нескольких месяцев этого года показывают, что мы умеем это делать лучше наших конкурентов.
    — Интересно, как вам удается при этом избегать конфликтов с дилерами? Многие банки — участники рынка автокредитования жалуются, что дилеры зачастую диктуют им свои условия и навязывают весьма нежелательных клиентов — не «плохих», в полном смысле слова, но неблагонадежных.

    — Действительно, здесь возможен конфликт...

    Продолжение >>>
    http://bo.bdc.ru/2008/8/rusfin.htm





    Все банки делают это

    К вопросу об уникальности образов в банковской рекламе

    Однажды на встрече, посвященной обсуждению эскизов рекламы банковских услуг, мы с коллегами услышали от руководителя маркетинговой службы банка такие слова: «Нам нравится ваша концепция и все, что мы уже в ее рамках сделали, но теперь нам нужны фотографии счастливых людей. Я знаю заранее все ваши возражения про уникальность, но нам нужны счастливые люди. Все так делают, и это работает».

    Под впечатлением от этого парадокса мы задумали эксперимент, суть которого заключалась в том, чтобы объехать Садовое кольцо, сфотографировать все витрины расположенных на нем банковских отделений и попробовать оценить общую картину, чтобы понять, все ли это делают и как это работает.

    Материал собран в первую неделю июня этого года, и его главная прелесть как раз заключается в этой свежести. Это срез коммуникационной реальности, которая дана нам в ощущениях буквально здесь и сейчас. С некоторыми допущениями можно считать, что это — поток образов, которые потребитель воспринимает одновременно в одном месте. Кроме витрин в материал попало несколько масштабных рекламных плоскостей, размещенных на строительной сетке, но мимо них просто невозможно было пройти равнодушно.

    Общее количество различных рекламных образов составило порядка 70 «полотен», и мы посчитали этот объем достаточным для убедительности обобщений, которые можно сделать на его основе. Вот что из этого получилось.

    Человек — венец творения

    Тезис о доминировании счастливого человека в банковской рекламе подтвердился в течение первых

    15 минут экспедиции. Образы счастливых людей представлены в изобилии, и, пожалуй, это действительно самый распространенный сегодня иллюстративный прием в рекламе банковских услуг. Причем углубление в материал показало, что внутри этого подхода можно выделить несколько сложившихся направлений.

    Во-первых, радует количество разнополых пар разного возраста, но одинаково романтичных: взявшихся за руки, обнявшихся, прижавшихся щекой к щеке, смотрящих друг другу в глаза, в объектив камеры или в светлую даль. Само собой, все они улыбаются. Любовь — одно из самых сильных человеческих переживаний, и ее использование в качестве эмоционального контекста для продажи чего-либо придумано не сегодня, а бесперебойно эксплуатируется со времен зарождения рекламы как индустрии.

    Следующее амплуа, в котором выступают люди в банковской рекламе, является логичным продолжением первого. Ведь известно, что при благоприятном стечении обстоятельств, даже несмотря на все отклонения современного общества от биологических законов, пара образует семью. Поэтому среди рекламных образов мы обнаруживаем много «семейных сцен». И здесь (настоящий подарок антропологам будущего) отражены все особенности современного семейного уклада. Детей — не больше двух, мальчиков воспитывают папы, девочек — мамы. Отец — финансовая опора семьи, но много работает и мало времени проводит в ее кругу, от чего испытывает комплекс вины, избавляется от которого, балуя близких подарками. Надо отметить, что тема семейного счастья в рекламе банковских услуг хорошо обоснована. Ведь приобретая семейный статус, человек (читай — вкладчик или заемщик) глубже задумывается о финансовой стабильности, планировании, материальном достатке, а значит, способен с большей готовностью вникать в суть банковских продуктов. Воистину, семья — ячейка целевой аудитории.

    Третий стиль «работы с людьми» — это своего рода дань человеческому индивидуализму. Каждый человек имеет право на счастье сам по себе, независимо от того, есть ли у него семья или постоянный партнер. Здесь и дама с собачкой (обе блондинки) в кредитном автомобиле; и брюнетка, гордо демонстрирующая кредитную карту; и владелец хоть и малого, но процветающего во всех смыслах бизнеса на фоне своей оранжереи, которой он тоже заслуженно гордится.

    Строго говоря, эта «индивидуалистская» коллекция распадается на три типа образов: человек обладающий (машиной, квартирой, дачей), человек продающий (карты, кредиты, вклады) и человек работающий (над развитием бизнеса). Но все они сходны в основном эмоциональном посыле, который можно сформулировать фразой: «Смотри, что у меня есть!» Суть этого подхода — в стремлении приблизиться к прямому диалогу с потребителем. Это уже не просто люди, за жизнью которых мы наблюдаем со стороны. Каждый из них обращается непосредственно к каждому из нас, предлагая разделить с ним его счастье.

    Собака — друг депозита

    Следующий, кого можно ожидать встретить в пирамиде мироздания, исчерпав тему человеческого фактора, конечно, животное. Это подтверждается материалами нашей фотоэкскурсии. И хотя в них основную часть анималистического направления составляют рекламные постеры одного банка, есть все основания видеть в этом один из типичных образных приемов. Он восходит к утверждению, приписываемому одновременно разным отцам-основателям рекламной индустрии, что самые действенные рекламные образы — это «женщина, ребенок, собака». Два из которых мы, кстати, уже рассмотрели.

    В простейших случаях животные призваны просто вызывать умиление для создания благоприятного эмоционального фона, способствующего принятию решения о покупке. В банковской рекламе это, возможно, даже особенно важно для преодоления некоторой опаски, которую испытывает пока часть наших сограждан по отношению к финансовым институтам.

    Иногда образы животных получают более сложное метафорическое наполнение. Так, кролики, которых мы видим на некоторых постерах, явно отсылают к теме размножения, через нее — к демографическому вопросу, который в рамках отдельно взятой семьи решается с помощью ипотечного кредита. А образ аиста, используемый в аналогичном продуктовом контексте, издревле являлся символом деторождения и заботы о «родном гнезде».

    Здесь стоит отметить еще одно наблюдение. Пример знакомой нам уже «дамы с собачкой» служит не столько иллюстрацией переходной формы между человеком и животным в эволюции видов рекламы, сколько свидетельством того, что одно рекламное сообщение может быть построено больше чем на одном образном приеме. В дальнейшем анализе рассматриваемого материала подобные сочетания встречаются не один раз.

    Десерт — признак изобилия

    Предположение, что две обнаруженные в рекламе формы жизни (разумная и животная) логично дополнились бы третей — растительной, подтвердилось. Растительность в рекламе банковских услуг действительно буйствует, начиная, как положено, с нежных ростков и заканчивая крупными спелыми и сладкими плодами. Но внимательное изучение этой линии приводит к выводу, что все (за редким исключением) выявленные примеры носят ярко выраженный пищевой характер. Причем преобладают фрукты. А в меню, как правило, с ними соседствуют другие сладости — пирожные и торты, которые тоже не заставили себя долго ждать, попавшись нам на глаза в банковских витринах.

    С одной стороны, изображение фруктов, овощей и прочих культур, включая зерновые, — старый испытанный символ роста и изобилия. Достаточно вспомнить гербы СССР и многих советских республик.

    С другой стороны, изображение...


    Продолжение >>>
    http://bo.bdc.ru/2008/8/eto.htm







  • Узнать как подписаться на журнал можно на сайте "Банковского обозрения" http://bo.bdc.ru/subscr.shtml


    В избранное