В нашей группе в основном находились представители «стада быков» — так испокон веку называются трейдеры, которые надеются на дальнейший рост
цен. Причем какие бы события не сотрясали рынок, истолковывают они их в свою пользу.
Я относилась к противоположному клану — к медвежьему. «Медведями» называются трейдеры, которые надеются на падение цен и, соответственно,
продают в расчете получить прибыль. Всякий раз, когда коллеги за столом обсуждали возможные последствия тех или иных событий, я оставалась в
меньшинстве. Однажды утром я опоздала на работу, и когда пришла, то все уже были в рынке. Естественно, все купили марку или швейцарский франк
против доллара.
Я села за компьютер, провела технический анализ, прочитала расписание событий, которые сегодня должны были произойти, и не нашла ничего,
чтобы говорило, что цены должны будут вырасти. Наоборот, по всем характеристикам технического анализа, цены на валюты должны были начать падать,
а доллар расти. Я тут же поделилась своими опасениями с коллегами. Они уверили меня, что я одна имею такое мнение, соответственно, я не права.
Тогда я решила подождать.
Через некоторое время пришел
менеджер и сказал: «Не будь овцой, покупай!» «Что это за новое животное в нашем зоопарке», — подумала я. «Это трусливые трейдеры, — глядя на
меня, сказал менеджер. — Они всего боятся и впрыгивают в рынок последними, а потом при малейшей опасности первыми выпрыгивают из него. Если ты
не победишь в себе овцу, то никогда не сможешь торговать». Мне стало стыдно, и я решила сделать, как все, — купила двести тысяч швейцарских
франков против доллара. «Раз уж в нашей группе бычье стадо — попробую побыть быком», — решила я.
«А еще бывают неимоверно жадные трейдеры», — продолжил руководитель, и посмотрел уже на моего коллегу, сидящего рядом, по фамилии Кабанов.
«Они называются «кабаны». Заработав много прибыли, они никак не могут ее зафиксировать. Им все время кажется, что рынок будет и дальше
продолжать двигаться в их сторону. Но так не бывает, поэтому очень важно вовремя зафиксировать прибыль и выйти из рынка».
Мы посмотрели на Кабанова. Он сидел красный, как рак. Не выдержав наших взглядов, он встал и ушел во двор чинить свою машину. «Крикните мне
из окна, если что», — попросил он. До прихода на рынок американских трейдеров оставался один час. В это время выходили обычно статистические
макроэкономические показатели по Америке, и начиналось движение цен в какую-либо сторону.
«Магазинные» экспресс-кредиты, которые несколько лет росли опережающими темпами, перестали быть локомотивом рынка, ведущим кредитный ритейл
к новым рекордам. Рынок розничного кредитования в прошлом году опять удвоился, почти достигнув отметки в 80 млрд долларов (более 2 трлн рублей),
а объем экспресс-кредитования за год почти не изменился. Вместе с падением доли экспресс-кредитов в портфелях банков падает роль торговых сетей,
в которых банки — было дело! — раздавали кредиты направо и налево.
Кредит из «Эльдорадо»
Парадокс: розничные банки
отчаянно нуждаются в увеличении точек продаж, в развитии сети, но присутствие в партнерских сетях, торговых центрах и супермаркетах уже не
является приоритетной задачей для большинства банков — особенно тех, кто не был в числе пионеров розничного рынка. Безусловно, смена приоритетов
в определении каналов продаж связана со сменой приоритетов в построении продуктовой линейки. Клиентская база, полученная банками в торговых
сетях в процессе экспресс-кредитования, стала питательным бульоном для кредитного ритейла. Лидеры рынка получили статистику невозвратов,
скорректировали модели оценки заемщиков и выделили группу наиболее добросовестных клиентов. Этой группе наименьшего риска банки предлагают
нецелевые кредиты или кредитные карты. Банки начинают работать со своей клиентской базой, минуя посредника в виде торгового предприятия.
«Конечно, быстрые кредиты, которые выдаются в течение 30 минут, очень доходны, — объясняет «БО» Анатолий Вегерин, советник председателя
правления Банка Сбережений и Кредита, — но такие кредитные продукты уже не интересны банкам. Экспресс-кредит — это разовая продажа. Сегодня
человек взял кредит у тебя, а завтра пойдет в другой банк. Сейчас перед розничными банками стоит задача повысить лояльность клиентской базы».
Товарный кредит не привязывает клиента к банку, соглашаются с А. Вегериным коллеги из других ритейловых банков. Иногда заемщики даже толком
не знают, в каком банке они взяли кредит. Для них место подписания кредитного договора — салон «Эльдорадо». И нередко они звонят в «Русский
Стандарт», являясь клиентами, к примеру, «Хоум Кредита», и наоборот. Кредитуя в торговых сетях, банки работают на чужой брэнд.
«В отличие от товарного экспресс-кредита кредитная карта рассчитана на неограниченное количество контактов, — продолжает А. Вегерин (Банк
Сбережений и Кредита). — Она привязывает клиента к банку, позволяет продать держателю карты максимальное количество услуг (смс-банкинг,
интернет-банкинг, кредит на турпоездку, образовательный кредит, страховки и т.д.) и заработать на этих продажах комиссионные и маржу. Кредитная
карта позволяет сегментировать клиентскую базу, понять, на какие цели тратит человек заемные средства, и предлагать новые продукты адресно, с
учетом особенностей конкретного клиента».
Только самые смелые и продвинутые банкиры признаются в том, что пользуются услугами коучей
Популярность коучинга в банковской сфере продолжает возрастать. Эксперты объясняют это высокой стрессовой составляющей работы банкира и
желанием менеджеров взглянуть на себя и свою работу со стороны, дабы не погрязнуть в инструкциях и регламентах, а продолжать генерировать новые
бизнес-решения, которые сейчас необходимы быстро развивающимся кредитным организациям.
Взглянуть на себя со стороны
Коуч — консультант с таким широким кругом обязанностей, что даже не сразу понятно, что он делает в банке. О своем опыте сотрудничества с
коучем наиболее открыто и подробно рассказали в банке DeltaCredit. Там услуги консультанта понадобились представительнице топ-менеджмента
вице-президенту по развитию бизнеса банка Алле Цытович.
«Решение применить коучинг принимали Алла Цытович и председатель правления банка, — рассказывает директор по работе с персоналом банка
DeltaCredit Маргарита Денисенко. — У вице-президента были сложности с делегированием полномочий, а также проблемы, связанные с психологическим
настроем при общении с коллегами по бизнесу такого же уровня (например, акционерами банка), — требовалась более зрелая реакция».
До начала занятий
коуч общался с непосредственными руководителями вице-президента и с директором по персоналу, выясняя, какой результат они хотят получить. Затем
было две сессии (personal assessment) по три часа непосредственно с коучем и его коллегой. Коллегу привлекли, чтобы получить непредвзятые
взгляды двух разных людей на проблему. А еще коуч присутствовал на нескольких еженедельных собраниях Аллы, а также на ее индивидуальных встречах
с некоторыми сотрудниками.
В результате был получен психологический портрет Аллы, где коуч достаточно четко прорисовал все проблемные зоны, их источники и пути обхода.
Сама Алла Цытович оценивает работу консультанта достаточно высоко: «Мне этот коуч подошел тем, что он попал прямо в точку. Полагаю, что
консультант во время беседы меня довольно хорошо понял. Он смог сразу решить хотя бы небольшую задачу, а не стал хитрыми научными словами
рассказывать, что надо провести три анализа и четыре обследования».
При этом Алла говорит о том, что после прохождения курса ей и ее подчиненным стало спокойнее работать. «Мне стало гораздо проще понимать,
почему они поступают тем или иным образом, поэтому делегировать свои полномочия сотрудникам мне уже не так сложно», — объясняет банкир. В общем,
в DeltaCredit практика прижилась и, по словам Маргариты Денисенко, после опыта Аллы к коучам начали обращаться и другие сотрудники банка.