Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Банковское обозрение"

  Все выпуски  

Всё для банка. Банковское кредитование №1/2007


Банковское кредитование

Вышел в свет №1/2007

Уважаемые читатели!

Мы рады приветствовать вас на страницах журнала «Банковское кредитование» в 2007 году!

В первом номере мы ознакомим вас с перспективами изменений в законодательной базе, регулирующей деятельность кредитного рынка в 2007 году. Ответы на наиболее актуальные вопросы, касающиеся этой темы, можно найти в интервью с заместителем председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, президентом Ассоциации региональных банков России А.Г. Аксаковым, размещенном в рубрике «Новое в банковском регулировании».

Теме управления рисками посвящена статья А.А. Слуцкого, президента компании «Славянский финансовый центр» «Банковские риски: классификация для страхования», помещенная в рубрике «Кредитный блок: стратегия развития». В ней рассматривается возможность использования страхования в процессе управления банковскими рисками. Автором предлагается модель трансформации «банковского» определения «банковских рисков» в термины страхового законодательства с учетом действующей практики страхования. Мы надеемся, что предложения автора вызовут интерес специалистов, занимающихся банковскими рисками, что позволит обозначить и решить задачи адекватной страховой защиты от банковских рисков в максимальной степени комплексно и разносторонне.

В этой же рубрике можно ознакомиться со статьей А.В. Павлова, управ-ляющего партнера компании «ФБ Консалт» «CRM для корпоративного банкинга». Автор на основе своего опыта предлагает модель успешного проведения CRM-изменений в банке, что необходимо для формирования эффективного предложения кредитных продуктов различным клиентским группам. Эта проблема, безусловно, актуальна для большинства банков, поскольку российский банковский рынок трансформируется в высококонкурентный, и при этом пока одним из главных его отличий является невысокая степень клиентской ориентации.

Кредитные подразделения банков, в частности при кредитовании под залог, часто привлекают оценочные компании. В статье Д.М. Феофанова, директора департамента оценки группы компаний «Интелис» «Вопросы взаимодействия банков и оценочных компаний» определяются основные проблемы, возникающие при взаимодействии этих сторон, и даются рекомендации по их решению.

Мы уверены, что материалы, предлагаемые вам в этом номере журнала, вызовут ваш интерес и будут полезны в повседневной работе.

Инна Гусева,
главный редактор

Вопросы взаимодействия банков и оценочных компаний

Д.М. Феофанов
Группа компаний «Интелис», директор департамента оценки
Банки сегодня плотно сотрудничают с оценочными компаниями, в частности, при кредитовании под залог. Автор статьи предлагает пути решения таких актуальных задач как достижение эффективного результата при взаимодействии банка и оценочной компании, анализ типовых ошибок, совершаемых при работе с оценщиками. Автор определяет основные проблемы, возникающие при взаимодействии этих сторон, и дает свои рекомендации по их решению.


Оценочная деятельность постепенно становится все более и более востребованной во всех секторах экономики, и зачастую услуга по оценке того или иного актива является необходимостью для совершения тех или иных действий со стороны ее заказчика. Многие банки требуют от потенциального заемщика провести независимую оценку залогового обеспечения, поэтому наиболее распространенной ситуацией, при которой банки взаимодействуют с оценочными компаниями, является кредитование под залог.

Как банки взаимодействуют с оценочными компаниями?

Ниже проанализирована информация о взаимодействии банков с оценочными компаниями, предоставленная одним из ведущих банков страны на одной из конференций. Данный материал собран путем непосредственного опроса и анкетирования сотрудников российских банков.

Как видно из представленной выше диаграммы, далеко не все банки и далеко не всегда прибегают к услугам независимых оценщиков. По всей вероятности, в тех случаях, когда банки не привлекают независимых оценщиков, они проводят оценку залогового обеспечения своими силами, поскольку на сегодняшний день многие кредитные учреждения имеют в штате достаточно квалифицированных оценщиков.

Содержание собственного отдела оценки имеет ряд плюсов:

  • практически исключена возможность для заемщика повлиять на результат оценки с целью его завышения;
  • появляется некоторое конкурентное преимущество перед другими банками, так как на этапе рассмотрения заявки потенциальный заемщик не несет расходов на оценку залогового обеспечения;
  • параллельно с оценкой сотрудники банка могут изучить ликвидность залога.

К минусам можно отнести:

  • затраты на содержание отдела оценки в большинстве случаев выше, чем регулярное привлечение сторонней оценочной компании;
  • все затраты на оценку залога целиком несет банк.
  • Из вышеприведенной диаграммы следует, что только 37% банков имеют постоянных партнеров по оценке. Значит, все остальные банки работают с отчетами разных компаний, о существовании которых они, возможно, раньше даже не слышали.

    Из третьей диаграммы можно сделать вывод, что существуют две крайности восприятия отчета об оценке залогового обеспечения. Отчетам аккредитованных оценочных компаний доверяют, некоторые (13%) даже не проверяют, а все остальные проверяются сотрудниками банка. Безусловно, отчеты оценщиков проверять нужно, но если банк проверяет отчет аккредитованной компании, то есть той, которой он доверяет, то очередная проверка результатов оценочной работы займет гораздо меньше времени, так как банку уже знаком формат написания отчетов этой компании, а опасность заказного материала невелика.

    Как следует из вышеприведенных данных, банки в целом не слишком удовлетворены сотрудничеством с оценочными компаниями.

    Диаграмма 1.
    Привлекаются ли оценочные компании
    для оценки активов для целей залога
     
    Диаграмма 2.
    Как организована работа
    с оценочными компаниями
         
    Диаграмма 3.
    Как организована работа с отчетами
    оценочных компаний
     
    Диаграмма 4.
    Степень удовлетворенности работой
    оценочных компаний

    Основные проблемы при взаимодействии банков и оценочных компаний

    Потенциальный заемщик, а именно он в большинстве случаев выступает заказчиком оценки, заинтересован в том, чтобы оценочная стоимость его имущества была максимальной. Банк, естественно, такой подход не устраивает, так как в случае невозврата кредита он будет вынужден погасить свои убытки, реализовав заложенное имущество. Так как вследствие завышенной оценки сумма кредита была существенно больше реальной стоимости залогового обеспечения, вероятность того, что банк сможет покрыть все свои убытки по данному заемщику, невелика. К тому же срок, отведенный банку на реализацию залога, очень мал. Так мы подошли к первой проблеме взаимодействия банков и оценочных компаний. Обозначим ее «порядочность оценщика».

    Данная проблема вызвана конфликтом интересов заемщика и банка, так как первый заинтересован в максимальной сумме кредита при минимальном залоговом обеспечении, а второй заинтересован в том, чтобы выручка от продажи залога покрывала задолженность заемщика. Для решения этой проблемы в части взаимодействия сторон с оценщиком банк должен сам отбирать оценочные компании, отчетам которых он будет доверять. При этом оценщик должен понимать, что его клиентом является банк, несмотря на то что услуги по оценке оплачивает заемщик, и будучи уличенным в завышении стоимости залога, он потеряет клиента, который регулярно снабжал его заказами.

    Если оценочная стоимость не отражает действительной стоимости залога, это еще не означает, что оценщик вступил в сговор с заемщиком и намерено завысил стоимость объекта. Это можно объяснить также и ошибками, совершенными оценщиком в своих расчетах. Так мы переходим к следующей проблеме — «компетенция оценщика». Суть данной проблемы заключается в том, что оценщики, определяющие стоимость залога, или имеют низкий профессиональный уровень, или просто халатно относятся к своей работе. Эту проблему можно решить тестированием оценщиков на их профессиональную пригодность. Безусловно, всех оценщиков проверить невозможно, и это лишний раз доказывает необходимость создания узкого круга аккредитованных оценочных компаний, которые будут испытываться на профпригодность.

    Следующую проблему мы назовем «информативность отчета об оценке», и причиной ее как правило является неучастие банка в постановке задания на оценку. Многие банки жалуются на оценщиков, что они ограничиваются определением рыночной стоимости объекта, а банковским сотрудникам потом приходится определять ликвидационную стоимость объекта, строить прогнозы ее изменения в период действия кредитного договора, проводить анализ возможных издержек при реализации объекта. Но у оценщика в договоре четко прописано требование «определить рыночную стоимость объекта», за это он получает деньги, и проблемы, возникающие перед сотрудниками банков, его не интересуют. А если бы в процессе заключения договора на оценку участвовал банк, то он бы имел возможность включить все интересующие его вопросы в задание на оценку.

    Как банкам нужно взаимодействовать с оценщиками

    В заключение хотелось бы подвести итоги и дать несколько советов банкам по организации совместной работы с оценочными компаниями.

    Необходимо сформировать...

    Продолжение статьи>>>
    http://reglament.net/bank/credit/2007/1/statya.htm



    Также в журнале читайте:

    Законодательная база кредитного рынка — перспективы 2007
    Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, президент Ассоциации региональных банков России А.Г. Аксаков полагает, что уже в самое ближайшее время следует решить ряд актуальных проблем правового характера в целях повышения конкурентоспособности российских банков. По его информации, которой он поделился с корреспондентом ИД «Регламент», в российском парламенте уже идет работа над подготовкой соответствующих корректив в действующее законодательство.
    В.А. Путиловский, ОргрэсБанк
    Информационная база анализа уровня кредитного риска, связанного с банком-контрагентом
    Одним из основных способов контроля кредитных рисков при проведении межбанковских операций является дистанционный анализ финансового состояния банков-контрагентов. Практика показывает, что несмотря на то что аналитик, перед которым поставлена задача исследования финансового состояния банка и его устойчивости, получает в свое распоряжение достаточно полный набор необходимой исходной информации, все же без ее предварительной обработки результат анализа, скорее всего, будет неверным.
    И.Е. Покаместов, ЗАО АКБ «Банк Сосьете Женераль Восток»,
    И.М. Табаев, МЭСИ
    Современные способы финансирования коммерческого кредита
    В связи с вступлением России в ВТО снизятся барьеры для российских компаний в международной торговле, а также увеличится доступность российского рынка для зарубежных компаний. Значительная часть международных торговых операций связана с различными видами отсрочек платежа, поэтому вместе с ростом объемов таких операций возрастет и потребность в их финансировании. В статье авторы описывают механизм реализации международной форфейтинговой сделки.
    А.А. Слуцкий, Славянский финансовый центр
    Банковские риски: классификация для страхования
    Проблема управления банковскими рисками сегодня актуальна для большинства банков. Автор рассматривает возможность использования страхования в процессе управления банковскими рисками. Одной из проблем, препятствующих эффективному взаимодействию страховщиков и банкиров, является неполное понимание сторонами специфических особенностей и правовых границ деятельности друг друга. В этой связи, по мнению автора, актуальным является приведение взглядов страховщиков и банкиров «к одному знаменателю».
    А.В. Павлов, «ФБ Консалт»
    CRM для корпоративного банкинга
    Российский банковский рынок проявляет симптомы трансформации в высококонкурентный, при этом одним из главных его отличий является существенно меньшая степень клиентской ориентации. В связи с этим проблемы формирования эффективного предложения кредитных продуктов для различных клиентских групп становятся особенно актуальными. Автор на основе своего опыта предлагает модель успешного проведения стратегических CRM-изменений.
    Д.М. Феофанов, Группа компаний «ИНТЕЛИС»
    Вопросы взаимодействия банков и оценочных компаний
    Банки сегодня плотно сотрудничают с оценочными компаниями, в частности, при кредитовании под залог. Автор статьи предлагает пути решения таких актуальных задач как достижение эффективного результата при взаимодействии банка и оценочной компании, анализ типовых ошибок, совершаемых при работе с оценщиками. Автор определяет основные проблемы, возникающие при взаимодействии этих сторон, и дает свои рекомендации по их решению.
    В.А. Подунова, компания «i-FREE»
    Мобильный банкинг — эффективный канал коммуникации банка с клиентом
    Развитие современных мобильных технологий позволяет банкам существенно расширить возможности коммуникации со своими клиентами. Мобильный банкинг как наиболее актуальный и передовой инструмент управления банковским счетом гарантирует повышение лояльности вкладчиков и тем самым обеспечивает банкам важные преимущества, что особенно важно в условиях высокой конкуренции в банковском секторе.
    А.В. Мельникова, компания «Intergated Services Group» (ISG)
    Ю.В. Шевчук, компания «Intergated Services Group» (ISG)
    Оптимизация процесса предкредитной обработки. Эффективное принятие решений
    В понятие предкредитной деятельности включаются этапы обработки заявки на кредитный продукт с момента ее получения до принятия решения о выдаче кредита. В ходе предкредитной обработки заявки определяется ряд параметров кредитного продукта, например, кредитный лимит или максимально допустимый срок кредитования. Без автоматизации предкредитной обработки невозможно обеспечить оперативность рассмотрения большого количества заявок, выдержать конкурентоспособные сроки ответа потенциальному заемщику.



    Подписаться на журнал можно:


    В избранное