Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Банковское обозрение"

  Все выпуски  

Всё для банка. Банковское обозрение 7/2006



Банковское обозрение №7
   
Читайте в свежем номере:


Гастрономический подход к банковскому бизнесу
Как построить розничный банк на 100 точек продаж всего за 40 млн долларов
«Седьмой континент» купил банк и открывает его офисы во всех своих магазинах числом более сотни. В прошлом году количество покупателей этой торговой сети превысило 60 млн человек. Теперь это не просто люди с тележками и корзинками, из которых выглядывают то рыбий хвост, то горлышко бутылки. Это вкладчики. Заемщики. Плательщики. Обмен валют. Денежные переводы.

Розница без границ

Старый принцип событийной журналистики гласит: если собака покусала человека — это еще не новость. Еще куда ни шло, если она покусала президента. Суперновость — это когда президент покусал собаку. В этом смысле покупка банка «Финсервис» сетью супермаркетов «Седьмой континент» (на паях с Собинбанком, 51/49%) не знает себе равных на российском рынке.

Новостью является вовсе не то, что продуктовый, хотя и очень большой магазин прикупил непрофильный актив. Как сказала по этому поводу аналитик Альфа-Банка Наталия Орлова, «покупка банка торговым предприятием, на мой взгляд, не является прецедентом. Я думаю, что многие сделки такого рода не находили отражения в прессе. Покупка карманного банка несколько лет назад была нормальной практикой, и, наверно, значительное количество таких банков по сию пору существуют в качестве расчетных центров. Эти банки не стали «публичными», не работают на базе торговых сетей, потому что место в торговых залах заняли крупные универсальные банки, у которых выше квалификация, больше капитал».

Поэтому новостью является не приобретение банка «Седьмым континентом», а именно желание сети супермаркетов развивать приобретенный банк, заниматься банковским бизнесом, банковской розницей, кредитованием клиентов. До конца июня планируется открыть 80 мини-офисов банка на территории супермаркетов «Седьмой континент» в Москве. На очереди Санкт-Петербург и Калининград — до конца года количество офисов банка вырастет до 100. Всего же в сети «Седьмой континент» сейчас 120 магазинов, и компания планирует в ближайшей перспективе открытие супермаркетов под своей вывеской в Челябинске, Рязани, Калининграде, Реутове, Красноярске и Уфе. Очевидно, что в будущем году количество банковских офисов в магазинах «Седьмой континент» перевалит за сотню. Такая розничная сеть позволит включить безвестный ранее банк «Финсервис» в число лидеров банковской розницы по количеству точек продаж. О других плановых показателях приобретенного банка партнеры предпочитают не говорить, но, конечно же, они рассчитывают, что клиентура «Седьмого континента», вполне состоятельная в финансовом и социальном плане, станет клиентурой банка. Офисы банка наполнятся «самотеком». Одной и той же сетью поймают одну и ту же рыбу — дважды.

Что продаем?

Надо понимать, что вся эта армия банковских офисов будет организована совершенно по иному принципу, нежели существующие банковские подразделения и точки продаж потребительских кредитов, арендующие площади в торговых залах. Как справедливо заметила Н. Орлова (Альфа-Банк), «когда банк приходит в супермаркет «на общих основаниях», просто арендуя площадь, то его задачей является выдача максимального количества кредитов вне зависимости от того, на что выдаются эти кредиты. Банку все равно, что покупает клиент. А в случае участия супермаркета в капитале банка логично предположить, что магазин будет заинтересован, чтобы банковские продукты «продавали» те или иные товары самого супермаркета. Может быть, появится прецедент более направленного использования кредитного рычага для продажи определенных продуктов».

Соответственно, продолжает эксперт, распределяются роли партнеров, совладельцев приобретенного «Финсервиса». «Целью этого проекта, его движущей силой является увеличение продаж «Седьмого континента», — говорит аналитик Альфа-Банка. — А участие Собинбанка, на мой взгляд, может быть техническим. Хотя партнеры приобрели «Финсервис» почти 50х50, большая доля все же принадлежит «Седьмому континенту». Но в конечном итоге, разумеется, все будет зависеть от того, как партнеры выстроят свою продуктовую политику, свою стратегию».

Косвенно подтверждая эту мысль, «Банковскому обозрению» сообщили в «Седьмом континенте», что покупка доли банка «Финсервис» позволит компании «Седьмой континент» эффективно развивать супермаркеты как точки комплексных продаж и значительно повысить такие ключевые показатели финансовой деятельности, как средняя сумма чека, выручка. В соответствии со статистическими данными сумма чека при оплате платежными картами значительно превышает сумму чека при оплате наличными. Увеличение суммы чека неразрывно связано с увеличением роста товарооборота розничной сети.

Приобретение банка также...

Продолжение >>>
http://bo.bdc.ru/2006/7/7_kontinent.shtml

Райффайзенбанк идет в массы
Йоханн Йонах: «Вопрос с брэндом Импэксбанка еще не решен»
Райффайзенбанк всегда считался одной из наиболее успешных «дочек» иностранных банков в России. В январе этого года в банке сменилось руководство и новым председателем правления «Райффайзенбанк Австрия» стал Йоханн Йонах — человек, имеющий большой опыт работы в России, странах Центральной и Восточной Европы. Его приход почти сразу же ознаменовался крупной сделкой — приобретением Импэксбанка. Йоханн Йонах поделился с «Банковским обозрением» своим видением ситуации на российском рынке и места Райффайзенбанка на нем, а также рассказал о планах кредитной организации на ближайшую перспективу.
— Господин Йонах, почему вы решили принять предложение занять пост председателя правления ЗАО «Райффайзенбанк Австрия», российской дочерней структуры Райффайзен Интернациональ Банк-Холдинг АГ (Райффайзен Интернациональ)? Ограничен ли ваш контракт какими-то конкретными сроками?

— Я не первый раз в Москве. Мне пришлось работать здесь в очень интересное время — с 1990 по 1995 год, когда я возглавлял представительство Райффайзен Центральбанка Австрия АГ в странах СНГ. Тогдашняя ситуация в банковском секторе сильно отличалась от нынешней. Поэтому сейчас мне было интересно посмотреть, что изменилось в целом и в каком направлении продвинулся российский рынок. Так что мне не пришлось долго раздумывать.

Что касается моего контракта, наши стандартные сроки — три года. Затем существует возможность продления.

— Расскажите, пожалуйста, о своих первых впечатлениях от пребывания в России и работы в новой должности?

— Банки, существовавшие десять лет назад, исчезли с рынка, зато появились другие. И рынок стал совершено иным, чем 10—15 лет назад. Банковский бизнес сильно отличается от того, который был тогда.

Хочу отметить, что местные банки стали гораздо профессиональнее. Виды банковской деятельности приобрели стандартный формат, как и во всем мире. И это нормальный путь развития. Единственное, что удивляет: как быстро все это произошло.

— Вы работали в Польше, Болгарии, Украине, хорошо знаете банковский рынок Восточной Европы. Могли бы вы в нескольких словах обрисовать особенности каждого из рынков этих стран?

— В Польше ситуация почти такая же, как в других странах Центральной и Восточной Европы, вошедших в Европейский Союз. Конечно, следует учитывать, что я работал в Польше в 1996 году, когда ситуация там была гораздо хуже, чем в настоящее время. За десять лет много что изменилось. Следует отметить, что польский банковский сектор развивался гораздо динамичнее, чем в других странах Центральной и Восточной Европы. Стала другой структура банковского бизнеса, пришли крупные стратегические инвесторы, которые сейчас контролируют польский банковский рынок. Сейчас, если сравнивать Австрию и Польшу, по количеству банковских продуктов, их стоимости разницы практически нет.

В Болгарии ситуация немножко другая. Болгария готовится стать членом европейского сообщества примерно через год. В то время, когда я там работал (2000—2003 годы), было очень интересно наблюдать, как страна только начинала свой путь цивилизованного развития банковского бизнеса, который она, кстати, тоже прошла довольно быстро. В Болгарии политика регулирующих органов была в первую очередь направлена на прозрачность бизнеса, велся строгий контроль банковских операций в целях недопущения каких-то подозрительных схем. Я проработал там три года и могу сказать, что те изменения, которые происходили буквально у меня на глазах, впечатляли. Уровень услуг болгарских банков сейчас не уступает международным стандартам. При этом на рынке очень высокая конкуренция между банками.

Развитие украинского финансового рынка, по-моему, не так уж сильно отличается от российского. Там за последний год произошли существенные перемены в том числе и в связи с тем, что Райффайзенбанк купил второй на рынке банк Украины — «Аваль». После Райффайзенбанка многие другие стратегические инвесторы предприняли такие же шаги. Поэтому на украинском рынке также можно ожидать довольно серьезных изменений.

— Каковы, на ваш взгляд, специфические черты и особенности российского банковского рынка?

Продолжение >>>
http://bo.bdc.ru/2006/7/raffaisen.shtml

А также на сайте bo.bdc.ru открыт в полный доступ 6(июньский) номер журнала:


Ребрэндинг, который в 2005 году был модой для «крупняка», в 2006 году превращается в моду для всех более или менее крупных банков: вслед за ВТБ, Альфа-Банком и «Уралсибом» «реконструкцией» своего имиджа занялись финансово-кредитные структуры рангом поменьше. Эксперты объясняют это просто: банки видят в ребрэндинге шанс уцелеть в условиях растущей конкуренции, а если уж не повезет, то хотя бы возможность привлечь щедрого покупателя. Однако для многих финансовых организаций ребрэндинг «в сухом остатке» может оказаться не спасением, а ловушкой: в случае неудачи он чреват не только огромными финансовыми потерями, но и массовым оттоком клиентов. А причиной неудачи может стать все — от «провальной» рекламной кампании в СМИ до нехватки стульев в отделениях и перебоях в работе компьютеров. Не говоря уже о «человеческом факторе» — качестве обслуживания клиентов в том или ином банке.



Узнать как подписаться на журнал можно на сайте "Банковского обозрения" http://bo.bdc.ru/subscr.shtml

Или через интернет-магазин Издательского дома "Регламент" http://reglament.net/items.htm


В избранное