Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Банковское обозрение"

  Все выпуски  

Всё для банка. Банковский ритейл 1/2006


Банковский ритейл

Вышел в свет №1/2006

Уважаемые друзья, Издательский дом «Регламент» продолжает уникальную акцию по бесплатной подписке на электронную версию издания «Банковский Дайджест-Капитал». До конца апреля вы сможете абсолютно бесплатно скачивать еженедельную электронную версию Дайджеста, получая оперативную аналитику, что называется из первых рук!

Для оформления бесплатной подписки Вам необходимо прислать на адрес market@bdc.ru следующие данные:

-Адрес своей электронной почты
-Название Вашей организации
-ФИО
-Телефон:

В теме письма укажите: "электронная версия".


Уважаемые читатели!

Представляем вам первый номер журнала «Банковский ритейл» — издание для специалистов в сфере розничного бизнеса кредитных организаций. Давая старт новому проекту Издательского дома «Регламент», мы хотели восполнить информационный пробел: среди множества банковских и финансовых изданий на рынке нет продукта, специализирующегося исключительно на проблематике банковского ритейла. И это при том, что по темпам роста розничные услуги опережают все другие направления банковской деятельности!

Мы видим свою задачу в создании современного динамичного издания, не только обеспечивающего специалистов кредитных организаций методической информацией по вопросам розничного бизнеса, но и являющегося площадкой для профессионального обсуждения наиболее острых проблем. Так, в рубрике «Актуальная информация» заместитель председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам А.Г. Аксаков комментирует законопроекты в области банковской деятельности, готовящиеся к принятию Государственной Думой.

Становление ритейла как одного из самых доходных бизнесов кредитной организации влечет за собой необходимость эффективного управления рисками. Не секрет, что сегодня многие банки сталкиваются с ухудшением качества портфелей потребительских кредитов, особенно в сегменте экспресс-кредитования. О практическом решении этой и других проблем пойдет речь в материалах рубрики «Риск-менеджмент».

Зная, как мало времени остается у сотрудников банков на то, чтобы самостоятельно осуществлять мониторинг рынка, мы будем размещать в журнале аналитические материалы, подготовленные авторитетными экспертами.

В частности, в рубрике «Рынок розничных услуг» публикуются выдержки из последнего обзора национального рейтингового агентства «Рус-Рейтинг», а также интервью с его генеральным директором Р. Хейнсвортом и аналитиком В. Белозеровой. Практическую пользу, безусловно, принесет и статья руководителя блока «Розничный бизнес» Промсвязьбанка В.В. Кардашова, рассказывающая о современных подходах к организации банковского розничного бизнеса.

В рубрике «Розничные продукты в банке» мы планируем знакомить читателей с наиболее интересными предложениями из продуктовой линейки российских банков.

В наши дни многие специалисты-практики пришли к выводу, что основным конкурентным преимуществом в борьбе за потребителя становятся маркетинговые технологии продвижения розничных продуктов. Этим технологиям посвящена рубрика «Маркетинговая стратегия».

Расширять свое присутствие на рынке, выигрывать в конкурентной борьбе невозможно без современных IT-решений: рубрика «Программное обеспечение розничного бизнеса» знакомит с инновационной разработкой НКО «Рапида» — продуктом «АнтиОчередин», предоставляющим клиентам дистанционный платежный сервис.

Мы надеемся, что специалисты розничных подразделений банков найдут в нашем издании ответы на многие вопросы. От души желаем, чтобы весеннее обновление сопровождалось расцветом вашего розничного бизнеса!

Алла Гусева,
главный редактор

Создание корпоративного стиля банка в сфере розницы
В.Ю. Пахомов
Международный университет в Москве (гуманитарный), зав. кафедрой коммуникационного менеджмента, президент Национального института изучения репутации
Сегодня в условиях жесткой конкуренции на розничном рынке клиенты ориентируются при выборе банка не на финансовые показатели кредитных организаций и даже не на параметры предлагаемых розничных продуктов и услуг (которые у ведущих банков сопоставимы), а на эмоциональное восприятие банка, складывающееся в первую очередь под воздействием его корпоративного стиля. В статье на примере лидеров розничного рынка раскрываются особенности формирования корпоративного стиля банка, рассматриваются проблемы целостного восприятия аудиторией бренда.
Банковская «общественность» и банковские коммуникации

Банки едва ли не самыми первыми в новой России озаботились проблемой построения грамотных коммуникаций со своей общественностью. В середине 90-х годов они ориентировались на самые разные целевые аудитории — от Правительства до пенсионеров. Глобальной идеей, лежавшей в основе банковских коммуникаций того периода, была идея лидерства в экономике. Эта идея реализовалась посредством разработки определенных тем, общих для всех банков. Ведущей темой 1994 и в еще большей степени кризисного 1995 года была тема надежности. Затем одна за другой на первое место выходили идеи близости к власти, международного признания, высокого технологического уровня банковских услуг.

Кризис 1998 года нанес сокрушительный удар по репутации банков и изменил имиджевые доминанты. На смену крупным «олигархическим» банкам пришли относительно небольшие банки «новой волны», заинтересованные в деньгах корпоративных клиентов, а не населения. Идея лидерства отрасли была «похоронена». Ведущей идеей позиционирования стали услуги, а имидж выстраивался на выполнении банками своих обязательств и четкости работы. Восстановление банковской системы после кризиса привело к усилению коммуникационной активности банков и повторному их обращению к ритейлу. Вследствие медленного темпа развития промышленности (исключая сырьевые отрасли, которые обслуживаются банками, аффилированными с крупнейшими компаниями) основным ресурсом роста пассивов банковской системы уже в 2003 году стали частные сбережения. По некоторым оценкам рынок розничных банковских услуг (вклады, операции по пластиковым картам, все виды потребительского кредитования, кроме ипотечного) составлял в России на конец 2005 года свыше триллиона рублей.

Поэтому неудивительно, что «в розницу» устремились не только относительно небольшие банки, такие, как «Русский Стандарт», «ДельтаКредит», «Хоум инвест», но и крупнейшие банки с иностранным участием (Райффайзенбанк, Международный Московский Банк, Ситибанк), а также лидеры российской банковской системы — Внешторгбанк, Росбанк, Альфа-Банк и Газпромбанк (не говоря о Сбербанке и Банке Москвы, для которых розница всегда была важнейшим направлением работы). В итоге сегодня конкуренция на рынке банковского ритейла заметно возросла. Более того, по мнению вице-президента МДМ-банка Ильи Разбаша, «с появлением системы страхования вкладов вопрос о надежности кредитных организаций уже не является столь актуальным для населения, как прежде. У первой тридцатки банков, которые, по сути, делят между собой розничный рынок, продуктовая линейка, условия и качество предоставляемых услуг принципиально не различаются. Поэтому сейчас важно понять, что именно и в какой форме следует предлагать населению»1.

Банковский бренд и корпоративный стиль

В условиях когда почти все банки так или иначе вынуждены обращаться с предложением своих услуг к частным клиентам, стремительно растет значимость банковского бренда и, в частности, корпоративного стиля банка. Объясняется это тем, что при выборе банка клиенты прежде всего ориентируются не на финансовые показатели или процентные ставки, а на свое эмоциональное восприятие банка, складывающееся в первую очередь на основе его корпоративного стиля.

Корпоративный стиль — это ряд при- емов, которые способствуют формированию благоприятного имиджа компании, призваны усиливать эффективность ее контактов с потребителями. Корпоративный стиль ведет к росту репутации и известности на рынке, вызывает доверие партнеров и является важным шагом к узнаваемости бренда компании.

Нередко происходит смешение двух терминов: корпоративный стиль и фирменный стиль. Как справедливо заметил арт-директор креативной студии «Артоника» (одной из ведущих российских компаний, много лет работающих с банками) Дмитрий Черногаев, будучи сходными, эти понятия различаются так же, как термины «корпорация» и «фирма». Первое понятие означает гораздо более сложную структуру, чем второе. В корпорации существуют многочисленные и достаточно непростые связи между разными подразделениями. Поэтому если разработка фирменного стиля предполагает работу над одномерным брендом, то создание корпоративного стиля — построение сложной конструкции, в которой структурные элементы стиля находятся в сложной взаимосвязи. Причем обязательным является как единство стиля отдельных суббрендов, так и разнообразие вариаций в рамках этого стиля.

Элементы корпоративного стиля как не-отъемлемой части брендинга по-разному определяются исследователями и практиками. Все сходятся на том, что в корпоративный стиль входят следующие внешние атрибуты:

  • логотип (русский, английский),
  • визитная карточка,
  • фирменный бланк,
  • фирменный конверт (евростандарт),
  • фирменное сочетание цветов,
  • набор используемых шрифтов,
  • слоган или девиз компании,
  • рекламный символ фирмы (определенный персонаж или образ, закрепленный за фирмой и/или выражающий суть ее деятельности),
  • фирменная папка,
  • фирменные пакеты,
  • сувенирная продукция,
  • квартальные календари,
  • фирменная упаковка (или упаковочная бумага),
  • правила оформления рекламной и представительской продукции (brand book),
  • оформление наружной рекламы и POS-материалов.

Этот перечень может быть расширен.

В частности, иногда элементами корпоративного стиля становятся и совсем неожиданные атрибуты. Зарегистрированным товарным знаком является запах в кофейнях Starbucks. Так же как и щелчок зажигалки Zippo, ранее описываемый для регистрации как буквосочетание «чпокккафс», произнесенное на протяжении двух миллисекунд, а сейчас зарегистрированный с помощью звукового файла2.

Но вот являются ли элементами корпоративного стиля определенные внутрифирменные стандарты — этот вопрос остается дискуссионным до сих пор. Кто-то склонен жестко ограничивать понятие «корпоративный стиль» (отметим, что понятия «корпоративный» и «фирменный» все же чаще употребляются как синонимы) приведенным выше блоком фирменных констант. А некоторые воспринимают всю систему коммуникаций бренда и компании как стилистически целостную, подразделяя ее для удобства на визуальную, аудио- и вербальную составляющие. И если для Сбербанка нелюбезность и невысокая квалификация низового персонала или долгое ожидание в очередях — регулярный признак, то это, исходя из расширенной трактовки, — элемент его фирменного стиля, правда, возникший не в силу сознательного формирования корпоративных стандартов, а спонтанно.

Сами банки часто склонны к расширительному пониманию фирменного стиля. Так, Чувашкредитпромбанк провозглашает, что «фирменный стиль банка — это оперативность работы с клиентами»3. А Башкирский железнодорожный банк фирменным стилем работы считает «оперативное и качественное обслуживание физических и юридических лиц с учетом их индивидуальных требований, гибкость тарифной политики»4.

Продолжение статьи>>>



Также в журнале читайте:




НОВОСТИ РОЗНИЧНОГО БИЗНЕСА
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
Актуальные проблемы банковского законодательства
В России продолжается процесс формирования эффективного банковского законодательства. И хотя сегодня решены далеко не все проблемы правового характера, в этом направлении сделано очень много, считает Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам А.Г. Аксаков.

Жилищная ипотека в России сегодня и завтра
Формирование в России системы жилищного ипотечного кредитования сопряжено с целым рядом проблем. Это подтвердил состоявшийся в конце прошлого года в Москве Первый международный конгресс «Новые проекты жилищного финансирования, ипотечного кредитования и накопительных схем приобретения жилья».
Тенденции рынка потребительского кредитования
В декабре 2005 года в Москве прошел Второй всероссийский конгресс «Рынок потребительского кредитования: спрос и предложение», организованный Информационным агентством АК&М при поддержке Ассоциации региональных банков России, Российского Совета Торговых Центров и Ассоциации РАТЭК.
«Карманные» кредитные бюро в России: время ломать стереотипы
Под таким названием 15 февраля 2006 года состоялся круглый стол, организаторами которого выступили Home Credit & Finance Bank, Бюро кредитных историй Global Payments Credit Services и Global Payments Inc.
Балтийское предложение на российском банковском рынке
На российский рынок вышла ведущая финансовая группа Балтии — Hansabank Group. О планах развития Банка в России рассказывает Председатель Правления Hansabank Друвис Мурманис.
Что год грядущий нам готовит?
Подводя основные итоги экономического развития страны за прошедший год, авторский коллектив предлагает вниманию читателей прогноз основных макроэкономических показателей и важнейших социальных индикаторов на текущий год.
Российские банки в розничном бизнесе
О проблемах в области ритейла, стоящих перед российскими банками, беседует с Генеральным директором национального рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Ричардом Хейнсвортом и аналитиком агентства Викторией Белозеровой главный редактор журнала Алла Гусева. Публикуются выдержки из последнего обзора агентства, содержащие комментарии ключевых тенденций банковского ритейла.
В.В. Кардашов, АКБ «Промсвязьбанк»
Как сделать розничный бизнес успешным
Практический подход к частному клиенту
Статья посвящена современным подходам к организации банковского розничного бизнеса, стратегиям успешного потребительского кредитования, возможностям расширения каналов дистрибуции розничных продуктов, включая развитие системы интернет-банкинга и мобильного банкинга, а также технологиям построения перекрестных и дополнительных продаж.
О розничном бизнесе и о себе: основные тенденции ритейла от банков-лидеров
В этом материале банки — лидеры розничного рынка подводят итоги прошедшего года и делятся своими планами на 2006 год.
И.А. Зарипов, ВЗФИ
Private banking в России
В статье говорится об особенностях развития Private banking (PB) в России, рассмотрен весь спектр услуг частного банкинга, его инфраструктурные составляющие, раскрыты преимущества услуг PB российских банков.
Э.В. Мальцев, ОАО «Ханты-Мансийский банк»
Скоринговые системы в кредитовании физических лиц
Сегодня важным конкурентным преимуществом для банков становится качество управления рисками при кредитовании физических лиц. В материале освещаются различные подходы, лежащие в основе применяемых российскими банками скоринговых методик, предложена модель оценки эффективности скоринговых систем.
Т.С. Мартынова, Кредитное бюро «Global Payments Credit Services»
Бюро кредитных историй. Взгляд изнутри
Активное развитие рынка потребительского кредитования сталкивается с серьезной проблемой — ухудшением качества портфелей розничных кредитов. Один из способов ее решения — использование банками сведений об истории заемщика. Автор публикации, работая в одном из первых зарегистрированных бюро кредитных историй, анализирует противоречивость и сложность процесса становления БКИ в России.
Т.В. Пономаренко, компания СТК
Портрет потребителя банковских кредитов
Статья написана по результатам маркетингового исследования «Портрет потребителя банковских кредитов», проведенного в конце 2005 года специалистами Департамента маркетинга Компании СТК.
В.Ю. Пахомов, Международный университет в Москве (гуманитарный)
Создание корпоративного стиля банка в сфере розницы
На примере лидеров розничного рынка раскрываются особенности формирования корпоративного стиля банка, рассматриваются проблемы целостного восприятия аудиторией бренда банка.
В.В. Насочевский, НКО «Платежная система «РАПИДА»
Нет — очередям!
До сих пор банки не сумели предложить массовому клиенту по-настоящему простого, доступного и явно необходимого ему дистанционного платежного сервиса. Автор статьи — разработчик комплексной системы дистанционного обслуживания. Особый интерес для розничных банков представляет новый продукт платежной системы «Рапида» — «АнтиОчередин».



Подписаться на журнал можно:


В избранное