Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск посвящен изменениям, вносимым в книги продаж и покупок, а также отдельным вопросам исчисления налога на прибыль


БАЛАНС

 

Возможность получать подобна океану. Проблема состоит в том, что большинство людей подходит к этому океану возможностей с чайной ложкой.

ГРУППА КОМПАНИЙ

630004, г. Новосибирск, ул. Ленина, 52, оф. 503 506 тел./факс: +7 (383) 212-06-51, 212-06-52, 212-06-53 e-mail: info@balans.ru, http//www.balans.ru



  1. О внесении изменений в книгу продаж, книгу покупок с применением дополнительных листов
  2. Капитальные расходы по арендованному имуществу
  3. Выплаты при разъездном характере работ

Налоговый практик N 41

   30 октября, 2006
С 15 октября НОУ «Баланс» зарегистрировано в Ассоциации Присяжных Сертифицированных Бухгалтеров (АССА) г. Лондон и является официальным провайдером учебных программ АССА.
Подробнее...

Все новости

О внесении изменений в книгу продаж, книгу покупок с применением дополнительных листов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.06г. №283 утверждены изменения, которые вносятся в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.00г. №914.

Пожалуй, наиболее ярким новшеством в Правилах стал порядок изменения записей в книге покупок и книге продаж.

Новая редакция Правил требует оформлять исправление ошибок в дополнительных листах этих книг. Отметим, что алгоритм исправления в книге покупок и книге продаж несколько различается.

Изменения, вносимые в книгу покупок

Согласно разъяснениям представителей Минфина, данным в Письме от 27.07.06г. №03-04-09/14, в случае отражения в книге покупок «входящих» счетов-фактур, составленных с нарушением требований НК РФ (п.5 и п.6 ст.169), в дополнительном листе книги покупок производится запись об аннулировании этих счетов-фактур, независимо от того, какой конкретно реквизит счета-фактуры заполнен неверно или отсутствует.

Таким образом, если плательщик обнаружит, что в книге покупок за предыдущие налоговые периоды по одному или нескольким счетам-фактурам неточно отражена сумма принятого к зачету НДС, то он должен поступить следующим образом.

Во-первых, аннулировать счет-фактуру, который содержит ошибочную сумму НДС.

Во-первых, аннулировать счет-фактуру, который содержит ошибочную сумму НДС.

Во-вторых, подать уточненную декларацию за период, в котором допущена ошибка. При этом сумму предъявленного к зачету НДС нужно уменьшить на сумму налога аннулированного счета-фактуры.

В-третьих, учесть правильную сумму НДС по нему в декларации за текущий налоговый период.

Эта процедура сопровождается оформлением дополнительного листа к книге покупок за период, в котором допущена ошибка.

В строку «Итого» дополнительного листа следует перенести из книги покупок за этот период общую сумму налога, подлежащего вычету.

В следующей строке этого листа указывают реквизиты аннулированного счета-фактуры.

В строке «Всего» нужно указать откорректированную сумму налога. Чтобы ее определить, из суммы налога строки «Итого» надо вычесть НДС, который указан в аннулированном счете-фактуре.

Полученный результат переносят в уточненную декларацию за налоговый период, в котором допущена ошибка.

Правильные данные исправленного счета-фактуры заносят в книгу покупок текущего налогового периода.

А если в текущем налоговом периоде обнаружен счет-фактура, незарегистрированный в книге покупок прошлого периода?

В этом случае, как следует из Письма Минфина РФ от 06.09.06г. №ММ-6-03/896@, налогоплательщик, обнаруживший факты неполного отражения сведений в ранее поданной им налоговой декларации (в том числе сведений о налоговых вычетах), вправе внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию того налогового периода, к которому относятся соответствующие операции. Следовательно, если налогоплательщик в текущем налоговом периоде обнаружил в ранее поданной им налоговой декларации по НДС неполное отражение им сумм налога, подлежащих вычету, то он должен подать корректирующую налоговую декларацию за те налоговые периоды, в которых налоговые вычеты отражены не в полном объеме.

Финансисты рекомендуют отражать в дополнительном листе книги покупок, за тот налоговый период, в котором должны были зарегистрироваться такие счета-фактуры. В связи с чем в дополнительном листе книги покупок следует производить записи тех счетов-фактур, которые ранее в установленном порядке не были зарегистрированы в этой книге покупок.

Очевидно, что новый порядок исправления книги покупок, мягко говоря, невыгоден плательщику - при любом исправлении ему придется аннулировать счет-фактуру прошлого налогового периода. И как следствие он вынужден будет платить пени.

Изменения, вносимые в книгу продаж

Порядок исправления в книге продаж выглядит более справедливым. Как и в случае с книгой покупок, итоговую сумму налога за период, в котором допущена ошибка, нужно уменьшить на сумму НДС «проблемного» счета-фактуры. Однако исправленные данные нужно внести в том же отчетном периоде, а не в периоде обнаружения ошибки.

Таким образом, в первую строку дополнительного листа переносятся итоговые данные книги продаж за соответствующий период, а в следующие строки заносятся данные о первоначальном и исправленном счете-фактуре. Далее из первоначальных итоговых данных книги продаж вычитаются показатели первоначального счета-фактуры и прибавляются показатели откорректированного счета-фактуры. Полученную сумму отражают в строке «Всего» и переносят в уточненную декларацию.

При обнаружении налогоплательщиком-продавцом в текущем налоговом периоде факта отсутствия регистрации счетов-фактур в книге продаж за истекшие налоговые периоды необходимо поступать так же, как описано при изменениях, вносимых в книгу покупок.

Дополнительный лист к книге покупок (продаж) за «проблемный» период составляют на определенную дату. Если впоследствии плательщик в этом же периоде опять обнаружит ошибку, то нужно будет составить новый лист с соответствующей корректировкой входящего (начисленного) НДС. Данные при этом нужно будет брать из предыдущего дополнительного листа. А затем снова подать уточненную декларацию.

Капитальные расходы по арендованному имуществу

Подавляющее большинство фирм арендуют офисы, торговые залы и склады. И нередко арендатор полученную недвижимость перестраивает на свой вкус. Рассмотрим мнения финансистов о том, как в этом случае нужно списывать затраты на улучшение арендованного имущества.

Неотделимые улучшения нельзя изъять без вреда для арендованного имущества (например, если речь идет о пристройке к зданию или перепланировке). Поэтому они принадлежат арендодателю и, после того как аренда закончится, право собственности на неотделимые улучшения перейдет к нему.

В связи с этим до 1 января 2006 года финансовые специалисты считали, что такие расходы арендатор не может учесть при расчете облагаемой прибыли. Аргументы у них были следующие. Капитальные вложения фирмы должны быть учтены в качестве «амортизируемого имущества». Но к нему можно отнести только те ценности, которые считаются ее собственностью. Вложения же в арендованные основные средства собственностью арендатора не являются. Следовательно, в составе амортизируемого имущества их учесть нельзя. Также их не отражают в составе налоговых расходов фирмы (см. письмо Минфина России от 04.05.05г. №03-03-01-04/2/74, см. также Письмо Минфина РФ от 24.11.05г. №03-03-04/2/120).

С 1 января 2006 года ситуация поменялась. Виной тому поправки, которые были внесены в Налоговый Кодекс. По НК РФ в новой редакции учет данных затрат зависит от того, согласен арендодатель на произведение таких улучшений или нет.

В Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28.08.06г. №03-03-04/1/640 чиновники разъяснили ситуацию относительно начисления амортизации по расходам капитального характера по арендованному имуществу.

В соответствии с подпунктом 1 статьи 256 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2006 года) амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, иначе произведенные расходы по ст.260 НК РФ будут являться ремонтом основных средств и относиться на расходы для целей налогообложения в размере фактических затрат.

Расходы арендатора в виде капитальных вложений, осуществленные с согласия арендодателя в объект основных средств, стоимость которых не возмещается арендодателем, включаются в стоимость основного средства и амортизируется арендатором в порядке установленном 25 главой НК РФ до окончания действия договора аренды. При этом норма амортизации рассчитывается в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизируемые группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.02г. №1. При дословном прочтении нормы, закрепленной в п.1 ст.258 НК РФ можно отметить, что в статье идет речь о сроке полезного использования арендованного объекта основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ, а не об остаточном сроке полезного использования объекта основных средств на дату осуществления неотделимых капитальных вложений в арендованные объекты основных средств.

По окончании срока договора аренды арендатор должен прекратить начисление амортизации по амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений.

Однако, в случае, если долгосрочный договор аренды, будет пролонгирован, организация может продолжать начисление амортизации в установленном порядке.

Обращаем внимание, что если стоимость капитальных расходов арендатору возмещается арендодателем, то такие расходы амортизируются последним в порядке, установленной главой 25 НК РФ.

Может быть такое, что договор аренды не пролонгируется, а заключается новый договор с новым сроком действия, тогда начисление амортизации по объектам в виде неотделимых улучшений должно быть прервано (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20.06.06г. №03-03-04/2/166).

Как правило, срок договора аренды в десятки раз меньше срока полезного использования арендованного имущества. В таких случаях, по мнению финансистов, арендатор не может списать недоамортизированную часть расходов (см. письмо Минфина России от 30.12.05г. №03-03-04/3/21). В этом же Письме чиновники пояснили, что если организация осуществляет расходы по модернизации (достройке и т.п.) основных средств, то на расходы единовременно списывается до 10% суммы произведенных расходов, признаваемых в качестве амортизационных отчислений.

Выплаты при разъездном характере работ

Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст.166 ТК РФ).

В своем Письме от 29.08.06г. №03-03-04/1/642 «О включении расходов работодателя, связанных с компенсацией расходов сотрудников, работа которых носит разъездной характер, в состав расходов на оплату труда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль» представители Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ поясняют ситуацию вокруг изменений, вносимых в Трудовой Кодекс РФ. В частности, относить ли выплаты, производимые работникам, деятельность которых носит разъездной характер, на расходы организации, уменьшающие налогооблагаемую прибыль?

Выплаты сотрудникам, работа которых проходит в пути или носит разъездной характер являются расходами работодателя, связанные с компенсацией расходов сотрудников и могут быть включены в состав расходов на оплату труда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, но не ранее, чем с момента вступления Федерального закона от 30.06.06г. №90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Трудовой Кодекс РФ до вступления в силу Федерального закона №90-ФЗ (с 06.10.06г.) не содержал перечня расходов, которые работодатель должен покрывать таким сотрудникам. Теперь факт того, что работа сотрудников осуществляется в пути или в полевых условиях, носит разъездной или экспедиционный характер, должен быть подтвержден документально. Зафиксировать это можно в коллективном договоре, соглашении, локальных нормативных актах или трудовом договоре.

Начислять ли ЕСН с выплат?

В отношении обложения рассматриваемых выплат ЕСН Чиновники Минфина РФ Письмом от 21.08.06г. №03-05-02-04/130 сообщили, что если после 06.10.06г., в коллективном договоре, соглашении, локальных нормативных актах или трудовом договоре будет установлено, что работа физических лиц по занимаемой должности осуществляется в пути или в полевых условиях, носит разъездной или экспедиционный характер, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками этих лиц, не будут облагаться ЕСН.

Попутно хочется добавить, что с таких выплат не будет удерживаться и НДФЛ в соответствии с п.3 ст.217 НК РФ. Аналогичного мнения придерживаются и представители финансового ведомства в своем Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29.08.06г. №03-05-01-04/252.

Сиротенко Александр Сергеевич, специалист по вопросам аудита группы компаний БАЛАНС

Вернуться в начало

Порекомендуйте наши рассылки коллеге

Рассылки Subscribe.Ru
Налоговый практик
Кадровый практик
Практикум управленца

С уважением, НАЛОГОВЫЙ ПРАКТИК

 

Архив статей


В избранное