Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговый практик: Споры, рекомендации и применение НК


БАЛАНС

 

Возможность получать подобна океану. Проблема состоит в том, что большинство людей подходит к этому океану возможностей с чайной ложкой.

ГРУППА КОМПАНИЙ

630004, г. Новосибирск, ул. Ленина, 52, оф. 503 506 тел./факс: +7 (383) 212-06-51, 212-06-52, 212-06-53 e-mail: info@balans.ru, http//www.balans.ru



Налоговый практик N 40

   15 сентября, 2006
Бюджетирование, постановка управленческого учета – эти слова теперь будут вызывать у Вас приятные ассоциации. Рады представить нашего нового специалиста – практика с огромной подготовкой и реальным опытом разработки финансовой стратегии компании! Он уже помог десяткам компаний, поможет и Вашей!
Подробнее об услуге можно узнать здесь.

Все новости

Отдельные вопросы исчисления налога на прибыль

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20.06.06г. №03-03-04/1/535 «О расходах на подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО».

Зачастую акционеры, составляющие консолидированную отчетность по международным стандартам финансовой отчетности, кредиторы (например, зарубежные банки) требуют от организации составления отчетности по МСФО.

Представители Департамента считают правомерным учитывать произведенные затраты по составлению отчетности по международным стандартам в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией в соответствии с пунктом 49 статьи 264 НК РФ.

Другими словами, можно учитывать расходы на подготовку финансовой отчетности по МСФО, если такая отчетность необходима в деятельности компании, а расходы обоснованы и подтверждены (требования статьи 252 НК РФ).

Но, как правило, вместе с отчетностью, составленной по МСФО, акционеры и кредиторы требуют от организации аудиторского заключения по такой отчетности. Возникает вопрос в учете расходов на аудит. Здесь Минфин непоследователен: по расходам на аудиторские услуги по проведению аудита по МСФО представители финансового ведомства против признания таких затрат компанией для целей налогообложения прибыли.

Ранее Минфин уже высказывался по расходам на аудит по МСФО (Письмо от 18.04.06г. №03-03-04/1/357 «О правомерности учета затрат по проведению аудита по МСФО в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций»).

Расходы на аудиторские услуги по проведению аудита по МСФО включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, налогоплательщиков, в отношении которых установлена обязанность предоставлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО (в настоящее время такая обязанность существует только для кредитных организаций).

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20.06.06г. №03-03-04/1/533 «О расходах на содержание квартиры для проживания командированных сотрудников».

Расходы на содержание квартиры, находящейся на балансе организации в другом городе, в которой на время командировки проживают сотрудники нельзя принять в целях налогообложения прибыль в полном объеме.

Основываясь на положениях подпункта 12 пункта 1 статьи 264 и пункта 1 статьи 252 НК РФ расходы по содержанию квартиры, предназначенной для проживания в ней командированных работников, на основании документов, косвенно подтверждающих факт пребывания в ней данных работников во время командировки (командировочного удостоверения, проездных документов до места командировки, пр.), могут быть отнесены к признаваемым при налогообложении прибыли расходам.

При этом Департамент отмечает, что такие расходы принимаются к налоговому учету в той доле, в которой квартира использовалась для проживания в ней командированных работников.

Расходы по содержанию квартиры (коммунальные платежи) за то время, что квартира пустовала, не могут быть признаны в целях налогообложения прибыли.

Также не могут уменьшать налоговую базу отчетных (налогового) периодов для исчисления налога на прибыль суммы амортизации по квартире (Письмо УМНС РФ по г. Москве от 08.01.04г. №26-12/00907).

Коммунальные услуги, как правило, облагаются НДС. Поэтому организация имеет право принять к вычету сумму налога, но только по тем расходам, которые можно учесть при налогообложении прибыли, при этом необходимо наличие счета-фактуры за коммунальные услуги.

Пример. Расходы по содержанию квартиры за сентябрь составили 3000 руб. Время проживания сотрудника на время командировки - 6 суток (подтверждённое документами по командировке: командировочное удостоверение, проездные билеты). Расходы по содержанию квартиры за сутки равны 100 руб. (3000 руб. / 30дн). Расходы, учитываемые в составе расходов на командировку в части найма жилого помещения и принимаемые в целях налогообложения – 600 руб. (100 руб. х 6 суток). Оставшаяся часть расходов по содержанию квартиры будет возмещаться за счет собственных средств организации.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20.07.06г. №03-03-04/1/598 «О дате признания доходов от реализации».

Датой признания доходов от реализации товаров является дата перехода права собственности, определенная договором поставки между продавцом и покупателем, причем иной даты признания доходов от реализации без изменений условий договора быть не может.

Департамент вполне логично и обоснованно привел точку зрения по данному вопросу. В целях налогообложения прибыли организаций исходя из положений статьи 271 НК РФ датой признания доходов от реализации товаров является переход права собственности на товары, предусмотренных пунктом 1 статьи 39 НК РФ.

Таким образом, если договором поставки предусмотрен переход права собственности на реализуемые товары в момент доставки товаров на склад покупателя, то, исходя из норм главы 25 НК РФ, дата признания доходов от реализации товаров является дата поставки реализуемых товаров на склад покупателя.

Выбрать иную дату признания доходов от реализации товаров без изменения условий договора поставки организация не вправе.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27.07.06г. № 03-03-04/3/15 «О расходах, связанных с использованием услуг сотовой связи».

Данное Письмо, также как и ранее выпущенное Минфином (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 07.12.05г. №03-03-04/1/418 «О признании в целях налогообложения прибыли затрат налогоплательщика на оплату услуг сотовой связи») разъясняет документальное оформление подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли по использованию работниками личного сотового телефона в производственных целях.

В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 264 в составе прочих расходов налогоплательщика могут быть учтены расходы на приобретение услуг сотовой связи при условии, что такие расходы соответствуют критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 Кодекса. Расходы на оплату услуг сотовой связи должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, их размер должен быть экономически обоснован, а также они должны подтверждаться документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для признания произведенных затрат на оплату услуг сотовой связи расходами для целей налогообложения, необходимо иметь следующий перечень документов:

  • утвержденный руководителем организации перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи;
  • договор с оператором на оказание услуг связи;
  • детализированные счета оператора связи.

При возникновении спора организации с представителями налоговых органов в части признания затрат по мобильной связи в целях налогообложения прибыли при наличии вышеприведенных документальных доказательств суд встает на сторону налогоплательщика.

Если же у организации есть в наличии только счета и распоряжения директора на оплату услуг сотовой связи, то этих документов не хватит, чтобы доказать связь телефонных переговоров с производственной деятельностью организации (Постановление Волго-Вятского округа от 29.08.05г. №А29-9518/2004а).

Критерием экономической обоснованности затрат на приобретение услуг сотовой связи для целей налогообложения будет являться также необходимость работника в соответствии с установленными в должностной инструкции обязанностями использовать сотовый телефон в служебных целях.

Представители финансового ведомства допускают возможность учета в целях налогообложения прибыли затрат на оплату услуг сотовой связи, возникших в связи с ведением телефонных переговоров в производственных целях в период нахождения сотрудника в отпуске, а также в официально установленные выходные и праздничные дни (Письмо Минфина России от 07.12.05г. №03-03-04/1/418). Главное - подтвердить осуществленные расходы соответствующими документами. То есть в организации должен быть документ, из которого было бы понятно, с какой целью работник вел переговоры во внерабочее время. Это может быть, например, служебная записка самого работника.

Организация может установить внутренним локальным актом лимит расходов на телефонные переговоры. Превышение установленного лимита расходов на использование сотовой связи работником будет учитываться в составе прочих расходов только после того, как работник возместит организации указанные затраты (или удержится из зарплаты), при этом уплачиваемое работником возмещение будет учитываться для целей налогообложения в доходах от реализации. (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29.03.06г. №03-03-04/1/297)

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 04.08.06г. №03-03-04/1/619 «Об амортизационной премии по прошлогодним расходам».

Можно единовременно включать в состав амортизационных расходов в 2006 году расходы на капитальные вложения в размере 10% от суммы капитальных вложений по введенным из незавершенного строительства в эксплуатацию в декабре 2005 года основным средствам, законченным строительством.

Положение о праве включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств введено пунктом 13 статьи 1 Федерального закона от 06.06.05г. №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» и согласно статье 8 указанного Федерального закона вступает в силу с 1 января 2006 года.

Если капитальные вложения были осуществлены до 2006 года и объект основных средств принят в эксплуатацию в декабре 2005 года, но фактически начисление амортизации начнется с января 2006 года, то в этом случае, положение пункта 1.1. статьи 259 НК РФ («об амортизационной премии») может быть применено при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Необходимо отметить, что если налогоплательщик принял решение, начиная с 1 января 2006 года, применять положение пункта 1.1 статьи 259 НК РФ в целях налогообложения прибыли, он должен зафиксировать это в учетной политике для целей налогообложения с указанием размера произведенной доли расходов на капвложения (норма данной статьи разрешает включать в расходы не более 10% первоначальной стоимости вводимых объектов основных средств). Новый порядок списания расходов, указанных в пункте 1.1 статьи 259 Кодекса, применяется в отношении всех основных средств организации, введенных в эксплуатацию в 2006 году, либо не применяется организацией вообще. (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13.03.06г. №03-03-04/1/219).

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16.08.06г. №03-03-04/4/136 «Об учете представительских расходов».

Спиртные напитки, купленные для официального приема представителей партнеров, можно отнести на представительские расходы, а вот стоимость сувениров придется отнести за счет собственных средств.

Разъяснения Департамента основаны на критериях, установленных пунктом 2 статьи 264 НК РФ, а именно, расходы организации на приобретение продуктов питания, в том числе спиртных напитков, для организации официального приема иностранной делегации, проводимого в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, могут быть учтены в составе представительских расходов. Указанные расходы должны соответствовать критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ.

Расходы на приобретение сувениров для иностранной делегации пунктом 2 статьи 264 НК РФ не предусмотрены, и, следовательно, не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли.

Необходимо отметить Письмо Минфина РФ от 05.04.05г. №03-03-01-04/1/157, в котором поясняется ситуация относительно расходов на завтраки, обеды и ужины во время приема делегации, пребывание которой длится несколько дней.

Представители Департамента считают, что в соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В связи с этим указанные расходы на завтраки, обеды, ужины, не носящие официального характера, должны оплачиваться представителями делегаций прибывших на переговоры за счет суточных выплачиваемых при командировании сотрудников, либо за счет собственных средств организации.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23.06.06г. №03-03-04/1/542 «О порядке признания расходов на приобретение программного продукта для целей налогообложения прибыли».

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 06.02.06г. №03-03-04/1/92 «О порядке налогового учета расходов по приобретению программ для ЭВМ».

Расходы на приобретение программ ЭВМ (например, бухгалтерских программ «1С Бухгалтерия», «БЕСТ»), поступивших по договорам, в которых нельзя определить срок использования данных программ, следует списывать единовременно на дату начала их использования или равномерно, в зависимости от того, какое положение закреплено в учетной политике.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям).

Расходы на приобретение программы для ЭВМ, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при применении метода начисления в следующем порядке:

  • если по условиям договора на приобретение неисключительных прав установлен срок использования программ для ЭВМ, расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, учитываются при исчислении налоговой базы равномерно в течение этих периодов;
  • если из условий договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, к которому относятся произведенные расходы, то такие расходы признаются единовременно на дату начала использования этих программ или списываются равномерно, что должно быть закреплено в учетной политике организации.

Таким образом, на основе указанных Писем организация самостоятельно может выбрать способ списания расходов по приобретению программ, на использование которых получены неисключительные права и в договорах на использование (покупку) которых отсутствует срок использования.

Сиротенко Александр Сергеевич, специалист по вопросам аудита группы компаний БАЛАНС

Вернуться в начало

Порекомендуйте наши рассылки коллеге

Рассылки Subscribe.Ru
Налоговый практик
Кадровый практик
Практикум управленца

С уважением, НАЛОГОВЫЙ ПРАКТИК

 

Архив статей


В избранное