Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В настоящем выпуске описаны изменения, коснувшиеся взимания налога на имущество при введении 30-й главы налогового кодекса.


Информационный Канал Subscribe.Ru


БАЛАНС

 

  Возможность получать подобна океану. Проблема состоит в том, что большинство людей подходит к этому океану возможностей с чайной ложкой.

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ГРУППА

630007, г. Новосибирск, ул. Сибревкома, 2 офис 600 тел./факс: +7 (3832) 23-59-41, 23-63-66, 23-35-91 e-mail: info@balans.ru, http//www.balans.ru

Джим Рон

Налоговый практик ? 25

 

Налог на имущество в 2004 году, сравнительный анализ последних законодательных изменений

Обзор законодательства

Из проверенных источников

 

Налог на имущество в 2004 году, сравнительный анализ последних законодательных изменений 

Президент РФ 11 ноября 2003 года подписал Федеральный закон от 11.11.03 ? 139-ФЗ, которым часть вторая НК РФ дополнена главой 30 'Налог на имущество организаций'. Эта глава с 1 января 2004 года заменит Закон РФ от 13.12.91 ? 2030-1 'О налоге на имущество предприятий'.

Ниже в таблице представлены изменения, коснувшиеся основных элементов налога.

Элемент налога

Закон 'О налоге на имущество предприятий'

Глава 30 НК РФ 'Налог на имущество организаций'

Комментарий

Общие положения

Налог на имущество устанавливался вне зависимости от воли субъектов РФ.

Налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ и вводится в действие законами субъектов РФ.

 

Налогоплательщики

Предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;

филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет; (До момента введения в действие первой части Налогового Кодекса )

компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации

Российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

 

Объект налогообложения

Налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.

Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

С 01.01.04г. объектом налогообложения не признаются нематериальные активы, запасы и затраты.

Налоговая база

Среднегодовая стоимость имущества предприятия

Среднегодовая стоимость имущества признаваемого объектом налогообложения

Налоговая база изменилась с изменением объекта налогообложения. Фактически новый налог можно называть 'налогом на основные средства'

Порядок определения налоговой базы

Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

С 2004г. для расчета налога будут использоваться данные о ежемесячном изменении стоимости объектов налогообложения.

Порядок определения налоговой базы по месту нахождения обособленных подразделений

Предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном настоящим Законом, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации, обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации.

С 2004г. головная организация не обязана уплачивать налог на имущество по месту нахождения обособленных подразделений, не имеющих отдельный баланс. Даже если в состав обособленных подразделений, не имеющих отдельный баланс, входят объекты недвижимости, по месту нахождения подобных подразделений налог будет уплачиваться в отношении объектов недвижимого имущества, а движимое имущество будет включаться в налоговую базу головной организации.

Налоговая ставка

Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2 процентов от налогооблагаемой базы. Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого.

Предельный размер налоговой ставки увеличен, однако, учитывая сокращение объектов налогообложения, налоговая нагрузка на большинство налогоплательщика, скорее всего, снизится.

Налоговый период. Отчетный период

Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Поквартальная периодичность предоставления отчетности по налогу не изменилась. Большинство субъектов РФ не воспользовались правом не устанавливать отчетные периоды

Порядок уплаты

Сумма платежей по налогу на имущество предприятий зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия. Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по местонахождению организации. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Порядок распределения сумм налога на имущество между бюджетами, а также сроки уплаты налога должны устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

Значительно изменился список не облагаемого налогом имущества. Подробно представить изменения в удобочитаемом виде очень сложно, однако в целом, можно отметить следующее:

а) состав льготируемого имущества уменьшился по следующим причинам:

- ряду налогоплательщиков, чье имущество ранее освобождалось от налогообложения полностью (например, имущество бюджетных организаций), с 2004г. придется платить налог на имущество по отдельным объектам основных средств, не попадающих под соответствующие льготы (например, организации здравоохранения должны будут платить налог на имущество, сдаваемое в аренду, или используемое каким-либо образом, не связанным со здравоохранением);

- ряд налогоплательщиков, ранее пользовавшихся льготами (например, некоммерческие организации, такие как жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие товарищества и т.д.) с 2004г. будут уплачивать налог со всего имущества;

- достаточно важные льготы, такие как освобождение от налогообложения организаций - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемое ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения, утрачивают силу с 01.01.06г.

б) применение отдельных льгот с 2004г. будет в большей степени, чем ранее, связано с налоговыми рисками, в силу того, что новая глава НК содержит более общие формулировки, чем Закон 'О налоге на имущество'. Сейчас трудно сказать, например, является ли имущество, используемое для производства изделий народно-художественного промысла, - имуществом, используемым для нужд культуры. Если является, то можно ли не облагать налогом имущество, используемое для производства спортивной одежды, как имущество, используемое для нужд физкультуры и спорта? А имущество, используемое для реализации спортивной одежды и обуви?

 

Максим Братухин

Продолжение в следующем выпуске

Вернуться в начало

Обзор текущего законодательства

Федеральное законодательство

Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

В связи с вступлением в силу с 1 января 2004 г. Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 185 вносятся изменения в ряд актов Правительства РФ, касающихся государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Утверждаются новые Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков и Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации. Устанавливаются фиксированный рублевый размер платы за предоставление сведений из Реестра - в размере 200 руб. за каждый документ, а за срочную выдачу - 400 руб. При обращении с запросом об идентификационном номере налогоплательщика и коде причины постановки на учет размер платы составляет 100 руб., а за срочную выдачу - 200 руб.
Размер платы за однократное предоставление сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в электронном виде составляет 50000 руб., за однократное предоставление обновленной информации -5000 руб., за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места - 150000 руб.
Утверждается новая форма документа - форма N Р16003 - "Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица". В новой редакции излагаются 10 форм, в том числе Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании". Указанная форма дополняется листами Е "Сведения о крестьянских (фермерских) хозяйствах, на базе которых создается производственный кооператив или хозяйственное товарищество", Ж "Сведения о видах экономической деятельности" и З "Расписка в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица при создании".

Приказ МНС РФ от 9 февраля 2004 г. N БГ-3-03/89 "О внесении изменений и дополнений в приказ МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 "Об утверждении Инструкции по заполнению Деклараций по налогу на добавленную стоимость"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2004 г. Регистрационный N 5589

Инструкция по заполнению декларации по НДС приводится в соответствие с последними изменениями в законодательстве. Инструкция предназначена для заполнения форм деклараций по НДС, утвержденных приказом МНС России от 20 ноября 2003 г. N БГ-3-03/644.
Приказ вводится в действие, начиная с налогового периода за январь (I квартал) 2004 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2004 г. Регистрационный N 5589.

Приказ МВД РФ и МНС РФ от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2004 г. Регистрационный N 5588

Определяется порядок организации и проведения налоговыми органами с участием органов внутренних дел выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, оформления и реализации результатов этих проверок.
Также устанавливается порядок направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения. Кроме того, определяется порядок направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2004 г. Регистрационный N 5588.

Приказ МНС РФ от 4 марта 2004 г. N БГ-3-24/179 "Об утверждении форм документов, содержащих информацию об открытии (закрытии) банковского счета, изменении номера банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и порядка их представления"

С 1 апреля 2004 г. вводятся в действие новые рекомендованные формы следующих документов: "Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета", "Информационное письмо налогового органа о получении сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета" и "Извещение банка об изменении номеров банковских счетов клиентов банка". Вводится новый порядок представления банками информации в налоговые органы об открытии (закрытии) банковских счетов налогоплательщиков - клиентов банка.
 

Приказ МНС РФ от 1 марта 2004 г. N БГ-3-22/165@ "О признании утратившими силу приказов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.12.2002 N БГ-3-22/707, от 03.04.2003 N БГ-3-22/164, от 28.10.2003 N БГ-3-22/572"

Признаются утратившими силу Методические рекомендации по применению главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ с изменениями и дополнениями.

Письмо Минфина РФ от 18 февраля 2004 г. N 16-00-10/3

Разъясняются некоторые вопросы представления организациями бухгалтерской отчетности в территориальные органы статистики. Подчеркивается, что организация должна представлять бухгалтерскую отчетность в составе форм, разработанных и принятых ею. Представление бухгалтерской отчетности по рекомендованным образцам свидетельствует о неполном выполнении организациями требований нормативных документов по бухгалтерскому учету.
Сообщается, что отказ налоговых органов в принятии бухгалтерской отчетности организации в связи с отсутствием отметки территориального органа статистики ("штампа") о представлении ему бухгалтерской отчетности, не соответствуют требованиям законодательства.

Письмо Фонда социального страхования РФ от 5 февраля 2004 г. N 02-18/07-773 "О порядке расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам"

Для использования в практической работе приводится 11 примеров расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год".

 

Для налогоплательщиков Республики Хакасия

Постановление Правительства Республики Хакасия от 24 февраля 2004 г. N 40 "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования в Республике Хакасия"

В соответствии с новыми правилами при обязательном медицинском страховании страхователем для неработающих граждан является Правительство Республики Хакасия. Взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в ТФОМС РХ уплачиваются за счет средств, предусматриваемых на эти цели в республиканском бюджете Республики Хакасия.
Страхователями для работающих граждан являются юридические лица независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, а также физические лица, признанные плательщиками единого социального налога (взноса) или иного налога в части, исчисляемой и уплачиваемой в фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Для налогоплательщиков Красноярского края

Постановление Совета администрации Красноярского края от 10 февраля 2004 г. N 30-П "Об утверждении ставок лесных податей"

Данным постановлением установлены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, с коэффициентом 1,5 к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню.

Для налогоплательщиков Новосибирской области

Письмо Управления МНС по Новосибирской области от 10 февраля 2004 г. N ВГ-30-12/1941 "О декларировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"

Декларации об объемах производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции за 1 квартал 2004 года будут приниматься как в электронном виде, таки и в виде печатных отчетов. Требования к форматам текстовых файлов отчетности, представляемой налогоплательщиками, будут доведены дополнительно. Данные по показателям Деклараций вводятся из Классификатора видов продукции, который приводится в этом же письме.

Письмо Управления МНС по Новосибирской области от 26 февраля 2004 г. N МШ-09-07.5/2591 "О разъяснении отдельных вопросов по порядку заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за налоговый период"

Разъясняется порядок заполнения значений показателей в графе 5 листа Г "Расчет единого налога" налоговой декларации по единому налогу, утвержденной приказом МНС России от 12 ноября 2002 г.  БГ-3-22/647, а также раздела 2 "Расчет единого и минимального налогов" налоговой декларации по единому налогу, утвержденной приказом МНС России от 21 ноября 2003 г.  БГ-3-22/647

* Субъекты Российской федерации, входящие в состав Сибирского федерального округа

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский АО, Таймырский (Долгано Ненецкий) АО, Усть Ордынский Бурятский АО, Эвенкийский АО

В обзор нами отобраны новые федеральные и региональные нормативные акты, так или иначе затрагивающие обязанность налогоплательщиков по своевременной и полной уплате налогов и сборов. Подборка сделана на основе информации,  размещенной на серверах информационно правовых систем "Гарант", Кодекс", "КонсультантПлюс", "Референт".

Вернуться в начало

Из проверенных источников

Принцип "одного окна" существенное ужесточение контроля над организациями

Принцип "одного окна" при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей позволит налоговым органам существенно ужесточить контроль за недобросовестными налогоплательщиками.

Об этом заявил в четверг на пресс-конференции руководитель департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц министерства по налогам и сборам /МНС/ РФ Сергей Дуканов. Он напомнил, что изменения в законодательстве, направленные на реализацию принципа "одного окна", вступили в действие с 1 января 2004 года.

По словам Дуканова, это значительный шаг к дебюрократизации экономики и снятию административных барьеров. "Это значительно упростило жизнь предпринимателям, которым теперь не надо бегать и представлять сведения о себе в разные государственные органы", - подчеркнул он. Принцип "одного окна" позволил не только упростить, но и ускорить процедуру регистрации, сказал представитель МНС. Если раньше она занимала месяц-полтора, то теперь - пять рабочих дней, отметил он.

Одновременно с упрощением и ускорением процедуры регистрации налоговые органы смогут значительно быстрее получать информацию о недобросовестных налогоплательщиках, сказал Дуканов. Например, если раньше фирма могла быть годами зарегистрирована по несуществующему адресу, то теперь это станет известно налоговым органам в течение двух недель, отметил он. "Налогоплательщики, сообщившие о себе недостоверные сведения, будут предметом самого пристального внимания со стороны государственных органов", - подчеркнул Дуканов. Фактически, речь идет о "существенном ужесточении контроля, причем целенаправленного, за определенными категориями организаций", подчеркнул представитель МНС.

Источник: РИА 'Новости'

 

 Четыре условия для упрощенной ликвидации

МНС России направило в правительство предложения по упрощенной процедуре ликвидации юридических лиц. О том, что это за процедура и какие организации могут ей подвергнуться, рассказал журналистам руководитель Департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц С.С. Дуканов.

По его словам, разработанная процедура ликвидации будет применяться к компаниям, которые, во-первых, не имеют органов управления. Например, если фирма зарегистрирована на недействительный или украденный паспорт. Либо если найти реальное лицо, которое представляет данную организацию, невозможно. Второе условие ликвидации - фирма не имеет зарегистрированного недвижимого имущества и транспортных средств. Третье - организация не представляет отчетность. И четвертое - фирма не была найдена при попытке провести выездную проверку.

Предполагается, что налоговые органы будут публиковать объявления о ликвидации таких компаний в прессе и специальном издании МНС. 'Если по истечении 6 месяцев никакого движения ни со стороны кредиторов, ни со стороны других физических и юридических лиц не было, значит необходимо принимать решение о ликвидации компании на основании акта налогового органа', - отметил С.С. Дуканов. Если же кто-нибудь откликнется на объявление, решение о ликвидации будет отложено.

По оценкам МНС, кандидатов на ликвидацию более 1 млн. Это организации, которые не прошли перерегистрацию. 'На их ликвидацию в судебном порядке нам потребуется свыше 12 лет и свыше 20 млрд. рублей только прямых расходов', -- подчеркнул руководитель управления, говоря о преимуществах упрощенной процедуры.

Источник: "РНК"

МНС жить будет, но права потеряет?

 Министерство по налогам и сборам будет преобразовано в Федеральную налоговую службу. Об этом сообщает пресс-служба президента РФ. Однако функции министерства по принятию нормативных правовых актов по налоговому законодательству, как и разъяснительную работу, будет вести Минфин России. Вероятно, все декларации, инструкции и прочее будут выходить только за подписью Минфина, налоговикам же останется только контролировать уплату налогов организациями. А это значит, что высока вероятность того, что Минфин переделает декларации по основным налогам, а также навыпускает бесчисленное количество приказов, писем и методичек, разъясняющих налоговое законодательство уже с точки зрения Министерства финансов. Так что жить налогоплательщикам станет не то чтоб сильно лучше, но уж точно веселей.

Источник:"Двойная Запись"

 

Определен порядок взаимодействия налоговиков и Минфина

Налоговое ведомство будет отвечать только на частные вопросы налогоплательщиков. Издавать приказы и письма, адресованные всем организациям и публиковать их, МНС, превратившееся в федеральную службу, больше не сможет. Об этом сказано в пункте 'б' статьи 4 Указа президента от 9 марта 2004 г. ? 314. Руководителя федеральной налоговой службы, согласно Указу, назначает министр финансов. А любые решения службы, Минфин может отменить. Однако пока все изменения, предусмотренные президентским указом, не будут внесены в федеральные законы и утверждены Госдумой, все распоряжения и рекомендации налоговиков (в том числе выпущенные после подписания указа) сохраняют свою силу.

Источник:"Двойная Запись"

Вернуться в начало

Порекомендуйте наши рассыли коллеге

Рассылки Subscribe.Ru
Налоговый практик
Арбитражный Практик
Кадровый практик

С уважением, НАЛОГОВЫЙ ПРАКТИК

Архив статей по налоговому праву



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное