Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговый практик


Информационный Канал Subscribe.Ru


БАЛАНС

 

  Возможность получать подобна океану. Проблема состоит в том, что большинство людей подходит к этому океану возможностей с чайной ложкой.

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ГРУППА

630007, г. Новосибирск, ул. Сибревкома, 2 офис 600 тел./факс: +7 (3832) 23-59-41, 23-63-66, 23-35-91 e-mail: info@balans.ru, http//www.balans.ru

Джим Рон

Налоговый практик ? 22 (29)

Налогообложение расходов, возмещаемых контрагентом

Ближайший семинар, проводимые Консультационной группой 'Баланс'

Обзор законодательства

Из проверенных источников

Налогообложение расходов, возмещаемых контрагентами

В финансово-хозяйственной деятельности организаций довольно часто возникают операции, при осуществлении которых часть понесенных расходов компенсируется контрагентами. Так, арендатор возмещает арендодателю расходы на коммунальные услуги, покупатель компенсирует поставщику расходы по доставке товара и т.п.

В налоговом законодательстве понятие возмещаемых расходов отсутствует, лишь главой 25 НК РФ предусмотрен ряд случаев, когда возмещаемые расходы не подлежат отражению ни в составе расходов, ни в составе доходов: для комиссионеров, агентов и (или) иных поверенных, а также для доверительных управляющих. Исключение из налогооблагаемой базы расходов, компенсируемых организациям в иных случаях, прямо не предусмотрено, что послужило основанием для следующей точки зрения налоговых органов.

Письмом УМНС РФ по Новосибирской области от 02.10.02г. ?МШ-09-8.1/11117@ 'О применении отдельных положений главы 25 НК РФ' разъяснено, что в случае возмещения коммунальных и т.п. расходов арендатором арендодателю (субабонентом абоненту) у арендодателя (абонента) получаемые в качестве возмещения расходов суммы в целях исчисления налога на прибыль являются как доходами, так и расходами.

Указанная позиция УМНС РФ по Новосибирской области привела к появлению у организаций ряда вопросов, касающихся также необходимости включения таких сумм в налогооблагаемую базу при исчислении налога на добавленную стоимость и порядка выставления счетов-фактур.

Первоначально рассмотрим необходимость включения возмещаемых расходов в налогооблагаемую базу по НДС.

Подпунктом 1 п.1 ст.146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Пункт 3 ст.38 НК РФ признает товаром любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Под имуществом на основании п.2 ст.38 НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

Согласно нормам параграфа 6 'Энергоснабжение' главы 30 'Купля-продажа' ГК РФ электро-, теплоэнергия, а также вода являются видом имущества с особыми свойствами, поэтому с точки зрения налогообложения они относятся к товарам.

Реализацией товаров признается передача на возмездной (а в случаях, предусмотренных НК РФ - на безвозмездной) основе права собственности на товары (п.1 ст.39 НК РФ).

В соответствии с п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Определение энергоснабжающей организации дает статья 1 Федерального закона РФ от 14.04.95г. ?41-ФЗ 'О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в РФ', в соответствии с которым энергоснабжающая организация - это коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.

Приведенному определению может соответствовать в том числе и арендодатель, выставляющий арендатору счета на возмещение коммунальных расходов. Однако следует иметь в виду, что в обязанности энергоснабжающей организации входит обеспечение количества, режима подачи (ст.541) и качества (ст.542) подаваемой энергии. Очевидно, что реализация энерго-, теплоэнергии и воды может осуществляться только специализированной организацией (энергоснабжающей организацией).

Таким образом, возмещение коммунальных расходов арендодателем не является объектом обложения НДС.

В случае возмещения покупателем транспортных расходов предметом рассмотрения являются услуги по транспортировке товара, осуществляемые третьей стороной в рамках договора поставки.

На основании п.5 ст.38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Реализацией услуг в соответствии с п.1 ст.39 НК РФ является возмездное (а в случаях, предусмотренных НК РФ - безвозмездное) оказание услуг одним лицом другому лицу.

В налоговом законодательстве понятия 'оказание услуг' не содержится. На основании п.1 ст.11 НК РФ в этом случае используются институты, понятия и термины гражданского законодательства.

В гражданском законодательстве оказание транспортных услуг может осуществляться по договору перевозки либо по договору транспортной экспедиции.

На основании ст.785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

По договору транспортной экспедиции (п.1 ст.801 ГК РФ) одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Таким образом, оказание услуг по транспортировке товара осуществляется транспортной организацией или экспедитором, и, соответственно, у них и признаются реализацией, а не у продавца товара.

Исходя из изложенного, объекта обложения у продавца товара при перевыставлении транспортных расходов покупателю не возникает, так как является компенсацией понесенных при исполнении договора поставки расходов.

Решение вопроса о правомерности выставления счетов-фактур на суммы расходов, возмещаемых контрагентами, основано на следующих нормах 21 главы НК РФ.

Согласно п.3 ст.169 НК РФ, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру (если иное не предусмотрено п.4 данной статьи):

  1. при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст.149 НК РФ;
  2. в иных случаях, определенных в установленном порядке.

Таким образом, обязанность выставления счетов-фактур по возмещаемым расходам отсутствует. Однако законодателем в п.4 ст.169 НК РФ определен закрытый перечень случаев, когда налогоплательщиками не составляются счета-фактуры: по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ.

Обязанность по уплате НДС в случае выставления контрагентам счета-фактуры с выделением суммы налога установлена в п.5 ст.173 НК РФ и сводится к следующим случаям:

  1. лицами, не являющимися налогоплательщиками или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
  2. налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Таким образом, организация имеет право выставить контрагенту счет-фактуру на компенсацию расходов и не обязана уплачивать выделенную в счете-фактуре сумму НДС в бюджет.

При решении вопроса о порядке включения рассматриваемых сумм в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль необходимо руководствоваться следующим.

Согласно ст.247 НК РФ объектом обложения по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях исчисления налога признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

Доходами в соответствии с п.1 ст.248 НК РФ являются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.

По основаниям, изложенным при рассмотрении налога на добавленную стоимость, возмещение коммунальных или транспортных расходов не может быть признано доходами от реализации. Такие операции не поименованы в составе внереализационных доходов, определяемых в соответствии со ст.250 НК РФ.

Учитывая, что перечень внереализационных доходов открыт, обратимся к определению дохода, данному в ст.41 НК РФ:

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Так как в результате перевыставления расходов организация не получает никакой экономической выгоды, а только лишь компенсирует понесенные расходы, рассматриваемые операции не могут квалифицироваться в качестве внереализационных доходов.

Учитывая изложенное, оснований для признания операций по возмещению контрагентами организаций понесенных расходов объектом обложения по налогу на прибыль не возникает.

И последнее. В случае возмещения расходов, несение которых не вытекает из заключенного организацией договора (такое особенно характерно для холдинговых структур, когда одна организация несет расходы в интересах другой и впоследствии получает их возмещение) доказать отсутствие объекта обложения как по НДС, так и по налогу на прибыль будет достаточно проблематично. Для минимизации налоговых рисков в таких ситуациях оптимальным будет являться заключение договора поручения с минимальным вознаграждением и широкими полномочиями. Объектом обложения в таком случае как по НДС, так и по налогу на прибыль будет являться лишь вознаграждение поверенного

Людмила Ефимова

Вернуться в начало

Ближайший семинар, проводимый Консультационной группой 'Баланс'

Место проведения - г. Новосибирск, дата 6-7 февраля 2004 года 

Balanced Scorecard - новые возможности для эффективного управления

Андрей Крупин (Москва) авторский тренинг

Подробно о семинарах можно узнать на сайте

Вернуться в начало

Обзор текущего законодательства

Федеральное законодательство

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. ? 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

В Федеральный закон от 08.08.2001 ? 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" вводится ряд дополнений, предусматривающих хранение в гос. реестрах также сведений о банковских счетах, о регистрации в органах внебюджетных фондов, о филиалах и представительствах юр. лица; ИНН и др.
В часть первую Налогового кодекса введены изменения по системе учета в налоговых органах - поскольку теперь все данные об организациях и индивидуальных предпринимателях хранятся в единых гос. реестрах, то налогоплательщикам не нужно подавать заявления о постановке на учет и снятии с учета - учет ведется самими налоговыми органами на основе имеющихся у них сведений. Изменения в основном касаются статей 83-85 НК РФ.
Соответствующие изменения введены также в законы от 28.06.91 N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 15.12.2001 ? 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и др.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами"

Теперь ставка налога - 0,2 процента номинальной суммы выпуска, но не более 100 000 рублей (была - 0,8 процента номинальной суммы выпуска).
Закон вступил в силу с 1 января 2004 года.

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за исключением отдельных его частей, вступающих в силу сразу после официального опубликования закона и которые уже значительно либерализируют валютное регулирование в РФ. В частности, после официального опубликования закона запрещено '...установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений', разрешено гражданам РФ открытие неограниченного количества счетов в иностранной валюте на территории иностранных государств (при соблюдении условий об уведомлении налоговых органов) и др.
Соответственно со дня опубликования данного закона утрачивает силу пункт 2 статьи 11 старого закона (Закона РФ от 9 октября 1992 года N 3615-I "О валютном регулировании и валютном контроле"), а после вступления нового закона в силу - весь старый закон.

Письмо МНС РФ от 17 декабря 2003 г. N ОС-6-03/1316@ "Об особенностях исчисления и уплаты НДС в переходный период в связи с введением налоговой ставки 18 процентов"

В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ с 1 января 2004 года ставка НДС понижается с 20 до 18 процентов. При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) независимо от поступления оплаты за указанные товары (работы, услуги) счета-фактуры выставляются покупателям с указанием соответствующей налоговой ставки, действующей на дату отгрузки.

Письмо МНС РФ от 15 декабря 2003 г. N ОС-6-03/1301@ "Об исчислении и уплате акциза на природный газ с 1 января 2004 года"

Разъясняется, что по подакцизному минеральному сырью, добытому до 1 января 2004 г., акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до указанной даты. Так, при исчислении и уплате акциза на природный газ с 1 января 2004 г. следует иметь в виду, что объектом налогообложения являются операции, совершаемые с природным газом, добытым до этой даты. Поэтому организациям необходимо вести раздельный учет таких операций. В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах - фактурах соответствующую сумму акциза на природный газ, добытый до 1 января 2004 г., следует выделять отдельной строкой, за исключением случаев реализации подакцизного минерального сырья за пределы РФ.

Письмо МНС РФ от 17 декабря 2003 г. N ШС-6-33/1321@ "О применении контрольно-кассовой техники"

До принятия соответствующих постановлений Правительства РФ налоговые органы обязаны осуществлять регистрацию всей без исключения контрольно-кассовой техники, включенной ГМЭК в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ, до вступления в силу Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ.

Приказ МНС РФ от 18 ноября 2003 г. N БГ-3-24/633 "Об утверждении формы расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами и порядка его заполнения"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 декабря 2003 г. Регистрационный N 5328

Утверждается новая форма расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами и порядок ее заполнения.

Для налогоплательщиков Красноярского края

Закон Красноярского края от 25 ноября 2003 г. N 8-1568 "О внесении дополнений в Закон Красноярского края "О транспортном налоге"

Согласно настоящим дополнениям от уплаты транспортного налога освобождаются учреждения здравоохранения, которые полностью или частично (не менее 70 процентов) финансируются из краевого и (или) местных бюджетов и за счет средств, поступающих от оказания медицинской помощи застрахованным в рамках обязательного медицинского страхования. Указанная льгота распространяется на транспортные средства, принадлежащие данным учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2003 года.

 

Для налогоплательщиков Новосибирской области

Письмо Управления МНС по Новосибирской области от 24 декабря 2003 г. N МШ-09-07.4/19320 "Об установлении коэффициента-дефлятора на 2004 год"

Коэффициент - дефлятор, используемый налогоплательщиками при исчислении единого налога на вмененный доход, установлен на 2004 год равным 1,133. Коэффициент - дефлятор установлен приказом Минэкономразвития России от 11 ноября 2003 г. N 337 (зарегистрирован в Минюсте России 25 ноября 2003 г. N 5262; опубликован в "Российской газете" от 27 ноября 2003 г. N 241).

Постановление двадцать четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 11 декабря 2003 г. "Об областной целевой программе "Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области на 2004 - 2008 годы"

Утверждена областная целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в Новосибирской области. В ходе реализации мероприятий, предусмотренных программой, планируется расширение круга субъектов малого предпринимательства (в т.ч. в производственной сфере), развитие кредитно-финансовых механизмов, способствующих развитию малого предпринимательства, продвижение продукции малых предприятий на региональные, межрегиональные и международные рынки, создание механизмов государственного регулирования, обеспечивающих защиту малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции. Система программных мероприятий представлена 3 направлениями: информационно-методическая и организационная поддержка предпринимательской деятельности, материально-финансовая поддержка предпринимательской деятельности, защита интересов и снижение предпринимательских рисков.

* Субъекты Российской федерации, входящие в состав Сибирского федерального округа

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский АО, Таймырский (Долгано Ненецкий) АО, Усть Ордынский Бурятский АО, Эвенкийский АО

В обзор нами отобраны новые федеральные и региональные нормативные акты, так или иначе затрагивающие обязанность налогоплательщиков по своевременной и полной уплате налогов и сборов. Подборка сделана на основе информации,  размещенной на серверах информационно правовых систем "Гарант", Кодекс", "КонсультантПлюс", "Референт".

Вернуться в начало

Из проверенных источников

МНС предупреждает о том, что в декларации ошибка>

МНС России в письме ? 6-04/1291 указало, что в декларации по налогу на доходы физических лиц и Инструкции по ее заполнению допущена ошибка. В частности, на оборотной стороне листа Приложения К декларации, а также в пункте 3.12 Инструкции во втором абзаце указаны неверные ссылки на пункты 2.5 и 2.6 Приложения Г. На самом деле имелись в виду пункты 3.1 и 3.2 Приложения Г.

Источник: www.2z.ru

Изменились некоторые коды бюджетной классификации

Изменения в налоговое законодательство, вступившие в силу с 1 января 2004 года, потребовали внесения поправок в коды бюджетной классификации. Они приведены в приказе Минфина от 11.12.2003 ? 115н.
Согласно документу изменился КБК по налогу на имущество организаций. Для большинства организаций КБК по этому налогу -- 1040210. Напомним, что с начала года действует новая глава Налогового кодекса 'Налог на имущество организаций'. Для расчетов по налогу на имущество предприятий, уплачиваемому до 2004 года, КБК -- 1040600.
Изменился код по транспортному налогу - 1400420. Кроме того, введены два новых кода: 1400421 - транспортный налог с организаций и 1400421 - транспортный налог с физических лиц. Изменились также КБК для единого сельскохозяйственного налога. Введены новые статьи КБК по сборам за пользование объектами животного мира (1050801) и сборам за пользование водными биологическими ресурсами (1050802 и 1050803).
Изменения коснулись и внешнеэкономической деятельности. Для ввозных и вывозных таможенных пошлин в КБК поменяли местами последние две цифры. Теперь они выглядят так: 1060110 - для ввозных, 1060120 - для вывозных пошлин.
Изменены некоторые КБК для уплаты акцизов. Например, в части алкогольной продукции отдельный КБК присвоен для уплаты акцизов на реализацию вина - 1020215. Ранее по этому же коду уплачивались акцизы с коньяка и шампанского.
Напомним также, что с начала года не облагается акцизами природный газ, а также уточнен состав углеводородного сырья. В связи с этим введен ряд новых строк в коды платежей за пользование природными ресурсами.

Источник: "РНК"

Вернуться в начало

 С уважением,

НАЛОГОВЫЙ ПРАКТИК

info@balans.ru

Архив статей

Порекомендуйте наши рассыли коллеге

Рассылки Subscribe.Ru
Налоговый практик
Арбитражный Практик

С уважением,

НАЛОГОВЫЙ ПРАКТИК

info@balans.ru

Архив статей


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное