Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В новом номере "Налогового практика" мы предлагаем читателям сразу две статьи наших специалистов.


Информационный Канал Subscribe.Ru

БАЛАНС

 

 Возможность получать, подобна океану. Проблема состоит в том, что большинство людей подходит к этому океану возможностей с чайной ложкой.

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ГРУППА

 

630007, г. Новосибирск, ул. Сибревкома, 2 офис 600  тел./факс: +7 (3832) 23-59-41, 23-63-66, 23-35-91  e-mail: info@balans.ru, http//www.balans.ru

 

Джим Рон

 

Налоговый практик № 16(23)

Оригинальное предложение для читателей «Налогового практика»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОГО АВТОМОБИЛЯ СОТРУДНИКА В СЛУЖЕБНЫХ ЦЕЛЯХ

 

При использовании автомобиля сотрудника в интересах предприятия возможны следующие способы оформления правоотношений:

А)  С сотрудником заключается договор аренды;

Б) Сотруднику выплачивается компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях;

 

Договор аренды.

Правоотношения, возникающие из договора аренды автотранспортного средства, регулируются,  гл. 34 ГК РФ.

Договор аренды автотранспортного средства может быть двух видов:

договор аренды автотранспортного средства с экипажем;

договор аренды автотранспортного средства без экипажа.

Согласно ст.632 ГК РФ по договору аренды автотранспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей.

В свою очередь, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.

При использовании данного варианта у предприятия возникают следующие налоговые обязательства:

 

Налог на прибыль организаций.

По договору аренды арендатор может нести расходы:

арендные платежи;

расходы на ремонт арендованного автотранспорта;

расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства;

расходы на обязательное и добровольное страхование.

В соответствии с п.1 и п.2 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. 

При этом, положение данной статьи применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.

Расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства принимаются для целей налогообложения в соответствии с п.1 ст. 252 НК РФ при условии их обоснованности и документального подтверждения.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п.1 и п.2 ст. 263 расходы на обязательное страхование имущества включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций. В случае, если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Расходы на добровольное страхование имущества включаются в расходы для целей налогообложения, если соответствующие виды добровольного страхования имущества содержаться в п.1 ст.263.

В соответствии с п.6 ст.270 взносы на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в статьях 255 и 263 НК РФ не учитываются в целях налогообложения. 

 

Налог на доходы физических лиц.

Статьей 210 предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

На основании пп.4 п.1 ст.208 и п.1 ст.209 НК РФ доходы, полученные физическим лицом от сдачи имущества в аренду, облагаются налогом на доходы физических лиц. Согласно п.1 ст.226 НК РФ организация, от которой налогоплательщик получил доход, обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц. Налог в данном случае исчисляется по налоговой ставке 13% (ст.224 НК РФ). В соответствии с п.4 ст.226 НК РФ организация обязана удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

При этом, стоит отметить, что расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства не включаются в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, так как указанные расходы не являются доходом физического лица, а непосредственно связаны с эксплуатацией автомобиля.

 

Единый социальный налог.

В соответствии с п.1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). 

Договор аренды автотранспортного средства без экипажа является договором, связанным с передачей в пользование имущества и потому, выплаты по найму, ЕСН не облагаются.

Выплаты по договору аренды автотранспортного средства с экипажем, в части услуг, связанных с управлением, в соответствии с п.1 ст.236 признаются объектом обложения и облагаются  единым социальным налогом, так же уплачиваются взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве.

 

Выплата компенсации за использование личного автотранспорта в служебных целях.

Трудовой Кодекс Российской Федерации все выплаты работнику по использованию личного имущества делит на компенсации за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаемые расходы, связанные с их использованием.

Таким образом, следует различать компенсацию за использование личного автотранспорта в служебных целях и расходы, связанные с использованием личного автотранспорта.

Так к компенсации относят выплаты за сам факт использования работником личного имущества, а к расходам, связанным с использованием личного транспорта относятся расходы на ГСМ, ремонт, и др.

 

Налог на прибыль организации.

Подпунктом 11 п.1 ст.264 гл.25 НК РФ предусмотрено, что расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей принимаются в пределах норм, утвержденных Правительством Российской Федерации. Постановлением от 08.02.2002 №92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (с изменениями от 15.11.2002) Правительство Российской Федерации утвердило следующие нормы: легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно - 1200 руб. в месяц, свыше 2000 куб. см - 1500 руб., мотоциклы - 600 руб. в месяц  (действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года).

Таким образом, для целей налогообложения в качестве расходов по компенсации для исчисления налога на прибыль принимаются расходы в пределах установленных норм.

В целях налогообложения суммы компенсации, уплаченные сверх норматива, не уменьшают облагаемую базу по налогу на прибыль.

Расходы, связанные с использованием личного имущества работника (расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, расходы на ремонт и прочие аналогичные расходы) могут признаваться в качестве расходов для целей налогообложения в соответствии с п.1 ст. 252 при условии, что они являются обоснованными и документально подтвержденными.

 

Налог на доходы физических лиц.

В гл.23 «Налог с доходов физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации приведен полный перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, который содержится в ст.217 НК РФ.

При получении таких доходов у физических лиц объекта налогообложения не возникает.

В соответствии с подпунктом 3 п.1 ст. 217 не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;

оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;

возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

В ст.164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация определяется как денежные выплаты, установленные данным Кодексом в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных законом обязанностей.

Согласно ст.188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

В соответствии с Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 сентября 2002 года № 04-1-06/950-АВ694 «О налогообложении доходов физических лиц» для целей налогообложения доходов физических лиц и применения положений статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации следует использовать приказ Минфина России от 04.02.2000 №16н «Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок».

Данным приказом установлены следующие нормы компенсации за использование личного транспорта для служебных поездок:

 

Марка автомобиля

Предельные нормы компенсации в месяц

(рублей)

ЗАЗ

116

ВАЗ (кроме ВАЗ-2121)

148

АЗЛК, ИЖ

173

ГАЗ, УA3, ВАЗ-2121

221

Мотоциклы (для работников органов местного самоуправления сельской местности)

91

 

В случае применения налогоплательщиком других марок автомобиля предельные нормы компенсации в месяц рассчитываются по данным нормам, соотносимыми с объемом двигателя автомобиля.

Таким образом, компенсация за использование личного автотранспорта для служебных целей в пределах установленных норм  налогом на доходы физических лиц не облагается.

В том случае, если размер компенсации превышает законодательно-установленные  нормы, то с суммы превышения удерживается налог на доходы физических лиц.  Датой получения дохода является день его выплаты (п.1 ст.223 НК РФ).

По возмещаемым расходам, связанным с использованием автотранспорта налог на доходы физических лиц не начисляется так как указанные расходы не являются доходом налогоплательщика.

 

Единый социальный налог и страхование на пенсионное обеспечение

В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Нормы компенсации за использование работниками личных легковых автомобилей в служебных целях при исчислении единого социального налога регламентируются пунктом 9.1.8.1. Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам  от 5 июля 2002 года № БГ – 3 – 05/344 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога».

В соответствии с указанным пунктом при исчислении ЕСН по организациям, формирующим налоговую базу по налогу на прибыль, с 1 января 2002 года нормы компенсации определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 № 92, а по бюджетным и иным некоммерческим организациям - в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.92 № 414 с учетом письма Минфина России от 04.02.2000 № 16н.

С сумм превышения законодательно-установленных норм компенсации организация в соответствии с п.3 ст. 236 НК РФ так же не уплачивает единый социальный налог, так как у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Сергей Колчугин

Вернуться в начало

Ближайший семинар, проводимый Консультационной группой «Баланс» 

Место проведения – г. Новосибирск,  дата 30, 31 октября  — 1 ноября 2003 года

Ирина Мартынова (Москва) авторский семинар: "Маркетинг - управление отношениями с потребителями"

1.       Постановка целей маркетинга. Сбор и анализ информации.

2.       Рассмотрение стратегий и выбор оптимальных.

3.       Составление плана Маркетинга (плана действия).

Подробно о семинарах можно узнать на сайте

Вернуться в начало

Обзор текущего законодательства

Федеральный закон от 1 октября 2003 г. N 129-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"

Устанавливается, что в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 3 октября 2003 г. N 198.

 

Федеральный закон от 1 октября 2003 г. N 128-ФЗ "О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы".

С 1 октября 2003 г. тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы устанавливается в размере 600 руб. в месяц. Таким образом, по сравнению с ранее установленным размером (450 руб. в месяц) тарифная ставка (оклад) первого разряда увеличена на 1/3.

Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2003 г. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 3 октября 2003 г. №  198.

 

Федеральный закон от 1 октября 2003 г. N 127-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда"

С 1 октября 2003 г. минимальный размер оплаты труда устанавливается в сумме 600 руб. в месяц. Этот размер по-прежнему применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения пособий по временной нетрудоспособности.

Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ до введения федерального размера минимальной заработной платы предоставлено право принимать законы субъектов РФ, устанавливающие более высокий размер минимальной заработной платы в данном субъекте. При этом размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается для всех работодателей, действующих в данном субъекте. Более высокий уровень государственных гарантий обеспечивается за счет средств бюджета соответствующего субъекта.

Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2003 г. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 3 октября 2003 г. N 198.

 

Письмо МНС РФ от 24 сентября 2003 г. N ОС-6-03/994 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"

При получении авансовых платежей или предоплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо оплаты за частично произведенную продукцию (работы, услуги), налогоплательщик обязан включить эти суммы в налоговую базу, относящуюся к тому налоговому периоду, в котором фактически эти платежи получены. При этом не имеет значения, когда будут полностью исполнены обязательства продавца, вытекающие из договора с покупателем товаров (работ, услуг), и обязательства покупателя по оплате этих товаров (работ, услуг).

Сумма платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату их поступления. При этом суммы налога, начисленные с этих платежей, при последующей отгрузке товара (выполнении работы, оказании услуги) подлежат вычету.

 

Приказ Минфина РФ от 18 августа 2003 г. N 77н "Об утверждении Положения о территориальных органах валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации"

Определяются основные задачи, функции и права территориальных органов валютного контроля Минфина РФ. Территориальный орган вправе проводить проверки соблюдения валютного законодательства РФ резидентами и нерезидентами, в том числе приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках, выносить решения о привлечении резидентов и нерезидентов к ответственности за выявленные в ходе проверок нарушения валютного законодательства РФ, а также давать обязательные для исполнения резидентами и нерезидентами предписания об их устранении, в пределах своей компетенции осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, в том числе налагать штрафы и иные санкции за административные правонарушения и др.

 

Постановление Правительства РФ от 9 октября 2003 г. N 617 "Об утверждении Правил передачи документов об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 1 января 2004 г.".

Документы об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 1 января 2004 г., подлежат передаче в территориальные органы МНС России органами, ранее осуществлявшие государственную регистрацию. Списки (реестры) физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 г., с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса (места жительства), регистрационного номера и даты регистрации передаются регистрирующим органам по их запросам.

Постановление вступает в силу с 1 января 2004 г.

 

Письмо МНС РФ от 24 сентября 2003 г. N ОС-6-03/995@ "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"

Разъясняется порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту. Выручка и расходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Банка России соответственно на дату реализации товаров или на дату фактического осуществления расходов. Дата реализации товаров (работ, услуг) определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики.

Налоговый агент осуществляет пересчет налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту в рубли по курсу Банка России на дату фактического осуществления расходов (в том числе, если эти расходы являются авансовыми или иными платежами), вне зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения.

 

Для налогоплательщиков Иркутской области

Постановление губернатора Иркутской области от 3 сентября 2003 г. N 463-П "О ставках регулярных платежей за пользование недрами"

Постановлением утверждены конкретные ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых

 

Для налогоплательщиков Томской области

Постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 10 сентября 2003 г. N 41а "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц - налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу), а также задолженности по пеням и штрафам, начисленным за несвоевременную уплату данного налога, перед областным бюджетом"

Реструктуризация кредиторской задолженности организаций по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу), а также пеням и штрафам, начисленным за несвоевременную уплату данного налога, перед областным бюджетом, возникшей в результате проведенных налоговыми органами выездных налоговых проверок правильности и своевременности исчисления и уплаты данного налога проводится путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на 1 июля 2003 года (но не более фактически существующей суммы задолженности на первое число месяца подачи заявления) по заявлению, поданному в налоговые органы по месту учета организации до 1 декабря 2003 года, при условии, что организация не имеет задолженности по текущим платежам исчисленного налога на доходы физических лиц на первое число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности.

Реструктуризация задолженности осуществляется один раз.

 

Для налогоплательщиков Красноярского края

Постановление администрации грасноярска от 3 октября 2003 г. N 433 "О создании координационного совета при администрации города Красноярска по вопросам труда и социальных прав работников, работающих у работодателей - физических лиц"

Постановлением создается Совет, который является постоянно действующим совещательным органом и предназначен для координации деятельности входящих в его состав органов и организаций по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений между работодателями - физическими лицами и работниками. Деятельностью Совета руководит председатель. Председателем Совета является заместитель Главы города по вопросам промышленности, развития предпринимательства, транспорта и связи. В его отсутствие эти функции выполняет заместитель председателя Совета. Основные задачи и функции Совета: формирование согласованной позиции членов Совета по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений между работодателями - физическими лицами и работниками; выработка единой политики в городе в области взаимоотношений между органами и организациями, входящими в состав Совета, и работодателями - физическими лицами, использующими наемный труд; организация методической и консультационной помощи работодателям - физическим лицам и наемным работникам по применению трудового, пенсионного, налогового и иного законодательства, регулирующего трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения; разработка комплексных мероприятий по устранению и предотвращению нарушений законодательства, регулирующего трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения между работодателями - физическими лицами и работниками, включая широкое информирование общественности о причинах выявленных нарушений, принятых мерах и их эффективности; внесение в установленном порядке предложений о принятии законов, нормативных актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, затрагивающие права и интересы участников этих отношений

 

Постановление администрации г. Красноярска от 30 сентября 2003 г. N 420 "Об утверждении Положения о департаменте промышленной политики и развития предпринимательства"

Департамент является органом администрации города Красноярска без прав юридического лица. Основными задачами департамента являются: формирование и реализация промышленной политики администрации города; поддержка и развитие предпринимательства; развитие инновационной деятельности; проведение мониторинга экономического положения промышленных предприятий независимо от их организационно-правовой формы; организационно-правовое обеспечение благоприятных социально-экономических условий для устойчивого развития промышленности, предпринимательства в городе; формирование и реализация условий для повышения конкурентоспособности промышленных производств, развития предпринимательских структур; укрепление научно-технического потенциала города, содействие внедрению научных разработок и новых технологий в промышленное производство; развитие внутрирегиональных и межрегиональных отношений.

 

Для налогоплательщиков республики Хакасия

Правительство Республики Хакасия постановлением от 17.09.2003 года № 250 «Об утверждении перечня отдаленных или труднодоступных населенных пунктов на территории Республики Хакасия»,  утвердило новый перечень населенных пунктов на территории республики, в которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

 

* Субъекты Российской федерации, входящие в состав Сибирского федерального округа

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский АО, Таймырский (Долгано Ненецкий) АО, Усть Ордынский Бурятский АО, Эвенкийский АО

 

В обзоре собраны налоговые нормативные акты, размещенные на серверах информационно-правовых систем "Гарант", «Кодекс», «КонсультантПлюс», «Референт».

Вернуться в начало

Об уплате НДС с авансов полученных

Проблема уплаты/неуплаты НДС с авансов известна многим, она долгое время обсуждалась в кругу специалистов. Чем была вызвана данная проблема?

Согласно статье 162 НК РФ налогооблагаемая база по НДС увеличивается на суммы авансов, полученных в счет предстоящей поставки товаров. Вместе с тем, статья 153 НК РФ говорит о том, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Исходя из смысла указанной нормы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг) одним лицом другому должен осуществляться переход права собственности на товары, результаты выполненных работ или должно производиться оказание услуг одним лицом другому, что полностью соответствует ст. 39 НК РФ. Именно с указанными обстоятельствами законодатель связывает наличие или отсутствие объекта налогообложения.

Таким образом, многие считали, что в случае с авансами, поскольку реализация еще не состоялась, налоговой базы не образуется. Следовательно, увеличить ее авансы не могут.

Ситуация обострилась более года назад, когда эти аргументы поддержал Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (Постановление ФАС Поволжского округа от 04.07.2002 №А 65-17805/2001-СА3-9К). В своем решении ФАС отметил, что авансовые платежи должны включаться в налоговую базу при исчислении НДС с того момента, когда у налогоплательщика возникает объект налогообложения и именно тогда включаться в налоговую базу. То есть при фактической реализации – переходе права собственности и получении денег за товар.

В опубликованном недавно Постановлении от 19.08.2003 г. № 12359/02 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ пришел к выводу, что НДС с авансов нужно платить. В своем постановлении он подтвердил позицию МНС России о том, что налогоплательщик, получив авансовые платежи, обязан включать их в налоговую базу, относящуюся к тому налоговому периоду, в котором они фактически получены. Кроме того, суд заметил, не имеет значения, когда будет полностью оплачен и передан товар.

МНС РФ со ссылкой на названное постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 августа 2003 года N 12359/02 выпустило письмо от 24 сентября 2003 г. № ОС-6-03/994, в котором повторило доводы Высшего Арбитражного Суда РФ, а также указало следующее:

«…необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 8 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком (т.е. исчисленные и отраженные в декларации) с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), в том числе поставок, произведенных в том же налоговом периоде, в котором поступили авансы, в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 172 Кодекса».

Таким образом, вопрос об уплате НДС с авансов, можно сказать, разрешился: сумму НДС с авансов, поступивших в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) придется заплатить.

Следует отметить, что в России право не прецедентное, что означает, что решение суда применяется только к конкретному делу.

В письме налоговых органов от 24 сентября 2003 г. № ОС-6-03/994 определено, что «при получении налогоплательщиком авансовых или иных платежей в иностранной валюте в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) указанная сумма пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату поступления данных авансовых или иных платежей. При этом суммы налога, начисленные налогоплательщиком с суммы авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежащих налогообложению, при последующей отгрузке товара (выполнении работы, оказании услуги) подлежат вычету.

Также необходимо отметить, что денежные средства, полученные налогоплательщиком за товары после даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров (припасов) в режиме экспорта (перемещения припасов), а также за выполненные работы (оказанные услуги), поименованные в пп.2 и 3 п. 1 ст.164 Кодекса, при наличии документов, подтверждающих фактическое выполнение указанных работ (услуг), не включаются в налоговую базу по налогу до момента определения налоговой базы, предусмотренного пунктом 9 статьи 167 Кодекса (то есть в последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ).

При этом денежные средства, полученные налогоплательщиком за товары после даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров (припасов) в режиме экспорта (перемещения припасов), а также за выполненные работы (оказанные услуги), поименованные в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, при наличии документов, подтверждающих фактическое выполнение указанных  работ (услуг), не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость только в размере средств, соответствующем доле отгруженной продукции, выполненных работ (оказанных услуг)».

Последнее замечание очень важно для налогоплательщиков - экспортеров. Практика аудиторских проверок показывает, что при получении денежных средств в счет поставок на экспорт продукции, именно при определении НДС с авансов допускается достаточно большое количество ошибок, что ведет к соответствующим  штрафным санкциям. Ведь в методических рекомендациях по применению главы 21 НК РФ (п. 37.3) было предусмотрено, что экспортеры должны начислять  НДС с денежных средств, полученных от иностранного контрагента до того, как собран полный пакет документов, вне зависимости от того, произведена ли отгрузка или нет (то есть средства, поступившие после отгрузки товара на экспорт до формирования пакета документов тоже считались авансом). Данный пункт Методических рекомендаций и связанные с ним п. 32.2 и 44.4 Приказом МНС от 19.09.2003 г. № БГ-3-03/499  исключены.

Наталия Головченко

 

Вернуться в начало

 С уважением,

 НАЛОГОВЫЙ ПРАКТИК

 info@balans.ru

На нашем сайте есть архив статей из предыдущих выпусков «Налогового практика»

Вернуться в начало



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное