Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В информационном бюллетене еженедельно публикуются статьи, в которых


Информационный Канал Subscribe.Ru


Информационный бюллетень Консультационной Группы "Баланс"

БАЛАНС

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ГРУППА

630007, г. Новосибирск, ул. Сибревкома, 2 офис 600  тел./факс: +7 (3832) 23-59-41, 23-63-66, 23-35-91  e-mail: info@balans.ru, http//www.balans.ru

 

 Возможность получать, подобна океану.

 Проблема состоит в том, что большинство людей подходит к этому океану возможностей с чайной ложкой.

Джим Рон

 

Информационный бюллетень № 1(12)

 

 

 

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ)

Ближайшие семинары и тренинги, проводимые Консультационной группой «Баланс»

Обзор законодательных актов

Из проверенных источников…

 

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ)

 

Истории известно немало примеров, когда протесты против налогового бремени находили свое выражение в насилии и мятежах,  нередко  приводивших  к смене государственного или общественного строя. Но с течением времени стремление избавиться от несения налоговой повинности стало приобретать более "цивилизованные" формы. С точки  зрения современной налоговой теории и практики различают уклонение от уплаты налогов, то есть  уменьшение налогоплательщиками своих фискальных обязательств перед государством запрещенными законом способами, и оптимизацию налогообложения (или налоговое планирование),  когда фискальному субъекту удается полностью или частично избежать налогообложения,  не нарушая при  этом действующих правовых норм.

В немалой степени указанное разграничение на «уклонение» и «оптимизацию» определяется уголовным законом. Значительная роль здесь отводится статье 199 УК, которая предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации. Статья 198 УК останется за рамками обсуждения поскольку субъектами данного преступления являются физические лица, которые не уплатили налог только за себя лично. Тема может и интересная, но не актуальная для предприятий – получателей бюллетеня.

Первоначально диспозиция данной статьи предусматривала ответственность за уклонение, совершенное путем непредставления декларации о доходах, внесения в декларацию (бухгалтерские документы) заведомо искаженных данных, а также сокрытие других объектов налогообложения. Такая формулировка позволяла налогоплательщику подавать документы с отражением в них сведений, соответствующих действительности, и в то же время не уплачивать исчисленные суммы налога оставаясь безнаказанным.

Поскольку «законное уклонение» приобретало угрожающие размеры, то в 1998 году в уголовный закон были внесены изменения, целью которых было охватить «иные способы» уклонения. Поскольку законодатель предвидел развитие налоговой преступности, то он не определил этот термин и спровоцировал усмотрительство при привлечении к уголовной ответственности за то или иное деяние. Вместе с широким трактованием «иных способов» правоохранительными органами, суды и прокуратура высказываются в пользу тезиса: «не всякая неуплата или уплата не в полном объеме является уклонением». Но такое положение не наделяется содержанием, позволяющим отнести конкретные деяния к уклонению. В правовых актах ограничиваются лишь перечислением возможных случаев уклонения.

Правительство пошло дальше и направило в Думу законопроект о внесении изменений в том числе и в статью 199 УК РФ, предполагающий привлечение к уголовной ответственности и за уклонение от уплаты начисленных платежей путем сокрытия или непредставления сведений о местонахождении подлежащего описи и аресту имущества, а равно иного воспрепятствования принудительному взысканию этих платежей судебным приставом. Только остается неясным вопрос о том чем задолженность по уплате налогов и страховых взносов отличается от остальной. Почему неуплата задолженности по судебному решению о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, в размере 1000 МРОТ не должна повлечь уголовную ответственность, а неуплата налога влечет?

К ответственности за уклонение от уплаты налога организацией могут быть привлечены руководитель организации налогоплательщика, главный бухгалтер, лица, фактически исполняющие их обязанности и иные служащие, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие элементы налогообложения. В судебной практике известны случаи, когда в качестве субъектов выступали учредители предприятий. Так, если правоохранительным органам удаётся в ходе проведения проверки действия выявить какие-то решения Совета директоров, протокол общего собрания, в результате которых произошло искажение отчетности, то данные факты могут быть основанием для привлечения к ответственности непосредственно собственников предприятия - налогоплательщика.

Полный текст статьи  

Евгений Нафтаев

юрист КГ «Баланс»

В продолжение вышесказанного…

Б. Грызлов предлагает ужесточить ответственность за налоговые преступления

 

МВД России считает необходимым ужесточить уголовную ответственность за налоговые преступления. Об этом сообщил в четверг журналистам министр внутренних дел РФ Борис Грызлов после совместного заседания коллегии МВД России и Белоруссии. Он напомнил, передает ИТАР-ТАСС, что, согласно указу Президента РФ, функции налоговой полиции перешли к МВД и "поэтому мы выступим с законодательной инициативой". В частности, министр предлагает криминализировать ряд статей Уголовного кодекса. "Преступники, совершившие налоговые преступления, не должны уходить от ответственности в случае возмещения ущерба причиненного государству, - подчеркнул Б.Грызлов. - Это может стать лишь сопутствующим фактором для снижения срока наказания, которое должно быть неизбежно".

Б.Грызлов напомнил, что сейчас идет формирование Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям. В полном объеме новая структура начнет выполнять функции с 1 июля 2003 г. Ее численность составит не менее 30 тыс. человек.

 

Источник: "Прайм-ТАСС. Бизнес-лента"

Вернуться в начало

 

Ближайшие семинары и тренинги, проводимые Консультационной группой «Баланс»  

 

25-26 апреля Тигран Арутюнян (авторский семинар) "Эффективная стратегия деятельности компании"

  • Постановка системы стратегического управления.
  • Процесс реализации стратегических преимуществ.
  • Маркетинговые стратегии. Процесс реализации стратегии.
  • Новый подход к стратегическому управлению (из практического опыта).

Подробно о семинарах можно узнать  www. Balans.Ru или на  www.Sovetov.Net - консалтинговый портал

Вернуться в начало

Обзор законодательных актов

Настоящий обзор подготовлен на основе мониторинга текущего законодательства  информационно-правовых систем "Гарант", «Кодекс», «КонсультантПлюс» и содержит выборочный перечень федеральных и региональных нормативно-правовых актов,  которые, с нашей точки зрения, могут повлечь за собой существенные правовые последствия для налогоплательщиков, расположенных в Сибирском федеральном округе

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках".

С 1 января 2004 г. вводятся трудовые книжки нового образца. Постановлением утверждаются формы трудовой книжки и вкладыша в нее, а также правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления их бланков и обеспечения ими работодателей. Из новой формы исключены сведения о назначении пенсии, а сведения о награждениях и поощрениях объединены. Установлено, что работодатель - физическое лицо не имеет права производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые. В правилах установлен порядок внесения изменений и исправлений в трудовую книжку, обусловленных сменой фамилии, имени, отчества, даты рождения и др. Новым также является требование о наличии подписи работника, заверяющей все внесенные записи за время его работы в данной организации, при его увольнении (прекращении трудового договора). Приходно-расходная книга по учету бланков и книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, а также скреплены сургучной печатью или опломбированы. Имеющиеся у работников трудовые книжки ранее установленного образца действительны и обмену на новые не подлежат. В отличие от ранее действующего порядка, размер взимаемой работодателем с работника платы за трудовую книжку и вкладыша в нее, не определен в фиксированной сумме. Размер платы определяется размером на их приобретение. Минтруду РФ предписано давать разъяснения по применению правил.

Постановление главы администрации Новосибирской области от 19 марта 2003 г. 143 "О нормативной цене земли"

Размер нормативной цены земли, установленный на 1998 год постановлением главы администрации Новосибирской области от 19 января 1998 г. г. № 22, сохранен до 1 января 2004 года.

Постановление шестнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 27 марта 2003 г. N 108-ОСД "О Законе Новосибирской области "Об использовании земель на территории Новосибирской области"

Закон Новосибирской области N 108-ОЗ, принятый настоящим постановлением, устанавливает основные положения по использованию земель всех категорий на территории Новосибирской области (за исключением земель водного, лесного фонда, земель промышленности и иного специального назначения, сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых территорий и объектов). Закон устанавливает полномочия органов государственной власти области, территориальных органов и органов местного самоуправления в сфере использования земель; порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в областной или муниципальной собственности. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность граждан из земель, находящихся в собственности области, установлены в размере: 0,12 - 0,15 га для садоводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в сельской местности; для индивидуального жилищного строительства - 0,10 га (в г. Новосибирске - 0,06 га). Законом регулируется использование вещных прав на землю: постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования; а также установление публичных сервитутов.

Закон подписан главой администрации 14 апреля 2003 года, вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется к земельным правоотношениям, возникшим после вступления его в силу.

Постановление Главы Администрации Томской области N 68 от 31 марта 2003 "О внесении изменений и дополнений в постановление Главы Администрации (Губернатора) области от 22 января 2001 г. N 17 (в редакции от 23.03.2001 N 101)"

Определено, что дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды, действовавшие в 2001 году, применяются в 2003 году. Установлено, что определение размера платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов производится с применением коэффициента 1,18.

Закон Кемеровской области от 15 апреля 2003 г. N 20-ОЗ "Об установлении полномочий органов государственной власти Кемеровской области в сфере государственного регулирования лотерейной деятельности на территории Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 26 марта 2003 г. N 1926)

Установлено, что правила государственной регистрации региональных и муниципальных лотерей на территории Кемеровской области утверждает Администрация Кемеровской  области. Закон определяет, что Департамент лицензирования Кемеровской области осуществляет государственную регистрацию региональных и муниципальных лотерей и выдачу свидетельств на право проведения региональных и муниципальных лотерей на территории Кемеровской области.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Вернуться в начало

Из проверенных источников…

 

Управление МНС России по Томской области заняло третье место в России по результативности контрольной работы

Управление МНС России по Томской области заняло третье место по результативности контрольной работы среди 89-ти налоговых управлений России.

Как сообщили РИА "Новости" в пресс-службе областного УМНС, рейтинговая оценка эффективности контрольной работы региональных налоговых управлений проводилась Министерством по налогам и сборам РФ впервые. Анализ деятельности налоговиков осуществлялся по 27 направлениям, при этом учитывалась камеральная работа, выездной налоговый контроль, работа с проблемными налогоплательщиками и должниками, а также взаимодействие с налоговой полицией и таможней. В результате Томская область набрала 26 баллов из 27-ти возможных и вышла на третье место среди налоговых органов всех регионов России.

Необходимо отметить, что по показателям контрольной работы налоговых органов Томская область всегда была в числе лучших. В прошлом году министр России по налогам и сборам Геннадий Букаев также отмечал высокую результативность контрольной работы Томских налоговиков.

Всего в течение прошлого года было проведено 658,9 тыс. проверок организаций, предпринимателей и физических лиц. В результате, в бюджет дополнительно начислено почти 2 млрд. руб., что на 10 % больше показателя 2001 года. В расчете на одного специалиста налогового органа дополнительные начисления в бюджет составили 1,3 млн. рублей /на 4 тыс. рублей больше, чем в 2001 году/.

Сегодня областным налоговым управлением реализуются основные направления контрольной работы, запланированные на 2003 год. Основной акцент, подчеркнули в пресс-службе УМНС, сделан на аналитическом направлении работы: ведется мониторинг предприятий, максимально отслеживаются всевозможные деловые связи, контролируется движение денежных потоков. Кроме того, налоговой службой области активно внедряется автоматизация учета и передача данных электронным способом. В текущем году в крупных инспекциях области будет внедрена Система электронной обработки данных /ЭОД/, которая позволит перейти на качественно новый уровень обслуживания налогоплательщиков и взаимодействия с органами власти и финансовыми структурами.

 

Источник: "РИА. Новости - Сибирь"

 

Правительство РФ на заседании 10 апреля одобрило и решило внести в Госдуму проект закона "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса". Об этом сообщает ДПИ. Документ предусматривает увеличение имущественного налогового вычета при строительстве либо приобретении жилья населением с 600 тыс. руб. до 1 млн. руб. Данная мера, по мнению кабинета министров, позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы в строительный комплекс и смежные отрасли и повлечет за собой активизацию рынка жилья.

 

Источник Новости AK&M

 

Выступая в четверг на заседании правительства, премьер-министр России Михаил Касьянов сказал, что, "по его предварительной оценке", принятые меры позволят снизить в 2004 году на 2 % ВВП налоговую нагрузку на экономику, в частности на перерабатывающий сектор, развитию которого правительство уделяет ключевое значение.

По мнению премьера, эти меры должны быть пересчитаны и заложены в процесс формирования экономической политики страны.

 

Источник: "РИА. Новости"

Вернуться в начало

 

 

 

 

На нашем сайте Balans.Ru   Вы можете подробнее познакомиться с нами и нашими услугами

Подписаться на еженедельный информационный бюллетень, а также ознакомиться с предыдущими выпусками или задать вопрос можно кликну на ссылки в нижней части этой страницы.

 

 

С уважением,

 

Аналитический центр Консультационной группы «Баланс»

 

Ваши предложения или замечания Вы можете направить нам по электронной почте на адрес: info@balans.ru

 

 

Архив наших публикаций

 

Вернуться в начало

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное