Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Учетная политика

  Все выпуски  

Учетная политика 2002. Раскрытие учетной политики.


Служба Рассылок Subscribe.Ru

1

ЗАО Аудиторско-консалтинговая фирма «Аудит-Бизнес-Стратегия»

Кронштадтский б-р., д.7а, офис 103, Москва, 125212

Тел/факс 459-98-01; E-mail: novikova@lianet.ru

Учетная политика 2002

Выпуск № 003 «Раскрытие Учетной политики»

Ведущий рассылки          Генеральный директор АКФ «АБС» Новикова Ирина Владиленовна

Новым подписчикам мы убедительно рекомендуем ознакомиться с архивом рассылки по адресу http://subscribe.ru/archive/tax.accountinpolicy/

 

ПБУ 1/98 распространяет своё действие на все юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений) и устанавливает два аспекта Учетной политики предприятий:

  1. принципы формирования;
  2. принципы раскрытия (придания гласности).

В части формирования учетной политики требования Положения распространяются на все организации независимо от форм собственности.

А в части раскрытия - на предприятия, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Принципам формирования Учетной политики будут посвящены все последующие материалы. Сейчас нам хотелось бы остановиться на вопросе раскрытия Учетной политики.

Попытаемся ответить на вопросы: кто, кому и когда должен представлять учетную политику и в каких объемах.

Почему эти вопросы мы считаем принципиальными? На это есть несколько причин:

  1. Разработка Учетной политики организации – это вопрос разработки СИСТЕМЫ учета. Это своего рода НОУ-ХАУ организации. Вопрос методики сбора и обработки информации, которая наилучшим образом подходит для данной организации и которая представлена таким образом, чтобы давать самую оперативную и достоверную информацию руководству и реально помогала бы принимать взвешенные управленческие решения, - это вопрос КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА организации. Поэтому без преувеличения можно сказать, что грамотно разработанная Учетная политика – это интеллектуальная собственность организации.
  2. ПБУ 1/98 говорит о том, что Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер организации. Однако реально практически все солидные фирмы пользуются для этого услугами аудиторских и консалтинговых фирм. Разработка учетной политики даже для небольшого предприятия – удовольствие не дешевое; что же говорить об учетной политике многофилиальных структур! Так почему мы должны этот документ выставлять на всеобщее обозрение?

Итак, обязанность раскрытия Учетной политики (придания гласности) лежит, прежде всего, на предприятиях, которые в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность.

При этом порядок публикации бухгалтерской отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

Раскрытие учетной политики возможно также по инициативе учредителей в случае, если такая обязанность возложена учредительными документами, или по инициативе руководства предприятия.

Законодательно обязанность публикации годовой бухгалтерской отчетности определена Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (статья 16). Такая обязанность возложена на ОАО (открытые акционерные общества), банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов).

Порядок публикации установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. N 101, в соответствии с которым годовая бухгалтерская отчетность открытых акционерных обществ подлежит обязательной публикации не позднее 1 июня следующего за отчетным годом.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

При этом публикация бухгалтерской отчетности производится только после:

  • проверки и подтверждения ее независимым аудитором (аудиторской фирмой);
  • утверждения ее общим собранием акционеров.

Однако, в соответствии с п. 2.1. приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. N 101 публикации в обязательном порядке подлежат только Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах (счет прибылей и убытков).

Так каков же механизм раскрытия Учетной политики?

Ответ на этот вопрос нам дает пункт 3.4. ПБУ 1/94 и пункт 15 ПБУ 1/98: существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. При этом промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей Учетную политику.

Теперь определим пользователей информации, заложенной в Учетной политике.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Итак, исходя из требований выше отмеченных документов:

1.       Раскрывать положения учетной политики обязаны только предприятия, для которых публикация отчетности является обязательной. Законодательно такая обязанность возложена на открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов).

2.       Механизм раскрытия – отражение существенных способов ведения бухгалтерского учета в пояснительной записке, прилагаемой к годовому бухгалтерскому отчету. Публикации Учетной политики в средствах массовой информации не требуется.

Таким образом, исходя из требований выше указанных нормативных документов, состав пояснительной записки может быть различным для предприятий различных организационно-правовых форм. Так, например, для обществ с ограниченной ответственностью нигде не предусмотрено требование публикации бухгалтерской отчетности. А следовательно, и раскрытие Учетной политики.

Обратимся к пункту 4 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете". Он раскрывает необходимое содержание пояснительной записки:

  1. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.
  2. В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
  3. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

Отметим: только изменения в учетной политике, методы учета, отличные от общепринятых, и методы оценки существенных статей баланса.

Приказ Минфина РФ от 28 июня 2000 г. N 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации", Приказ Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" не содержат требований включения в пояснительную записку сведений, входящих в состав Учетной политики.

Однако, приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99" значительно расширяет требования, предъявляемые к составу пояснительной записки.

В статье 24 ПБУ 4/99 сказано: «Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к Учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые не целесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении».

Однако, статья 26 ПБУ 4/99 подтверждает, что порядок раскрытия Учетной политики установлен Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" ПБУ 1/98. Об этих требованиях мы говорили раньше.

А в заключении хотелось бы подвести некоторые итоги:

1.     Раскрывать необходимо только содержание отдельных положений Учетной политики, касающихся существенных моментов формирования бухгалтерской отчетности, без которых пользователи информации, заложенной в Балансе и Отчете о прибылях и убытках, не смогут правильно ею воспользоваться.

2.     Раскрывать положения учетной политики обязаны только предприятия, для которых публикация отчетности является обязательной.

3.     Законодательство не требует представления в налоговые органы и другим заинтересованным лицам документа «Учетная политика предприятия». Публикации Учетной политики в средствах массовой информации также не требуется. Механизм раскрытия – отражение существенных способов ведения бухгалтерского учета в пояснительной записке, прилагаемой к годовому бухгалтерскому отчету.

Сегодня многие налоговые органы почти в приказном порядке требуют представить Учетную политику организации. Конечно, всё зависит от «цены вопроса». Если Вы ещё не создали оригинальной СИСТЕМЫ учета, а вся Учетная политика умещается на 2-3 машинописных листках, то никакой «утечки информации» при разглашении такой Учетной политики не произойдет. Но если Учетная политика составлена грамотно и полно, если она содержит график документооборота, рабочий план счетов со всеми необходимыми субсчетами для полноценного сбора информации, формы внутренних документов (по существу – методы сбора и обработки информации) – то это уже интеллектуальная собственность предприятия. И Вам, в конечном счете, решать, разглашать такую информацию или нет. Мы попытались дать Вам в руки инструмент для принятия решения. А решение, безусловно, за Вами.

 

Читайте в следующем выпуске:

«Содержание Учетной политики для целей бухгалтерского учета»

Мы будем очень признательны Вам, за любые Ваши замечания, пожелания и предложения,

которые Вы можете направить по E-mail: novikova@lianet.ru

Подписаться на рассылку Вы сможете по адресу:  http://subscribe.ru/catalog/tax.accountinpolicy

Любое использование материалов данной рассылки допускается только при наличии ссылок на

ЗАО АКФ «Аудит-Бизнес-Стратегия» и с уведомлением Ведущего рассылки.

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное