Суперджет не будет возить первых лиц государства
Суперджет не будет возить первых лиц государства
Автор: Виктор Галенко
17 августа для обновления авиапарка ГТК <<Россия>> (авиакомпания для перевозки
первых лиц государства) Управление делами Президента РФ отдало предпочтение самолету
Ан-148 (украинско-российский проект), оставив за бортом конкурса самолеты Ту-334
и SSJ-100 (Sukhoi Superjet).
Суперджет не будет возить первых лиц государства
Официально считается, что в пользу Ан-148 сыграл тот факт, что самолет на 70%
состоит из комплектующих российского производства. Неофициально, реальных конкурентов
как бы и не существовало вовсе, но об этом ниже.
По сути, это первое официальное признание недоверия к перспективам SSJ-100, как
проекта создания первого постсоветского самолета, созданного по законам рыночной
экономики и интеграции в мировое технологическо-экономическое сообщество.
Несколько схематично история вопроса такова. Еще в 1999 году, в РФ был разработан
Ту-334, по классу аналогичный <<Суперджету>>. При этом общая стоимость разработки
Ту-334 на тот момент составила весьма скромные 100 млн долларов. При этом известно,
что фирмы типа <<Эмбраер>> и <<Бомбардье>> на разработку аналогичных машин тратили
приблизительно по 600 миллионов, т.е. в 6 раз больше.
РСК МиГ на тот момент даже подписала контракт с Ираном, на производство 100 самолетов
на общую сумму 1.6 миллиарда долларов, что являлось чрезвычайной удачей для корпорации.
При этом стоимость лайнера была примерно оценена в 12 миллионов долларов. К сожалению,
в РФ на этот момент цены резко пошли вверх, а Иран наотрез отказался пересмотреть
условия контракта. Несмотря на многочисленные просьбы, государство напрочь отказалось
дотировать производство лайнеров, тогда же в РСК МиГ поменялось руководство,
контракт <<распался>>, и производство самолетов начато не было.
Далее Правительство РФ объявило конкурс на создание первого постсоветского пассажирского
лайнера, наотрез проигнорировав и отринув существование готового к производству
Ту-334. Загадочным образом конкурс выиграла <<военная фирма <<Сухой>>, до того
не имеющая ни малейшего опыта производства гражданских машин, и на ее основе
было создано новое юрлицо под аббревиатурой ГСС (<<Гражданские самолеты Сухого>>).
Одна из загадок конкурса заключалась в том, что по условиям конкурса разработка
суперсовременного самолета должна была быть произведена <<Сухим>> <<за свой счет>>,
что в дальнейшем обернулось по разным данным государственными вливаниями от 1.2
до 2 миллиардов долларов.
Обойдясь примерно в 20 раз дороже, чем разработка многострадального лайнера Ту-334
и почти 3 раза дороже, чем разработки западных авиастроительных фирм SSJ-100,
увы, разочаровал очень многих. Позитивом явился лишь накопленный опыт <<безбумажного
проектирования>> и создание еще одного конструкторского бюро.
Правда, злые языки утверждают, что создание нового бюро произошло исключительно
за счет переманивания специалистов у конкурентов.
В результате получился самолет <<отверточной сборки>>, на 80% состоящий из импортных
деталей. Т.е. российские авиаконструкторы создали самолет, полностью зависимый
от западных поставщиков и по большому счету это <<иномарка>>, а не отечественный
самолет со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это останавливает отечественные
авиакомпании спешить с предложениями о закупке SSJ -100 по ориентировочной цене
30 миллионов долларов, и крайне дорогими и сомнительными сервисными перспективами.
Иностранные авиакомпании еще более скептичны и требовательны в проблемах выбора
воздушных судов для собственных нужд. Ремонтная база в Комсомольске на Амуре
их не устроит.
Небольшое отступления от темы. SSJ-100 обладает рядом странных конструктивных
решений, в частности расстояние от нижней части воздухозаборников двигателя до
ВПП (взлетно-посадочной полосы) составляет всего 42 сантиметра, что создает высокую
вероятность засасывания в двигатель мусора и кусков аэродромного покрытия, с
последующим его (двигателя) разрушением. Состояние покрытий аэродромов РФ и бывшего
СССР весьма далеко от идеала, и эксплуатировать такую машину на внутренних авиалиниях
вряд ли смогут.
Совокупность всех многочисленных факторов дает одну горькую истину, на самолет
SSJ-100, в настоящий момент просто нет заказчиков и перспектива их появления
достаточно сомнительна.
Что же касается Ту-334, то в условиях кризиса, единственная надежда <<Туполевцев>>
на ВВС, которым срочно надо заменить около семи десятков Ту-134, чем они смогут
обеспечить заказами казанское КАПО им. Горбунова, и что даст возможность ремонтировать
военные Ту-160, ибо только на ремонте военной техники казанцам не выжить.
В то же время РИА Новости сообщают о плане холдинга поставить самолеты <<Аэрофлоту>>
до конца 2009 года: <<Холдинг "Сухой" намерен до конца 2009 года подготовить
первую партию самолетов Sukhoi Superjet 100 для поставки заказчику - "Аэрофлоту",
- сообщил глава холдинга Михаил Погосян журналистам в среду на авиасалоне МАКС-2009
в подмосковном Жуковском. - Я настаиваю на том, что мы должны завершить сертификационные
испытания и подготовить первые самолеты для поставки заказчикам до конца текущего
года", - сказал он, комментируя сделанные накануне заявления о том, что поставка
10 самолетов Sukhoi Superjet-100 для "Аэрофлота" могут быть перенесены с конца
текущего года на первое полугодие 2010 года>>
http://finam.info/news/article20B6100001/default.asp