Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Страна и мир: факты, комментарии, прогнозы развития


Страна и мир: факты, комментарии, прогнозы развития
Акцент
Реванш бюрократов

Общественная палата выступила против предлагаемых Думе поправок к закону «О техническом регулировании». По их мнению, предлагаемые изменения увеличат административное давление на бизнес и резко повысят взяткоемкость всей системы.

Свою точку зрения члены общественной палаты высказали в открытом письме к Президенту Российского Союза промышленников и предпринимателей Александру Шохину. Открытое письмо подписали председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Сергей Борисов, президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин.

«Реформа технического регулирования задумывалась как система упорядочивания стандартизации в России, приспособления ее к рыночным отношениям, система защитных мер при вступлении России в ВТО, а также была необходима в связи с тем, что при переходе от плановой, социалистической к рыночной экономике система стандартизации в старом виде не действует, - отмечают авторы письма.

По мнению членов общественной палаты, предлагаемые сегодня поправки, фактически сворачивают реформу и ставят крест на целом ряде национальных проектов, в том числе «Доступное жилье». Как считают подписавшиеся, предлагаемые изменения продиктованы бюрократами, которые после принятия закона «О Техническом регулировании» потеряли большую часть возможностей коррупционного контроля над бизнесом и сегодня пытаются взять реванш.

Авторы открытого письма просят обсудить создавшееся положение на заседании Президиума РСПП и лишь после этого вносить поправки к закону. «В противном случае – лучше забыть о реформе технического регулирования, чем вносить те корректировки, которые сегодня навязываются, – пишут члены общественной палаты.

 

 

Открытое письмо Президенту Российского Союза
промышленников и предпринимателей,
Председателю Комиссии Общественной палаты РФ
по вопросам конкурентноспособности, экономического
развития и предпринимательства
А.Н.Шохину

Уважаемый Александр Николаевич!

В связи со сложившейся ситуацией в реформе технического регулирования вынуждены обратиться к Вам с открытым письмом.
Реформа технического регулирования задумывалась как система упорядочивания стандартизации в России, приспособления ее к рыночным отношениям, система защитных мер при вступлении России в ВТО, а также была необходима в связи с тем, что при переходе от плановой, социалистической к рыночной экономике система стандартизации в старом виде не действует. Реформа технического регулирования легла на поле российского законодательства, поэтому ее нормы являются специфическими, однако, удовлетворяют мировым и европейским подходам к техническому законодательству.

Начало реформы, принятие закона "О техническом регулировании" стало возможным только благодаря политической воле Президента России. В противном случае контролирующие ведомства, которые с принятием закона "О техническом регулировании" потеряли большую часть коррупционного контроля над бизнесом, не позволили бы принять закон. Поправки в закон, которые сегодня обсуждаются и, якобы, будут приняты, продиктованы этими ведомствами.
Попытаемся проиллюстрировать это на 2-3 примерах.
В статье 1 "Область распространения закона" поправки исключают из действия закона "процессы производства" как самостоятельную часть стандартизации. Это значит, что государственные отраслевые стандарты не только в этой части, не только в области безопасности, но и во всех остальных вопросах, в том числе в области "особенностей конструкции", продолжают оставаться обязательными без каких-либо корректировок, а требования формируются контролирующими ведомствами. Суда же входят и требования по технике безопасности, которые тоже формируются как обязательные и тоже контролирующими ведомствами. Поэтому пункт 3 этой статьи становится вообще бессмысленным.
Исключение исчерпывающего перечня общих технических регламентов и создание их по так называемым "группам продукции" приводит к неопределенности и противоречивости этих самых "групп", что, естественно, вызовет хаос и противоречия в требованиях. Например, группами продукции являются пищевая продукция, различные вида молочной или кефирной продукции. Все зависит от степени дробности, что при неограниченности перечня приведет к хаосу требований.
Это все рассчитано на непринятие общих технических регламентов в принципе. Принятие специальных технических регламентов постановлениями правительства приведет к тому, что будут приниматься перечни требований, которые будут отсылаться к ведомственным актам.
Мы привели только три наиболее явных и наглядных примера из данного законопроекта. Принятие его в целом неминуемо приведет к следующему результату:
1.Вся система стандартизации в старое русло, а в связи с одновременным укреплением вертикали власти резко повысится взяткоемкость всей системы стандартизации, как на стадии принятия норм, так и на стадии контроля ее исполнения.
2. Можно забыть о программе "Доступное жилье", так как бесконечное количество СниПов, принимаемых и разрабатываемых каждым застройщиком в угоду региональному ведомству, приведет только к бесконтрольному удорожанию жилья и закрепит хаос в требованиях по безопасности в строительстве.
3. Обязательный контроль процессов производства в любой сфере ведомственными административными актами увеличит административное давление на бизнес.
4. И, наконец - при вступлении России в ВТО и снятия барьеров на пути импортной продукции мы поставим нашего товаропроизводителя в более невыгодное положение по сравнению с зарубежным, так зарубежная стандартизация на процесс производства продукта создается бизнесом и только согласовывается с властью, а отечественный товаропроизводитель попадает под постоянный ведомственный контроль с максимальной взяткоемкостью.
Вынуждены констатировать, что такая ситуация создалась из-за беспрецедентного сопротивления некоторых людей во властных структурах принятию технических регламентов, - как общих, так и специальных.
Закон "О техническом регулировании" в его современной редакции не создает никаких препятствий ни в одной отрасли для принятия современного технического законодательства. Кроме того, система принятия российских законов позволяет вынести на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ и принять в первых двух чтениях технические регламенты даже с противоречиями закону "О техническом регулировании". При этом параллельно возможно внесение изменений в этот закон.
Для того чтобы разрешить ситуацию, на наш взгляд, необходимо срочно внести в Государственную Думу ФС РФ 5 или 6 уже готовых законопроектов - технических регламентов и на примере их открытого рассмотрения разрешить создавшийся конфликт.
Мы обращаемся к вам, поскольку считаем, что в сложившейся ситуации необходимо до принятия поправок открыто выработать общую позицию бизнеса по данному вопросу и заявить ее власти, так как мы с Вами наиболее заинтересованы в развитии грамотного современного технического законодательства и несем ответственность за взаимоотношения каждого российского предпринимателя: владельца киоска или олигарха с властью. Считаю необходимым, просить Вас, обсудить данный вопрос на Президиуме РСПП с нашим участием и просить Вас до такого обсуждения не принимать вышеуказанных поправок. В противном случае - лучше отменить закон "О техническом регулировании" и забыть об этой реформе, чем вносить те корректировки, которые сегодня навязываются.

Борис Юрьевич Титов
Член Комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества и участия общественности в реализации национальных проектов
Председатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия"

Сергей Ренатович Борисов
Член Комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления
Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России"

Григорий Алексеевич Томчин
Член Общественной палаты России,
Председатель подкомиссии Общественной палаты РФ по по конкурентоспособности, саморегулируемым организациям и защите прав потребителей
Президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий

Ежемесячный дайджест информационно-аналитического портала Tomchin.ru
Служба поддержки - support@tomchin.ru

В избранное