Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Глобальные реформы. Мир и Свобода, для всех и для каждого Продолжим, в изучении по манипуляции сознанием в обществе.
Здравствуйте уважаемые подписчики.
Продолжим, в изучении по манипуляции сознанием в обществе.
…если человек сам стал хуже, то все ему хуже кажется… М. Лермонтов
Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не могут хвалить, всякого порицают и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен. Ж. Лабрюйер
Современная демократия – это рекламная вывеска для богатых, но не как не для бедных людей, бедных стран. Всеобщую свободу не надо рекламировать и навязывать другим. Потеряв свободу в древние времена, большинство людей не может получить ее и в наше время. О свободном, бесконфликтном, открытом обществе, нигде и никогда не упоминается, так как правящие элиты в этом обществе не заинтересованы. И потому, если мы ничего не будем предпринимать, само по себе это общество не возникнет. И всегда нам придется жить в страхе терроризма, войны, бедности, конфликтов, преступности, преумножая и создавая многие другие человеческие пороки.
Все эти собранные данные манипуляции Американским обществом, привожу для того, чтобы вы могли понять, как манипулируют сознанием людей в 21 веке. Для этого созданы институты, которые разрабатывают стратегию и тактику по порабощению сознания индивида. Эта тактика не новая, она применялась и применяется религиозными деятелями при создании, становлении и распространении религии, только все больше и больше совершенствуется.
Герберт Шиллер и его книга “Манипуляторы сознанием” поможет разобраться в хитростях по манипуляции сознанием общества. Содержание и форма СМИ Америки - мифы и средства их передачи - полностью опираются на манипуляцию. При успешном применении, а это, несомненно, так и есть, они неизбежно приводят к пассивности индивида, к состоянию инертности, которое предотвращает действие. Именно такого состояния и стремятся добиться СМИ и вся система в целом, так как пассивность гарантирует сохранение статус - кво. ТВ лишь новейшее и самое эффективное средство, вызывающее состояние пассивности. Американцы проводят у телевизора сотни миллионов часов в неделю и миллиарды часов в год, не проявляя ни малейшего желания выйти куда-либо из гостиной. И всё же проблема значительно глубже, чем просто физическая неподвижность десятков миллионов людей. Сокращение умственной деятельности также является результатом отупляющего воздействия бесконечного количества часов, затрачиваемых на просмотр телепрограмм. Для достижения состояния пассивности корпоративная экономика использует не одно только ТВ. Радио, кино, массовые зрелищные виды спорта и большое количество более или менее значительных шоу ослабляли и продолжают ослаблять способность людей к противодействию. Хотя большинство подобных зрелищных развлечений не требует от вас участия, по крайней мере, в физическом смысле, но и в основных массовых видах развлекательного искусства не содержится ничего, что могло бы вывести вас из состояния умственного оцепенения. Конечно, изредка появляются передачи, пробуждающие сознание и концентрирующие внимание на проблемах огромной важности. Но эти исключения не могут скрыть главного - цель радио и ТВ программ и фильмов в коммерческом обществе состоит не в том, чтобы пробуждать, а в том, чтобы усыплять обеспокоенность социальной и экономической действительностью. Более того, предпринимаются достаточно решительные меры, чтобы исключения и оставались исключениями. Когда Смозерс и Бразер попытались позволить себе в своей программе несколько незначительных выпадов против истэблишмента, их программа была незамедлительно запрещена. Один из обозревателей писал об американской кинохронике 30х годов (и эти слова можно полностью отнести к 80м годам), что “американская кинохроника рассказывает аудитории о футбольных матчах, наводнениях, красотках в купальных костюмах и знаменитостях. Кинозритель узнаёт значительно больше о Джеке Диллинджере или о мисс Америке, чем о забастовке металлистов или гражданской войне в Испании”. Подобное сочетание лишённых жизненного содержания программ и располагающей к пассивности коммуникационной технике - вот инструмент современного американского аппарата манипулирования сознанием. Информация, вырабатываемая правительством, позволяет судить о характере выполняемых ею функций. Невероятное количество разного рода информации распространяется по различным органам власти правительством США. Так, например, существуют информационные данные о людях, производстве, природных ресурсах, отношениях между государствами и много других видов, которых слишком много, чтобы перечислить. Количество информации связано с размерами национального административного аппарата, но лишь деятельность правительства позволяет судить о содержании и социальной полезности собранной информации. А что делает правительство, легче всего понять, обратив внимание на экономическую систему, которой оно служит и которой управляет. Фундаментом американского общества служит основанная на частной собственности, организованная по корпоративному принципу, охраняемая правительством и имеющая международную базу экономика. Наиболее влиятельные корпорации имеют заводы и дочерние компании в десятках стран. Американские воска под предлогом защиты других государств от коммунизма расквартированы по всему миру, но на деле выступают защитниками вездесущих интересов корпораций. Американское предпринимательство в большой степени зависит от иностранного сырья и от иностранных рынков сбыта. Прибыльность - движущий механизм системы. В свете этих определяющих факторов и становится понятной роль информационной деятельности федеральной бюрократии. Создание информации и контроль за нею на национальном уровне подчинены удовлетворению потребностей, расширению влияния и подтверждению надёжности господствующей системы. По этой причине наиболее полное развитие государственного капитализма (союз органов государственной власти с основанной на частной собственности экономической системой) находит своё выражение в образовательно-научно-информационном секторе. Действительно, административный аппарат государства почти неотделим от ведущего ядра частного коммуникационно-информационного сектора. Согласно данным, опубликованным изданием “Вераети”: “основные национальные СМИ, как это ни парадоксально, прочно скованы цепями финансового партнёрства (миллиарды долларов) с правительством, которое активно и открыто старается подавить критику в адрес администрации и всякую критику вообще”. Государственная информация отражает мотивации, тенденции и потребности самой системы, которая выдвигает свои требования через бюрократические институты правительства. Механизм этих сложных отношений особенно заметен при анализе различных ролей, принимаемых государством в его поиске информации и поощрении её создания. Государство - щедрый финансист производства информации. В тоже время оно выступает и в качестве ментора. Оно уделяет огромное внимание своим органам по связям с печатью. Оно управляет глобальным аппаратом по обработке сознания населения зарубежных стран, само решает, какая информация должна быть обнародована, как её подать, через какой промежуток времени и в каких дозах. Создание в 1953 году Информационного агентства США как официального правительственного инструмента за границей совпало с послевоенным развитием американского предпринимательства и усилением его влияния за рубежом. Так как США видели главную задачу своей внешней политики в том, чтобы тормозить социальные изменения в других странах или управлять ими в целях обеспечения выгодных капиталовложений для американского капитализма (“защита свободного мира” - эвфемизм, которым обычно пользовались для этих целей), то создание официального органа считалось необходимым для разъяснения подобной политики озадаченному по вполне понятным причинам местному населению. Президентский меморандум 1963 года не оставлял на этот счёт никаких сомнений - “ЮСИА, - говорилось в нём, - должно помогать США в достижении их целей, оказывая влияние на установки общественности в других государствах”. Хотя официальные круги неохотно признают характер функций ЮСИА, скрыть их очень трудно. Уэллс пишет: “Представители иностранных государств часто утверждают, что ЮСИА является пропагандистским органом правительства США. Именно таковым оно и замышлялось и выполняло эти функции весьма успешно”. Радиостанция ЮСИА - “Голос Америки” осуществляет ежедневные радиопередачи на 35 языках, ретранслируемые за рубежом по многочисленным станциям, расположенным во всём мире. ЮСИА предоставляет иностранным СМИ и отдельным гражданам книги, фильмы, телефильмы, журналы и разные периодические издания. ЮСИА неоднократно подвергалось критике как внутри страны, так и в тех государствах, где оно действует. Пытаясь приукрашивать политику, идущую вразрез с интересами тех стран, где оно функционирует, ЮСИА неизбежно оказывается в эпицентре конфликта. Кроме ЮСИА существует ещё ряд менее рекламируемых органов политико-культурного проникновения. В 1971 году сенатор Кейс обнаружил, что ЦРУ финансировало радио “Свобода” и радио “Свободная Европа”, которые с 1951 года вели передачи на Восточную Европу и Советский Союз. Повсюду, где происходят или назревают значительные социальные изменения, американские радиовещательные станции усердно сеют сомнения относительно новых социальных форм и воспевают стяжательско-потребительскую систему. В 1967 году исполнительная власть потратила на информацию общественности около 400 миллионов долларов. Федеральные затраты на информирование налогоплательщиков более чем в два раза превышают отпускаемые на сбор информации бюджеты двух основных телеграфных агентств, трёх ТВ сетей и девяти крупнейших ежедневных газет США. По поводу этой информации Крисбаум говорит следующее: “Часть этой информации действительно нужна общественности. Например, Национальная служба погоды предсказывает солнечные дни, дождь или снег. Бюро по переписи населения поставляет статические данные о том, сколько нас, чем мы занимаемся, где живём и так далее. Бюро трудовой статистики даёт сведения о стоимости жизни. Но часть этой информации нельзя охарактеризовать иначе, как чистой воды пропаганду”. У правительства есть законные основания делиться информацией с общественностью, а у последней есть настоятельная потребность быть в курсе дел правительства. Но вопрос в том, кто занимается распространением информации и какие при этом преследуются цели? Способствует информация повышению осведомлённости общественности или, наоборот, препятствует ей? Как и следовало ожидать, крупнейшим представителем правительства по связи с печатью является Пентагон. Чудовищная бюрократическая машина, находящаяся на службе вооружённых сил, распространила свою деятельность и на сферу обработки информации. Она представляет собой опасный шаг в направлении манипулирования. Созданная с заслуживающей похвалы целью информирования общественности о деятельности Пентагона, информационная структура министерства обороны превратилась в небывалой величины аппарат по рекламе, расходующей десятки миллионов долларов налогоплательщиков для того, чтобы убедить сограждан в полезности выделения огромных средств на военную безопасность. Организуемые Пентагоном турне по военным базам для собственных и иностранных корреспондентов - особенно излюбленный приём. Поскольку американские базы разбросаны по всему миру, можно представить себе какое удовлетворение приносят такие увеселительные поездки за казённый счёт. Группа лекторов Пентагона включает адмиралов, генералов, а иногда и рядовых военнослужащих, которые выступают в клубах для бизнесменов, женских клубах, на патриотических собраниях и муниципальных митингах. Военно-морской флот предоставляет свои корабли для посещения представителями общественности. Радио и ТВ система вооружённых сил - это “крупнейшая радиотелевизионная сеть, сосредоточенная в одних руках ”, которая не только предлагает военнослужащим тщательно отредактированную версию происходящих в мире событий, но и проникает в дома миллионов людей, живущих в радиусе действия этих станций. Связь правительства с печатью не ограничивается информационными уловками Пентагона. Прочие исследовательские программы, другие правительственные ведомства также активно участвуют в компаниях за получение общественной поддержки их проектов. Особенно активны Комиссия по атомной энергии и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Конечно, Комиссии по атомной энергии нельзя особенно рекламировать главный свой товар - ядерное оружие. Поэтому главный упор делается на рекламу исследований по использованию атомной энергии в мирных целях. Что касается НАСА, то здесь дело обстоит несколько иначе. Хотя эта организация тесно связана с военными программами, она может подбросить общественности прекрасный, якобы несвязанный с идеологическими целями, спектакль - например, снимки лунной поверхности - всякий раз, как интерес населения к космосу начинает ослабевать. Прикрываясь исследованиями космического пространства, НАСА предоставил в распоряжение американской системы средство для ведения глобального шпионажа, а также возможность для мгновенного военного вмешательства. Усилия НАСА, гипотетически ориентированные на полезные цели, до сих пор направлены в основном на усиление корпоративной экономики. В отчёте конгресса говорится: “Не вызывает сомнений, что деятельность правительственных агентств по информации общественности может привести к пропаганде. Граница между “информацией общественности”, “рекламой”, или “связью с общественностью” и “пропагандой” очень незначительна”. После второй мировой войны чётко прослеживается курс, выражающийся в том, что поток созданной и финансированной правительством информации продолжает нарастать, а доступ к контролю над ним (потоком) внутри самого правительства становится всё более ограниченным. Что касается общественности в целом, то она полностью лишена возможности контролировать поток информации. Корпоративно-военные круги, на которые опирается бюрократия, необыкновенно богаты и влиятельны, но они опираются на весьма незначительную часть населения. Отстаивая интересы небольшой, хотя и могущественной части общества, правящая элита чрезвычайно обеспокоена проблемой обеспечения надёжности основной массы населения. Как объяснить общественности действительные причины глобального военного “присутствия”, массовой слежки за гражданским населением и другие программы, необходимые для управления обществом, находящимся в стадии развитого кризиса? В результате мы сталкиваемся с поистине невероятной ситуацией, когда конгресс США сетует на недостаточную информацию. Председатель подкомиссии по вопросам деятельности правительства заявил в 1972 году, что “За последние годы произошло усиление власти президента за счёт конгресса, и конгрессу всё труднее получать определённую информацию, необходимую для выполнения его законодательных и конституционных обязанностей”. Ещё один конгрессмен обращает внимание на неравное распределение власти, что сказывается на распределении информационного потока внутри самого правительства: “Одна из проблем конгресса заключается в том, что у нас не хватает людей. Министерство обороны, ведомство президента, органы исполнительной власти имеют в своём распоряжении тысячи сотрудников, самую последнюю информацию, самое современное оборудование итд. Мы же страдаем от нехватки самой необходимой информации”. Воспрещение доступа к информации стало наиболее эффективным инструментом управления внутри самого правительства. Такого рода изменения позволили передать контроль над информацией новому звену бюрократии, стоящему в стране от традиционных правительственных агентств. Этот новый вид держащих бразды правления бюрократов, включая личный штат президента, сосредоточен в Белом доме. Постепенно управление большинством операций правительства концентрируется в Белом доме, где всем ведают представители исполнительной власти. В настоящее время в Белом доме создаются новые органы, где информация собирается, обрабатывается и используется, подобно тому, как это делалось ранее в таких ведомствах как министерство обороны, государственный департамент, министерство труда итд. Ряд наиболее важных функций правительства и связанная с ними информация полностью скрыты от контроля общественности и конгресса в недоступных управлениях Белого дома. В этих новых условиях нарушаются даже принципы представительной демократии. Другие департаменты и ведомства правительства, особенно те которые осуществляют управление экономикой, также стремятся хранить тайну относительно своей деятельности. Например, Центральное финансово-контрольное управление, в чьи законные функции входит контроль и проверка всех одобренных конгрессом правительственных программ, жалуется, что ему отказывают в доступе к информации и данным по многочисленным программам, осуществляемым министерством обороны, государственным департаментом, департаментом налогов и сборов и другим могущественным ведомствам. Согласно принятому 4 июля 1967 года после десятилетней борьбы закону о свободе информации любой гражданин имеет право ознакомится с архивами любого правительственного учреждения. Закон должен был положить конец секретности правительственной информации. Но сфера его действия ограничена и не распространяется на ряд агентств и ведомств. Закон предусматривает, кроме того, ряд исключений по содержанию информации. Согласно этим исключениям, военная машина, внешняя политика, касающаяся корпоративных интересов, а также решения, связанные с распределением ресурсов, оказались под прикрытием информационной неприкосновенности. Система, которая расходует ежегодно десятки миллиардов долларов на получение данных и предоставляет информацию лишь привилегированному меньшинству, вряд ли может считаться социально эффективной или действующей в соответствии с принципами демократического управления. Всё это можно объяснить: обеспечение интересов частно-корпоративной монополистической экономики и мировой империи приводит к созданию перевёрнутой пирамиды распространения информации. Манипуляция сознанием проводится для негласного, незаметного навязывания своих желаний и целей. В странах СНГ, государственная элита не столь много уделяет внимания манипуляцией сознанием общества, так как государственная элита после развала коммунистического строя только зарождается. Хотя люди при коммунистическом строе, были бесправны и покорны при любом правителе, у них так и осталось рабское повиновение власти, а реклама красивой жизни им не даст свободы и не сделает более счастливыми.
Следующий выпуск, будет посвящен ответам на присланные письма. Как мы будем жить в дальнейшем, зависит от нас с вами. Планы у нас грандиозные и мы обязательно их осуществим - в построении нового, бесконфликтного, открытого общества. Пишите нам E-mail: mirotvorech1@yandex.ru |
В избранное | ||