Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Глобальные реформы. Мир и Свобода, для всех и для каждого Продолжим, в изучении по манипуляции сознанием в обществе.


 

Здравствуйте уважаемые подписчики.

 

Продолжим, в изучении по манипуляции сознанием в обществе.

 

 

…если человек сам стал хуже, то все ему хуже кажется…

М. Лермонтов

 

 

Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не могут хвалить, всякого порицают и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен.

Ж. Лабрюйер

 

Современная демократия – это рекламная вывеска для богатых, но не как не для бедных людей, бедных стран. Всеобщую свободу не надо рекламировать и навязы­вать другим. Потеряв свободу в древние времена, большинство людей не может по­лучить ее и в наше время. О свободном, бесконфликтном, открытом обществе, нигде и никогда не упоминается, так как правящие элиты в этом обществе не заинтересо­ваны. И потому, если мы ничего не будем предпринимать, само по себе это общество не возникнет. И всегда нам придется жить в страхе терроризма, войны, бедности, конфликтов, преступности, преумножая и создавая многие другие человеческие по­роки.

 

Все эти собранные данные манипуляции Американским обществом, привожу для того, чтобы вы могли понять, как манипулируют сознанием людей в 21 веке. Для этого созданы институты, которые разрабатывают стратегию и тактику по порабо­щению сознания индивида. Эта тактика не новая, она применялась и применяется религиозными деятелями при создании, становлении и распространении религии, только все больше и больше совершенствуется.

 

Герберт Шиллер и его книгаМанипуляторы сознанием” поможет разобраться в хитростях по манипуляции сознанием общества.

Содержание и форма СМИ Америки - мифы и средства их передачи - полностью опираются на манипуляцию. При успешном применении, а это, несомненно, так и есть, они неизбежно приводят к пассивности индивида, к состоянию инертности, ко­торое предотвращает действие. Именно такого состояния и стремятся добиться СМИ и вся система в целом, так как пассивность гарантирует сохранение статус - кво.

ТВ лишь новейшее и самое эффективное средство, вызывающее состояние пас­сивности. Американцы проводят у телевизора сотни миллионов часов в неделю и миллиарды часов в год, не проявляя ни малейшего желания выйти куда-либо из гос­тиной. И всё же проблема значительно глубже, чем просто физическая неподвиж­ность десятков миллионов людей. Сокращение умственной деятельности также яв­ляется результатом отупляющего воздействия бесконечного количества часов, за­трачиваемых на просмотр телепрограмм.

Для достижения состояния пассивности корпоративная экономика использует не одно только ТВ. Радио, кино,  массовые зрелищные виды спорта и большое коли­чество более или менее значительных шоу ослабляли и продолжают ослаблять спо­собность людей к противодействию.

Хотя большинство подобных зрелищных развлечений не требует от вас участия, по крайней мере, в физическом смысле, но и в основных массовых видах развлека­тельного искусства не содержится ничего, что могло бы вывести вас из состояния умственного оцепенения. Конечно, изредка появляются передачи, пробуждающие сознание и концентрирующие внимание на проблемах огромной важности. Но эти исключения не могут скрыть главного - цель радио и ТВ программ и фильмов в ком­мерческом обществе состоит не в том, чтобы пробуждать, а в том, чтобы усыплять обеспокоенность социальной и экономической действительностью.

Более того, предпринимаются достаточно решительные меры, чтобы исключе­ния и оставались исключениями. Когда Смозерс и Бразер попытались позволить себе в своей программе несколько незначительных выпадов против истэблишмента, их программа была незамедлительно запрещена.

Один из обозревателей писал об американской кинохронике 30х годов (и эти слова можно полностью отнести к 80м годам), что “американская кинохроника рас­сказывает аудитории о футбольных матчах, наводнениях, красотках в купальных костюмах и знаменитостях. Кинозритель узнаёт значительно больше о Джеке Дил­линджере или о мисс Америке, чем о забастовке металлистов или гражданской войне в Испании”. Подобное сочетание лишённых жизненного содержания программ и располагающей к пассивности коммуникационной технике - вот инструмент совре­менного американского аппарата манипулирования сознанием.

Информация, вырабатываемая правительством, позволяет судить о характере выполняемых ею функций.

Невероятное количество разного рода информации распространяется по различ­ным органам власти правительством США. Так, например, существуют информаци­онные данные о людях, производстве, природных ресурсах, отношениях между го­сударствами и много других видов, которых слишком много, чтобы перечислить.

Количество информации связано с размерами национального административ­ного аппарата, но лишь деятельность правительства позволяет судить о содержании и социальной полезности собранной информации. А что делает правительство, легче всего понять, обратив внимание на экономическую систему, которой оно служит и которой управляет.

Фундаментом американского общества служит основанная на частной собст­венности, организованная по корпоративному принципу, охраняемая правительст­вом и имеющая международную базу экономика. Наиболее влиятельные корпорации имеют заводы и дочерние компании в десятках стран. Американские воска под пред­логом защиты других государств от коммунизма расквартированы по всему миру, но на деле выступают защитниками вездесущих интересов корпораций.

Американское предпринимательство в большой степени зависит от иностран­ного сырья и от иностранных рынков сбыта. Прибыльность - движущий механизм системы. В свете этих определяющих факторов и становится понятной роль инфор­мационной деятельности федеральной бюрократии.

Создание информации и контроль за нею на национальном уровне подчинены удовлетворению потребностей, расширению влияния и подтверждению надёжности господствующей системы. По этой причине наиболее полное развитие государст­венного капитализма (союз органов государственной власти с основанной на част­ной собственности экономической системой) находит своё выражение в образова­тельно-научно-информационном секторе. Действительно, административный аппа­рат государства почти неотделим от ведущего ядра частного коммуникационно-ин­формационного сектора.

Согласно данным, опубликованным изданием “Вераети”: “основные националь­ные СМИ, как это ни парадоксально, прочно скованы цепями финансового партнёр­ства (миллиарды долларов) с правительством, которое активно и открыто старается подавить критику в адрес администрации и всякую критику вообще”.

Государственная информация отражает мотивации, тенденции и потребности самой системы, которая выдвигает свои требования через бюрократические инсти­туты правительства. Механизм этих сложных отношений особенно заметен при ана­лизе различных ролей, принимаемых государством в его поиске информации и по­ощрении её создания. Государство - щедрый финансист производства информации. В тоже время оно выступает и в качестве ментора. Оно уделяет огромное внимание своим органам по связям с печатью. Оно управляет глобальным аппаратом по обра­ботке сознания населения зарубежных стран, само решает, какая информация должна быть обнародована, как её подать, через какой промежуток времени и в ка­ких дозах.

Создание в 1953 году Информационного агентства США как официального пра­вительственного инструмента за границей совпало с послевоенным развитием аме­риканского предпринимательства и усилением его влияния за рубежом. Так как США видели главную задачу своей внешней политики в том, чтобы тормозить соци­альные изменения в других странах или управлять ими в целях обеспечения выгод­ных капиталовложений для американского капитализма (“защита свободного мира” - эвфемизм, которым обычно пользовались для этих  целей), то создание официаль­ного органа считалось необходимым для разъяснения подобной политики озадачен­ному по вполне понятным причинам местному населению. Президентский меморан­дум 1963 года не оставлял на этот счёт никаких сомнений - “ЮСИА, - говорилось в нём, - должно помогать США в достижении их целей, оказывая влияние на уста­новки общественности в других государствах”.

Хотя официальные круги неохотно признают характер функций ЮСИА, скрыть их очень трудно. Уэллс пишет: “Представители иностранных государств часто ут­верждают, что ЮСИА является пропагандистским органом правительства США. Именно таковым оно и замышлялось и выполняло эти функции весьма успешно”.

Радиостанция ЮСИА - “Голос Америки” осуществляет ежедневные радиопере­дачи на 35 языках, ретранслируемые за рубежом по многочисленным станциям, рас­положенным во всём мире.

ЮСИА предоставляет иностранным СМИ и отдельным гражданам книги, фильмы, телефильмы, журналы и разные периодические издания.

ЮСИА неоднократно подвергалось критике как внутри страны, так и в тех го­сударствах, где оно действует. Пытаясь приукрашивать политику, идущую вразрез с интересами тех стран, где оно функционирует, ЮСИА неизбежно оказывается в эпицентре конфликта.

Кроме ЮСИА существует ещё ряд менее рекламируемых органов политико-культурного проникновения. В 1971 году сенатор Кейс обнаружил, что ЦРУ финан­сировало радио “Свобода” и радио “Свободная Европа”, которые с 1951 года вели передачи на Восточную Европу и Советский Союз.

Повсюду, где происходят или назревают значительные социальные изменения, американские радиовещательные станции усердно сеют сомнения относительно но­вых социальных форм и воспевают стяжательско-потребительскую систему.

В 1967 году исполнительная власть потратила на информацию общественности около 400 миллионов долларов. Федеральные затраты на информирование налого­плательщиков более чем в два раза превышают отпускаемые на сбор информации бюджеты двух основных телеграфных агентств, трёх ТВ сетей и девяти крупнейших ежедневных газет США.

По поводу этой информации Крисбаум говорит следующее: “Часть этой инфор­мации действительно нужна общественности. Например, Национальная служба по­годы предсказывает солнечные дни, дождь или снег. Бюро по переписи населения поставляет статические данные о том, сколько нас, чем мы занимаемся, где живём и так далее. Бюро трудовой статистики даёт сведения о стоимости жизни. Но часть этой информации нельзя охарактеризовать иначе, как чистой воды пропаганду”.

У правительства есть законные основания делиться информацией с обществен­ностью, а у последней есть настоятельная потребность быть в курсе дел правитель­ства. Но вопрос в том, кто занимается распространением информации и какие при этом преследуются цели? Способствует информация повышению осведомлённости общественности или, наоборот, препятствует ей?

Как и следовало ожидать, крупнейшим представителем правительства по связи с печатью является Пентагон. Чудовищная бюрократическая машина, находящаяся на службе вооружённых сил, распространила свою деятельность и на сферу обработки информации. Она представляет собой опасный шаг в направлении манипулирования. Созданная с заслуживающей похвалы целью информирования общественности о деятельности Пентагона, информационная структура министерства обороны превра­тилась в небывалой величины аппарат по рекламе, расходующей десятки миллионов долларов налогоплательщиков для того, чтобы убедить сограждан в полезности вы­деления огромных средств на военную безопасность.

Организуемые Пентагоном турне по военным базам для собственных и ино­странных корреспондентов - особенно излюбленный приём. Поскольку американ­ские базы разбросаны по всему миру, можно представить себе какое удовлетворение приносят такие увеселительные поездки за казённый счёт.

Группа лекторов Пентагона включает адмиралов, генералов, а иногда и рядовых военнослужащих, которые выступают в клубах для бизнесменов, женских клубах, на патриотических собраниях и муниципальных митингах. Военно-морской флот пре­доставляет свои корабли для посещения представителями общественности. Радио и ТВ система вооружённых сил - это “крупнейшая радиотелевизионная сеть, сосредо­точенная в одних руках ”, которая не только предлагает военнослужащим тщательно отредактированную версию происходящих в мире событий, но и проникает в дома миллионов людей, живущих в радиусе действия этих станций.

Связь правительства с печатью не ограничивается информационными уловками Пентагона. Прочие исследовательские программы, другие правительственные ве­домства также активно участвуют в компаниях за получение общественной под­держки их проектов. Особенно активны Комиссия по атомной энергии и Националь­ное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства.

Конечно, Комиссии по атомной энергии нельзя особенно рекламировать глав­ный свой товар - ядерное оружие. Поэтому главный упор делается на рекламу иссле­дований по использованию атомной энергии в мирных целях.

Что касается НАСА, то здесь дело обстоит несколько иначе. Хотя эта организа­ция тесно связана с военными программами, она может подбросить общественности прекрасный, якобы несвязанный с идеологическими целями, спектакль - например, снимки лунной поверхности - всякий раз, как интерес населения к космосу начинает ослабевать.

Прикрываясь исследованиями космического пространства, НАСА предоставил в распоряжение американской системы средство для ведения глобального шпионажа, а также возможность для мгновенного военного вмешательства. Усилия НАСА, ги­потетически ориентированные на полезные цели, до сих пор направлены в основном на усиление корпоративной экономики.

В отчёте конгресса говорится: “Не вызывает сомнений, что деятельность прави­тельственных агентств по информации общественности может привести к пропа­ганде. Граница между “информацией общественности”, “рекламой”, или  “связью с общественностью” и “пропагандой” очень незначительна”.

После второй мировой войны чётко прослеживается курс, выражающийся в том, что поток созданной и финансированной правительством информации продолжает нарастать, а доступ к контролю над ним (потоком) внутри самого правительства ста­новится всё более ограниченным. Что касается общественности в целом, то она пол­ностью лишена возможности контролировать поток информации.

Корпоративно-военные круги, на которые опирается бюрократия, необыкно­венно богаты и влиятельны, но они опираются на весьма незначительную часть на­селения. Отстаивая интересы небольшой, хотя и могущественной части общества, правящая элита чрезвычайно обеспокоена проблемой обеспечения надёжности ос­новной массы населения. Как объяснить общественности действительные причины глобального военного “присутствия”, массовой слежки за гражданским населением и другие программы, необходимые для управления обществом, находящимся в стадии развитого кризиса? В результате мы сталкиваемся с поистине невероятной ситуа­цией, когда конгресс США сетует на недостаточную информацию. Председатель подкомиссии по вопросам деятельности правительства заявил в 1972 году, что “За последние годы произошло усиление власти президента за счёт конгресса, и кон­грессу всё труднее получать определённую информацию, необходимую для выпол­нения его законодательных и конституционных обязанностей”.

Ещё  один конгрессмен обращает внимание на неравное распределение власти, что сказывается на распределении информационного потока внутри самого прави­тельства: “Одна из проблем конгресса заключается в том, что у нас не хватает лю­дей. Министерство обороны, ведомство президента, органы исполнительной власти имеют в своём распоряжении тысячи сотрудников, самую последнюю информацию, самое современное оборудование итд. Мы же страдаем от нехватки самой необхо­димой информации”.

Воспрещение доступа к информации стало наиболее эффективным инструмен­том управления внутри самого правительства. Такого рода изменения позволили пе­редать контроль над информацией новому звену бюрократии, стоящему в стране от традиционных правительственных агентств. Этот новый вид держащих бразды прав­ления бюрократов, включая личный штат президента, сосредоточен в Белом доме.

Постепенно управление большинством операций правительства концентриру­ется в Белом доме, где всем ведают представители исполнительной власти. В на­стоящее время в Белом доме создаются новые органы, где информация собирается, обрабатывается и используется, подобно тому, как это делалось ранее в таких ведом­ствах как министерство обороны, государственный департамент, министерство труда итд.

Ряд наиболее важных функций правительства и связанная с ними информация полностью скрыты от контроля общественности и конгресса в недоступных управ­лениях Белого дома. В этих новых условиях нарушаются даже принципы представи­тельной демократии.

Другие департаменты и ведомства правительства, особенно те которые осуще­ствляют управление экономикой, также стремятся хранить тайну относительно своей деятельности. Например, Центральное финансово-контрольное управление, в чьи за­конные функции входит контроль и проверка всех одобренных конгрессом прави­тельственных программ, жалуется, что ему отказывают в доступе к информации и данным по многочисленным программам, осуществляемым министерством обороны, государственным департаментом, департаментом налогов и сборов и другим могу­щественным ведомствам.

Согласно принятому 4 июля 1967 года после десятилетней борьбы закону о сво­боде информации любой гражданин имеет право ознакомится с архивами любого правительственного учреждения. Закон должен был положить конец секретности правительственной информации. Но сфера его действия ограничена и не распро­страняется на ряд агентств и ведомств. Закон предусматривает, кроме того, ряд ис­ключений по содержанию информации. Согласно этим исключениям, военная ма­шина, внешняя политика, касающаяся корпоративных интересов, а также решения, связанные с распределением ресурсов, оказались под прикрытием информационной неприкосновенности.

Система, которая расходует ежегодно десятки миллиардов долларов на получе­ние данных и предоставляет информацию лишь привилегированному меньшинству, вряд ли может считаться социально эффективной или действующей в соответствии с принципами демократического управления. Всё это можно объяснить: обеспечение интересов частно-корпоративной монополистической экономики и мировой империи приводит к созданию перевёрнутой пирамиды распространения информации.

Манипуляция сознанием проводится для негласного, незаметного навязывания своих желаний и целей. В странах СНГ, государственная элита не столь много уде­ляет внимания манипуляцией сознанием общества, так как государственная элита после развала коммунистического строя только зарождается. Хотя люди при комму­нистическом строе, были бесправны и покорны при любом правителе, у них так и осталось рабское повиновение власти, а реклама красивой жизни им не даст свободы и не сделает более счастливыми.  

 

Следующий выпуск, будет посвящен ответам на присланные письма. Как мы будем жить в дальнейшем, зависит от нас с вами. Планы у нас грандиозные и мы обязательно их осуществим - в построении нового, бесконфликтного, открытого об­щества.

Пишите нам  E-mail: mirotvorech1@yandex.ru   


В избранное