← Февраль 2009 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
---|---|---|---|---|---|---|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://nts-rs.narod.ru/ist.htm
Открыта:
04-05-2007
Статистика
0 за неделю
Стрела НТС. История
СТРЕЛА НТС №12 История январь 2009г. (Акция Народно-Трудового Союза российских солидаристов)
Александр Горянин Две России
Б.С.Пушкарев, К.М.Александров, С.С.Балмасов, В.Э.Долинин, В.Ж.Цветков, Ю.С.Цурганов, А.Ю.Штамм. «ДВЕ РОССИИ ХХ ВЕКА, ОБЗОР ИСТОРИИ 1917-1993» Посев, 2008. 592 с. 39 карт и диаграмм, 187 фотографий. Книга впервые рассматривает, наряду с историей советской власти, и историю антисоветского сопротивления. Важна изучающим отечественную историю, может быть интересна и широкому кругу читателей. Богато иллюстрирована, содержит обширный справочный материал – хронологический и биографический. Автор почти двух сотен статей в газетах, журналах и Сети, а также серии исторических расследований (38 часовых передач) о российской Гражданской войне на Радио «Свобода» (1997-2000; выложены на сайте «Свободы»). Печатался в «Новом мире», «Гранях», «Посеве», «Звезде», «Русской мысли» (Париж), «Колоколе» (Лондон), «Эксперте», «Профиле», «Главной теме», «Отечественных записках», «Литературной» и «Независимой» газетах и в других изданиях. Премия журнала «Звезда» за лучшую публикацию 2001 года (повесть «Груз»). Номинант премий «Имени Ивана Петровича Белкина» и «Национальный бестселлер». Премия I степени имени Никиты Кириченко в области аналитической журналистики (учреждена Внешторгбанком и журналами «Эксперт» и «Профиль») за 2006 год. Много переводил с английского (от Агаты Кристи до Набокова). Работал обозревателем газеты «Век», главным редактором журнала «Международное сотрудничество в сфере образования», главным редактором Издательского дома ИТАР-ТАСС, доцентом межвузовского Центра по изучению России Российского университета дружбы народов. Если ученый берется за книгу по отечественной истории и в качестве хронологических границ своего исследования выбирает даты 1917-1993, до сих пор это означало - и у нас, и за рубежом, - что речь идет об истории советского государства. Но это государство не было единственным деятелем на отечественной политической арене. Ему противостоял второй деятель - отечественное же сопротивление, активное и пассивное, внутри страны и вне ее. Это была Вторая Россия. Тем, кому это непривычно слышать, напомню: когда дело дошло до открытой политической борьбы 1988-1993 годов, Вторая Россия уверенно победила советское государство. Отсюда название книги: «Две России ХХ века». Ее автор, Борис Сергеевич Пушкарев, сын выдающегося историка-эмигранта Сергея Германовича Пушкарева (1888-1984), подчеркивает: «Книга - своего рода продолжение работ С. Г. Пушкарева "Обзор русской истории" и "Россия 1801-1917"» (стр. 9). Таким образом, сын завершил изложение отечественной истории, начатое отцом от времен Древней Руси и доведенное до 1917 года. Завершил, по моему мнению, совершенно выдающимся образом. Автор не ограничивается, как кто-то подумает, описанием просчетов, провалов и преступлений советского режима. С достойной восхищения объективностью он излагает достижения этого режима. На фоне привычного нам, советского, да и постсоветского тоже, канона подачи материала книга производит достаточно необычное впечатление. Прежде всего, она увлекательна, от нее невозможно оторваться даже когда речь идет о советском государстве - даром, что ему посвящены уже тысячи томов и, кажется, ничего нового сказано быть не может. Борис Пушкарев сообщает читателю много нового и неожиданного и объясняется это просто: он наблюдал за СССР с юности - с первых послевоенных лет - и до 1990 года извне, но другими глазами, чем иностранцы. Россия всегда была для него, родившегося в Праге, своей и родной, им же не все было дано понять и прочувствовать. К тому же, мимо внимания «советологов» и «кремлеведов» прошло множество фактов, обнародованных эмигрантской печатью. Я совершенно уверен, что книга «Две России» не была бы написана, если бы ее автор не переселился в 1990 году из США в Россию (в отличие от многих эмигрантов советского времени). Давно известно, что изнутри любой феномен постигаем лишь до известного предела. Это относится и к таким сложным системам, как нация и государство, особенно в условиях цензуры в этот государстве. Удаленная точка наблюдения не только многое открывает, она еще и ставит страну в мировой контекст. В мировом контексте, среди прочего, начинают выглядеть очень скромно успехи советских «пятилеток». Нет сомнений в том, что Второй России можно было бы посвятить отдельный труд, но чтобы понять ее, необходим фон советского режима. Суть Второй России не сводима лишь к противодействию этому режиму. Провидение возложило на нее не менее важную задачу: сохранить, сберечь ушедшую Россию, перебросить мост над исторической пропастью. Обе задачи были успешно выполнены. Победа Второй России была, конечно же, предрешена. Зоркие внешние наблюдатели - от Шпенглера до Черчилля - сразу увидели в захвате власти большевиками величайший несчастный случай, чудовищную опечатку истории. Советские историки, затрагивавшие эту тему, объявляли «Великую октябрьскую социалистическую революцию» (ВОСР) исполнением вековой народной мечты. Некоторые из них сытно на этом кормились. С тем, что ВОСР воплотила в себе «великую сермяжную правду», согласилось и довольно много российских интеллигентов - от Николая Бердяева до Васисуалия Лоханкина, - интеллигентов, народа не знавших и смертельно его боявшихся. А то и просто ненавидевших: хороший пример - Максим Горький, до дрожи ненавидевший русское крестьянство. В своих работах эмигрантского периода Сергей Пушкарев (разумеется, не он один) доказывал, что революция 1917 года - «обвал», «обрыв» русской истории, что она была явлением, чуждым национальным корням русского народа. Борис Пушкарев убедительно развил эту мысль в «Двух Россиях». 76-летний советский период (который закончился фактически в 1991 году, но формально -лишь с принятием российской конституции 1993 года, упразднившей систему Советов) автор делит на пять этапов. 1. Гражданская война. Вспышки сопротивления октябрьскому перевороту от Москвы до Иркутска вскоре заглохли. Никому не хотелось начинать братоубийственную войну. Кто мог тогда знать, что большевики умертвят миллионы соотечественников, разрушат душу и нравственность народа, превратят страну в ад на земле? В те дни многие рассуждали так: одного «временного» социалиста, притом крайне надоевшего, сменит другой, да и то лишь до Учредительного Собрания. Подготовка к выборам идет вовсю, так стоит ли стрелять в своих? Но и большевики тогда еще не планировали массовые убийства и колымские лагеря. Они ждали, что народ под их руководством дружно переделает неправильный старый мир в правильный новый, коммунистический - мир без денег и собственности, мир учета и контроля, распределения и счастья. (На Страшном суде они, наверное, будут говорить: «Мы были вынуждены. Знаете, на какое сопротивление материала мы натолкнулись?» А «материал» сопротивлялся, если кто забыл, утопии, придуманной в Западной Европе двумя русофобами по имени Маркс и Энгельс). Реальный мир и ценности России и православия были идейным большевикам чужды либо ненавистны и им было странно, что кто-то может придерживаться иного мнения. Идейных большевиков густо облепили сперва грабители и нравственные уроды, а немедленно после их победы к ним добавились карьеристы. Но все это стало понятно, увы, слишком поздно. Меньшевики и эсеры пытались вытеснить большевиков демократическим путем на последних (седьмых по счету с 1906 года) многопартийных выборах в местные Советы в марте-мае 1918-го. Но свободно избранные Советы были разогнаны ЧК, и это вызвало восстания в Ярославле, Ижевске, Воткинске, Тамбове и десятках других мест. В мае начались грабежи крестьян продотрядами и восстания крестьян против них. Казаки тоже не хотели воевать, однако, вкусив советской власти на Дону, стали на сторону Деникина, чем положили начало успехам белых на Юге России. Но белые проиграли решающую битву под Орлом, получив мощный фланговый удар от Махно, а Пилсудский позволил Ленину снять 40 тысяч войска с польского фронта и бросить их против Деникина. Ленинцы вышли победителями и во всероссийской Крестьянской войне. Они подавили все восстания, но после этого, по сути, капитулировали, объявив НЭП. Крестьян на шесть лет оставили в покое. НЭП стал началом конца утопического проекта. Вся дальнейшая история СССР представляла собой череду имитаций продолжения этого проекта (сперва в бесчеловечно жестоких, а затем во все более редуцированных версиях), одновременно с приспособлением власти к наличному народу. Хотя, конечно, и народа к власти, от этого никуда не деться. Правда, все это можно увидеть лишь обратным зрением - современникам, видевшим события с предельно близкого расстояния, такое редко приходило в голову. Коллективизация. Сталин не хотел, чтобы советская власть попала в зависимость от богатеющего крестьянства. Это могло бы привести к чему-то вроде горбачевской «перестройки» - на 60 лет раньше. Сталин сказал: «либо назад - к капитализму, либо вперед - к социализму. Никакого третьего пути нет». И возобновил принудительное изъятие зерна. Крестьяне сопротивлялись: в 1928 году они убили 700 коммунистов, в 1929-м - 1300. И тогда, вместо постепенной коллективизации, предусмотренной первым пятилетним планом, Сталин объявил сплошную коллективизацию и уничтожение кулачества, как класса. Крестьянское сопротивление - открытое и скрытое - привело к тому, что колхозный проект оказался обреченным с самого начала. Вторая мировая война. Массовые сдачи в плен 1941-1942 годов и власовское движение были, прежде всего, следствием коллективизации. Уже в начале тридцатых крестьяне, согласно донесениям Особых отделов, говорили, что в будущей войне они советскую власть защищать не будучи перейдут на сторону противника. Ставший залогом победы народный гнев, который обрушился на гитлеровцев во второй половине войны, был в большой мере гневом обманутых надежд. После войны развернулось повстанческое движение («бандитизм»). 200 тысяч повстанцев было убито, 340 тысяч отправлено в лагеря. На Орловщине последний очаг повстанчества был подавлен в 1951 году, в Галиции - в 1954-м. В 1953-1954 годах лагеря политзаключенных в Норильске, Воркуте, на Колыме и в Кенгире охватили неслыханные по размаху восстания, не на шутку встревожившие власть и ускорившие перемены. Эти восстания дали толчок к упразднению ГУЛАГа. 4. Послесталинский период. Реформы Маленкова, продолженные Хрущевым, при всей своей половинчатости и непоследовательности, были ответом на всеобщее недовольство нищетой и бесправием. Сегодня ясно, что весь сталинский период уровень жизни населения оставался резко ниже дореволюционного. В новой обстановке начали возникать подпольные группы, складывалось правозащитное движение. После долгого перерыва в страну стала проникать запретная литература из-за рубежа, эмигрантские издания, сквозь вой глушилок все больше людей слушали радио «Свобода». 5. Диссидентство. Оно было численно невелико - за 30 лет после XX съезда КПСС по политическим статьям было осуждено «всего» около 8 тысяч человек. Но оно стало теми дрожжами, на которых взошел Август 1991 года. Маленьким зерном в этом движении был Народно-Трудовой Союз - за участие в его деятельности осуждено около 70 человек -один процент. Но это зерно олицетворяло связь времен: именно члены НТС 7 октября 1988 года в Ленинграде на стадионе «Локомотив» первыми подняли трехцветный российский флаг, быстро ставший символом демократических сил. В этом максимально кратком изложении пяти этапов сопротивления по книге Б. С. Пушкарева не упомянуты, разумеется, сотни важных подробностей, не упомянуто и активное противодействие большевизму со стороны эмиграции - в краткой рецензии сделать это было бы невозможно. Советские «органы» относились к эмиграции крайне серьезно. Об этом говорят похищения и убийства ее деятелей, взрывы в редакциях эмигрантских изданий. Значительное внимание в книге уделено международной экспансии советского режима. При Сталине «социалистический лагерь» охватывал 12 стран, а 30 лет спустя - уже 30 стран и треть населения Земли. Показательно, что так называемые годы застоя в СССР не были застойными в сфере ракетно-ядерного оружия и технологий. Именно в эти годы советский подводный флот вышел в мировой океан. Но и гражданское строительство было огромно - производство цемента со времени Сталина выросло в 14 раз, нынешняя рукотворная среда обитания России и бывших «республик» СССР создана в основном за последние семь пятилеток (1956-1990). О качестве этой среды умолчим за ясностью. В книге показано, как без всяких пятилеток росла экономика Финляндии, бывшей части Российской империи. Так, сбор пшеницы с 1 гектара в РСФСР вырос за годы советской власти в два раза, а в Финляндии, достаточно северной стране, за тот же период - в три раза. Автор уделяет немало внимания и потерям населения. За первые 5 лет советской власти погибло 12 млн. человек, в том числе более 9 млн. от голода и эпидемий, свыше 2 млн. от террора. Коллективизация и вызванный ей голод унесли 3 миллиона. В результате войны было потеряно 27 млн. человек. Таким образом, по меньшей мере, 52 млн. человек умерли неестественной смертью - разумеется, не все по вине советской власти. Если к ним добавить около 45 млн. тех, кто должен был родиться при нормальном демографическом развитии страны, но не родился, дефицит населения за период 1917-1957 гг. окажется близок к 100 млн. человек. Эти расчеты, приводившиеся в журнале «Посев» в 1977 году и уточненные 1984-м, не раз вызывали жаркие споры. После того, как эту же цифру назвал и Дмитрий Медведев (в журнале «Экономическая политика», январь 2008, № 1/9), она может считаться официальной. Три четверти века, которым посвящена книга, вместили в себя столько, что для рецензента нет ничего легче, чем вывалить целый короб придирок: почему недостаточно освещен этот вопрос, не упомянут тот, не выявлено пятое, не подчеркнуто десятое? Скажу о другом. Разбираемый труд - пока единственный в своем роде. Концепцию «Двух Россий», без сомнения, подхватят другие исследователи, она будет воспроизводиться со ссылками на Бориса Пушкарева и без таковых. В общественных науках ни одна новая идея не облекается сразу в отточенные формы. Риторика и аргументация «Двух России» нуждается в дальнейшей разработке - особенно при подготовке учебных пособий для вузов и старших классов школ. Укажу лишь на одно, но самое важное, на мой взгляд, направление. Новая Россия не могла родиться и не родилась вдруг, она десятилетиями складывалась в оболочке Советского Союза, незаметно замещая его. В минералогии подобный процесс так и называется: метаморфическое замещение. Чтобы по-настоящему понять свою обновленную страну, нам предстоит еще долго изучать этот процесс. Большевистский утопический проект был обречен по многим причинам, описанным в исследовании Б. С. Пушкарева. Но хватило бы и одной единственной причины, автором почти не затронутой: историческая Россия миллионами ростков и стволов пробилась сквозь щели, поры и трещины утопии, изломала и искрошила ее скверный бетон, не оставив противоестественной постройке ни одного шанса уцелеть. Коммунисты захватили власть в силу поразительного стечения обстоятельств. Жестокость и резко выраженная авторитарность советского коммунистического способа управления никак не были подготовлены предшествующим развитием России. Почему же они преобладали несколько десятилетий? Причина лежит на поверхности. Переворот 1917 года резко, поголовно и повсеместно сменил прежнюю просвещенную дворянско-интел-лигентскую элиту новой, социально и образовательно отсталой. Произошел массовый наплыв крестьянской молодежи в города. Биографии подавляющего большинства советских деятелей не зря начинаются словами: «родился в селе N такого-то уезда такой-то губернии». Как выразился публицист Анатолий Салуцкий, «тысячи Чапаев заняли кресла совдеповских чиновников». Высокая доля вчерашних (или позавчерашних) крестьян была в послереволюционные десятилетия нормой почти в любой аудитории, почти в любом коллективе. Именно они принесли с собой присущее патриархальной крестьянской семье представление об авторитарном Отце, суровом, но справедливом, и об авторитарном управлении как единственно возможном. Они приняли и в массе приветствовали такое управление, ибо сами управляли бы так же. И управляли - кому довелось. Коммунистическая верхушка, внедряя утопию, всегда остро ощущала чуждость русской культуры своим идеям, отсюда лозунг «организованного упрощения» и «понижения» культуры, с которым выступали видные идеологи большевизма Н.И. Бухарин, А.К. Гастев, М.Ю. Левидов и др. Их главный вождь Ленин В.И. выказал редкую зоркость, сказав на XI съезде РКП(б) в 1922 году: «Бывает так, что побежденный свою культуру навязывает завоевателю. Не вышло ли нечто подобное в столице РСФСР и не получилось ли тут так, что 4700 коммунистов (почти целая дивизия, и все самые лучшие) оказались подчиненными чужой культуре?» Насчет «завоевателя» и «чужой культуры» сказано очень точно и откровенно. И провидчески: побежденная (якобы) культура действительно победила - только, к сожалению, много позже. История поспешает медленно. Даже для людей, всем обязанных революции, коммунистическая утопия была чем-то чужеродным, пусть они сами и не решались себе в этом признаться. Загнанное внутрь - у кого внутрь сознания, у кого в пределы кухонного пространства, -«сопротивление материала» вылилось в формы неосознанного саботажа, превратив все затеи большевистских вождей в пародию и карикатуру на первоначальный замысел. «Сопротивление материала» во всех его формах отменило саму возможность коммунизма. На протяжении десятилетий коммунисты максимально использовали ресурс авторитарности, но он все быстрее иссякал. Происходило необратимое изменение социальной структуры общества. К 1983 году численность интеллигенции (людей с высшим и неоконченным высшим образованием, занимающихся высококвалифицированным, преимущественно умственным трудом) достигла в СССР сорока двух миллионов человек, с семьями это, вероятно, около ста миллионов. Понятно, что ключевой общественной силой не могли не стать люди, все менее согласные принимать и даже просто терпеть правила поведения, идейные нормы и жизненные стандарты, казавшиеся предыдущим двум-трем поколениям единственно возможными. Человек коммунистической культуры, несмотря на все усилия, так и не родился. Ушедшая Россия, которую коммунисты считали полностью побежденной, проступала в новых людях все отчетливее. Утопия не прижилась, мы ее отторгли на тканевом уровне. Пусть и «испорченные квартирным вопросом», и не только им, мы вышли из коммунистического тоталитаризма сами. А вот смогла ли бы, к примеру, Германия одолеть свой тоталитаризм сама - большой вопрос. Гитлеру, чтобы стать полным хозяином страны, не потребовалась пятилетняя гражданская война и чудовищный, беспримерный террор. За считанные месяцы он радикально изменил Германию при полном восторге решающего большинства ее населения. Германия, если кто забыл, - страна «западной цивилизации». Описать «тканевое» сопротивление - задача огромной сложности, но и она, можно не сомневаться, будет выполнена. Залогом тому - начало, положенное выдающимся трудом Б.С. Пушкарёва.
Александр Борисович Горянин — журналист, писатель, историк. Автор книг: «Разрушение храма Христа Спасителя» (Лондон, 1988; под псевдонимом), «Мифы о России и дух нации» (2002), «Традиции свободы и собственности в России» (2007), «Оптимистическое россиеведение» (2008), «Преображение России» (2008). Соавтор учебника «Отечествоведение» (2004).
9 июля в Москве в Независимом пресс-центре на Пречистенке состоялась очередная презентация книги «Две России ХХ века: 1917-1993», изданная «Посевом» в этом году. Михаил Соколов Книга о сопротивлении народа режиму Вышел в свет коллективный труд под названием «Две России XX века: 1917-1993» под редакцией Бориса Пушкарева. Эта книга могла бы стать альтернативным учебником истории России. Впервые в ней сведена известная на сегодня информация об антикоммунистическом, антитоталитарном сопротивлении в Советском Союзе. Автор, указанный на обложке книги «Две России ХХ века», - глава Содружества «Посев», давний активист Народно-Трудового Союза Борис Пушкарев. Помогал ему целый коллектив: четыре молодых историка - Кирилл Александров, Сергей Балмасов, Василий Цветков, Юрий Цурганов, и два старых диссидента - Вячеслав Долинин и Александр Штамм. Фактически это альтернативная советской антикоммунистическая история России XX века. Книга написана в духе историографической традиции русской эмиграции и наследует доведенному до 1917 года труду по истории России отца Бориса Пушкарева - выдающегося русского ученого Сергея Пушкарева. Директор Центра по изучению России профессор Игорь Чубайс в восторге от работы, тем более что она фактически оппонирует сегодняшней линии на оправдание сталинизма, проводящейся, к примеру, в пособии для школ, созданном под руководством сотрудника администрации президента Александра Филиппова: «Филиппов написал учебник по российской истории для школы, пособие учителям, - говорит Игорь Чубайс. - И вот как только эта книжка, где Сталин назван эффективным менеджером, вышла, это возмутило очень многих. Институт российской истории и целый ряд других исследователей хотели написать критический отзыв, на что в институт поступил звонок из администрации президента, где было сказано: «не надо, вот эту книжку критиковать не надо». Как только исчезает объект для дискуссии, исчезает и наука. Вот здесь речь идет о науке. Что касается большевизма, то я глубоко убежден в том, что это абсолютно инородное тело для России. Мы плохо понимаем, что исторически Россия и Советский Союз - это совершенно разные государства, абсолютно разные, между которыми революция, между которыми гражданская война, уничтожившая 15 миллионов человек. Если Россия - это фактически свободная страна, мог ли в СССР работать Салтыков-Щедрин, вице-губернатор Рязани, и писать свои сатиры? Сейчас! В лагерную пыль [превратился бы] моментально, как только мысль такая пришла в голову. Весь Советский Союз строился на подавлении, на терроре. Кажется, как это [России] разные? Один народ, одна территория... Да, а скажите, вот Третий Рейх и Федеративная Республика Германия - это одно государство или это разные? Книга эта - движение против течения, а не по течению, и, уже, поэтому она вызывает интерес, привлекает внимание. Мы находимся в ситуации, где происходит постоянное снижение морального, нравственного духа, происходит интеллектуальное давление. Казалось бы, после 1991 года мы стали свободны, и должен был происходить духовный взлет, который происходит и на Украине, и в Балтии. А что у нас происходит? В чем, собственно, функция этой книги, что она меняет, что она делает? Вот не было бы этой книги или появилась эта книга - что от этого меняется? Книга возрождает самосознание, возрождает идентичность. Прежде всего, избавляет от такой куриной слепоты сталинизма, сталинско-тоталитарного видения мира и возвращает нормальное понимание, нормальное видение жизни». Академик Юрий Афанасьев считает книгу «Две России XX века» большим достижением: «Есть вещи и интересные, и нужные, и полезные. И я, например, эту книгу порекомендовал бы студентам в качестве учебного пособия. Меня очень удовлетворили новые разделы о советском быте, раньше ничего не говорилось о движении сопротивления - вообще. Многие разделы предвоенного времени, международной политики Советского Союза даны с весьма современных позиций. Да и война дается впервые не так, как традиционно принято подавать эту войну». Юрий Афанасьев считает, что в книге «Две России» есть ряд спорных концепций. К примеру, большевики уподоблены явившимся на Русь невесть откуда монголо-татарам. В отличие от авторов, Юрий Афанасьев не считает события 1991-1993 годов антикоммунистической революцией: «Глубинного разрыва с тем, что было до 1991 года, и с тем, что происходит сейчас, не произошло. Произошли или не произошли сущностные перемены на уровне социальной структуры устройства общества, на уровне политического устройства и так далее. Вот в чем вопрос. И вот в этом смысле я считаю, что никакой революции в 1991 году не произошло. Наоборот, в 1991 году и в последующие годы укрепилась власть того социального слоя, который и пришел к власти в результате победы 1917 года, а именно - бюрократии. Бюрократия была у власти и до 1991 года, причем она основательно владела этой властью. Но все-таки это скорее де-факто. А вот с 1991 года период, с конца 1980-х годов и до 1993 года, можно сказать и до 1996 года власть эта была закреплена за этой самой советской бюрократией уже де-юре. Вот что произошло. И какая это антикоммунистическая революция - спрашивается, где? Она тут не ночевала, с моей точки зрения. Антикоммунистическая только в том смысле, что в этот промежуток времени сбросили всю идеологическую шелуху, которая покрывала господство бюрократии до 1991 года, а все остальное в полной мере осталось, окрепло, утвердилось и обрело уже форму законов». Юрий Цурганов, сообщил: «Мы специально сделали пока что не очень большой тираж именно для того, чтобы собрать отзывы. Прежде всего, критические. Дальше внесем поправки, и издадим еще раз». Можно не сомневаться, что труд «Две России XX века» вызовет бурную полемику. Если не будет высочайшего указания - книгу о сопротивлении народа режиму в подцензурной российской прессе замолчать. Михаил Соколов - редактор и ведущий программы «Время политики» на «Радио Свобода».
Ж. «Посев» №9 2008г.
Цена книги «Две России ХХ века» с пересылкой по России 320 р. На складе издательства «Посев» также имеется учебник истории С.Г. Пушкарева. «Россия 1801-1917: власть и общество» (М., 2001, 672 с.), цена 300 р. Книги можно заказывать наложенным платежом по адресу: 127051 МОСКВА, Петровка 26, стр.2, оф. 96, Кузнецовой О.А., телефон (495) 625 9248 e-mail: posevru@online.ru Там же можно подписаться на Общественно-политический журнал «Посев». Выходит один раз в месяц. Стоимость подписки наполугодие 2009г. – 300 руб., на год – 600 руб.
От редактора:
- Вы можете читать наши материалы на сайте http://nts-rs.narod.ru/;
- Если в вашем окружении есть люди интересующиеся историей, особенно в части восстановления исторической правды двадцатого века, то пожалуйста переадресуйте им нашу «Стрелу» посоветовав на нее подписаться (подписка бесплатная), для чего перейдите по ссылке http://subscribe.ru/catalog/state.politics.strelants/ или просто сообщите нам на pfth@rambler.ru их эл.адреса.
|
В избранное | ||