Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Стрела НТС. История

  Все выпуски  

Стрела НТС Зубов. Что значит для меня быть Русским


Что значит для меня быть Русским?

 

 

                                 Андрей Зубов – Профессор МГИМО   

 


В той степени,- в какой я просто человек, безотносительно к своему национальному происхождению, я решаю проблемы, стоящие перед любым «земнородным» - стараюсь соотнести себя с Абсолютным и Вечным началом бытия, с незыблемым нравственным законом, на котором построен мир, и в этом со-отношении строю свою семью, воспитываю детей, тружусь ради куска хлеба и того чувства нужности для других, без которого невыносимо жить человеку на земле.

Но между всечеловеческим и семейным уровнями есть для меня и уровень родовой, национальный. То чувство сродства со своим племенем, которое заставляло ревностного ученика Христа, ради спасения родных ему по плоти израильтян испытывать «великую печаль и непрестанное мучение» и быть готовым даже на отлучение от своего Учителя и Господа [Рим. 9,2-4]. Это то чувство, которое и ныне побуждает гражданина, оставив свой дом и своих близких, идти, жертвуя жизнью, на защиту Отечества.

Ныне от русского не требуется такой жертвы, но иная, не меньшая, а может быть даже большая жертва, чем жертва воинская, должна быть принесена им. Мы должны взглянуть в свое национальное прошлое и суметь увидеть в нем те ошибки, которые ввергли нас в нынешнее бедственное состояние.

Как и всё живое, человек инстинктивно бежит от муки, боли и страдания. И в истории своего народа он предпочитает не заглядывать в те адские бездны, которые искапывались порой его собственными руками. Суровому и пристрастному суду над собой мы предпочитаем объективизированно-беспристрастное повествование историка, а часто и его вытесняем красивой сказкой о прошлом. И вот сейчас главная национальная наша задача - отбросить сказку о славе и величии, отбросить анализ объективных закономерностей в нашем историческом развитии в ХХ веке и совершить честный нравственный анализ над нашими мыслями, словами и поступками в протяженности хотя бы одного столетия.

Я должен ответить себе - можно ли оправдать ненасытное стремление к обладанию чужим имуществом, овладевшее русскими в начале ХХ века и явившееся причиной страшной катастрофы 1917-1922 годов. Я должен спросить себя также, не самодовольное ли наслаждение богатством высших при равнодушии большинства из них  к судьбе простонародья, соблазнило низших на грабеж имуществ и убийство его владельцев. Я должен пережить вместе с народом позор капитуляции перед врагом в 1917-1918 годах, позор, усугубленный тем, что бежавшие с фронта убивали еще сражавшихся, стремившихся образумить их, и подать им пример воинского долга. Я должен пережить и всеобщую апостасию, кощунственное отрицание Бога, попрание святыни и кровавое глумление над теми, кто не побоялся встать на защиту отеческой веры. Но я также должен спросить и о том, почему после десяти столетий христианской проповеди народ русский так легко попрал все евангельские заповеди и бестрепетно опаскудил святыню веры. Что это - следствие тупости учеников или результат нерадения учителей, думавших больше о себе, а не о вверенном им Промыслом стаде? Наконец, я должен спросить и о последнем царе,  по точному слову Александра Солженицына «предавшем всех нас своим отречением», и о народе, с полным равнодушием, а то и злорадством пережившим свержение трехсотлетней династии и бессудное убийство Николая II, его семьи и верных слуг кучкой разноплеменных разбойников.

Пусть даже революция и сделана на немецкие деньги, и царь был убит по приказу или при попустительстве своего более удачливого кузена Вилли, пусть в высшем эшелоне военной и гражданской большевицкой власти и в репрессивном аппарате ЧК евреи и латыши составляли в первое десятилетие абсолютное большинство, всё равно лишь согласие русского народа на зло большевизма сделало эту власть возможной и утвердило ее на многие десятилетия. И потому я, как русский, несу полную ответственность и за то, что случилось в 1917 году, и за то, что творилось все семьдесят лет коммунистической диктатуры, за все убийства выстрелом в затылок, за все депортации народов, за все завоевания, обагренные морями крови и бесчисленными физическими и нравственными муками сотен миллионов людей — от войны в Финляндии в 1918 году до войны в Афганистане в 1985.

Да, за эти десятилетия русские люди и в своей стране и в изгнании свершили множество добрых и славных дел, которыми можно радоваться и услаждать сердце, но это радование бесполезно для нравственного выздоровления моего народа. А вот осознание своих падений и их причин, и возненавиденье того, что мы сотворили — оно одно способно очистить и преобразить русское сердце и сделать нас достойными права жить среди других народов и племен земли.

Но это изменение ума, эта метанойя (metanoia - покаяние) есть не только некоторая нравственная обязанность перед прошлым. Она, как и любое раскаяние - залог здорового будущего.

Наши нынешние постыдные бедствия, разворованность страны нами же избранными правителями, нищета одних и незаслуженное, бандитски кичливое богатство других, отсутствие чести, совести, любви «к родному пепелищу» и к «отеческим гробам» у молодых и тяга к советской рабской сытости (да и была ли она?) у стариков — не есть ли всё это следствие нераскаянности сердца моего народа и мутной тупости ума, страшащегося взглянуть трезво на то, что наделано нами, нашими руками, с нашего молчаливого, а то и действенного согласия в недалёком ещё прошлом?

И именно потому, что я как русский, желаю славы и благоденствия моему народу и моей  Родине - России, я обязан, в твердой уверенности, что деяния каждого  преобразуют всех тех, с кем соединяет он себя ответственностью, верой и любовью, — я обязан совершить это нисхождение в глубины нами же сотворенного ада, дабы до дна увидеть его в себе, возненавидеть, убить и, так очистившись, вновь войти в жизнь, достойную человека.


 

Контактный  эл. адрес  -  pfth@rambler.ru


В избранное