Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Стрела НТС. История

  Все выпуски  

Стрела НТС МЕНТАЛИТЕТ И ВОЗРАСТ


 

Марк Перельман, Мирон Амусья
Еврейский университет в Иерусалиме

Андрей Пуговкин
Центр исследовательских программ СПб Союза ученых

 

МЕНТАЛИТЕТ И ВОЗРАСТ


 Глубинные механизмы поведения

11 сентября 2001 г. начался новый период в истории человечества. Один из аспектов его новизны – в том, что стремительно возрастает общественная значимость изучения глубинных механизмов поведения человека. Свое подтверждение эта мысль находит в разгуле террористической палестинской "интифады" и трагических московских событиях октября 2002 г. Принципиально важен вопрос: как и когда в подсознании человека устанавливается стиль мышления и формируется относительная шкала ценностей, в том числе, склонность к терроризму?

До тех пор, пока человечеству грозила мощь тоталитарных империй, пока приоритетом в сохранении и развития цивилизации была необходимость защиты от массовых армий и современного оружия, в наибольшей степени были политически востребованы ядерная физика и ракетостроение. С наступлением эры "гарантированного взаимоуничтожения" и разрядки, на передний план вышли, как многим казалось, проблемы экологии и медицины.

Трагические события 2001-02 гг. показали, что машина цивилизации столь сложна и, одновременно хрупка, что для ее разрушения не требуются высокотехнологичные устройства и миллионы солдат: достаточно несколько фанатиков-самоубийц и паники среди населения. Если мы не поймем, что и почему служит руководящей силой для современных экстремистов, что побуждает их совершать акты суицидального террора, не научимся воздействовать на их психологические установки, то наша цивилизация обречена, а мы все – заложники их безумия. После 11 сентября 2001 г. выявление социально-политических условий и сроков формирования того или иного стиля мышления, относительной шкалы коллективно принимаемых ценностей и предпочтений превратилось в важнейшую практическую проблему существования глобальной цивилизации.

Восходящие еще к Евангелиям противопоставления образованных и необразованных, бедных и богатых, равно как и теория классовой борьбы, недостаточны для объяснения. Хорошо известно, что идеологами, и руководителями радикальных движений часто становятся выходцы из привилегированных слоев общества (К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Бакунин, В. Ленин, Ф. Кастро, У. бен Ладен). Главари авиатеррористов отнюдь не были бедняками, равно как не были они и людьми необразованными. Пилот первого самолета, врезавшегося во Всемирный Торговый Центр Нью-Йорка, Мохаммед Атта, был сыном преуспевающего адвоката, две его сестры, также как и он, закончили университет. Атта никак не соответствует общепринятому стандарту исламского фанатика-самоубийцы, выросшего в крайне политизированной и религиозно экзальтированной атмосфере ливанских или палестинских лагерей беженцев, где теракты против американцев и израильтян привычны с детства.

Длительная подготовка к актам суицидального террора говорит об их обдуманности, о хладнокровии при их исполнении, о наличии стимулов, более сильных, чем страх смерти. Преодоление естественного инстинкта, его устойчивое подавление не может быть чисто сознательным актом, оно должно быть обусловлено более глубокими установками, внутренней убежденностью во благе этого деяния, в его безусловной необходимости именно для данного индивидуума. Поэтому особую важность приобретает исследование того как, почему и когда в подсознании человека формируются такие установки, что может на них влиять, насколько они лабильны или консервативны.

Стиль мышления, позволяющий преодолеть императивные инстинкты, в одних случаях ведет к осознанию человеком своего особого пути в жизни (например, в занятиях наукой или искусством), в других может приводить к проявлениям крайнего фанатизма. Для объяснения этого необходимо рассмотреть возрастную последовательность развития ментальности.

Этапы развития подсознания

В кризисных ситуациях человек редко руководствуется логикой или пытается анализировать происходящее: поведение в таких случаях определяется, главным образом, подсознательными эмоциями и стереотипами.

В современной психофизиологии обычно выделяют шесть основных уровней сознания и подсознания: сенсорный (т.е. ощущений), моторный, когнитивный (познавательный), эмоциональный, стиля мышления, шкалы относительных ценностей и предпочтений. Эволюционно эти уровни появлялись и развивались постепенно, их количество и сложность увеличиваются по мере движения вверх по эволюционной лестнице. В соответствии с общими "биогенетическими" законами эмбриологии можно предполагать, что и при индивидуальном развитии они проявляются постепенно, как бы поочередно. Такую очередность действительно можно отметить при наблюдении за развитием ребенка. Формирование этих уровней и их детализация определяется как генетической программой, так и условиями воспитания. Лабильность этих уровней, особенно в подсознательной их части, не очень велика. Именно поэтому очень трудно воспитать в более позднем возрасте те особенности стиля и приоритетов поведения, каноны нравственности, которые не были вовремя преподаны ребенку.

Сенсорный уровень проявляется, (например, в форме чувства голода) с момента рождения, затем развивается и ощущение сигналов, поступающих от внешней среды.

Развитие моторного уровня происходит по-разному у разных животных: у некоторых травоядных, например, детеныши способны координировать свои движения уже через несколько минут после рождения, у хищников и у приматов на это требуется значительное время.

Для развития когнитивного и эмоционального уровней требуются, помимо генетически заданных ответов на сигналы, элементы обучения. Здесь важно отметить существование определенных возрастных порогов усвоения тех или иных навыков (а у человека – и концептов).

В зоопсихологии описано явление импринтинга ("запечатления"), подробно изученное нобелевским лауреатом К. Лоренцом, – фиксации в памяти отличительных черт объектов врожденных поведенческих актов. Объекты импринтинга – родственные особи, пищевые объекты, признаки места обитания, постоянные враги. Наиболее изученная форма импринтинга – "реакция следования". Так, первый движущийся предмет, который видят новорожденные утята, они принимают за свою мать. И неважно – будет это утка, шарик на ниточке или голова самого ученого – то, что они видят в первые 2-3 часа жизни, навсегда запечатлевается в их нервной системе. Если же такой срок пропущен, то они уже никогда ничего и никого в роли матери не признают. Аналогично, новорожденному детенышу шимпанзе вместо "матери" можно с успехом подсунуть куклу, и даже вырастая, он будет прибегать к ней для защиты. Если, например, детеныш шимпанзе не увидит в первые несколько месяцев жизни, как взрослые сородичи сооружают ночные гнезда, то он уже никогда этому не научится. По-видимому, подобные временные рамки существуют и у человека, хотя нельзя утверждать, что сознание или подсознание человека регулируется только лишь правилами импринтинга.

Возраст определения будущего

Стиль мышления и шкала относительных ценностей, это характерная особенность вида homo sapiens. Экспериментальные исследования в этой области можно проводить на основе воспоминаний людей. Рассмотрим несколько примеров. Г. Лейбниц вспоминал: "Когда я начал слушать логику, то был сильно поражен разделением и порядком мыслей... Я тотчас же начал замечать, насколько это доступно тринадцатилетнему мальчику, что тут кроется нечто значительное".

А. Эйнштейн: "В возрасте 12 лет я пережил чудо: источником его была книжечка по евклидовой геометрии..." И в дальнейшей работе Эйнштейна явно доминирует "геометрическая" составляющая.

С. Рамон-и-Кахаль, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине: "Мне было около 13 лет, когда я решил собрать тщательно классифицированную коллекцию яиц всех видов птиц". С этого началась работа знаменитого в будущем биолога.

А.Б. Мигдал, физик-теоретик: "Мне было двенадцать лет, когда я раздобыл книгу Доната "Физика в играх"". Элементы некоей "игры" всегда сохранялись в научной работе Мигдала.

А.П. Александров, физик, президент Академии Наук СССР в 13 лет "вступил в физико-химический кружок – отсюда пошло мое увлечение физикой и химией".

Еще более красочно описывают это озарение деятели искусства.

Г. Берлиоз, композитор: "... страсть к музыке проснулась во мне вместе с чувством любви в двенадцать лет..."

Композитор Ш. Гуно (родился в 1818 г.): "В 1831 году мне посчастливилось попасть на "Отелло" Россини... Когда я вышел из театра, то понял, что во мне произошел перелом: с прозой повседневной жизни было покончено..."

Композитор Н.А. Римский-Корсаков в 13 лет впервые попал в оперу: "Я запомнил кое-что, старался наиграть на фортепиано, слушал даже шарманки, игравшие из этой оперы, пробовал писать какие-то ноты".

Будущему режиссеру И. Бергману в 12 лет разрешили во время представления "Игры снов" Стриндберга сидеть за сценой: "Впечатление было ошеломляющим... Впервые в жизни я прикоснулся к магии актерского перевоплощения!"

Г. Грасс, писатель, в нобелевской лекции сказал: "Мне едва исполнилось двенадцать лет... это было объявление о литературном конкурсе... Я тут же засел за свой первый роман…"

Ф. Раневская, актриса: "В детстве я увидела цветной фильм, возможно, изображали сцену из "Ромео и Джульетты"". Мне было лет 12... Любопытно отметить, что фильм этот не был и не мог быть цветным – шел 1908 г., но именно таким он ей запомнился.

Аналогичны и относятся к тому же возрасту (около 13 лет) воспоминания о возникновении жизненных установок дипломата Талейрана и биолога Ч. Дарвина, философов К. Поппера и Б. Рассела, физика Э. Ферми, физика и философа В. Оствальда, психолога К. Юнга, кутюрье К. Диора и П. Кардена, музыкантов Д. Гершвина и Л. Армстронга, кинорежиссера С. Спилберга, военного теоретика К. фон Клаузевица, изобретателя и предпринимателя Г. Форда и многих других.

Если внимательно просмотреть биографические справочники, можно заметить любопытный факт: в какой-то год, например, в 1907, родилось много выдающихся физиков, а в другой – много химиков или биологов, в другой – будущих российских революционеров-большевиков или конституционных демократов (кадетов). К астрологическим приметам, астрономическим циклам или экономическим особенностям эти совпадения отношения не имеют и происходят повсеместно, вне зависимости от социального строя и идеологии.

Можно допустить, что Г.-В. Лейбниц, Б. Рассел, А. Эйнштейн, Э. Ферми случайно набрели именно к 13 годам на какую-то книгу, поразившую их воображение. Однако, такая "случайность" не объясняет "эпидемий" массового прихода будущих талантов то в физику, то в химию или биологию, смену популярности политических течений, поэтических или музыкальных направлений. В последние полтора столетия научные сенсации и политические события широко тиражируются печатью, радио, а теперь и ТВ и могут одновременно воздействовать на миллионы людей.

С учетом такой массовости объяснить упомянутые "эпидемии" несложно. Если, например, в 1896 г. сенсацией стало открытие Рентгена, то отмечается большой всплеск количества физиков, родившихся за 13 лет до того, в 1883 г. Получившему широкую огласку подтверждению в 1919 г. общей теории относительности соответствует и небывалый до того пик рождаемости физиков в 1906-1907 гг. Доля одаренных людей всегда примерно одинакова. Направление, в котором большинство из них реализует себя, зависит от степени популярности этого направления примерно к их тринадцатилетию. Характерно, что таких легко объяснимых максимумов нет в распределении по годам рождения выдающихся математиков: для увлечения этой областью не обязательны внешние стимулы, достаточно хорошего школьного курса – он логичен и самодостаточен.

Но не только факты биографии определяют установление тех или иных предпочтений к возрасту в 13 лет. Исторические события, пережитые в том же возрасте, имеют не менее важное значение. Так, можно понять и объяснить появление в России плеяды поэтов "Золотого (пушкинского) века" войной 1812 г., а поэтов и писателей "Серебряного века" русско-японской войной и событиями 1905-1907 гг. Подобным образом можно объяснить и появление созвездия классиков французской литературы, чье тринадцатилетие приурочено к финалу наполеоновской эпопеи. И когорты писателей США, возраст импрессинга у которых относится к периоду I мировой войны.

Универсальна ли эта закономерность? Рассмотрим некоторые группы политиков. Анализ состава I ГД России показывает, что если правительство принимало либеральные законы, то тринадцатилетние будущие политики проникались либеральным духом и шли, вырастая, в кадеты, а в ответ на репрессии они становились радикалами. О том же говорит и обилие деятелей октябрьского переворота, родившихся в 1870-х.

Если рассмотреть распределение по годам рождения политических деятелей ("Кто есть кто в мировой политике". – М. 1990) – отдельно развитые страны, латиноамериканские и арабские, то окажется, что выбор ими биографии обуславливался одними и теми же тенденциями. Таков общий для всех пик 1930 г. – он соответствует перелому 1942-43 гг. в ходе войны, когда стало ясно, что военные проблемы скоро сменятся политическими и на место военных будут востребованы дипломаты, юристы, экономисты. Малое число политических деятелей, родившихся около 1920 г. связано с усилением радикализма к 1933 г., с переключением внимания на социальные проблемы, а почти полное отсутствие будущих политиков среди родившихся в 1931-32 гг. – с уходом талантов после окончания II мировой войны в науку и в искусство. Очень характерен широкий провал в эти годы в распределении политиков мусульманских стран – лопнули надежды на общий передел мира, а одновременный пик "рождаемости политиков" в развитых странах можно связать с послевоенным переустройством западного мира.

Громадную роль могут играть не только средства информации и учителя, но и взаимовлияние сотоварищей близкого или резко противоположного интеллектуального уровня. Без учета такого взаимовлияния, иногда положительного, а иногда – отрицательного, трудно понять, например, появление из одного класса будапештской гимназии четырех великих физиков – Ю. Вигнера, Дж. фон Неймана, Э. Теллера и Л. Сцилларда (годом или двумя раньше эту же школу окончил Д. Габор, создатель голографии) или то, что из одного класса уездного ровенского училища вышли "папа" советской физики А.Ф. Иоффе и великий механик С.П. Тимошенко.

Это влияние может, приводить и к появлению морально противоположных личностей: в одном классе тифлисской семинарии – и как раз к этому критическому возрасту – учились И. Сталин и его ярый в будущем разоблачитель эмигрант И. Иремашвили, а также будущий католикос-патриарх Грузии Калистрат. В одном классе учились будущий фюрер нацистов А. Гитлер и Л. Витгенштейн, замечательный логик и философ, еврей по происхождению.

Одному из авторов довелось в течение многих лет наблюдать физико-математическую школу при одном из лучших российских университетов, из которой, помимо ученых и преподавателей, вышла целая плеяда первоклассных актеров театра и кино. Характерно, что в школе долгое время не было даже драматического кружка. Аналогичным образом, другая питерская школа – гуманитарно-языковая, где несколько лет не было учителя рисования, стала колыбелью дюжины известных художников самых различных эстетических направлений. Эти примеры показывают, что одно только взаимовлияние подростков может стать фактором, определяющим их дальнейшую профессиональную судьбу. С другой стороны, воздействие обстановки может давать парадоксальные результаты – например, массовый стихийный антикоммунизм, проявившийся среди населения СССР в конце 1980-х гг., в числе прочего уходит корнями в навязчивую и патологически бездарную партийно-комсомольскую "воспитательную работу".

Импринтинг и импрессинг личностей

Итак, научные и художественные пристрастия, равно как политические предпочтения вырабатываются и закрепляются в подсознании в определенном возрастном интервале – к наступлению половой зрелости, примерно к тринадцати годам и закрепляются там, по-видимому, навсегда. Это характерно для далеких друг от друга областей деятельности, самых различных социальных и общественных групп. Весьма вероятна связь этого явления с процессами возрастной физиологической перестройки организма. На юге или у южных народов этот возраст может быть ниже – к 12 годам, а на севере, с более поздним биологическим созреванием, – к 14 годам. С другой стороны, на этот возраст не повлияло явление эпохальной акселерации роста и развития организма.

Это явление имеет некоторое сходство с импринтингом, но оно не столь категорично и безусловно: необходимо учитывать лабильность человеческой психики и роль свободы воли человека. Его можно назвать импрессингом: термин этот говорит о впечатлениях, об импрессии и о том, что у человека нет, несмотря всю лабильность психики, полной свободы впечатлений, о том, что многое зависит от окружения, от случая. В несколько ином смысле данный термин использовал В.П. Эфроимсон.

Как видно, существуют достаточно узкие временные рамки формирования не детерминированных генетически аспектов ментальности человека. Так, по некоторым сообщениям в СМИ отец У. бен Ладена погиб в автомобильной аварии, когда сыну было 13 лет; виновником аварии был шофер-американец, что могло способствовать развитию патологического антиамериканизма. Особенности импрессинга у главы авиатеррористов египтянина М. Атты (ему было 43 года в момент теракта) могут быть связаны со смертью харизматического "отца арабского народа" Г. Насера в 1970 г., а также с поражением Египта в 1973 г. и последующим мирным договором в Кэмп-Дэвиде.

Возраст около 13 лет – определяющий в плане развития стиля мышления, системы жизненных ценностей и предпочтений. Выделенность этого возраста связана и с процессами физиологической перестройки организма, а потому может зависеть от пола, от географических и климатических условий, генетического багажа. В терминах физиологии этот возраст соответствует "первой фазе переходного периода", когда у подростка обострена подсознательная и относительно затруднена рассудочная деятельность. Поэтому так важны в этом возрастном промежутке яркие, эмоционально насыщенные впечатления, соответствующие признанным современной цивилизацией нормам морали и их подкрепляющие.


 

 

 

ИСТОРИЯ И ИМПРЕССИНГ ПОКОЛЕНИЙ

Циклы по Шлезигерам

Давно известно, что симпатии избирателей в США с правильной периодичностью перемещаются от демократов к республиканцам и обратно. Впервые, согласно А. Шлезингеру-младшему, это явление подметил еще Г. Адамс: циклы централизации и распыленности власти уже в первые годы республики сменялись каждые 12 лет.

Представим, что чрезмерная централизация вызывает ностальгию по сепаратизму, который ярче запечатлевался в период импрессинга и проявляется через 10-15 лет, когда право голоса получают молодые избиратели в возрасте 23-28 лет, чьи голоса и приводят к очередному изменению баланса симпатий. Для более позднего периода А. Шлезингер-старший установил наличие смены циклов усиления демократической партии и периодов перехода интересов на личную жизнь (симпатии к республиканцам) со средней длительностью циклов в 16-16,5 лет.

Существование циклических закономерностей позволило обоим Шлезингерам предсказывать смены политических приоритетов в США. Не исключено, что конкретизация длины циклов в 12 или 16 лет характерна именно для США как кратная четырехлетним срокам президентских полномочий. Существуют циклические процессы в экономике (волны или циклы Н.Д. Кондратьева). Многие из них также можно связывать с импрессингом у различных поколений. Срок в 10-15 лет между временем импрессинга и входом испытавшего его поколения в активную политическую жизнь приводит к цикличности многих исторических событий. Так, например, поколение, пережившее поражение восстания, народного движения в возрасте импрессинга, может сохранить настроенность на его повтор через этот срок.

Вот несколько исторических примеров. В XIX в. Польша пережила цепочку восстаний 1830 г., 1848 г., 1863 г.

Россия: убийство Александра П в 1881 г., кровопролитие ко время коронации Николая П в 1896 г., революции 1905 г. и февраля 1917 г., октябрьский переворот 1917 г., еще один фактический переворот в 1929 г. В наше время россияне, чей возраст импринтинга ("запечатления") пришелся на имперский сталинистский угар после победы над Германией (1932-40 г. р.), составили основной кадровый ресурс коммунистов.

Китай: боксерское восстание 1898-99 гг., революция 1911 г., затем начало новых смут в 1925-26 гг., гражданские войны 1935 г. и 1949 г. Сюда же относятся "большой скачок", "Культурная революция" и движение хунвэйбинов.

Германия: унизительный Версальский договор 1919 г. обусловил успехи крайних радикалов (Гитлера и Тельмана) на выборах 1932-33 гг. После II мировой войны план Маршалла предотвратил подобные крайности в Западной Германии.

С импрессингом поколений можно связать, например, антиизраильские и прочеченские настроения в современном западноевропейском обществе. Повсюду на Западе силы наиболее крупных партий примерно равны, поэтому решающую роль на близящихся выборах могут сыграть сравнительно небольшие, но сплоченные чем-то группы избирателей. Так, во Франции сейчас примерно 600 тысяч евреев и более 5млн мусульман, преимущественно арабов, так что электоральная сила – на их стороне. Однако, одними партийными интересами объяснить такие настроения нельзя.

Франция: представляются взаимосвязанными восстановление государства в 1944-45 гг., образование V Республики в 1958 г., мятежи левых радикалов 1968 г. Можно связать бесславную, но прагматичную сдачу Парижа в 1940 г. со всеобщими требованиями ухода из Индокитая после поражения 1954 г. у Дьенбьенфу и, в дальнейшем, общественную поддержку ухода из Алжира в 1962 г.

Грузия: расстрелянные 9 марта 1956 г. просталинские по форме, по сути – националистические народные волнения отозвались через 15 лет движением за признание грузинского языка единственным государственным, а еще через 16-17 лет – первыми в СССР требованиями независимости, которые начались с требований независимости футбольных команд от союзной федерации.

Ближний Восток: обострения еврейско-арабских противоречий с волной эмиграции к 1920 г. после Декларации Бальфура и погромов гражданской войны в России, новой волны эмиграции после 1933 г., ее резкое усиление после 1945 г. при освобождении уцелевших узников концлагерей и новых погромов в Польше. Арабо-израильские войны: после провозглашения Израиля в 1948 г., Суэцкий конфликт и Синайская война 1956 г., "Шестидневная война" 1967 г., операция "Мир для Галилеи" 1982 г. Вспышки "интифады" 1989-92 гг. и после 2000 г. выглядят уже непрерывно продолжающимся конфликтом. Стоит отметить, что большинство террористов-самоубийц 2001-02 г. – молодые люди 22-24 лет, чей период импрессинга пришелся на годы предшествующей "интифады".

По окончании II мировой войны распалась французская колониальная империя. Французы упорно сражались почти за каждую колонию. Вызвано это было тем, что, в отличие, скажем, от англичан, приезжавших в колонии в основном на период службы, французы много чаще переезжали туда на постоянное жительство. Поражения французских войск в Индокитае, Африке и даже Океании могли внедрить в подсознание подростков, находившихся в периоде импрессинга, принципы в духе генерала Ш. де Голля: невозможно удержаться на отнятой у местных народов территории.

Таков же, по-видимому, подсознательный настрой в Бельгии, потерявшей Конго, и Нидерландах, ушедших с боями из Индонезии и принявших с последующей ассимиляцией сотни тысяч беженцев малайского происхождения. Внешне сходные настроения в Скандинавии вызваны, можно думать, иными причинами – скорее всего неумеренным влиянием "зеленых", склонных поддерживать повсюду угнетенные общности, живущие "естественной", по их мнению, жизнью. У настроенных подобным образом обывателей не может не вызывать раздражение Израиль, активно и пока что успешно опровергающий эти принципы.

Преодолеть этот настрой можно только кропотливой разъяснительно-пропагандистской работой в духе З. Фрейда: выявить картину подсознания и объяснить причину заболевания, тем самым, избавляя от навязчивых комплексов.

Еще один пример – воздействие "вьетнамского синдрома" на общественное сознание США. Поражение во Вьетнаме в 1961-73 гг., первое в истории страны, большое число жертв и постоянные напоминания о них привели к пацифистскому импрессингу у поколения, родившегося в 1950 г. и несколько позднее. Президентом США был дважды избран Б. Клинтон, уклонившийся от воинского призыва и нарушивший тем самым основную, как ранее считалось, добродетель гражданина. Этим же комплексом можно объяснить всеобщее одобрение действий Буша-старшего, прекратившего, во имя минимизации жертв, операцию "Буря в пустыне" до достижения окончательной победы. Похоже, однако, что события 11 сентября болезненно и радикально вылечили американское общество от этого комплекса.

Можно предположить, что серьезные изменения в российском обществе и в странах СНГ будут связаны с поколением 1975-80 г.р., импрессинг которого пришелся на 1989-91 г.г., ознаменованные распадом СССР. Уже становится заметной великодержавная ностальгия многих молодых жителей исторической Великороссии, непонятная и враждебная их сверстникам из бывших союзных республик. Эти противоречия сегодня во многом обусловили отсутствие политических перспектив решения чеченской проблемы. В последующем они могут привести к резкому обострению обстановки на всем постсоветским пространстве.

Можно предположить развитие общественных настроений поколения, на чей импрессинг повлияют живые картины апокалипсиса 11 сентября. Здесь просматриваются две возможности: Первая – неприятие, вплоть до ненависти, развивающихся стран Востока и их ментальности, возврат к "истинно-западным" ценностям, некий ренессанс идей крестоносцев. Вторая – подъем на щит персонажей вроде бен Ладена, Ф. Кастро и "Че" Гевары как антитезы всеобшему усреднению, глобализации и нивелированию культур. Первая возможность представляется более вероятной для англо-саксонских и германских, а вторая – для романских и славянских стран.

Импрессинг и религия

Конфуций писал, что уже к 15 годам его учение было фактически завершено. Можно думать, что и он прошел через религиозный кризис в возрасте, близком к периоду импрессинга.

Согласно Евангелию от Луки (2, 42-47) Иисус именно в возрасте 12 лет впервые оказался в Иерусалимском храме.

В том же, примерно, возрасте Мохаммед, путешествуя вместе с дядей, впервые знакомится с жизнью иудейской и христианской общин.

Джозеф Смит, основоположник мормонства, будучи в лесу в возрасте 14 лет, впервые ощутил духовное единение с господом. Известный проповедник Мун писал, что видение Христа посетило его в 16 лет, повелев спасти человечество от сатанизма. В этом же возрасте прошел в XVIII в. через религиозный конфликт Баал Шем Тов, основатель крупнейшего течения в иудаизме – хасидизма.

В иудаизме общий план воспитания изложен в трактате Талмуда "Поучения отцов" (5:25): "В пять лет надо приступать к изучению письменной Торы (учиться читать) а в десять – к Мишне (рассказам и отдельным поучениям), в тринадцать – к заповедям... Именно к этому периоду приурочен обряд совершеннолетия мальчиков. Эти установления, неуклонно соблюдаемые на протяжении не менее двух тысячелетий, сыграли определяющую роль во всей истории еврейского народа.

В последние десятилетия перед миром встала проблема роста агрессивного исламского фундаментализма. В чем причины стойкости мусульманского фундаментализма и его привлекательности для верующих? Ислам в эпоху первоначальной экспансии одолел христианизированные страны Леванта, Магриба, Испанию, Кавказ, несторианскую Среднюю Азию, зороастрийский Иран. Вышедшие из полупустынь Аравии кочевники смогли не только завоевать эти могущественные и культурные страны, но и внедрить свое миропонимание, новую ментальность. Этого можно было добиться лишь полным перевоспитанием нескольких поколений. В исламе, как и в иудаизме, как и у ряда племен американских индейцев, возраст приобщения к религии – 13 лет – возраст максимальной духовной восприимчивости!

Иная ситуация наблюдается в христианстве. Конфирмация у католиков проходит в 8-12 лет, т.е. слишком рано, в протестантских конфессиях-чаще всего в 18-20, т.е. слишком поздно, в православии такой церемонии вообще нет – ребенок со дня крещения принадлежит к Церкви. В результате, подсознательно христианам трудно что-либо противопоставить проповеди ислама – отсюда проистекают успехи исламского прозелитизма даже в Европе и США, новой волны исламизации в Африке.

Доводы разума не действуют на людей, подсознание которых уже сформировано и как бы законсервировано. В этом корень неудач многочисленных попыток европеизации стран мусульманского Востока. Единственная относительно удачная попытка, кроме отвоеванной еще в средние века Испании, – Филиппины, но там миссионеры-испанцы были хозяевами целые столетия и там, как и в Испании, активно действовала инквизиция. Но и Филиппины сейчас оказались на грани гражданской войны с местными исламскими радикалами.

Яркий пример роли конфессиональных императивов дает религиозная жизнь на бывшей территории атеистического СССР. Несмотря на пропаганду и постоянную помощь со стороны правительств, христианство нигде не становится массовым: посещение церкви носит, скорее, демонстративный, показательный характер. А ислам во всех исторически мусульманских частях бывшего СССР восстал мгновенно и сразу превратился в весьма влиятельный на бытовом уровне фактор жизни общества.

Политкорректность, импрессинг, экспансия

История знает много случаев тотальных нашествий варваров, обычно кочевников, на цивилизованный мир: гиксосов на Древний Египет, ассирийцев на Вавилон, германцев и гуннов на Рим, чжурчженей на Китай, славян на Византию, норманнов на Европу, татаро-монголов на Русь. В мировоззрении варваров неизменно господствовали идеи райского воздаяния за воинские подвиги, и им не раз удавалось разрушить более высокоорганизованные общества.

Ислам знал несколько периодов экспансии: арабский, пост-магометовский период VII-XI вв., остановленный Карлом Мартеллом на юге Франции, норманнами на юге Италии и монголами на Востоке; сельджукский и османский периоды, остановленные в битве при Лепанто, затем Яном Собесским у стен Вены и поднимающейся Россией в XVIII в. Век Просвещения и быстрый технический прогресс Европы с XVIII в., вместе с общей стагнацией в странах ислама, ликвидировали, казалось навсегда, эту опасность.

Постепенно, на протяжении ХХ в., европейский гуманизм переродился в странную квазиэтическую систему "политкорректности", когда совокупности обычаев различных социальных и этнических групп, находящихся на качественно разных ступенях развития, объявляются самостоятельными "цивилизациями" и признаются равноценными.

В результате, глобальные, общечеловеческие ценности безответственно приносятся в жертву самобытности традиционных культур, а иногда, как, например, в странах Африки – и первобытному трайбализму. Идеи "политкорректности" с достойным лучшего применения упорством прививались (в период импрессинга, через телевидение и другие СМИ) политически наиболее активным, в настоящее время, поколениям на Западе. Они достигали критического возраста в тот период, когда весь мир "сузился" благодаря развитию ТВ, что вызвало рост интереса, и уважения к иным, хоть и примитивным, но зато "естественным", выигрышно и красочно показываемым, оригинальным, а потому привлекательным обычаям (следование им соответствует обычному юношескому противостоянию взрослым).

Ситуацию усугубили деструктивные, анархистские симпатии невероятно популярных левых интеллектуалов конца 1960-х. Спустя годы эта волна привела к власти левые, социал-демократические правительства в большинстве европейских стран. Отсюда же – истоки популярности популистских идей "зеленых", а затем и антиглобалистов. К этой безответственной и идеалистической "идеологической диверсии" левых интеллектуалов очень скоро присоединились такие факторы как нефть и нескончаемые потоки пахнущих ею долларов. Свою роль сыграла и привычка западных специалистов по безопасности к грандиозным проектам типа расширенного ПРО и очень большим деньгам. Такая привычка опасна тем, что люди перестают думать о простых решениях, о том, что врагам современной цивилизации вовсе не обязательно, например, сбрасывать на Нью-Йорк водородную бомбу...

Приведенные примеры показывают, как ярко могут проявлять себя социальные последствия импрессинга поколений. Их выявление – проблема своего рода социофрейдизма. Конечная цель – преодолеть, либо усилить полученные поколением комплексы. Вопрос состоит в том, смогут ли выжить иудео-христианская цивилизация и порожденное ею "открытое общество"? Очевидно, что бороться с тоталитаризмом, в том числе с мусульманским фундаменталистским, коммунистическим или националистическим, следует через воспитание в возрасте импрессинга (это не заменяет мер, которые, обязано принимать политическое руководство). Воздействовать на будущие поколения мусульман может, прежде всего, само же исламское духовенство. Пример конструктивного воздействия такого рода демонстрирует духовный лидер, наследственный имам шиитской секты исмаилитов Ага Хан IV (принц Карим), широко образованный человек, основавший Университет Ага Хана в Пакистане и несколько исследовательских институтов, мультимиллионер, активно участвующий в международных программах.

Импрессинг и терроризм

Съезд представителей мусульманских религиозных кругов в Бейруте 10 января 2002 г. постановил: "Акции-самоубийства против сионистского врага легитимны и основываются на принципах Корана. Они представляют наивысшую степень праведности… Такие теракты – стратегическое оружие, позволяющее сохранять баланс сил с врагом". В мероприятии принимали участие около 50 делегатов из Ливана, Палестинской автономии, Судана, Объединенных эмиратов, Марокко, Алжира и Иордании.

Борьба с террором требует напряжения сил и решимости всего мирового сообщества. Поскольку опасность исходит сейчас, прежде всего от исламского фундаментализма, необходимо самым жестким образом требовать от исламского духовенства канонически обоснованного осуждения таких действий. Любые группировкии, отказывающиееся от такого осуждения, либо оговаривающие его какими-либо условиями должны быть поставлены вне закона. Это решение, даже принятое ограниченным кругом развитых стран, должно иметь, безусловно, обязывающий для всего остального мира характер. Необходима как минимум экономическая блокада стран, поддерживающих терроризм. Пускай себе "политкорректные" левые идеалисты интерпретируют такую политику как возврат к колониальной системе, но другого просто не дано. Должна быть строго наказуема даже косвенная пропаганда терроризма со стороны СМИ, ибо нельзя, находясь на краю пропасти, потакать безответственным радетелям чужого безумия.

Террор как средство политической борьбы впервые, по-видимому, в Новое Время широко начали использовать народовольцы, а затем эсеры в России, но это были адресные акты, направленные против определенных деятелей режима. И только "национально-освободительные" и ультра-революционные движения избрали массовый террор как средство воздействия на общество: достаточно вспомнить ирландских католиков в Великобритании, басков в Испании, "красные бригады" в Европе и секту "Аум Сенрикё" в Японии. Перечисленные террористы не ставили своей задачей выбор жертв из определенной этнической или социальной группы, стремясь, прежде всего, к возбуждению паники среди населения, а исполнители берегли собственную жизнь.

Иное положение с террором палестинских арабов: во-первых, он направлен преимущественно против одной этнической группы – евреев (и в этом созвучен гитлеровскому плану "решения еврейского вопроса"), во-вторых, его потенциальные исполнители – не отдельные индивидуумы, а немалая, по-видимому, часть народа, в-третьих, он во многих случаях носит суицидальный характер – исполнители заведомо идут на собственную гибель. В последнее время этот вид террора уже не ограничен территориями и проблемами Ближнего Востока, а стал общеисламским и начал распространяться по всему миру.

Практически во всех арабских странах школьные учебники полны картин "зверств сионистов", о них же вещают муллы в мечетях, и все каналы ТВ (там, где оно не запрещено по религиозным мотивам). Объявляется, что Холокост евреи не то выдумали, не то сами осуществляли, Храм царя Соломона никогда не существовал (а Шехерезада в сказках "1001 ночи" все об этом врет), и в казни Иисуса Христа виноваты исключительно евреи (которые, по другим пропагандистским материалам, в Иерусалиме никогда не жили).

В телепередаче "Детский клуб" маленький мальчик поет: "Когда я приду в Иерусалим, я стану террористом-самоубийцей". Рекламная пауза призывает детей: "Бросьте игрушки. Возьмите камни". А слова детской песни в другой передаче звучат: "Как благоухают тела мучеников, как приятен запах земли, благоухающей кровью, льющейся из свежеубитого тела".

Спустя несколько часов после взрыва в иерусалимской пиццерии, унесшего жизни 15 человек, брат 23-х летнего террориста-самоубийцы восторженно заявил: "Эта операция уникальна по своему исполнению и успеху... Палестинцы повсюду могут торжествовать и радоваться". В том же духе выразился и отец 22-х летнего самоубийцы, взорвавшего 21 подростка в тель-авивской дискотеке: "Я счастлив и горд поступком моего сына. Честно говоря, я ему даже немного завидую... Жаль, что это не довелось сделать мне самому". Импрессинг у обоих этих самоубийц – как и большинства других – приходился, примерно, на 1991-92 гг, на время предшествующее вспышке "интифады" и Войны в Заливе. Как он проходит у нынешней молодежи, догадаться нетрудно.

Подростки в возрасте 10-15 лет как бы "играют" – выстрелят из рогатки, бросят камень – и убегут. Их поведение внешне сходно с обычным мальчишеским хулиганством, оно поощряется взрослыми, возводится в ранг геройства. Их возраст приходится на период импрессинга: так подготавливаются "бесстрашные воины Аллаха". Заботливые наставники апеллирует к вере в то, что "шахид" получает, как вознаграждение, вечную жизнь рядом с Аллахом. Вера эта опирается на сурру Корана: "Относитесь к тем, кто умер во имя Аллаха не как к мертвым, а как к живым, любимым Аллахом". (3:169). Известный обозреватель доктор Абдалла Аль-Нажар в газете "Аль-Гумхурия" (Египет) от 07.10.2001 г. пишет: "Правоверные не боятся врага в час битвы и не берегут свою жизнь. Аллах обещал им одну из двух милостей – победу или смерть праведников. Каждая из этих милостей является большой наградой и между ними нет разницы... Это и есть секрет победы правоверных над их врагами".

Не представляет труда прогнозировать усиление терактов лет через 10, когда "камнеметатели" станут молодыми бойцами армии фундаменталистов. И открытие Израилем многочисленных колледжей на западном берегу Иордана, и обучение местных арабов в вузах самого Израиля или других стран не уменьшают опасности, так как студенческие годы приходятся на период уже после импрессинга. Более того, полученные знания придают им, без воздействия на уже закрепленный импрессинг, новые импульсы ненависти не только к Израилю, но и ко всей западной культуре как к виновникам цивилизационного отставания Востока.

Нельзя считать, что это всеобщая идеология в мусульманском мире. С нею пытаются бороться и сами здравомыслящие мусульмане. Так, египетский драматург Али Салем высмеивает в газете "Аль-Хайат" (Лондон), 05.11.2001 г., многочисленные призывы арабской прессы к экстремизму. Салем саркастически предлагает открыть специальный детский сад, чтобы с 4-5 лет обучать детей экстремизму: "Вы с легкостью заметите, что они (т.е. немусульмане) любят жизнь – это, и есть их слабая сторона. В противоположность им, мы любим смерть и стремимся к ней... Каждый из вас должен искать возможность умереть, но не безвозмездно. Вы должны взять с собой столько неверных, сколько возможно, и послать их в ад".

Но эти самые слова в реальности продолжают вбивать в головы, в подсознание подростков. Юношам, находящимся в возрасте импрессинга и близко к началу периода юношеской гиперсексуальности, внушают, что Там, в Раю, куда шахиды, в отличие даже от иных праведников, переместятся не дожидаясь Страшного суда, они будут навечно счастливы ежедневно обладая 72(!) девственницами-гуриями, смогут перевести туда же до 70 своих родственников и друзей... А для более прагматичных – родители "шахидов" тут же, не дожидаясь райских кущ, получают более, чем солидное в их положении материальное вспоможествование и почет, столь ценимый на Востоке! Остается в силе первоначальное указание пророка: весь мир должен превратиться и превратится в мир Ислама. А сколько времени нужно этого ждать – знает лишь один Аллах, который во время подаст соответствующий знак. А тем временем детей воспитывают в духе преданности этим идеям, в готовности пожертвовать в час "Х" своей и чужой жизнью.


 

 


В избранное