Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Наша власть: дела и лица

  Все выпуски  

Наша власть: дела и лица


ДЕНЬ ВЫБОРОВ ИЛИ "ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ"?

Издавна к любым выборам в нашей стране принято относиться как к формальности. В умах многих сограждан прочно засела формулировка советских времен: «главное не то, как проголосуют, а то, как подсчитают». По всем внешним признакам, предстоящие 11 октября региональные и местные выборы обещают стать такой же формальностью.
Граждане сохраняют олимпийское спокойствие, не особо интересуясь программами и посулами партий и отдельных кандидатов-одномандатников. Не случайно, по всем прогнозам, явка будет весьма невысокой (в Москве, как ожидается, она составит 30–35%). Власти всех уровней традиционно говорят о своей приверженности духу и букве закона, о намерении обеспечить всем участникам выборов равные возможности. Оппозиция столь же традиционно критикует их за злоупотребление административным ресурсом. Короче, «все как всегда». Но это только на первый взгляд.

К вопросу о формальностях

Как известно, 11 октября пройдут выборы депутатов Московской городской думы, органов законодательный власти Республики Марий Эл и Тульской области, мэров Астрахани, Грозного и Южно-Сахалинска, депутатов представительских органов 10 административных центров, а также глав органов местного самоуправления и депутатов советов муниципальных образований во многих населенных пунктах страны. Всего, по данным Центризбиркома, будет избран 6401 орган власти различного уровня.
Все выборы пройдут по новым правилам – в соответствии с принятыми чуть меньше года назад поправками в избирательное законодательство. Поправки эти, предложенные президентом Медведевым, ориентированы, во-первых, на усиление роли партий в общественно-политической жизни страны, а во вторых, – на сокращение государственного вмешательства в деятельность самих партий. По словам В. Суркова, «если политическая, партийная система состоялась, внутри нее должно быть больше степеней свободы». Подобная дебюрократизация должна коснуться и участия партий в избирательных кампаниях. В то же время, как отмечают эксперты, хорошо заметное движение от смешанной к пропорциональной (т.е. партийной) избирательной системе ведет к формализации электоральных процессов, особенно на местах. И граждане, выбирая депутатов муниципального собрания – наиболее «приближенных» к ним представителей власти, – будут голосовать не за конкретных лиц, но за «спущенные сверху» партийные списки. А это ущемляет избирательные права беспартийных граждан, составляющих значительное большинство избирателей.
Впрочем новая выборная «механика» должна пройти «обкатку». Одним из первых подобного рода «испытаний на прочность» и должны стать выборы 11 октября. Они будут проходить в режиме жесткой экономии. Не стала исключением и «богатая» Москва: по словам руководителя городского избиркома В. Горбунова, новое оборудование для избирательных участков закупаться не будет. Тем самым у «скептиков» появился лишний повод поупражняться в злословии: мол, власти экономят даже на урнах, потому что незачем тратиться на «обычные формальности».
Любые выборы, с известными оговорками, конечно, можно считать формальностью. Точнее, сильно формализованной процедурой, предполагающей массу рутинной, «бумажной» работы. И если документы для участия в выборах составлены неправильно, то партиям и отдельным кандидатам вполне обосновано в участии в них отказывают. Такова общепринятая практика.

 

Блеск и нищета оппозиции

Отказ избиркомов в приеме необходимых документов и, соответственно, в регистрации подавших их партий – один из наиболее распространенных примеров использования «административного ресурса». В то же время некоторых потенциальных участников предвыборных кампаний можно «заподозрить» в преднамеренно неправильном составлении необходимых документов – с тем, чтобы спровоцировать скандал и лишний раз заявить о себе.
Такие обвинения, в частности, некоторые наблюдатели выдвигали против оппозиционного движения «Солидарность», всем кандидатам от которого было отказано в регистрации на выборах в Мосгордуму по причине неправильно составленных документов. Сложно утверждать наверняка, насколько обоснована эта версия. В ее пользу говорит то, что политический инструментарий «Солидарности», как и т.н. внесистемной оппозиции в целом, отличается крайне невысокой эффективностью. «Марши несогласных», пикеты, иные публичные акции вызывают интерес лишь у небольшой группы сочувствующих и ангажированных журналистов. Вся медиаактивность внесистемной оппозиции сводится, по сути, к обличению «режима». Наконец, радикальные оппозиционеры, испытывая заметный кадровый голод, не смогли выдвинуть из своей среды действительно ярких личностей, способных составить реальную конкуренцию политическим тяжеловесам.
Поэтому не так уж неправы те, кто утверждает, что в подобной ситуации у внесистемной оппозиции изначально не было никаких шансов на победу. Применительно к Москве – представители «Солидарности» не смогли бы провести в Мосгордуму ни одного из своих представителей. А значит, радикальным оппозиционерам остается лишь использовать любую возможность для «самопиара»: раз их не допустили к участию в выборах, значит, боятся.

 

Конкуренция или соревнование?

Впрочем, «кадровый голод» испытывает не только оппозиция, но и партия власти, что несколько неожиданно. В Свердловской области для участия в муниципальных выборах «Единая Россия» смогла выдвинуть лишь 194 кандидата на 238 мандатов.
Многие кандидаты, особенно «сильные», уверенные в победе, примыкают к другим партиям или регистрируются как самовыдвиженцы. Одна из возможных причин – нежелание их отвечать на неудобные вопросы избирателей, многие из которых считают, что «ЕР» как партия власти несет свою долю ответственности за происходящее на местах и в стране в целом.
Похожие проблемы есть у «единороссов» и в других регионах, а также в нескольких крупных городах, чего ранее не наблюдалось. Так что нельзя исключить, что со временем снижение кадрового потенциала крупнейшей партии страны не превратится в устойчивую тенденцию. С другой стороны, отдельные эксперты утверждают, что отказ многих кандидатов идти на выборы под знаменами «Единой России» – сугубо местное, уральское явление. Оно связано с конфликтом между региональным отделением партии и губернатором Э. Росселем, в результате чего «ЕР» потеряла часть административного ресурса.
Как бы то ни было, кадровый кризис, если он и имеет место, в целом не сильно скажется на электоральных перспективах «Единой России». Тем более что потерю части административного ресурса можно считать действительно «чисто уральской» проблемой. В Москве, например, избирательный список «единороссов» возглавил Юрий Лужков, который, по мысли его оппонентов, заинтересован в том, чтобы провести в МГД максимум своих сторонников или просто лояльных депутатов. Ведь дума следующего созыва будет избирать нового мэра.
Несложно заметить, что противники столичного мэра – из числа и политиков, и представителей экспертного сообщества – по-прежнему рассматривают выборы как противостояние партии власти и оппозиции, с одной стороны, и конкуренцию представителей трех основных сегментов политического пространства – левых, правых и центра – с другой. Подобный подход не во всем соответствует сегодняшним реалиям.
Во-первых, в современных условиях исполнительной власти вовсе не обязательно нужны «послушные» законодательные органы. Тем более что изменения в «партийном» и избирательном законодательстве, равно как и действия некоторых оппозиционных политических структур, де-факто позволили властям застраховаться от попадания в представительные органы «несистемных» кандидатов и прочих «неожиданностей».
Во-вторых, сам характер и масштаб предстоящих выборов предполагает не столько конкуренцию идей и «ценностей» общего характера, сколько соревнования «программ реальных дел». Ведь избираться будут органы законодательной власти, максимально приближенные к людям, которые ждут от них конкретных шагов по улучшению социально-экономической ситуации на местах. А к такому соревнованию многие партии оказались не готовы. В Москве, например, большинство из них строит свою избирательную кампанию на критике столичного правительства. И в то же время, как наглядно продемонстрировала полемика по поводу нового генплана развития города, они не смогли предложить реальные альтернативы разработанным властями программам.
Можно сказать, что предстоящие выборы станут не только «испытанием» новой политической конструкции, но и проверкой способности партий действовать в новых условиях. Не исключено, что многим из них, прежде всего оппозиционным, придется учиться этому на собственных ошибках, допущенных уже сейчас.

Василий Андреев


В избранное