Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Наша власть: дела и лица

  Все выпуски  

Наша власть: дела и лица


Информационный Канал Subscribe.Ru

Добрый день, уважаемые подписчики! В нашей рассылке мы публикуем выдержки из наиболее интересных материалов журнала "Наша власть: дела и лица". Более подробно ознакомиться со статьями и темами нашего журнала можно на сайте www.nashavlast.ru.

ПЕРСОНА НОМЕРА
СНГ – ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Председатель Комитета Совета Федерации по делам Содружества независимых государств Вадим Анатольевич Густов

– Я иногда читаю в прессе про заявления некоторых российских политиков, что СНГ уже умерло. Как Вы относитесь к заявлениям подобного рода?
– Я сам не раз слышал об этом. Однако те, кто говорят, что СНГ умерло, так это – люди, которые никогда не занимались данной проблематикой и даже не пытались вникнуть в суть существующих проблем. Да, когда все это создавалось в 1992 году, были подписаны очень хорошие документы, нацеленные на сохранение прежней интеграции, единого экономического пространства и так далее. Конечно, все это не реализовано. Но сейчас многие государства бывшего СССР уже в какой-то степени определились в своем пути развития. Те страны, у которых нет богатых сырьевых ресурсов, не могут рассчитывать на то, что Запад будет им помогать. Кто придет в Киргизию или в Молдавию, кроме России? Сегодня главный интерес западных государств, а также Японии, Южной Кореи, Китая вызывают только страны, которые имеют сырьевые ресурсы. Что же касается наших усилий по интеграции, то сразу скажу: интеграция России, Беларуси, Казахстана, а также развитие ЕврАзЭС и создание Единого экономического пространства – это только начало, что дает нам возможность говорить о разноскоростной и разноуровневой интеграции. Хочу еще в этой связи отметить успешное развитие Организации Договора о коллективной безопасности. В рамках этого договора у нас есть уже группа войск быстрого реагирования, полностью прописан регламент их действия. По крайней мере, в сфере безопасности и военной сфере у нас с большинством стран СНГ наблюдается полное взаимопонимание.
Вадим Анатольевич Густов– В те времена, когда Вы были губернатором Ленинградской области, в прессе Вас называли губернатором-прагматиком. Но вот сегодня, когда речь заходит о СНГ, эта тема в СМИ все чаще приобретает оттенок некой несбыточной мечты. В чем тут дело? И что Вы, как прагматик, считаете необходимым сделать в первую очередь?
– Вопрос о прагматизме во внешней политике – дело, конечно, важное, требующее к тому же взвешенного и ответственного подхода. Как свидетельствует мировой опыт, наиболее успешно развиваются те региональные интеграционные объединения, а в мире их немало, в которые лидирующие страны, при условии нормального функционирования административных, правовых и экономических институтов этих объединений, вкладывают немалые финансовые и материальные средства.
Экстраполируя эту мысль на роль и место России в СНГ, нельзя не признать, что Россия, не превращаясь в прямом смысле слова в «дойную корову», вынуждена платить за лидерство в СНГ немалую цену, что она, как известно, делала и делает до сих пор. Однако времена меняются, меняется и позиция руководителей государств-участников СНГ в отношении Содружества, в том числе и в отношении России.
Думается, что Россия, располагая серьезными рычагами экономического и прочего влияния в рамках СНГ и оставаясь объективным «мотором» интеграционных процессов, в состоянии не упускать своего лидерства в СНГ, противодействовать натиску внешних сил и не допустить деструктивного развития событий. Главное здесь – встретить понимание и поддержку партнеров по СНГ, конкретными делами закрепить доверие и уважение к своей политике в отношении Содружества в целом и каждого его государства-участника в отдельности.
Выполнение взятых Россией и другими странами СНГ обязательств должно осуществляться в строгом соответствии с общепринятыми в мировой практике нормами и правилами, с более широким использованием опыта других региональных интеграционных объединений.
Да и сами межгосударственные отношения надо строить только на программной основе путем подготовки долгосрочных проектов и программ сотрудничества, охватывающих взаимосвязи стран как в общеэкономической сфере, так и в конкретных отраслях экономики. И здесь не обойтись лишь бюджетными средствами. Потребуется привлечение материальных и финансовых ресурсов всего бизнес-сообщества России и других стран Содружества, обладающих практическим опытом хозяйствования и огромными кооперативными связями.
И процесс этот уже развивается. Полагаю, что рост товарооборота России со странами СНГ можно прямо связывать с интенсификацией деятельности на постсоветском пространстве предпринимательских и банковских структур Содружества. За последние два года торговля России со странами СНГ имела устойчивую тенденцию к росту, составив в 2004 году 47 миллиардов долларов и увеличившись в 1,8 раза по сравнению с 2002 годом. Высокие темпы роста взаимной торговли наблюдались и в 2005 году.
Главное здесь – сохранить потенциал важнейших отраслей экономики. И аккумулировать эти средства надо на важнейших «прорывных» направлениях деятельности, созданных с этой целью соответствующими структурами, в том числе – банковскими. Примером может служить принятое в январе текущего года Россией и Казахстаном решение об учреждении Евразийского банка развития.
Вадим Анатольевич ГустовСейчас, когда у России есть крупные свободные капиталы, у Казахстана также имеются большие свободные деньги, создан этот инвестиционный банк, в активе которого – полтора миллиарда долларов – 1 миллиард российский и 500 миллионов долларов принадлежит Казахстану – и Казахстан готов развивать эту структуру дальше. Подбираются очень интересные объекты в плане экономического развития для двух наших стран, и, в принципе, если бы в этот инвестиционный банк вошла, к примеру, и Беларусь, то тогда можно было бы определять интеграционную стратегию всех трех стран. Например, мощно раскрутить лизинг в самолетостроении, сельскохозяйственном машиностроении… Опять же, вот мы сегодня газ продаем, а, скажем, сырье для этой бутылки (Вадим Анатольевич берет со стола пластиковую бутылку из-под минералки и показывает мне) почти на 80 процентов завозим из тех стран, которые из нашего газа делают его и втридорога продают нам. Мы считаем, что порядка двух–трех десятков крупных заводов, таких как, например, завод по производству и переработке уксусной кислоты, можно будет построить на нашем совместном пространстве. Экономическая ситуация для этого созрела. Если в 2006 году нам удастся реализовать Таможенный союз и убрать барьеры на пути эффективной экономической деятельности, тогда уже будет можно реально создавать интеграционные предприятия… Да, мы очень хотели бы, чтобы в это пространство пришла и Украина, ведь вся ее экономика по-прежнему завязана на Россию! И будущее развитие украинского сельскохозяйственного машиностроения, самолетостроения зависит только от интеграции с Россией. У Украины попросту нет других рынков. Ни в Европе, ни тем более в Америке их продукция никому не нужна. И наша позиция, как Комитета по делам СНГ такова: дай нам Бог в 2006 году решить вопрос с Таможенным союзом… И еще очень важно сближение с Узбекистаном. Там – нефть, газ, уран, золото, хлопок… Узбекистан, действительно, очень важен для России и СНГ. Тогда нам удастся в этом пространстве выпускать конкурентоспособную продукцию – само собой, с учетом льготных цен на энергоресурсы для наших близких партнеров – и уже в 2007 году пойти на создание мощных транснациональных компаний и банков, как сегодня уже делают Россия и Казахстан.
Вадим Анатольевич Густов– Создается впечатление, что куда успешнее, чем само СНГ, развиваются такие структуры как ЕврАзЭС. Чем это объяснить?
– Надо признать, что осуществляемые на современном этапе процессы мировой глобализации и регионализации не могли не подтолкнуть государства Содружества к определению своей роли и места в мировых хозяйственных отношениях. Сегодня странами СНГ решается непростая задача, состоящая, с одной стороны – в необходимости сохранения сложившихся ранее в рамках единого народнохозяйственного комплекса экономических связей, а с другой – в поиске новых партнеров в глобализирующемся мире и решении проблем, связанных с защитой собственных национальных интересов.
По сути дела, Содружество, как интеграционное объединение, должно смягчить экономические, социальные и политические последствия перехода участвующих в нем стран на новую для них рыночную основу. И вполне естественной стала для стран СНГ заинтересованность в решении общей для всех задачи – формировании на постсоветском пространстве организации, которая отвечала бы интересам всех ее участников.
К построению высоких форм экономической интеграции – к тому же таможенному союзу и общему рынку – все страны СНГ оказались явно не готовы. В результате некоторые из них посчитали сейчас возможным свое участие в более высоких интеграционных процессах, как это сделали, например, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, договорившись в 1995 году выйти на создание единого таможенного пространства. Тот процесс интенсивно развивается и сегодня, в него включился и Таджикистан.
В рамках Евразийского экономического сообщества уже создана зона свободной торговли без изъятий и ограничений, формируется таможенный союз. Входящие в ЕврАзЭС страны не только активно совершенствуют свое таможенное законодательство, но и формируют Общий таможенный тариф, являющийся наиболее важной составляющей таможенного союза, который они намерены оформить уже в течение ближайшего года.
На протяжении последних десяти лет в товарообороте России со странами ЕврАзЭС наблюдается стабильная тенденция к росту. Объем торговли со странами ЕврАзЭС возрос за десятилетний период примерно в 3 раза, превысив в 2004 году 26 миллиардов долларов, а его доля в общем объеме торговли России со странами СНГ увеличилась за тот же срок до 56 процентов.
Может, все это и лежит в основе того, что Узбекистан, длительное время занимавший свою особую позицию по вопросам сотрудничества в рамках СНГ, в октябре 2005 года изъявил желание присоединиться именно к ЕврАзЭС, где интеграционные процессы имеют более стабильный и предсказуемый характер?
Вадим Анатольевич Густов– В чем причины задержки окончательного формирования Союзного государства России и Беларуси? И вопрос, который всех интересует: когда, наконец, это произойдет?
– Как известно, создание эффективных межгосударственных образований исключительно трудное и ответственное дело. Европейская интеграция, объединение государств Азиатско-Тихоокеанского региона и стран Южной Америки осуществлялись по 10–15 лет. И до настоящего времени идет процесс доработки нормативно-правовой базы региональной интеграции в рамках этих региональных группировок.
Напомню, что Договор о создании Союзного государства был подписан в декабре 1999 года. Для становления Союзного государства проделана большая работа. Утверждены основные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетный процесс в Союзном государстве. За счет средств ежегодно формируемого Союзного бюджета вот уже 5 лет финансируются более четырех десятков совместных программ и мероприятий. Приняты и уже реализуются правовые акты о равных условиях хозяйствования предприятий и предпринимателей России и Беларуси. По макроэкономическим показателям и глубине интеграции Россия и Беларусь являются наиболее продвинутыми странами.
Вместе с тем, существует ряд проблем, сдерживающих интеграционный процесс между обеими странами. В частности, не завершена подготовка Конституционного Акта Союзного государства, определяющего устройство и правовую систему нового государственного образования. В результате чего не могут быть сформированы Союзный парламент, Суд Союзного государства, а также решены другие ключевые проблемы союзного строительства. Не доведен до логичного завершения вопрос о сроках введения на территории Союзного государства единой валюты и деятельности единого эмиссионного центра.
Вадим Анатольевич Густов– Насколько недавний «газовый спор» с Украиной способен отодвинуть назад российско-украинские отношения?
– Надо признать, что сегодня отношения России и Украины переживают не лучшие времена. Видится явное стремление некоторых политических кругов Украины дистанцироваться от России и СНГ, обеспечить скорейшее решение поставленной перед собой задачи вхождения в НАТО и Евросоюз. И это необходимо учитывать во всем комплексе российско-украинских отношений, на развитие которых оказывают негативное влияние эти и другие факторы.
Это, прежде всего, претензии украинской стороны к вопросам пребывания Черноморского флота России на территории Украины и обеспечения его жизнедеятельности, обоюдное применение ограничительных мер по отношению к товарам, поступающим на внутренний рынок наших стран, прямая государственная поддержка украинских производителей за счет создания льготного режима налогообложения и ряд других аспектов. Не является здесь исключением и «газовая проблема».
Если говорить о «газовой проблеме», как таковой, то, прежде всего, необходимо принимать во внимание две ее составляющих – это поставки газа непосредственно в Украину и через ее территорию потребителям в Европе. Как известно, через территорию Украины проходят основные транзитные магистральные газопроводы, связывающие нас с Европой.
Надо признать, что «газовая проблема» возникла не сегодня. Она существовала и ранее, время от времени «всплывая» на поверхность. Производственные связи в газовой сфере практически сразу же после обретения Украиной независимости сопровождались различными конфликтными ситуациями и трениями. Здесь можно вспомнить проблемы погашения Украиной задолженности за поставленный ей российский природный газ, постоянные несанкционированные отборы газа из экспортных трубопроводов, проходящих через территорию Украины, а также его реэкспорт. К счастью, сегодня найдено решение этой проблемы. 4 января 2006 года было подписано Соглашение об урегулировании отношений в газовой сфере, которое позволило урегулировать споры России и Украины по газовой проблеме. Думается, нет необходимости подробно на этом останавливаться, вся хронология развертывания событий достаточно подробно освещалась средствами массовой информации.
Главное было достигнуто – очередной раз удалось «разрулить» конфликтную ситуацию вокруг газовой проблемы. Конечно, здесь закономерен другой вопрос: как долго будет действовать новая схема поставок? Но на этот вопрос ответ может дать только время.
Вадим Анатольевич Густов– Но существуют какие-то позитивные перспективы в отношениях с Украиной?
– На такие перспективы мы всецело надеемся. Думается, что нет никаких других вариантов, кроме как 26 марта украинскому народу выйти на выборы, после чего в апреле народным депутатам активно заняться формированием коалиционного правительства. Что мы сегодня имеем? Руководство внешнеполитической деятельностью государства осуществляет Президент. По его официальным заявлениям совершенно ясны векторы – это идти в Евросоюз через вступление в НАТО. Большинство же депутатского корпуса – и это факт – считает, что данный посыл теоретически правилен, но по временным факторам не понятен. Может, лет через пятнадцать такое произойдет, а как Украина все это время будет развиваться? Пойдет на реинтеграцию с Россией? Все, что производится сегодня Украиной – сельскохозяйственная техника, продукция машиностроения, самолетостроения, трубы и т. д. – все это не нужно в Европе. Это нужно России. И если Украина будет ориентироваться только на Европу, она может придти к резкому обвалу в экономике. И если уж говорить о российском газе для Украины, то его цена будет повышаться в любом случае – какую смеску не делай – Туркменистан уже поднял цену на газ, Узбекистан тоже вот-вот поднимет. И тогда многие предприятия, потребляющие большое количество газа, со своей продукцией будут неконкурентоспособны даже на российском рынке, не говоря уже о европейском. А что из себя представляет сегодня промышленность Украины? Это четыре крупнейших трубных завода, металлургические комбинаты, потребляющие колоссальное количество газа… И если этот вектор направления на вхождение в НАТО останется в силе, Россия будет вынуждена в очень короткие сроки искать пути замены тех комплектующих, которые производит Украина – а их по некоторым данным 12–15 тысяч. И это не шайбочки и болтики, а комплектующие для военно-промышленного комплекса и российской индустрии. Может произойти страшный обвал в экономике Украины, да и для экономики России это тоже может быть накладно.
Не секрет, что американцы оказали предвыборной компании Ющенко мощную поддержку. Но в тот момент посыл вступления Украины в НАТО и Евросоюз выглядел несколько иначе, чем сегодня. А что сегодня? Четыре президента – России, Казахстана, Беларуси и Украины – поставили перед своими парламентами задачу подготовить до 1 марта 2006 года 43 документа, которые, если они будут подписаны, в том числе и Украиной (она во времена Кучмы также была инициатором создания Единого экономического пространства), тогда совершенно реально довести реинтеграцию до уровня таможенного союза уже в 2006 году. Сейчас у нас с Украиной единая энергетическая система, резко растет товарооборот – об этом тоже надо говорить, нельзя все грязью мазать. Формирование же новой политической структуры, то есть нового правительства, и смещение вектора принятия решений в сторону правительства – так как часть функций у президента Ющенко забирается – на мой взгляд, может привести к оздоровлению российско-украинских отношений и к политике здравого смысла. Слишком много было эйфории. Президент Ющенко оказался в плену обязательств, которые он давал и американцам, и всем тем, кто его финансировал. Но сейчас, когда сменится политическая структура, я думаю, что уже в течение второго полугодия 2006 года отношения с Украиной будут улучшаться.
Вадим Анатольевич Густов– То есть, Вы хотите сказать, что Украина в любом случае оборотится в сторону России?
– Не факт. Возьмем ту же Грузию, ту же Армению – уйдем немножко в сторону. Например, существует так называемый фонд «Вызовы тысячелетия». Этот фонд выделил сейчас на 5 лет Грузии 279 миллионов, а Армении 239 миллионов долларов. Это же колоссальные деньги! Они выделены американцами с учетом того, что Грузия и Армения должны развивать у себя демократию в соответствии с американскими представлениями о ней. При этом 23 или 24 миллиона долларов в течение этих пяти лет запланировано истратить на мониторинг политической ситуации. Совершенно понятно, что когда в Армении состоятся выборы, Фонд попытается продиктовать свои условия.
– Насколько мне известно, практически вся энергосистема Армении контролируется Россией, а в обмен на долг большое количество важных для Армении предприятий перешло под российское управление. Вы не преувеличиваете американское влияние на эту страну, кстати, являющуюся одной из главных наших сторонниц в Закавказье?
– Закавказье – зона повышенного интереса американского истеблишмента и капитала. Если уж говорить откровенно, все эти события, которые происходят в Закавказье, происходят под флагом американских нефтяных компаний. Возьмем, к примеру, Азербайджан, американцы попросту лезут туда, хотят создать там свою военную базу. Туда направляются мощнейшие американские капиталы – потому что там большие запасы нефти. И вот что настораживает, если говорить о перспективе, помня об Иране и Ираке, то и Азербайджан тоже очень скоро может оказаться в сфере «национальных интересов» США. Так что относительно того, что происходит сейчас между Россией и Грузией, я абсолютно уверен, после ликвидации там в 2008 году нашей военной базы на ее месте (вовсе не обязательно на том же самом) сразу может возникнуть американская.
– А что относительно Армении?
– Да, так повелось, что ее экономика по-настоящему раскручивается, если она ориентирована на российский рынок. Но сегодня главный сдерживающий фактор – это отсутствие прямого железнодорожного сообщения. Из-за нагорно-карабахского и грузино-абхазского конфликтов железнодорожное сообщение с Россией прервано…
– Но ведь Россия наладила паромное сообщение с Грузией. Почему бы не наладить его и с Арменией?
– Паромное сообщение с Арменией теоретически как бы действует, но практического наполнения пока нет. Транспортная инфрастуктура отсутствует. Но наша парламентская комиссия как раз занимается этим вопросом. И я думаю, что в течение двух–трех месяцев будет буквально по пунктам обозначено, кто недорабатывает, кто специально тормозит этот проект. В любом случае паром заработает. Однако совершенно ясно, что по сравнению с железнодорожными перевозками паромные обойдутся очень дорого. Надо стремиться к разблокировке железнодорожной транспортной сети. Только в этом случае Армения сможет более активно работать на рынки СНГ. И вот тут я хочу сказать, Армения – это страна, поддерживающая политику России в Закавказье, и это кое-кому не нравится…
– Кому?
– За рубежом существует мощная армянская диаспора, особенно в США. Этим людям хочется разрулить ситуацию по своему сценарию. Так что еще раз повторяю, выборы, которые пройдут в Армении, будут очень сложными. И то, что в Армении присутствует иностранный капитал, оговоренный определенными условиями, это обязательно даст себя знать.
Но хочу сказать, Армению, как самодостаточную страну, сегодня спасает наличие атомной электростанции и Разданской ТЭЦ, которая, правда, уже принадлежит РАО «ЕЭС». Самодостаточность в энергетике, во-первых, дает возможность хорошие налоги получать, а во-вторых, на 100 процентов обеспечить всю Армению электроэнергией. Это очень важно. Например, в Грузии с этим огромные проблемы. В Армении таких проблем нет.
– И, исходя из наших особых отношений, Армения попросила снижения тарифов на поставляемые ей Россией нефть и газ?
– О, не надо быть несерьезными. Если мы сегодня заявляем, что следует выстраивать отношения со всеми странами соответственно условиям рыночной экономики, то почему для Армении должны быть особые условия? Да, для Беларуси – условия другие. Если там 46 долларов за тысячу кубов, то, извините, там у нас два газопровода, которые принадлежат России. Будет запущен еще газопровод Ямал–Европа с прокачкой порядка 30 миллиардов кубов газа, и стоимость транзита на 60 процентов меньше, чем через Украину. В любом случае, наше вступление, в перспективе, в ВТО обязует нас перейти на рыночные цены со всеми экономическими партнерами… Знаете, я хочу сейчас вспомнить об одном моменте, о котором никогда прежде не говорили. Был период в 1996–1997 годах, когда такая же ситуация произошла с нефтью. Россия поставляла большое количество нефти в Европу через порт Вентспилс. Я тогда еще был в правительстве, и мы предложили Латвии: давайте сядем за стол переговоров и создадим нефтетрубный консорциум. Это наша нефть, мы ее качаем, и у нас должен быть такой пакет, который бы нам гарантировал беспрепятственную перекачку нефти сегодня и завтра с тем, чтобы мы могли прогнозировать цены. Вентспилс нам отказал, там не верили, что мы сможем обойтись без них.
Тогда было решено провести трубу в Приморск в Ленинградской области. Я подписал об этом у Ельцина указ в 1997 году, еще будучи губернатором. Потом, когда президентом стал Путин, началось очень быстрое строительство порта в Приморске. Теперь этот порт способен принимать порядка 60 миллионов тонн нефти в год. Это очень много. Мы практически взяли все объемы, которые закачивались в Вентспилс. Теперь уже нет необходимости направлять нефть в Вентспилс. Во-первых, это дороже, во-вторых, там ничего не принадлежит ни российскому капиталу, ни государству. Теперь труба, которая ведет в Вентспилс, никому не нужна. Так что Латвия из-за своих недальновидных решений в Вентспилсе вместо прибыли получила колоссальные потери. Подобное сегодня происходит на Украине. В принципе, если это будет выгодно «Газпрому», то возможно построить другие газотранспортные системы, которые на сто процентов будут принадлежать «Газпрому». В ближайшее время можно было бы создать с Украиной газотранспортную компанию, в которой у России будет контрольный пакет, а для полной гарантии было бы неплохо, чтобы в этом консорциуме участвовали еще и немецкие фирмы. Мы должны четко знать: труба – наша, мы ее обслуживаем, ремонтируем. А иначе, если на смену этой газовой эйфории не придет прагматизм, то может возникнуть следующая перспектива: пройдет три–четыре года, и будет стоять счетчик на входе в трубу на Украину, и ей придется платить по счетчику 230 или 260 долларов за газ, в зависимости от ситуации.
– На Ваш взгляд, Газпром» и РАО «ЕЭС» сегодня проводят правомерную политику в странах СНГ?
– Думается, что они действуют в рамках своих полномочий, сообразуясь с международными хозяйственными стандартами. После приобретения бывшими союзными республиками, а ныне странами Содружества суверенитета и в контексте взятого ими курса на гармоничное вхождение в мировое экономическое сообщество вполне естественен стал переход от старой административно-командной системы управления хозяйством к нормальным рыночным отношениям. И, конечно, не менее закономерно формирование на пространстве СНГ новых принципов отношений между их хозяйствующими субъектами.
И в России и в ряде других стран СНГ сегодня в основном создана необходимая законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая хозяйственную сферу деятельности. В процессе ее формирования использовался опыт других стран в сфере рыночных отношений, привлекались многочисленные специалисты и эксперты из зарубежных государств. Постепенно в странах СНГ сложилось то бизнес-сообщество, которое во многом и определяет на современном этапе уровень и степень развития хозяйственных связей.
И в этой среде, несомненно, не последнее место занимает российский бизнес, включая компании «Газпром» и РАО «ЕЭС России». Деятельность этих, да и многих других структур строится, как сказано выше, на апробированных в мировой практике принципах, основой которых стали прямые хозяйственные договоры и контракты, заключаемые с их партнерами по бизнесу. Российское бизнес-сообщество, также как и любое другое, ищет свое место и роль на мировых рынках, проявляя заинтересованность в становлении здоровой конкуренции и завоевании своего места на этих рынках.
И «Газпром», и РАО «ЕЭС России», на равных с другими, участвуют в тендерах и приобретают собственность за рубежом, в том числе, в том же Содружестве. При этом они, как и любые другие компании, в своей работе руководствуются национальным законодательством государств-участников и международными договорами, заключенными этими странами. Так же как и многие другие в России, они придерживаются прагматического подхода к развитию отношений со странами СНГ. Сюда, естественным образом, вписывается и проводимый сегодня переход на мировые цены в торговле со странами СНГ по природному газу.
Поэтому говорить о «правомерности» или «неправомерности» политики, проводимой «Газпромом» и РАО «ЕЭС России» по отношению к партнерам из стран СНГ, сегодня уже нельзя. На нынешнем этапе развития международных отношений просто невозможно использовать те же правила игры, что и на начальном этапе становления СНГ. Период возмужания стран Содружества уже состоялся, у них сложились свои партнерские отношения с мировым сообществом, которые Россия должна учитывать в интеграционных процессах.
– Россия – председатель Организации Договора о коллективной безопасности. Чего ей удалось достичь благодаря этому посту в ОДКБ?
– Российская Федерация в свое время выступила в качестве одного из инициаторов подписания 15 мая 1992 года Договора о коллективной безопасности, участниками которого наряду с Россией являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. С того времени наша страна бессменно возглавляет Совет коллективной безопасности и другие уставные органы Организации Договора о коллективной безопасности. Стержнем созданных четыре года назад в рамках ОДКБ Коллективных сил быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе являются Вооруженные Силы Российской Федерации, а также российская авиационная база, дислоцируемая в г. Кант (Киргизия). По всем другим объективным параметрам Россия является основным действующим лицом создаваемой системы коллективной безопасности в евразийском регионе. Более того, эффективность Договора прямо рассматривается в контексте стратегии национальной безопасности Российской Федерации и других государств ОДКБ.
Сегодня ОДКБ, являясь одним из наиболее продвинутых интеграционных объединений в рамках СНГ, стала реальным ядром и основной конструкцией для сотрудничества государств-участников в военно-политической и военно-технической сферах, обеспечения региональной системы коллективной безопасности.
ОДКБ получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН, что свидетельствует о ее международном признании. Осязаемые результаты получены в сфере внешнеполитического сотрудничества, координации позиций по актуальным вопросам мировой и региональной политики. Выработаны общие подходы к таким проблемам, как стратегическая стабильность, включая нераспространение оружия массового уничтожения и ракетной технологии, реформирование ОБСЕ, постконфликтное урегулирование в Афганистане и т. д.
Положительной оценки заслуживают предпринимаемые коллективные шаги по усилению взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб в сфере борьбы с терроризмом, наркоугрозой и нелегальной миграцией, подтверждением чему является успешное проведение в 2003–2005 годах операции «Канал». Сформирован и действует Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию новым вызовам и угрозам, реализуются планы укрепления контртеррористического потенциала государств-участников.
Практическим воплощением планов ОДКБ по совершенствованию военной составляющей ее деятельности явились совместные учения «Рубеж–2004» и «Рубеж–2005», проведенные на территории Казахстана, Киргизии и Таджикистана.
Основываясь на базовом Соглашении от 20 июня 2000 года, поступательно развивается военно-техническое сотрудничество государств-участников ОДКБ, которое, в частности, предусматривает осуществление на льготных условиях поставок продукции военного назначения, что в свою очередь позволит решать вопросы загрузки мощностей военно-промышленного комплекса, прежде всего российского, и его модернизации, на тех же льготных условиях осуществляется подготовка военных кадров для национальных вооруженных сил на базе учебных заведений России.
Следует с удовлетворением подчеркнуть тесное взаимодействие между Советом Федерации и Секретариатом ОДКБ, которые, как правило, раз в два года проводят совместные научно-практические конференции по проблемам коллективной безопасности, что, безусловно, способствует совершенствованию договорно-правовой базы сотрудничества в рамках ОДКБ, сближению и гармонизации национальных законодательств в области обороны и безопасности.
Словом, участие России в деятельности ОДКБ позволит вывести на качественно новый уровень ее отношения с государствами региона, достойно отстаивать свои интересы на Кавказе и в Центральной Азии.
– Известно, что Вы ратуете за прямое сотрудничество регионов России и стран СНГ. Расскажите, что происходит в этой сфере?
– Межрегиональное сотрудничество является исключительно важной составляющей межгосударственного взаимодействия в современном мире. В этом виде сотрудничества непосредственно пересекаются многие жизненно важные проблемы, включая внешнеполитические, экономические, гуманитарные и другие, цементируются взаимоотношения между странами и народами. В странах СНГ при активной поддержке президентов, правительств и парламентов создана и постоянно совершенствуется договорно-правовая база межрегионального взаимодействия. Региональными органами власти также внедряются отработанные в международной практике прогрессивные формы регионального сотрудничества. Это позволило регионам не только участвовать в координации и государственном регулировании международных и внешнеэкономических связей, но и формировать собственное правовое пространство и определиться с приоритетами и интересами в сотрудничестве с партнерами в странах СНГ.
В настоящее время только в России органами власти регионов подписано свыше 2000 соглашений, из них около 1000 со странами Содружества и их административно-территориальными образованиями. Межрегиональные связи в первую очередь направлены на развитие научно-технического сотрудничества и торгово-экономических отношений хозяйствующих партнеров. Ведется информационный обмен по предложениям и спросу регионов на различные виды продукции, проводятся выставки и ярмарки товаров, деловые встречи и совещания руководителей регионов. Разворачивается работа по расширению возможностей финансового обеспечения межрегионального торгово-экономического сотрудничества.
На региональном уровне поддерживаются активные контакты и в сфере культуры, образования и здравоохранения. Хорошей традицией стало проведение на взаимной основе Дней культуры. Осуществляются гастрольные поездки филармонических, театральных и других сценических коллективов.
Для правового обеспечения и содействия развитию взаимовыгодного разностороннего взаимодействия регионов России со странами по инициативе нашего Комитета создана и активно работает российско-белорусская межпарламентская комиссия по межрегиональному сотрудничеству. Прорабатывается вопрос создания таких комиссий и с другими странами СНГ.
Целенаправленная работа федеральной власти, руководства регионов и органов местного самоуправления в развитии и углублении межрегионального сотрудничества позволяет создавать дополнительные рабочие места, высокими темпами увеличивать объемы внешней торговли и укреплять контакты многонационального населения, проживающего в соседних странах. Словом, межрегиональные связи призваны содействовать наполнению конкретным содержанием формулы стратегического партнерства в рамках Содружества Независимых Государств.
– Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации была утверждена Правительством еще в 2001 году, а закона по-прежнему нет. Какие тут проблемы?
– Вопрос развития приграничного сотрудничества с сопредельными государствами – это вопрос совершенно особой государственной значимости. Россия только по суше граничит с 14 государствами. Из 49 приграничных субъектов Российской Федерации 43 относятся к депрессивным или экономически недостаточно развитым. Хотя, как свидетельствует зарубежный опыт, приграничное положение потенциально является одним из наиболее мощных факторов экономического роста.
– Что делается в этом направлении на федеральном уровне?
– В феврале 2001 года Правительство утвердило Концепцию приграничного сотрудничества в Российской Федерации. В этом же году фактически прекратила свою деятельность Межведомственная комиссия по развитию приграничного сотрудничества. Только через два с половиной года – в 2003 году был утвержден Перечень мероприятий по реализации Концепции. Еще через полтора года – образовано Министерство регионального развития.
Чувствуете, как развивается сюжет и, главное – в каком темпе?
Дальше. Сегодня у нас фактически не существует федерального законодательства в сфере приграничного сотрудничества.
Правда, в 2004 году был принят Федеральный закон № 199, в соответствии с которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации получили право на осуществление приграничного сотрудничества. Казалось бы, регионам дан зеленый свет, а на деле это пустая декларация. В законе этому вопросу посвящена только одна строчка. Право дано, а как его использовать, пока никто не знает.
Камень преткновения в решении многих вопросов – недостаточная ясность в разграничении полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в этой сфере деятельности.
В нашем законодательстве нет, например, ни слова о еврорегионах, хотя их создано уже больше десятка, с участием не только приграничных субъектов Российской Федерации, но и муниципальных образований. В то же время муниципальный уровень реально пока не наделен правом участия в международной и внешнеэкономической деятельности. А ведь именно муниципальные образования должны быть главным звеном приграничного сотрудничества. Без их участия невозможно решить ни один вопрос, касающийся жизнеобеспечения миллионов жителей приграничных территорий. Особой остротой эти проблемы отличаются на границе со странами СНГ. Здесь нередки ситуации, когда рабочий поселок остался в одном государстве, а предприятие отошло к другому, или когда государственная граница разделяет город и городские очистные сооружения.
Таких вопросов десятки, и все они даже чисто юридически очень сложные, ведь речь идет о сотрудничестве через государственную границу. И до сих пор многие из них решаются, как сейчас говорят, по понятиям. Поэтому очень велика потребность в специальном федеральном законе.
В июле 2004 года Совет Федерации разработал и внес в Государственную Думу проект федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации». Правительство возражает против текста данного законопроекта, хотя регионы его единодушно поддержали. Сейчас мы активно работаем над согласованием текста этого документа и надеемся, что нам все-таки удастся найти взаимоприемлемые решения. Одно из них – принять в едином пакете Закон о государственной границе, который будет рассмотрен в первом полугодии 2006 года и Закон о приграничном сотрудничестве в Российской Федерации.
Вот, примерно, наше видение развивающихся на пространстве СНГ процессов. Мы – оптимисты.

Записал Владимир Симонов


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: state.politics.nvlast
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное