Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "ПолитИнформация" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Октябрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
13
|
15
|
16
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
29
|
30
|
|
31
|
Статистика
0 за неделю
Наша власть: дела и лица Персона номера: Григорий Балыхин
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Добрый день, уважаемые подписчики! В нашей рассылке мы публикуем выдержки из наиболее интересных материалов журнала "Наша власть: дела и лица". Более подробно ознакомиться со статьями и темами нашего журнала можно на сайте www.nashavlast.ru.
ПЕРСОНА НОМЕРА
"Триада", с помощью которой можно осуществить рывок
В жизни современного общества возрастает роль науки, образования, новых, в том числе информационных, технологий — всего, что имеет отношение к интеллектуальному потенциалу. Переход развитых стран от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, экономика которого является интеллектуальной, основанной на знаниях, также выдвигает на первый план интеллектуальную составляющую человеческой деятельности. А как обстоят дела у нас, в России? На этот вопрос отвечает руководитель
федерального агентства по образованию Григорий Балыхин.
В сложившейся в России в последние два десятилетия достаточно непроcтой социально-экономической ситуации мы, к большому сожалению, все уже начали постепенно привыкать к тому, что страна шла по пути «догоняющего развития», строя свою промышленно-экономическую политику, в основном, на производстве и экспорте сырьевых ресурсов.
Однако, в последние годы все увереннее проявляется тенденция перехода России, как и подавляющего большинства передовых
стран, на новые информационно-интеллектуальные ресурсы; единственно правильной экономической стратегией при этом является опережающее развитие государства, способствующее «прорыву» в постиндустриальное информационное общество на основе принципиально новых подходов к перспективам экономического развития.
Основной целью продвижения и реализации государственной инновационной политики Российской Федерации на период до 2010 года является «перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития,
построение экономики, основанной на научных знаниях, которая освободит экономическое развитие страны от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечит высокую динамику экономического роста в перерабатывающих отраслях».
|
|
Ключ к решению проблемы вхождения России в новую историческую эпоху — эпоху постиндустриальной цивилизации в качестве одной из ведущих держав находится в восстановлении и укреплении частично утраченного научно-промышленного потенциала, производственной и социальной инфраструктуры, подготовке высококвалифицированных кадров, в соединении мирового опыта общественных и производственных отношений с уникальными традиционными духовно-культурными ценностями нашей страны.Ни у кого сейчас не вызывает сомнений, что восстановление и эффективное использование научно-технического и интеллектуального потенциала России, широкомасштабные инвестиции не в добывающую промышленность, а в современные электронные технологии, науку и образование — наиболее актуальные сегодня задачи для страны.
Из всех возможных сценариев развития именно инновационный наилучшим образом решает задачу
активной и полноценной реализации интеллектуального потенциала страны, становится основой проведения антикризисной политики.
Необходимость усиления инновационной составляющей экономики России неоднократно подтверждалась как в трудах российских экономистов, так и официальных документах правительства Российской Федерации, министерств и ведомств. Однако, по оценкам экспертов, Россия тратит на исследования и активизацию инновационной деятельности 1,2% ВВП, причем более 50% этой суммы приходится на бюджетные
инвестиции, тогда как в США этот показатель составляет 2,6-2,7% ВВП в год, в странах Европейского Союза, Японии доля расходов на НИОКР составляет от 2,7% до 3,1% от ВВП.
Для примера, объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в 90-е годы прошлого столетия сократился более чем в 10 раз, что повлекло за собой резкое снижение конкурентоспособности национальной экономики и утрату значительной части потенциала экономического роста. Учитывая то, что в развитых странах на долю научно-технического
прогресса приходится в современных условиях подавляющая часть прироста национального дохода, деградация научно-технического потенциала страны может привести к необратимой утрате возможностей будущего социально-экономического развития.
Единственное оптимальное решение проблемы предотвращения катастрофического сжатия научно-производственного потенциала требует серьезного наращивания инвестиционной и инновационной активности.
Отечественная обрабатывающая промышленность, по-видимому, не может быть в ближайшие
годы источником инновационного рывка из-за отсутствия финансовых ресурсов, кадров, структуры управления и сопровождения инновационной деятельности, ориентации на экстенсивную стратегию развития и ценовую конкуренцию. Таким образом, центром системной интеграции инновационной активности в России могут стать система образования и наука — вузы и научно-исследовательские институты.
Социально-экономическая значимость образования в целом и профессионального образования в частности, его роль в научно-техническом
прогрессе, духовной жизни общества, в развитии и качественном совершенствовании всей экономики общепризнанны. Конкуренция стран в экономической области сводится в современных условиях рыночного хозяйства к конкуренции в области науки и техники и, как следствие, к конкуренции в области подготовки и организации использования квалифицированных кадров.
Появление и стремительное развитие высоких технологий, рост уровня технической оснащенности производств, обеспечение высоких темпов развития науки и техники,
обусловленные необходимостью достижения конкурентоспособности отечественного производства и сферы услуг, требуют наличия квалифицированных специалистов и соответствующей системы их подготовки.
Таким образом, эффективность современного материального производства и научно-технический прогресс находятся в прямой зависимости, наряду с другими факторами, от общего развития знаний и квалификации работников. В связи с этим, выступая основным звеном процесса воспроизводства совокупной рабочей силы, система образования
играет все возрастающую роль в социальном, экономическом и научно-техническом развитии страны.
Система предоставления образовательных услуг становится важнейшим фактором формирования и повышения экономического потенциала страны. Косвенным подтверждением признания обществом роли образования может служить опережающее с начала 60-х годов XX в. расширение сферы образовательных услуг в развитых странах по сравнению с другими областями экономики, в том числе относительно научных исследований и разработок. В 70-х
годах расходы на образование превышали затраты на науку в США в 2,6-3 раза, в Японии, Франции и Великобритании — в 3-3,5 раза. Данное соотношение сохраняется до сих пор, несмотря на форсированные темпы развития НИОКР в этих странах.Уровень образования и состояние науки в стране связаны напрямую. Перед Россией стоит задача формирования и развития инновационной системы, интеграции образования
и науки. Однако, существует ряд сложностей: прежде всего, в экономике страны практически отсутствует потребность в инновациях, наука и научно-техническая сфера остаются маловостребованными; мы имеем в России незначительный процент предприятий, способных производить наукоемкую продукцию; слабо развит технологический рынок; очень малые средства вкладываются в разработку инновационных продуктов, а развитие инновационной деятельности требует значительных инвестиций.
Как свидетельствуют результаты многочисленных
исследований, в этом процессе система образования регулярно приходит в противоречие с потребностями науки и производства. Переход к новым технологиям, к новым средствам коммуникации, системам управления людьми требует коренных преобразований и в подходах к обучению новым знаниям. В то же время возрождение классических отраслей промышленности не всегда обеспечено своевременной подготовкой кадров, отсутствуют опыт и практика определения перспективных кадровых потребностей даже на крупных и успешно развивающихся
предприятиях негосударственного сектора экономики. Существующая образовательная среда претерпевает значительную модернизацию, что находит свое отражение в изменениях технико-экономического, организационно-экономического, социально-экономического и управленческого характера.
Таким образом, образование-наука-технология — та триада, опираясь на которую и используя рыночные механизмы, при правильной общей стратегии можно осуществить рывок, подняться на качественно новый уровень технологического прогресса и экономического
роста. Этот оптимистически звучащий вывод станет реальностью только в том случае, если Россия успешно сможет по нему продвигаться.
Важнейшими задачами, стоящими сегодня перед профессиональным образованием, являются: существенная модернизация его содержания и структуры, сбалансированное развитие всех его уровней, в первую очередь начального и среднего профессионального образования,— в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.
Говоря
сегодня о работе по совершенствованию деятельности высшей школы, мы должны со всей определенностью подчеркнуть, что рассматриваем ее как логическое продолжение реализации перспективных и масштабных задач, поставленных перед образованием президентом Российской Федерации, Государственным Советом, обсудившим по его инициативе пути совершенствования российского просвещения, которые получили свое документальное оформление в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Задачи, поставленные
в Концепции и с разной, скажем прямо, степенью успешности решавшиеся нами в последние годы, получили четкую, учитывающую требования сегодняшнего дня, конкретизацию в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы», одобренных правительством Российской Федерации в декабре прошлого года.
Последовательная реализация выработанных приоритетных направлений должна обеспечить существенное продвижение российской системы образования на пути ее модернизации. При этом, она не должна приводить к ухудшению
положения в отрасли, а обеспечивать безусловное повышение социального статуса педагогов и обучающихся.
Формирование в стране системы непрерывного профессионального образования, развивающегося на базе интеграции с наукой, вовлечение работодателей в процесс образования на всех его стадиях: от выработки квалификационных требований к уровню подготовки — до совершенствования образовательных технологий и итоговой аттестации специалиста, развитие интеграции программ профессионального образования разного уровня,
создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы образования. Таковы первоочередные задачи, которые призвано решать Рособразование во взаимодействии с министерством образования и науки Российской Федерации, другими органами государственной власти, региональными органами управления образованием, коллективами подведомственных учреждений и организаций, профессиональными союзами, научными и общественными объединениями.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: state.politics.nvlast Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||