Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новая Социальная Информация

  Все выпуски  

Новая Социальная Информация


Новости Межрегиональной Сети
«За преодоление социальной исключенности»
(в Сеть входят организации, занимающиеся решением проблемы бездомности)
вып. от 02.10.09

в этом выпуске:
О сборнике статей «Паспортно-регистрационная система Российской Федерации. Анализ эффективности»
*
обращение к читателям рассылки
*
[
в с е    н о в о с т и    С е т и]

[ЖЖ-сообщество "За преодоление социальной исключенности"]

Информация о сборнике.
Содержание

Ссылка на статьи (формат doc) и сборник целиком (формат PDF) для скачивания.

NB!
Нам крайне важно узнать ваше мнение о теме сборника, опубликованных в нем статьях.
Ваши предложения, рекомендации, вопросы можно отправлять по электронной почте (pravonadom.ru@gmail.com, editor@pravonadom.spb.ru) с указанием темы «Сборник») или оставлять в комментариях в блоге Сети здесь
.

О сборнике

Е.В. Ринн
секретарь Межрегиональной Сети «За преодоление социальной исключенности»

Сборник статей «Паспортно-регистрационная система Российской Федерации. Анализ эффективности» подготовлен Межрегиональной Сетью «За преодоление социальной исключенности» в рамках проекта «Укрепление  гражданского общества и местных органов власти в европейской части Российской Федерации» (IBPP 2007/123-563). Он представляет собой краткую версию отчета  об экспертном анализе  действующей в России паспортно-регистрационной системы и ее влияния на различные сферы жизни человека и общества. Электронная версия сборника (в виде книги целиком и отдельных статей) размещена на сайте Межрегиональной Сети «За преодоление социальной исключенности» (pravonadom.ru) и доступна для комментариев в режиме on-line.

Цель проекта и данной публикации – привлечь внимание представителей органов власти и местного самоуправления, широкой общественности к проблемам, связанным с негативным влиянием паспортно-регистрационной системы на различные сферы жизни российского общества, на судьбы тысяч граждан, а также вызвать широкую дискуссию об эффективности системы и ее соответствии целям и задачам социально-экономического развития России.
 
Проект инициирован общественными и государственными организациями из семи регионов России, входящими в Межрегиональную Сеть, которые в своей ежедневной практике сталкиваются с проблемами людей, оказавшимся в кризисной ситуации или находящимся в группе риска в связи с отсутствием у них регистрации. Ежегодно в организации Сети за социальной и юридической помощью обращается несколько тысяч человек, большую часть которых составляют экономически активное население нашей страны. Многолетний мониторинг обращений показывает, что проблемы, вызванные существующей паспортно-регистрационной системой, носят системный характер и могут быть решены только путем федеральной реформы паспортно-регистрационной системы. Консолидация сил гражданского общества, экспертов, бизнес-сообщества и органов власти позволит сделать эту реформу максимально эффективной.          

Структура сборника

Настоящий сборник, составленный из кратких версий тематических экспертных заключений, посвящен, влиянию паспортно-регистрационной системы на развитие России и жизнь россиян. Перед экспертами, принявшими участие в данном проекте, ставились следующие задачи:
1) проанализировать наличие взаимосвязи между паспортно-регистрационной системой и различными сферами общественной жизни (экономика, демография, криминологическая безопасность, здравоохранение и т.д.);
2) описать влияние, которое оказывает система регистрационного учета населения и/или паспортная система на процессы, происходящие в каждой предметной области;
3) описать и оценить это  влияние с точки зрения последствий, как для отдельного человека, так и для государства в целом.

В конце каждого тематического раздела приведены заключения экспертов и рекомендации по оптитимизации паспортно-регистрационной системы и устранению негативных моментов, связанных с ее воздействием на ту или иную предметную область. Кроме того, нам показалось целесообразным собрать, систематизировать и проанализировать все предложения, посвятив этому отдельный раздел: «Выводы и рекомендации»

Отдельными разделами представлены также:
– описание паспортно-регистрационной системы и нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок ее функционирования, механизмы включения и исключения граждан;
– исторический обзор развития паспортной и регистрационной систем в России;
– описание паспортно-регистрационных систем некоторых европейских стран, в число которых нам показалось интересным включить одну из стран, которая ввела современную систему учета населения одной из первых (Дания), и две страны (Польшу и Литву), осуществляющие в настоящее время переход от идентичных или сходных с российской систем регистрации к системам регистрации западно-европейского типа.

Описание проблемы

Регистрация по месту жительства формально носит исключительно уведомительный характер и, как указано в статье 3 закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»  регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Однако на практике  отсутствие регистрации значительно затрудняет, а иногда и делает полностью невозможным полноценное пользование правами, исключая граждан без регистрации из жизни общества. Права людей прикреплены не к ним, а к месту их официального проживания.

Российская паспортно-регистрационная система увязывает права людей с наличием у них отметки о регистрации по месту жительства, проставляемой в гражданском паспорте. Получение регистрации возможно только при наличии паспорта и прав на жилое помещение, что в условиях сниженной доступности жилья для большинства российского населения существенно ограничивает свободу передвижения на территории РФ. Люди без регистрации оказываются исключены из правового поля и на практике подвергаются постоянной дискриминации.  На этих людей фактически не распространяются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, а также государственные гарантии в социальной и экономической сферах. Их не видит законодатель при разработке законов, их не видят органы власти при разработке целевых социальных программ для различных групп населения (молодежи, инвалидов и др.).

Регистрация выполняет функцию «внутренней визы», дающей разрешение на проживание и работу в определенном регионе страны. Граждане России не имеют единого правового статуса, он зависит от того, проживают ли они по месту формальной регистрации либо нет. Перемена места жительства без крайне непростой смены регистрации ведет к утрате гражданами значительной части их прав. В результате, значительная часть трудоспособного населения страны, которая трудится и проживает не по месту регистрации, имеет полулегальный статус.

Существующие регистрационная и паспортная системы оказывают влияние на психологию российских граждан. Режим регистрации (прописки) существует в России так давно, что  невозможность реализовать гарантированные конституцией права и их нарушение часто воспринимается как обществом, так и самим гражданами-мигрантами как нечто естественное.         

Призванная создавать условия для реализации прав граждан и предупреждать правонарушения, эта система формирует административные барьеры и является причиной совершения многочисленных правонарушений и коррупции. Созданная в целях обеспечения необходимых условий для исполнения гражданином обязанностей перед другими гражданами и государством, она в целом ряде случаев делает их исполнение невозможным. Причем нарушаются права не только тех, кто по разным причинам не может получить регистрацию, но и, как это показано в соответствующих разделах данного Аналитического отчета, многих вполне благополучных в этом смысле граждан, имеющих регистрацию, но фактически проживающих в микрорайоне, населенном пункте, субъекте РФ, отличных от того, где они зарегистрированы. Предназначенная для контроля над миграционными процессами, эта система не позволяет увидеть значительные массы населения. Причем «невидимыми» являются, в том числе, и успешные, экономически активные и мобильные россияне, которые по какой-либо причине не имеют официально принадлежащего им жилого помещения.

Пребывающие на полулегальном положении граждане практически не могут без приобретения жилой недвижимости изменить свой законный статус. Страх оказаться в подобном положении, предполагающем многочисленные риски и полную незащищенность, является мощным тормозом в поиске работы в другом городе для многих российских граждан. Действие правил, прикрепляющих людей к месту прописки, де-факто лишают их возможности свободной миграции, что негативно влияет не только на самих граждан и на социально-экономическое развитие России в целом.

Аннотация сборника
Российская паспортно-регистрационная система увязывает права граждан с наличием у них регистрации по месту жительства. Люди без регистрации (и тем более без паспорта) оказываются исключенными из правового поля и из общества. На них фактически не распространяется Конституция РФ, им недоступны все те возможности, которые доступны другим гражданам. Однако паспортно-регистрационная система в России не только является одной из основных причин массового нарушения конституционных прав граждан, но и в значительной степени определяет особенности и перспективы социально-экономического и демографического развития России, оказывая во многом негативное влияние на эти процессы.
Книга «Паспортно-регистрационная система Российской Федерации. Анализ эффективности» представляет собой сборник тематических экспертных заключений, посвященных влиянию системы регистрационного учета граждан и паспортного режима на различные сферы жизни российского общества (экономика, демография, криминологическая безопасность, здравоохранение и т.д.). В книге приведены рекомендации экспертов по оптитимизации паспортно-регистрационной системы и устранению негативных моментов, связанных с ее воздействием на ту или иную предметную область. Отдельные разделы посвящены истории развития паспортно-регистрационной системы в России, описанию систем регистрации населения Дании, Польши, Литвы.
Книга рассчитана на представителей органов власти и местного самоуправления, всех тех, от кого зависит принятие решений как на региональном, так и на федеральном уровне, на студентов высших учебных заведений и всех интересующихся этой проблемой.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Цели, задачи и методология (Е. В. Ринн)

Исторический обзор регистрационной и паспортной системы (В. Г. Колташов)

Описание паспортно-регистрационной системы Российской Федерации (Э.С. Карпов, И.З. Карлинский)

ЭКСПЕРТНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАСПОРТНО-РЕГИСТРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Охрана здоровья граждан и институт регистрационного учета в Российской Федерации (К. Д. Данишевский)

Система социальной защиты населения и паспортно-регистрационная система Российской Федерации (И. А. Григорьева)

Политическая и общественная жизнь, реализация и защита конституционных прав граждан Российской Федерации (Д. Г. Бартенев)

Система образования и институт регистрационного учета в Российской Федерации (К. Д. Титаев)

Право на жилище, жилищное право и регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания (И. З. Карлинский)

Экономика и регистрационно-паспортная система (В. Г. Колташов)

Демографические процессы и институт регистрационного учета населения в Российской Федерации (К. Д. Титаев)

Криминологическая безопасность и институт регистрационного учета (Я. И. Гилинский, Я. В. Костюковский, К.Ю. Белоусов)

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Общая оценка влияния действующей паспортно-регистрационной системы на реализацию функций государственного управления в Российской Федерации

Обзор рекомендаций экспертов по совершенствованию паспортно-регистрационной системы Российской Федерации (И. З. Карлинский)
(Т. И. Виноградова)

ПРИЛОЖЕНИЕ. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Регистрация граждан в Дании (М. Кастанье)

Регистрация по месту пребывания в Польше (Д. Пуджановска)

Система декларирования места жительства в Литве (И. Грейчиене)

обращение к читателям рассылки

Уважаемые коллеги, единомышленники, друзья!
Если в поле вашего зрения попадут материалы в СМИ, связанные с темой нашей рассылки, если вы сами работаете в организации, такой, как члены Межрегиональной Сети, и хотите поделиться новостями, своим опытом работы, сообщите нам, пожалуйста, об этом (newsoc@mail.ru или editor@pravonadom.spb.ru) .
Мы обязательно используем вашу информацию в нашей работе.
Присылайте свои мнения, комментарии, вопросы по поводу сообщений и тем, затронутых в наших информационных материалах.
Интересные и конструктивные мнения и комментарии мы опубликуем.
Спасибо.


В избранное