Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новая Социальная Информация

  Все выпуски  

Новая Социальная Информация, вып.23.05.09


в этом выпуске:
Психологические особенности детей-сирот,
обуславливающие дезадаптацию в обществе

*
обращение к читателям рассылки
*
[
н о в о с т и    М е ж р е г и о н а л ь н о й   С е т и]

[ЖЖ-сообщество "За преодоление социальной исключенности"]

Психологические особенности детей-сирот,
обуславливающие дезадаптацию в обществе


Н. И. Сулейманова,
заместитель директор МОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 4 г. Кировска (Мурманская область)»

статья публикуется с разрешения автора

Проблема бездомности в начале XXI века относится к числу проблем, которые общественное мнение воспринимает с недоумением и часто с безразличием.

Бездомность, на наш взгляд, явление не столько социальное, сколько психологическое. Не касаясь социальных аспектов данного явления, попробуем понять, какие личностные особенности бездомных способствуют тому, что человек выпадает из социально приемлемой нормы жизни, подразумевающей наличие у каждого психически здорового человека жилья, работы, семьи – всего того, что составляет систему ведущих жизненных ценностей большинства наших современников.

Бездомные, как категория людей, выбирающих для себя жизнь вне норм социума, были всегда. Уход из социума в знак протеста, желания личности не нести ответственности за свой образ и выбор, за своих родных и близких, воспринимается обществом как невинное чудачество, или же осуждается как слабоволие и нежелание противостоять ударам судьбы.

На бездомных не обращают внимания, мало кто задумывается о необходимости работать с этой категорией наших сограждан. Далеко не каждый  психолог способен изменить отношение бездомных к своей жизни. В научной психологической литературе причины бездомности исследованы недостаточно, методики психологической помощи известны лишь узкому кругу специалистов.

По статистике, значительное число бездомных составляют выпускники детских домов. Задача данной статьи – проанализировать психологические причины, обуславливающие дезадаптацию детей, выросших в интернатных учреждениях, в современном российском обществе.

Сегодня большинство воспитанников детских домов – социальные сироты, родители которых решением суда лишены родительских прав.

Мир социального сироты сложен, противоречив и непредсказуем. Живы родители и, в то же время, их нет. Где-то существует  родной дом, но туда ребенка не отпускают, потому что там остались те, кто больше не имеет права называть себя гордым имени «родитель». В прошлом ребенка – боль и потери, в настоящем – бесконечное ожидание, в будущем – страх одиночества, растерянность и неопределенность.

Каждый будущий социальный сирота начинает жизнь в маленьком мире неблагополучной семьи. В мире, разрушающемся в вихре семейных ссор и громких скандалов, отчаяния родителей, пьяной безысходности. В мире жалости, неприятия и обижающего осуждения благополучных взрослых и детей в детском саду, во дворе, в школе.

Вскоре, как правило, из мира ребенка исчезает отец и начинается череда отчимов или просто «дядей», долго или коротко ночующих в квартире. Мама жалуется на тяжелую жизнь, ругает отца, все  чаще и чаще выпивает.

Маленькому ребенку мир открывается в его непосредственной данности таким, каков он есть. Малыш не понимает, что мама ведет асоциальный образ жизни, поэтому дома часто нет еды, и сам он донашивает одежду выросших соседских детей. Это – его любимая мама, которую он жалеет, если та болеет по утрам, не может подняться с постели и приготовить еду. У него есть знакомый дедушка, который разрешает смотреть телевизор, когда у мамы дома гуляют веселые гости. Рядом на площадке – соседка, которая накормит, если дома нечего есть. Ребенок не по возрасту самостоятелен, умеет себя занять и постоять за себя, приготовить немудреную еду, позаботиться о младших, если взрослые очень устали от тяжелой жизни и отдыхают в компании таких же неудачников. Это – маленький мир ребенка, другого мира у него нет, и он любит его детской безусловной любовью.

Но однажды в дом приходят незнакомые женщины и говорят: «Ты, малыш, сейчас поедешь с нами туда, где у тебя всегда будет чистая постель и вкусная еда, много игрушек и друзей. О тебе будут заботиться добрые воспитатели, тебе там будет весело и интересно. Вот тебе коробочка, в которую ты можешь положить самые дорогие для тебя вещи и взять их с собой». Плачет и ругается мама, малыш не понимает, что происходит, почему он должен куда-то идти с чужими людьми, зачем его забирают от мамы? Эта травма долгие года причиняет душевную боль и рождает самые недобрые чувства.

Ребенка уводят в новую счастливую жизнь. А мама? Для некоторых подобная жесткая социальная акция является хорошей психологической встряской. Мама прекращает пить, устраивается на работу и прилагает все усилия, чтобы вернуть родительские права. Но это достаточно редкий случай: если ребенок ещё представляет для матери жизненную ценность, придает смысл не слишком удавшейся молодой жизни,  если силы воли хватает…
Большинство матерей используют ситуацию, чтобы оправдать свое пьянство, воспринимая решение суда как очередную жизненную несправедливость. А кто-то и радуется, что теперь «руки развязаны» и ребенок будет сыт и одет. Механизм реабилитации биологической семьи в настоящее время отсутствует, и семья продолжает спиваться, уже без ребенка. В результате, спустя определенное время в дом малютки поступает следующий наследник лишенной родительских прав матери, за ним еще один, и нередко, в детских домах растут до десятка детей одной и той же биологической матери. Каждый следующий ребенок, как правило, и соматически, и интеллектуально слабее старших братье и сестер. Уже из дома малютки дети таких родителей поступают в детский дом с букетом тяжелых заболеваний.

Но вернемся к старшему ребенку – самому здоровому, и успевшему пожить небольшой отрезок своего детства в семье. Детский дом встречает ребенка медицинским осмотром, знакомством с воспитателем, который в момент поступления находится на смене. Малыш получает полагающуюся по нормам одежду и обувь, место в комнате на 3-4 человека, полку в шкафу для одежды и начинает осваивать новое жизненное пространство.
После бесконтрольного времяпровождения дома необходимо привыкнуть к режиму и требованиям, занять свою психологическую нишу в пространстве спальной комнаты и группы. Выстоять перед проверяющими на прочность старшими ребятами. Суметь создать отношения с воспитателями, сотрудниками и администрацией детского дома.

По свидетельству многих исследователей, чем дольше ребенок находится в детском доме, тем серьезнее деформируется и практически не поддается коррекции психика ребенка. Какие факторы социальной среды способствуют этому? На наш взгляд, главный фактор – отсутствие безусловной любви, которую дает только биологическая семья. В детском доме положительное отношение взрослого ребенок может заслужить выполнением его требований, примерным поведением, хорошими отметками.

Воспитатель, работающий с группой детей-сирот, при всем своем добром отношении к детям, вынужден достаточно жестко регламентировать их поведение.  Чем младше дети, тем сильнее гиперопека со стороны воспитателя, в любой деятельности – пошаговое планирование и санкционирование их действий. Это приводит к тому, что уже в дошкольном возрасте у воспитанников детских домов отмечается двигательная расторможенность, импульсивность, редкостное неумение планировать свои действия. Они не помнят, что делали, и не знают, что будут делать. Все это знает только воспитатель.

Со временем у новичка формируется свойственная только детям-сиротам своеобразная система защитных реакций. В основе её – недоверие к миру, который не удовлетворяет потребности ребенка в безопасности и защищенности.  Анализ наиболее распространенных среди детей-сирот защитных реакций позволяет в большинстве случаев выделить агрессию (как внешнюю, так и внутреннюю) и различные виды ухода (в болезнь, в увлечение, не всегда социально-приемлемое, в раннее пьянство или наркоманию).

Задержка формирования необходимых для обучения  психических функций, повышенная ситуативность во всех сферах деятельности, неспособность решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, отсутствие временного плана собственных действий становятся причинами школьной дезадаптации. Многие детдомовские дети уже в начальной школе учатся без интереса, воспринимают учебу как неприятную повинность.

Отношение к взрослым у детей, растущих в детских домах, с возрастом тоже меняется. Младшие воспитанники любого взрослого воспринимают с надеждой. А вдруг я понравлюсь, и меня возьмут в семью? К 10-11 годам отношение начинает определяться мерой полезности взрослого для ребенка. Бесполезные привязанности практически отсутствуют. Ребенок начинает понимать, что лучше ни к кому не привязываться, потому что в любой момент любимую воспитательницу могут перевести на другую группу или она сама уволится по личным причинам. А лучшего друга могут забрать в приемную семью или на усыновление. Подростки, выросшие в детском доме, встречают новых сотрудников  с вызовом, немотивированной агрессией, и требуется много любви и терпения, чтобы их  приняли и начали доверять.

В детском доме многие жизненные потребности воспитанника удовлетворяются, словно в сказке. Утром воспитатель разбудит, поможет собраться в школу, вечером с ним, а часто, из-за недостатка времени, и за него,  сделает уроки. Педагог-организатор придумает, как организовать свободное время. Психолог поможет  найти решение любой проблеме, поэтому в школе можно вести себя, как заблагорассудится; учителя понимают, что детство у ребенка-сироты тяжелое, поэтому жалеют и многое прощают. В случае трудного конфликта с учителями или одноклассниками в школу прибегут все – от воспитателя до администрации, найдут компромисс, и все вернется на круги своя – до нового конфликта. Социальный педагог решит все имущественные проблемы, позаботится о своевременном выделении причитающегося по закону жилья, оформит алименты, паспорт, прописку, будет защищать интересы в суде.

Если начнут в детском доме слишком много требовать, заставлять учиться или трудиться, можно пожаловаться в милицию, прокурору, в отдел опеки. Виновных накажут. Поэтому многие воспитанники детских домов учатся скудно, усваивая минимум достижений мировой культуры. Не любят читать – чтение требует духовного напряжения, а любое напряжение вызывает у них отторжение. Единственное полезное занятие – спорт, но тоже до тех пор, пока он в удовольствие.  Основное же времяпровождение  – бесцельное брожение по зданию детского дома или магазинам. Попытки взрослых занять старших воспитанников какой-то интересной деятельностью часто натыкаются на непробиваемое «я не хочу».

В течение всего времени проживания в детском доме, воспитаннику не приходится думать о том, что поесть и что надеть. В столовой пятиразовое питание, в положенный срок выдается новая одежда. Если не сберег и не доносил до  срока, выдадут из гуманитарной помощи – все заграничное, хорошего качества.

Заболел – достаточно сказать об этом воспитателю. Медицинская сестра осмотрит, вечером придет врач, если понадобится, на машине отвезут в поликлинику или больницу. Потом будут возить на анализы и процедуры. Два раза в год вывезут на оздоровительный отдых.

На книжке копятся алименты или пенсии, из накоплений можно снять два раза в год сумму, достаточную, чтобы приобрести себе что-то такое, что не числится в списках товаров, выдаваемых государством. Но часто и много снимать не разрешают – деньги копят к 18-летию, когда воспитанник вступит в самостоятельную жизнь.

Конечно, никакая забота государства не заменит сироте родительский дом и любящих родителей, не удовлетворит потребности ребенка в признании и защищенности, социальном статусе и надежности родственных связей. Но любая семья – это не только безусловная любовь, но и принимаемая членами семьи система ценностей, обязанностей и требований по отношению друг к другу.

В детском доме воспитанник имеет много прав, но слишком мало обязанностей и ответственности. Год от года формируется внутренняя позиция – государственный ребенок. Прикрываясь этим щитом – «я – государственный ребенок», воспитанник все чаще требует удовлетворения своих растущих потребностей и упивается от безнаказанности за многие, порой уже антисоциальные поступки.

Понимание воспитанником детского дома своей защищенности государством и безнаказанности приводит к формированию такого качества личности, как социальный инфантилизм. Выпускник детского дома долгое время после выпуска рассчитывает не на свои собственные силы, а на помощь государства, которое, по его стойкому убеждению, основанному на жизненном опыте, обязано о нем заботиться. Эти убеждения практически не поддаются психологической коррекции в стенах детского дома, поскольку любые контраргументы противоречат жизненным реалиям.

Дети, растущие в детском доме, труднее домашних переживают перипетии подросткового возраста. Осознание своей ущербности, идущее корнями от ненужности родителям, боязнь привязанностей на фоне невротической потребности в любви и одобрении провоцируют беспорядочные половые связи, хаотичные референтные группы, уходы из детского дома в чужие семьи, создающие иллюзию родственности и защищенности.

Обобщенный психологический портрет выпускника детского дома объясняет причины, приводящие к бездомности или криминальному образу жизни. Не секрет, что тюрьма,  с её жесткой регламентаций  жизнедеятельности,  менее страшна для воспитанников интернатных учреждений, чем самостоятельная жизнь в социуме, требующая личной ответственности и нравственных усилий.

Большинство исследователей выделяют следующие особенности выпускников детских домов:
-    инфантилизм как доминирующее качество личности;
-    неумение самостоятельно планировать свою жизнь;
-    неумение отказаться от сиюминутных желаний ради отдаленной во времени цели;
-    непродуктивная система защитных реакций;
-    неспособность устанавливать длительные прочные отношения;
-    отсутствие стремления к ответственности за свои поступки;
-    отсутствие желания самому обустроить свой быт, безынициативность в отношении улучшения своей жизни;
-    неумение самостоятельно организовать свой досуг.

Выпускник детского дома не имеет опыта ценить то, что получает без всяких усилий. По достижению 18-летия ему гарантировано жилье, но, получив однокомнатную квартиру, ребенок-сирота не знает, что с этим подарком судьбы делать. За долгие годы пребывания в детском доме он жил среди людей, которые структурировали его жизнь. Он не выносит одиночества, поэтому вместе с ним в квартире живут те, кто пока числится в детском доме и ждет получения собственного жилья.

Первые полтора года самостоятельного проживания воспитанник, в большинстве случаев, обучается в профессиональном училище, получает стипендию и другие гарантированные законодательством льготы. По окончанию училища выпускники – сироты встают на учет в службу занятости населения и в течение полугода получают пособие. Право на это пособие сохраняется лишь в том случае, если сирота до момента постановки на учет в службе занятости нигде не оформлялся на работу.

Воспитанники детских домов люди щедрые, поэтому государственное пособие тратится не на обустройство жилья, а на беззаботную жизнь в компании таких же детей-сирот. Отказаться тратить свои деньги на друзей для многих сирот невозможно – так можно лишиться единственных близких людей на свете. Когда деньги заканчиваются, друзья исчезают.
Иногда пара воспитанников разного пола начинают вести совместное хозяйство, не регистрируя брак, рассчитав, что пособие матери-одиночки больше, чем пособие на ребенка у замужней женщины.

К 23 годам заканчиваются гарантированные государством льготы и выплаты. Воспитанник вынужден устраиваться на работу, но не каждый из них справляется с необходимостью выполнять трудовую дисциплину, позабыть о том, что больше он не «государственный ребенок» и его причуды на производстве терпеть никто не собирается. Меняется одно место работы за другим. Сироты, без помощи трудового коллектива, терпеливого наставника редко приживаются на рабочем месте.

Лишившись работы, сирота ищет средства на жизнь. Квартира меняется на комнату или продается, а ставший бездомным сирота скитается по родственникам и друзьям.  Результат – или тюрьма, или бродяжничество в поисках лучшей доли, случайные заработки, пьянство, алкоголизм и ранняя смерть.

Псевдосемейные пары воспитанников, не видящие в детстве модели супружеских и родительских отношений,  повторяют неудачный путь своих родителей. А родившиеся от случайного сожительства дети попадают со временем в детский дом, образуя волну вторичного сиротства. И все возвращается на круги своя.

Каков же выход из замкнутого круга разбитых судеб? На наш взгляд, решение проблемы начинается с возрождения семейных ценностей в среде молодежи, воспитания ответственного отношения к своему образу, поступкам, жизненному выбору. Каждая молодая семья нуждается в психолого-социальном сопровождении со стороны родственников и специалистов. Семья в кризисе не должна оставаться одна со своими проблемами. Но далеко не в каждом малом городе России сегодня есть кризисный центр или специалисты, готовые работать с  подобными  проблемами. Да и молодежь не готова обращаться за помощью, а, обратившись, часто ожидает, что психолог решит за них все проблемы, отказываясь меняться и менять отношение к своей жизни.

Ребенок не должен расти в семье, старшие члены которой страдают алкоголизмом и ведут асоциальный образ жизни. Но и помещение в детский дом, как было показано выше, не выход из положения. Вслед за лишением родительских прав, по нашему глубокому убеждению, должна следовать работа по реабилитации биологический семьи, и, в случае невозможности реабилитации родителей,  подбор для ребенка семьи замещающей. Только так порочный круг будет разорван,  и  социальные сироты не будут пополнять ряды российских бездомных.

Литература:
1. Бобылева И. А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. М., 2007
2. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот. Профессиональная замещающая семья. // Генезис, М., 2006
3. Патронат – социальная защита детства. Методическое пособие. Псков. 2007
4. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот. Учебное пособие. – СПб.: Издательство С.-Петербургского у-та, 2005.
5. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание. Теория и методика. М.: Академия, 2000

обращение к читателям рассылки

Уважаемые коллеги, единомышленники, друзья!
Если в поле вашего зрения попадут материалы в СМИ, связанные с темой нашей рассылки, если вы сами работаете в организации, такой, как члены Межрегиональной Сети, и хотите поделиться новостями, своим опытом работы, сообщите нам, пожалуйста, об этом (newsoc@mail.ru или editor@pravonadom.spb.ru) .
Мы обязательно используем вашу информацию в нашей работе.
Присылайте свои мнения, комментарии, вопросы по поводу сообщений и тем, затронутых в наших информационных материалах.
Интересные и конструктивные мнения и комментарии мы опубликуем.
Спасибо.


В избранное