Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новая Социальная Информация

  Все выпуски  

Новая Социальная Информация, вып.18.04.09


Новости Межрегиональной Сети
«За преодоление социальной исключенности»
(в Сеть входят организации, занимающиеся решением проблемы бездомности)
вып. от 18.04.09

в этом выпуске:
Город и его бездомные: Санкт-Петербург
Из материалов Вестника Межрегиональной Сети «За преодоление социальной исключенности», вып.№1

*

Межрегиональная Сеть очень нуждается в помощи волонтера, хорошо владеющего английским языком, для перевода текстов с английского на русский.
Желающие пишите, пожалуйста, на pravonadom.ru@gmail.com Алексею

*
обращение к читателям рассылки
*
[
в с е    н о в о с т и    С е т и]

[ЖЖ-сообщество "За преодоление социальной исключенности"]

Город и его бездомные: Санкт-Петербург

Из материалов Вестника Межрегиональной Сети «За преодоление социальной исключенности», вып.№1

Вопросы директору Санкт-Петербургского ГУ «Городской пункт учета граждан РФ без определенного места жительства» Галине Филипповне ДУДАРЕВОЙ задавал Алексей ВАРСОПКО.

Информация об организации (по материалам официального сайта www.sitybezdomnie.ru):

Санкт-Петербургское государственное учреждение «Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства» учреждено Комитетом по управлению городским имуществом Администрации Санкт-Петербурга на основании распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 06.10.97 №1034-р «О создании государственного учреждения «Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства».
Координацию и контроль за деятельностью учреждения осуществляет Комитет по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга.
Целью создания и деятельности Учреждения является создание условий для соблюдения конституционных прав и свобод граждан без определенного места жительства, находящихся на территории Санкт-Петербурга и имевших последнее место жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде).
Учреждение было создано в рамках реализации городской социальной программы «Помощь лицам без определенного места жительства и занятий и освобожденным из мест лишения свободы», утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 28.04.1997 № 70-22.
Основными задачами Санкт-Петербургского государственного учреждения «Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства» являются:
– учет на территории Санкт-Петербурга бездомных граждан Российской Федерации;
– содействие бездомным в реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными договорами;
– анализ статистических данных, относящихся к предмету деятельности Учреждения.
Для решения поставленных задач Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
– ставит на социальный учет, выдает справки о постановке на социальный учет установленной формы, перерегистрирует и снимает с учета в соответствии с Положением об учете бездомных Санкт-Петербурга №1010 от 17.08.2007;
– ведет статистический учет бездомных, формирует, обобщает и анализирует статистические данные, полученные в результате деятельности Учреждения; оказывает содействие бездомным, поставленным на учет, в получении страхового медицинского полиса, осуществляет хранение подлинников страховых медицинских полисов бездомных по их заявлениям;
– проводит разъяснительную работу с бездомными о возможных видах юридической и социальной помощи, проводит консультации по юридическим вопросам;
– консультирует по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственных, муниципальных и негосударственных социальных службах;
– проводит консультации по бытовым услугам;
– содействует в оформлении различных документов, имеющих юридическую силу, в том числе документов, удостоверяющих личность;
– содействует в проведении санитарной обработки;
– оказывает содействие бездомным в медицинской помощи и, при необходимости, в госпитализации в лечебно-профилактические учреждения здравоохранения;
– выявляет бездомных, остро нуждающихся в постороннем уходе, в первую очередь пожилых людей и инвалидов, а также граждан с признаками инвалидности, для направления в государственные стационарные учреждения социального обслуживания Санкт-Петербурга;
– оказывает содействие бездомным в оформлении документов для размещения в государственные стационарные учреждения социального обслуживания Санкт-Петербурга;
– оказывает содействие в назначении, перерасчетах и выплате пенсий;
– осуществляет мероприятия по социальной и трудовой реабилитации бездомных с целью восстановления способностей к бытовой, социальной, профессиональной деятельности, а также к адаптации к условиям жизни в обществе;
– оказывает содействие бездомным в трудовом устройстве, получении профессионального образования и профессиональной подготовки, повышении квалификации, освоении новых профессий пользующихся спросом на рынке труда;
– проводит психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта социальной помощи;
– оказывает психологическую помощь по снятию нервно-психической напряженности, преодолению неадекватных форм поведения;
– проводит санитарно-просветительскую работу;
– взаимодействует с территориальными органами социальной защиты населения по вопросам работы с бездомными;
– проводит работу по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в целях осуществления эффективной социальной помощи и реабилитации бездомных;
– оказывает содействие органам внутренних дел в работе с бездомными с целью выявления и пресечения правонарушений;
– взаимодействуя с другими городскими структурами, ведет работу по предупреждению бездомности и бродяжничества;
– апробирует, обобщает и внедряет в практику передовой отечественный и зарубежный опыт, научно-исследовательские разработки по вопросам реабилитации и оптимизации медико-социального обслуживания бездомных;
– участвует в организации семинаров по проблеме бездомности, помощи бездомным и их ресоциализации.

– Зачем была нужна городская программа по работе с бездомными? Как и когда появилась первая городская программа?

– Для того, чтобы решать проблему, с самого начала надо знать ее объем – сколько же людей находится в состоянии бездомности.
Краткая история появления первой городской программы такова. Инициатором предложения о необходимости учета количества бездомных была РБОО «Ночлежка». По ее инициативе Законодательное собрание Санкт-Петербурга в 1997 году принимает решение создать городскую Программу по работе с бездомными1.
Деньги были заложены небольшие, но главное было создать систему учета, чтобы понять, кто эти люди, почему стали бездомными, в какой ситуации находятся, в какой помощи нуждаются, сколько их, каков их социальный статус.
Человек, у которого отсутствовала регистрация по Санкт-Петербургу, не имел ведь даже самой минимальной социальной защиты. Когда были трудности с продовольствием, например, бездомные элементарно не могли получить талоны, чтобы что-то купить себе.
Принятая Программа предусматривала создание учреждения, которое назвали Городской пункт учета. Его основной задачей стала статистическая работа по системе учета бездомных – бывших петербуржцев, ранее проживавших в Санкт-Петербурге, чтобы они могли получать все необходимые социальные услуги.
С момента создания учреждения через наш учет прошло 14 тысяч человек. На сентябрь 2008 года на учете состоит шесть с половиной тысяч граждан.
Между тем, просто статистическая работа в этой сфере с самого начала не могла отвечать запросам общества, поэтому перед учреждением встали вопросы социального сопровождения.
Городской пункт учета принял на себя функции не только учета граждан, выдачи справок, но также принял участие в заключении договора между Комитетом по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга (КТСЗН) и Государственной страховой медицинской компанией по медицинскому страхованию. Таким образом, наши клиенты получают страховой медицинский полис, обеспеченный региональным бюджетом Санкт-Петербурга. И, следовательно, бездомный человек может получать медицинские услуги в том же объеме и в том же порядке, что и все российские граждане.
Те, кто имеет детей, могут через нас оформить получение детского пособия.
При создании Городского пункта учета появилась возможность заниматься адресно судьбами людей, то есть оказывать им помощь в восстановлении документов, паспорта, помощь в оформлении инвалидности, пенсии, оформлении различных судебных тяжб, документов для поступления в интернат.
Работа оказалась сложной: соответствующая законодательная база тогда, в конце 90-х, еще была не достаточно сформирована, паспорт можно было получить только при наличии временной регистрации по месту пребывания, а у человека, который приходил к нам, как правило, вообще никаких документов не было. Приходилось создавать схемы восстановления документов.
Через Центр социальной адаптации (учреждение, возникшее также благодаря этой Программе), который находится на территории 78 отделения милиции, помогали оформить временную регистрацию. А дальше в том же 78 отделении УПВС Фрунзенского района занималось регистрацией, оформляли паспорт. В штат Центра были включены специалисты по соцработе и паспортистки, которые проходили соответствующее обучение.
Система восстановления паспорта гражданина РФ совершенствуется. В настоящее время человек, потерявший паспорт, может восстановить его уже по месту обращения. Теперь ему не имеют права отказать в Территориальном пункте ФМС, куда он обращается. Если отказывают, человек может обратиться в вышестоящую инстанцию, в Управление ФМС.

– Что еще было сделано по первой Программе и как она развивалась?

– Помимо Городского пункта учета, Центра социальной адаптации для лиц, вышедших из мест лишения свободы, по первой Программе был создан дом ночного пребывания в Кронштадтском районе.
Также были созданы районные Межведомственные комиссии по профилактике бездомности (МВК). На тот период они сыграли значительную роль. Ведь тогда не было ни отделений по работе с бездомными при Комплексных центрах социального обслуживания населения (КЦСОН), ни домов ночного пребывания в большинстве районов, чтобы решать проблемы бездомных, и именно на МВК замыкались все действия с этой категорией.
МВК решают различные проблемы, в том числе ставят на учет для получения жилья. Вот вернулся человек из мест лишения свободы, а его жилье ушло в город, а человека же надо куда-то поселить – МВК решает, что с ним делать. Направляют, например, в Центр социальной адаптации, где такие люди ждут своей очереди на предоставление жилой площади.
Следующая Программа по работе с бездомными была принята в 2004 году2, и в ней уже было прописано создать дома ночного пребывания в каждом районе. Было создано 9 домов.
Сейчас работает третья Программа3. По ней – до 2010 года – запланировано дальнейшее развитие сети домов ночного пребывания, создание социальной гостиницы и Центра путем реорганизации Городского пункта учета.
Центр будет находиться на Тамбовской улице. Здание есть, но требуется реконструкция, которая ведется в настоящее время. Предполагается, в 2010 году Центр начнет работать. В этом учреждении будет так необходимое нам отделение до-интернатного нахождения инвалидов – на 25 коек.
В Пушкине скоро открывается еще один Дом ночного пребывания – тринадцатый по городу.
Пусть немного мест, но ведь как только в районе открывается Дом ночного пребывания, то проблемы легче решаются, есть база, появляется персонал, который занимается только бездомными.
По новой Программе должен начать работать психологический кабинет для наших клиентов. Чтобы психолог принимал людей с различными проблемами, давал консультации. Более востребована, на мой взгляд, медико-психологическая помощь. Но и без социального психолога не обойтись. Некоторые наши клиенты, особенно одинокие, нуждаются в постоянном психологическом сопровождении. Им просто нужно человеческое общение. Они вполне здравомыслящие, социально адекватные люди, без проблем с психикой, здоровьем, но приходят к нам за разрешением даже несложных вопросов.
В 2007 году Городской пункт учета получил ассигнования на модернизацию нашей компьютерной программы по системе учета. Сегодня благодаря этой программе мы легко можем получить все необходимые данные на человека, который когда-либо обращался за социальной помощью, консультациями.
А с 2009 года наша локальная сеть станет сетью и между социальными учреждениями города. Заходишь в сеть – и вся работа по бездомным видна в городском масштабе. Человеку оформили паспорт или выдали медицинский полис – записываем в социальные услуги, что человек получил такие-то документы. Направили мы человека в его район – интересуемся, а дошел ли он туда, что с ним стало потом. Так легче контролировать процесс и понимать, какая, вообще, отдача от нашей деятельности.
С 2007 года при Городском пункте учета работает «телефон горячей линии» — наш специалист отвечает на звонки граждан. Для этой нашей службы есть специально созданная небольшая программка. При этом основной круг проблем сразу становится ясным: спрашивают о страховом медицинском полисе, о пенсии, об ИНН, и так далее. В основном это разъяснения, а также телефоны и адреса нужных учреждений. Звонят, в основном, потенциальные бездомные – «Я потерял прописку. Скажите, что делать». Звонят граждане, когда видят, что кто-то в непотребном виде лежит на улице. Звонят медицинские работники, когда к ним поступает больной без документов, и они не знают, что с ним делать, как его оформлять. Если вопрос сложный, то наш сотрудник, отвечающий за «горячую
линию», переключает на нужного специалиста – в чьей компетенции оказывается вопрос.

– Как решаются вопросы обеспечения бездомных медицинскими услугами?

– Помогает бездомным Пункт здравоохранения, который был создан в рамках еще той первой Программы 1997 года при больнице имени Боткина. Туда могут обращаться по медицинским показаниям люди без всяких документов. В нем работают хорошие специалисты, добрые люди.
Существует договор с городской дезостанцией, на которой по нашему направлению проводится обработка наших клиентов. Они там избавляются от педикулеза и чесотки, моются. Стоит процедура для одного человека 360 рублей. Оплачивает городской бюджет. Но много острых вопросов.
Отвечая за социальное сопровождение бездомных, бывает, вступаем в конфликты с органами здравоохранения. Разные бывают ситуации. Много людей у нас лежат в больницах, не имеющих вообще никаких документов, при этом являющиеся не санкт-петербуржцами. Эта проблема очень сложная.
В штате почти каждой больницы теперь есть должность специалиста по соцработе. Мы их привлекаем к взаимодействию, проводим обучение, объясняем специфику. Потому что оформить документы не санкт-петербуржцам, получить по запросам нужную информацию – это не так быстро. Для восстановления документов нужна справка, где человек находился на 6 февраля 1992 года на получение гражданства, иначе паспорт не выдадут, адрес последней постоянной регистрации, свидетельство о рождении. По всей России и ближнему зарубежью рассылаем запросы. Первое время на запросы не отвечали, но в настоящее время справки нам высылают. Если необходимо устанавливать личность, то нужны свидетели, нужно вызывать их в суд, то есть заниматься серьезной, тяжелой, комплексной работой.
Вот приходит, например, соцработник из психиатрической больницы ПНБ № 3, в которую попадают больные с улицы, без документов, потерявшие память. Мы с ним смотрим по нашей базе данных – может, человек состоит у нас на учете. Если нет, то пишем запрос, пытаемся выяснить со слов, где гражданин был прописан. Либо наш соцработник выезжает, либо запрашиваем документы по электронной почте, по факсу. Если это петербуржец, то ставим на учет. Представителем этого человека является соцработник из больницы. Мы выдаем ему медицинский полис, по которому оплачивается лечение либо по психиатрии, либо по терапии.
Тем из бездомных, кто не был петербуржцем, медицинские услуги оплачивает Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования. Справка о регистрации, которую выдает РБОО «Ночлежка», дает такое право – по экстренному жизненному показанию человек имеет право на медицинское обслуживание. Вообще, если человек на улице, ему плохо, он лежит, «скорая помощь» не имеет права не забрать этого человека.
Есть и так называемые сложные больницы – например № 14, больница гнойной хирургии. Туда везут больных с ожогами, обморожениями – частыми диагнозами тех, кто живет на улице. Болезни запущены, вследствие чего часты ампутации. Хоть откуда человек, но обязаны ему оказать помощь. Но ведь куда-то потом его надо определять – больница у себя не может его оставить. Размещением таких граждан занимаются благотворительные организации, но возможности у них ограничены.
Если человек не может встать к нам на учет, так как не был петербуржцем, но он парализованный, нет ног, отправить его некуда, не к кому, мы через специальную Комиссию при Комитете по труду и социальной защите пытаемся возникший вопрос решить или устроить в благотворительные приюты в Санкт-Петербурге.
Хороший благотворительный приют есть при Покровской общине, православной организации. Комитет по труду и соцзащите выделяет им небольшую субсидию на питание больных, которых они содержат у себя. В основном у них лежачие тяжелые больные. Еще один наш спаситель – приют сестер милосердия Святой Матери Терезы. В нем 40 коек. Там работают послушницы, в основном из Африки. Хорошее питание, доброжелательная атмосфера.
Еще хочется вспомнить добрым словом такую организацию, как «Врачи без границ», которая работала на территории Санкт-Петербурга в конце 90-х – золотые люди там были, честно скажу. Мы с ними находились в то время по одному адресу – Синопская, 26.
За 2007 и первую половину 2008 года Городской пункт учета определил в стационарные учреждения (дома-интернаты, психоневрологические интернаты и специнтернат для инвалидов, вышедших из мест лишения свободы) 107 человек, то есть человек вышел из категории «бездомный». Это пожилые люди и инвалиды II группы. Сейчас на очереди в дома-интернаты находится 41 человек. Очередь длится примерно месяца по два.

– Как строится работа по ресоциализации и реабилитации бездомных?

– Было бы легче, если бы государственные ведомства не сваливали друг на друга свои задачи. Вот человек выходит на свободу без паспорта, а УФСИН, оправдываясь, находит множество объективных причин, почему так случилось. Хотя у них не сравнимые с нашими возможности и гораздо больше времени, пока человек находится у них, чтобы направить запросы, восстановить, оформить документы. И получается, что человек приходит к нам, и вместо того, чтобы начать входить в нормальную жизнь – искать работу, жилье, начинает заниматься документами, теряет время. И при этом надо где-то и на что-то жить. А мы бы его с паспортом сразу бы направили в Центр социальной адаптации, он на 200 человек, где человек может какое-то время жить. Выдадут продукты – можешь сам готовить, у них на каждую комнату своя кухня. Все условия – только ищи работу.
А мы даже сами не можем поставить его на учет без паспорта, поэтому даем ему временную регистрацию и временный медицинский полис. Решили, что на 3 месяца, чтобы, таким образом, мотивировать его на социализацию, решение своих проблем. Чтобы хочешь – не хочешь, а должен будешь вернуться к нам через 3 месяца.
Система мотивации выстроена следующим образом. Первый шаг, который он делает с нашей помощью, – помыться, обработаться. Дезостанция от нас недалеко. Это первый шаг по ресоциализации, затем направляем в здравпункт для проведения медицинского обследования.
Когда он чистый к нам возвращается, мы начинаем работу по восстановлению документов. И важно привлекать его к этому процессу, чтобы начал возвращать социальные навыки: пойти в свою жилищную контору, паспортный стол, вспомнить, где что находится. Поначалу были трудности во взаимодействии с РЖА, но теперь это уже наработанная схема, обкатали за годы.
Если он возвращается с документами, подтверждающими его последнюю регистрацию по месту жительства в Петербурге, то мы его ставим на учет. Выдаем ему нашу справку, медицинский полис, направляем, если ему жить негде, в дом ночного пребывания, а там свои требования: да, теперь будет где жить, где накормят ужином и завтраком, но нужно выполнять правила – придти к 20 часам вечера, трезвым, в 8 утра уйти, оставив после себя порядок. Не все, правда, справляются. Не всем по зубам такая строгость.
Обязательно отправляем вновь прибывшего в туберкулезный диспансер на 8-ой Советской улице, где ему бесплатно сделают все анализы. И если будет выявлена какая-то форма туберкулеза, направляется в больницу № 8, в город Павловск. Лечатся там на общих основаниях, то есть так же, как и другие граждане. Хорошая и большая больница. Лекарств достаточно, сильная терапия. Но наш контингент трудный – запущенные формы туберкулеза часто, а также отсутствие воли к соблюдению режима. Ведь если правильно лечиться, выполнять все указания, то туберкулез сегодня излечим.
И если бы эта категория граждан еще не была алкоголизирована, зачастую до невозможности, то проблемы бы решались намного легче.
Активно сотрудничаем с наркологической больницей № 5. Через пункт здравоохранения мы направляем в нее на лечение от алкоголизма клиентов с нашей справкой, медицинским полисом. Но ведь насильно же не потащишь!.. А выкарабкаться можно.
В «Ночлежке» по программе Анонимных Алкоголиков работает реабилитационный центр «Дом на полдороге», достаточно эффективный. Бездомный может жить в доме ночного пребывания своего района, а ходить туда на занятия. Эта технология реабилитации уже используется и в районных домах ночного пребывания.
Есть в Ленинградской области замечательный реабилитационный центр «Дом надежды на горе».
И вот очень важно, на мой взгляд, научиться работать с клиентами, когда они из реабилитационных центров приходят. Если сумеем, так сказать, подхватить их – куда-то определить на работу, то есть вывести их из того порочного круга, вот это будет результат.
Но вот что делать с теми гражданами, которые потеряли все социальные связи, не поддерживают отношения с родственниками, не могут войти в общество, а, может, по состоянию психического здоровья, никогда и не входили в него, с судимостями, и так далее, потеряли мотивацию не только к труду, но и вообще к адекватным действиям для себя, с теми, кого мы видим на улице, которых Игорь Карлинский называет «придонным слоем»?..
Ведь люди приходят иногда совершенно социально запущенные. Не соблюдают элементарных правил гигиены. Забыли или не знали никогда об элементарных вещах.
А ведь есть еще такая категория среди бездомных, которые считают, что только общество виновато в том, что они оказались в такой ситуации, себя не винят. И стоит им только натолкнуться на какое-то препятствие, в виде, например, паспортисток из УФМС, которые за словом в карман не полезут, то сразу ответная агрессия, злость, стресс. И с такими тоже надо работать. И надо относиться по-человечески. И могу сказать, что в наших домах ночного пребывания просто, бывает, нянчатся – в Кронштадтском и Петроградском районах заведующие, как мамы родные.

– Как вы помогаете гражданам с трудоустройством?

– Трудоустройство – важнейший этап возвращения человека в общество, выхода из категории «бездомный». Тем, кто социально адаптирован, Городской пункт учета помогает устроиться на работу. У них для этого есть полный набор документов: паспорт, пенсионное свидетельство, ИНН.
С последним, без которого не берут на работу, долгое время ничего не могли поделать, так как, в противоречие с Конституцией РФ и трудовым законодательством, ИНН, по Налоговому кодексу, выдается только при наличии постоянной регистрации, а у наших клиентов такой нет. Но благодаря социальному учету по Кременчугской улице, 25, где расположен Городской пункт учета и Дом ночного пребывания Центрального района, человек теперь может получить ИНН. И работодатель не может отказать человеку в приеме на работу по причине отсутствия ИНН. Сегодня спрос на рынке труда превышает предложение. По низкооплачиваемым, непрестижным профессиям, правда. Можно найти работу.
Во взаимодействии с Комитетом по занятости есть сложные вопросы, но базу данных по вакансиям с предоставлением жилья они нам предоставляют.
Активно также участвуем в ярмарках вакансий, чтобы выходить напрямую на работодателя и трудоустраивать наших клиентов. Когда работодатель видит, что перед ним стоит нормальный человек, со всеми документами, по внешнему виду которого никак нельзя сказать, что он бездомный, – то вопрос о приеме на работу часто решается положительно. К сожалению, надо признаться, что в обществе сложился такой негативный образ бездомного: это либо пьяница, либо, как говорится, потерявший социальные навыки. Если работодатель видит перед собой такого человека – тогда легче принять решение об отказе в приеме на работу.

– В чем заключается профилактический аспект мероприятий городской программы?

– Можно говорить о том, что любая помощь бездомному, меры по его реабилитации, адаптации – это профилактика уличной, затяжной, хронической бездомности. Чтобы человек, скажем прямо, не умер под забором.
Можно говорить о том, что та помощь, которую мы оказываем вышедшим из мест лишения свободы, другим группам риска, – это самая что ни на есть профилактика бездомности.
И сюда бы еще очень хотелось включить мероприятия по соблюдению законности в сфере сделок с недвижимостью, то есть контроль за честным прохождением документов. То есть, нужна борьба с мошенничеством в жилищной сфере, в первую очередь. И контроль за соблюдением законности при попытках выписать человека, находящегося в местах лишения свободы: например, чтобы не было такого, когда родственники подают в суд, правдами и неправдами доказывают, что человек неизвестно где и ничего про него неизвестно, и того выписывают.
Для профилактики нужна широкая и долговременная информационно-общественная кампания. Хочется в этом смысле отметить работу РБОО «Ночлежки», которая регулярно привлекает общественное внимание к этой проблеме. И почти все инициативы исходят от них.
Необходима уличная служба, которая бы работала с больными, неадекватными, социально исключенными гражданами на улице. Но это, конечно, очень тяжелая – физически и психологически – работа.

– Кто выполняет городскую программу?

– По росписи Плана мероприятий задействованы в этой программе все Комитеты города. А общим руководством, методическим обеспечением занимается Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга.
Городскими учреждениями являются Городской пункт учета и два Центра социальной адаптации с филиалом, а также специнтернат.
Социальный учет ведется по районам. На районном уровне социальным службам для взаимодействия легче находить контакты, тем более что они и так, по другим вопросам, совместно решают проблемы.
Районы разные – многое зависит от человека, занимающего руководящую должность. Кто-то понимает важность проблемы, а для кого-то приоритеты другие.

– Была Программа 1997 года, потом 2004-го, теперь План мероприятий на 2008–2010 годы. Спектр деятельности по решению проблемы бездомности расширяется. А что является основанием для расширения?

– Думаю, что расширение понимания проблемы. Раньше мы видели бездомных в общей массе, а теперь больше знакомимся с проблемой, больше выплывает деталей, мы лучше понимаем, что надо делать в этой сфере.
Дом ночного пребывания появляется в одном районе – из других начинают просить взять их человека. Потом понимают, что легче иметь свой дом ночного пребывания, чтобы решать проблемы, и никого не просить.
Город стареет, много стариков одиноких, и их чаще всего обманывают, при этом так, что и не представить, как так можно обходиться с людьми. Человек лежит в больнице, в психиатрии, вдруг оказывается, что он бездомный. То есть как-то за его спиной провернули сделку с его жильем. И таких случаев очень много. Даже при наличии родственников, которые его навещают. Вот что-то с этой проблемой надо делать, как-то учитывать на будущее.
Назрел вопрос с созданием социальной гостиницы, надо писать для нее Устав, продумывать систему оплаты места в ней. Ведь по городу уже множество гостиниц так называемого эконом-класса, то есть выгодно оказывается: за сутки берут 140 рублей, а заплатить сразу надо за 10 суток вперед, а в одной такой гостинице на Синопской 100 мест. Можно предложить в системе соцобеспечения такую ступенчатую шкалу оплаты проживания в социальной гостинице, что если человек работает, то не живет бесплатно, но и не платит 140 рублей, а какой-то процент для начала, но при этом должны быть туалет, душевая, социальная столовая.
На базе социальной гостиницы можно делать и временную регистрацию, и осуществлять необходимое социальное сопровождение.
Очень острая проблема, с которой часто сталкиваются во время мобильных рейдов с целью выявления лиц без определенного места жительства, – та, что много приезжих, транзитных бездомных, с которыми мы не можем, в рамках Программы, работать. И в этом направлении что-то нужно делать.

– В чем внутренние трудности в работе вашего учреждения?

– Трудности по подбору кадров. Психологически тяжелая работа и невысокая зарплата. Вот приходит специалист с высшим образованием, а зарплата его со всеми коэффициентами (за вредность, за образование, за интенсивный труд) – 10 тысяч.
Не все могут выслушивать эти просто иногда страшные истории, просьбы о помощи, и при этом не иметь возможности помочь. Мы же государственное учреждение, работаем строго по законодательству, нормативным документам, а каково услышать обвинения в черствости, бюрократизме, выслушивать все, что у человека накопилось!.. Ведь сколько таких случаев, когда сталкиваешься с человеком, не удовлетворенным смыслом прихода к нам и возмущающимся. А важно не только не реагировать на злобу, а еще попытаться внушить этому человеку надежду, чтобы он не развернулся и ушел, а начал работу. Стараемся дать понять, что нельзя вот так сразу решить все проблемы. А приходят же, бывает, просто психически неадекватные люди, и прежде чем начинать оказывать им какую-то социальную помощь, нужно сначала их лечить.
У нас есть микроавтобус, который мы приобрели по Программе, так на нашу зарплату не найти водителя. Мы должны организовать доставку больного бездомного с улицы в здравпункт больницы имени Боткина, направить в туберкулезный диспансер, СПИД-центр, а также доставить в дезостанцию на обработку.
Работа психологически очень тяжелая.
Есть проблема с помещением. Если серьезно подходить, то вот для «телефона горячей линии», конечно, нужна отдельная кабинка, наушники, а так все работаем в одном помещении, параллельно идет прием. Надеюсь, с переездом в Центр на Тамбовской, станет легче.

Для информации:

Перечень мероприятий в рамках Плана основных мероприятий по профилактике бездомности и развитию системы социальной поддержки лиц без определенного места жительства и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, на 2008–2010 годы, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 марта 2008 г. № 298:
1. Организационно-методическая и информационная деятельность по профилактике бездомности:
– разработка порядка межведомственного взаимодействия и координации деятельности исполнительных органов власти по вопросам профилактики бездомности;
– разработка типового порядка проведения районных мобильных рейдов по выявлению лиц без определенного места жительства;
– разработка системы учета лиц без определенного места жительства, прибывающих в Санкт-Петербург из других регионов РФ и иностранных государств;
– организация мероприятий по изготовлению и размещению наружной социальной рекламы по вопросам профилактики бездомности и формирования позитивного общественного сознания в отношении лиц без определенного места жительства;
– организация информация лиц без определенного места жительства об их правах в системе обязательного медицинского страхования.
2. Мероприятия по обеспечению общественного порядка и обеспечению документами лиц без определенного места жительства:
– проведение совместных мероприятий по выявлению лиц без определенного места жительства в целях реализации системы социальных и правовых мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
– организация мероприятий по осуществлению контроля за прибытием лиц, освободившихся из мест лишения свободы, к месту постоянного проживания;
– проведение мероприятий по обеспечению технической укрепленности чердачных, подвальных и иных технических помещений жилого фонда.
3. Мероприятия по обеспечению медицинской помощью лиц без определенного места жительства и санитарно-эпидемиологические мероприятия:
– организация пунктов санитарной обработки и помывки лиц без определенного места жительства;
– организация в домах ночного пребывания лиц без определенного места жительства оборудованных медицинских пунктов с включением в штатное расписание ставки врача-терапевта;
– создание обменного фонда белья и одежды для лиц без определенного места жительства;
– осуществление контроля за своевременным оказанием медицинской помощи, в том числе госпитализацией при наличии показаний у лиц без определенного места жительства, больных инфекционными и паразитарными заболеваниями;
– организация мероприятий по проведению дезинфекции помещений и мест незаконного нахождения лиц без определенного места жительства.
4. Мероприятия по обеспечению социальной поддержки лиц без определенного места жительства:
– организация низкопороговых пунктов по оказанию лицам без определенного места жительства услуг по предоставлению доврачебной медицинской помощи, питания, помывки, обогрева в зимний период, выдачи теплых вещей и обуви;
– обеспечение лиц без определенного места жительства жильем, входящим в специализированный жилищный фонд Санкт-Петербурга, жилые помещения которого используются для социальной защиты отдельных категорий граждан;
– организация поддержки лиц без определенного места жительства через общественные организации;
– организация оснащения Городского Пункта Учета программным комплексом, обеспечивающим выдачу и учет страховых медицинских полисов;
– совершенствование информационной базы данных по оказанию лицам без определенного места жительства мер социальной поддержки в рамках автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга».
5. Содействие занятости лицам без определенного места жительства и лицам, освободившимся из мест лишения свободы:
– формирование и поддержание банка вакантных рабочих мест на предприятиях с предоставлением жилья;
– проведение ярмарок вакансий;
– проведение опережающей профессиональной ориентации в учреждениях исполнения наказания.


1 Законом Санкт-Петербурга от 28.04.1997 № 70-22 была утверждена городская социальная программа «Помощь лицам без определенного места жительства и занятий и освобожденным из мест лишения свободы».

2 Правительством Санкт-Петербурга 14.12.2004 утвержден План основных мероприятий по профилактике бездомности и оказанию социальной поддержки лицам без определенного места жительства и лицам, освободившимся из мест лишения свободы на 2005–2007 годы.

3 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.03.2008 № 298 «Об утверждении Плана основных мероприятий по профилактике бездомности и развитию системы социальной поддержки лиц без определенного места жительства и лиц, освободившихся из мест лишения свободы на 2008–2010 годы».

обращение к читателям рассылки

Уважаемые коллеги, единомышленники, друзья!
Если в поле вашего зрения попадут материалы в СМИ, связанные с темой нашей рассылки, если вы сами работаете в организации, такой, как члены Межрегиональной Сети, и хотите поделиться новостями, своим опытом работы, сообщите нам, пожалуйста, об этом (newsoc@mail.ru или editor@pravonadom.spb.ru) .
Мы обязательно используем вашу информацию в нашей работе.
Присылайте свои мнения, комментарии, вопросы по поводу сообщений и тем, затронутых в наших информационных материалах.
Интересные и конструктивные мнения и комментарии мы опубликуем.
Спасибо.


В избранное