Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новая Социальная Информация

  Все выпуски  

Новые социальные решения вып. 210607


Новые социальные решения, 21.06.07
н о в о с т и    о р г а н и з а ц и и

“Человеку присуще чувство сострадания”

На вопросы «ПД» любезно отвечает Сара-Джоанна ПАУЭЛЛ-ПИСАРЕВА, менеджер по развитию Международной Сети Уличных Газет (INSP) и дочернего проекта этой организации – Poverty Solutions.

– Что привело вас в Петербург?
– Poverty Solutions, которую я представляю, и организация “Новые социальные решения” осуществляют в Санкт-Петербурге совместный проект по реинтеграции бездомных в общество.  Проект работает уже второй год. Результаты я оцениваю как успешные – многое сделано для того, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам бездомности, бездомных, и, что очень важно – предлагая решение этих проблем.
“Новые социальные решения” организовали и провели очень креативные художественные акции, выставки с участием бездомных, музыкальные события, турниры по бездомному футболу, при этом они все хорошо освещаются местными средствами массовой информации.
По результатам исследований компании “Экро”, которая проводит мониторинг нашего совместного проекта, за последние 14 месяцев деятельность “Новых социальных решений” 17 раз освещалась в новостях в прайм-тайм. Это значит, что 17 раз миллионы россиян слышали и видели репортажи о проблемах бездомности, о социальных акциях, связанных с бездомностью. И есть надежда, что все это влияет на общественное сознание.
Цель конкретно этой моей командировки – определить план на последние 6 месяцев нашего совместного проекта, решить, какие акции будут проводиться, обсудить, как мы, как партнеры, можем помочь друг другу в достижении целей проекта.
Стоит добавить, что наш проект финансируется Европейским Союзом.
– Для каких целей создана Международная Сеть Уличных Газет?
– Главная цель – объединить уличные газеты во всем мире, чтобы помогать друг другу советом, информацией, как развивать свою газету, как помогать бездомным и так далее.
В свое время уличная газета Big Issue In Scotland создала благотворительную организацию Poverty Solutions для развития международных проектов, а Big Issue in London создал INSP для развития уличных газет по всему миру. В прошлом году INSP и Poverty Solutions объединились.
– Как появилась сама идея уличных газет?
– Идея помогать бездомным через их трудоустройство появилась 15 лет назад в Нью-Йорке. Там стали издавать газету, материалы в которой делали бездомные, и бездомные же потом продавали ее на улице.
Через несколько месяцев в Лондоне англичанин Джон Берд, по профессии журналист, очень активно занимающийся вопросами прав человека, начал, по примеру нью-йоркской газеты, издавать с теми же целями The Big Issue In London. Он несколько развил идею американского издания: бездомные выкупали издание за 50% ее стоимости, а потом продавали его, возвращая свои вложения и получая 50% прибыли. Все, что они получали от покупателей, это были их деньги. То есть вместо попрошайничества – нормальные экономические отношения: покупаешь товар – его продаешь. При этом решается важная задача трудоустройства бездомных.
– А кому в Нью-Йорке пришла идея помогать бездомным именно при помощи продажи газеты?
– Я недостаточно хорошо знаю историю, как все начиналось. Думаю, что это родилось в какой-нибудь нью-йоркской ночлежке. А вот Джону Берду об этом рассказал его друг, руководитель крупной парфюрмерной компании Body Shop, который был в командировке в Нью-Йорке, увидел, что бездомные продают газету, подошел, спросил, и ему ответили, что вот я бездомный, продаю газету, чтобы заработать деньги.
Раньше же все ограничивалось тем, чтобы поместить бездомного в ночлежку, накормить, оказать медицинскую помощь, а вот чтобы трудоустроить – такого не было.
– Как в Лондоне развивался этот проект? Была в этом какая-то общественная необходимость?
– В Великобритании на тот момент государство активно продвигало идеи самопомощи, и само общество требовало, чтобы кто-то что-то начал делать с бездомными, настолько болезненно воспринималась эта проблема. В Великобритании сложилась кризисная ситуация с правами человека, если он бездомный. И нужно было какое-то решение как помочь бездомным вернуться в общество. И общество приняло идею уличного журнала, посчитало, что это реальный путь помощи бездомным. Я, как бы говорит себе покупатель, покупаю хороший журнал, при этом даю заработать бездомному.
Это развивалось очень быстро, потому что в Великобритании общество было готово к этому. Можно сказать, что журнал появился вовремя.
Через два года аналогичный журнал появился в Шотландии. Там им занимался Мел Янг, которому принадлежит уже идея Poverty Solutions.
– А какова судьба той нью-йоркской газеты, с которой все началось?
– Не знаю, насчет конкретно этой газеты, но в Нью-Йорке выходит довольно хорошо развивающийся уличный журнал The Big News.
– Развитие уличных изданий по миру – это самопроизвольный процесс?
– Да, уличные издания в разных странах возникают сами. Международная Сеть была создана в 1994 году, когда было пять уличных газет. И уже потом активисты из разных стран связывались с Сетью, чтобы узнать, как можно создать уличную газету. Им высылалась информация, основанная на опыте Сети, что нужно делать.
– Когда вы появились в проекте?
– Я начала работать в международном отделении The Big Issue In Scotland в 2001 году, чуть позже это трансформировалось в отдельную благотворительную организацию – Poverty Solutions.
– А чем вы занимались до этого?
– Я работала в консульстве Великобритании в Санкт-Петербурге, в отделе международного развития.
– Как вы оцениваете современное состояние Международной Сети Уличных Газет?
– Можно уверенно сказать, что проект развивается успешно. Сейчас в Сети насчитывается 80 уличных газет в 34 странах, на пяти континентах. Есть совсем маленькие издания, в которых всего несколько продавцов и тираж, например, 1000 экземпляров раз в два месяца. И есть серьезные уличные газеты, вроде Big Issue In Scotland, у которой каждую неделю тираж 50 тысяч и 300 продавцов. Через Сеть издания обмениваются информацией, опытом, интересными журналистскими материалами. Сеть также занимается организацией ежегодной конференции уличных изданий, обучения, партнерства между газетами.
– А с какими трудностями приходится сталкиваться? Можно ли говорить об общих для всех уличных изданий проблемах?
– Зависит, конечно, от страны. Мы работает по всему миру, и каждая страна имеет свои сложности, связанные с созданием и существованием уличных изданий. Например, в Казахстане в последние пять лет вообще невозможно создать какое-то независимое издание. В Эфиопии, например, самая большая проблема была, что нет покупателей – там все бедные. В Москве – серьезное противодействие со стороны милиции. То есть даже не страна, а даже регионы внутри имеют свои особенности.
Единственное, что объединяет все уличные издания, это то, что, несмотря на местные различия, все газеты, которые были созданы, за исключением двух случаев, продолжают жить и развиваться.
Можно, конечно, говорить о такой общей проблеме всех возникающих газет, как отсутствие финансирования первоначального этапа, то есть первого года деятельности, необходимого для того, чтобы встать на ноги, обеспечить самофинансирование, научиться привлекать средства. Нужны деньги на оборудование, аренду помещений, зарплату персонала и печать издания.
– В каких странах в последнее время появились уличные газеты? Как вообще стать членом INSP?
– Перед тем, как создавать газету, нужно провести ряд исследований – на предмет потенциальных продавцов, будущей аудитории журнала, цены, решить ряд организационных вопросов – как, где будет работать пункт распространения журнала, и т.д. После того, как будет продано два тиража журнала, можно подать заявку на вступление в Международную Сеть. Потенциальный кандидат должен будет заполнить анкету, и Совет директоров INSP в составе 5 человек от 34 стран будет решать их судьбу. Помимо этого издание должно согласиться с Хартией Международной Сети Уличных Газет. Основные принципы этой Хартии – цена журнала или газеты должна быть указана на обложке; большая часть тиража продается на улице бездомными продавцами; вся прибыль организации инвестируется в развитие организации. Если кандидат соглашается с Хартией и демонстрирует ее выполнение, то он получает временное членство до следующей конференции, на которой будет принято решение о его постоянном членстве организации.
Одно из последних уличных изданий, ставших постоянным членом INSP, выходит в Македонии. В этом году будет решаться вопрос о членстве еще одного издания из Аргентины, из Норвегии, Эфиопии, Кении и, надеемся, Замбии. В последнее время Сеть активно развивается в Южном полушарии – в Африке; в следующем году больше внимания будет уделяться Южной Америке.
– Что можно считать критерием успешности развития как отдельного уличного издания, так и всей Сети в целом?
– По поводу отдельного издания – результативность работы местной организации, насколько она способна сама развивать уличную газету. Если руководство, команда работают эффективно, понимают, что такое социальная помощь, знают, как издавать газету-журнал, имеют социальные и бизнес-знания, если среди них есть опытные журналисты, то тогда само по себе издание будет успешным.
Все внешние обстоятельства, например, позволяет ли милиция, местные власти продавать газету на улице, готовы ли бездомные продавать такое издание на улице, их невозможно предугадать – об этом можно узнать только в реальности.
– Можно ли считать критерием успешности количество бездомных продавцов, тираж издания?
– Зависит от цели издания. Если это финансово самостоятельное издание, тогда имеет большое значение тираж и количество продавцов. Если же цель уличной газеты – информирование о социальных проблемах или газета – только часть той работы, которую ведет благотворительная организация, как польская газета, которая так и называется «Уличная», цель которой – освещение деятельности организации, то тираж и количество бездомных, распространяющих издание, не так важны. Есть много газет, которые никогда не будут финансово самостоятельными.
Нет и прямой связи между тиражом и количеством продавцов. Может быть много продавцов, но у каждого из них свои цели. Кому-то достаточно продать пять экземпляров в день, чтобы заработать достаточное для себя количество денег. А есть такие, которые уже настоящие бизнесмены, зарабатывают много. Кто-то попробовал раз-два, а потом перестал, кто-то нашел другую работу – все они на определенный период будут считаться продавцами. Они же не придут, не скажут, что все, я больше не буду торговать. Есть такие, которые появляются раз в месяц.
– А возможно ли определить, помогает социальная пропаганда бездомным или нет? Как-то влияет на общественное сознание?
– Способы определения существуют. Например, сколько людей откликается на публикации – звонит, предлагает свою помощь, готово потратить свое время или средства. Можно проводить опросы населения на предмет выяснения отношения к бездомным. Отследить, как местные власти развивают социальную политику по отношению к бездомным. В том, как покупается уличная газета, – тоже отношение общества к бездомным.
– Меняется ли от страны к стране портрет продавца?
– Исследования показывают, что по всему миру около 70% продавцов – мужчины. Женщин меньше, потому что женщины легче приспосабливаются, а потому быстрее могут найти другую работу.
– Кто дает деньги на благотворительные проекты?
– Чтобы основать газету и финансировать несколько первых тиражей, нужно в среднем около 50 тысяч долларов. INSP находит эти деньги у международных финансовых доноров. Это могут быть большие государственные программы – как Европейского Союза, так и отдельных стран. Это могут быть частные фонды – например, Фонд Сороса, Фонд IREX (Американский медиа-фонд Media), другие. Например, свой фонд имеет Банк Lloyds.
А вот, например, на работу уличного журнала в Кении мы получаем денежную помощь из Америки по церковной линии. В Калифорнии проживает большое количество эмигрантов из Кении, и через свою церковь они поддерживают развитие уличной газеты в Найроби. Но это можно назвать случайным финансированием.
– А почему проблемой бездомных занимаются общественные организации – почему бы не отдать государству эту проблему полностью, ведь это же его обязанность – оберегать своих граждан, когда они попадают в кризисную ситуацию?
– У государства, во-первых, как мне кажется, более общие задачи – развитие среды, самой возможности для помощи бездомным. Никакое государство не способно взять на себя все проблемы в обществе. В Великобритании государство работало вместе с общественными организациями, чтобы развивать законодательство относительно бездомных – чтобы они меньше находились на улице. Это была совместная работа, потому что общественные организации лучше знают, что происходит на улице.
– Но вот государственная полиция-милиция, она же полностью отвечает за порядок на улицах? Нет же общественной охраны порядка…
– В Великобритании уже есть. Это следующая ступень общественного развития, более высокая.
Если же говорить о России, то здесь ситуация такова, что само понятие “бездомный”, “бездомность” еще нигде не прописана в федеральном законодательстве, то есть государство как бы не видит, не признает существования такой проблемы. У российских властей на сегодня иные приоритеты. И что, общество должно ждать, когда они дойдут до этого? Поэтому задача именно общественных организаций на федеральном, местном уровнях – лоббирование прав бездомных, формирование будущей государственной политики.
– Но в идеале государство должно этим заниматься?
– В идеале государство должно принимать ответственность за своих людей.
– Является ли покупка журнала у бездомного неким социальным поступком, способствующим тому, чтобы бездомный честно зарабатывал на жизнь? Является ли это одной из целей проекта по развитию уличных изданий – развитие соответствующих настроений в обществе, идей милосердия?
– Очень сложно однозначно ответить на этот вопрос. У разных изданий разная стратегия. Джон Берд из The Big Issue In London считает, что не должно быть никакой социальной помощи – человек продает товар, а клиент его покупает, то есть чистый бизнес, который лучше всего способствует возвращению в общество. А вот вся гуманитарная помощь – это отдельные проекты, других организаций. Между тем в Германии одна из главных целей уличного журнала “BISS” – привлекать внимание общественности к проблемам бездомности, призывать, чтобы люди поделились ненужной одеждой, продуктами с бездомными, в общем, развивать идеи благотворительности в обществе.
– Как вы оцениваете ситуацию в России с точки зрения отношения к бездомным – сегодня, в развитии, по сравнению с другими странами?
– Когда я начала работать, уровень толерантности по отношению к бездомным оценивался в 64%. В 2004 году он упал до 30%. Сейчас опять немного поднялся. С другими странами я не могу сравнивать – все страны имеют свои внутренние особенности, а Россия так и вообще уникальная страна. Ситуация меняется – как в лучшую, так и в худшую сторону.
– Зависит ли это от деятельности общественных организаций, от того, много они делают, эффективно или меньше? Или в большей степени зависит от экономической обстановки, общественных настроений?
– Очень сложный вопрос.
Человеку вообще, как я считаю, присуще чувство сострадания. Он не может спокойно реагировать, если рядом кто-то страдает.
В русской культуре очень сильны идеи благотворительности. Не во всех странах, культурах они имеют глубокие исторические корни. В России они есть.
Когда в России был тяжелый переходный период от социализма к капитализму, тогда все жили плохо, поэтому очень распространено было сочувствие. Все страдали, и общим было ощущение, что сам лично никто в этом не виноват, в том числе и бездомные.
А вот как показали исследования 2004 года, уровень толерантности к бездомным, бедным упал. То есть многие пережили тяжелый период, встали на ноги, зажили относительно благополучно, появилась работа, себя вполне можно обеспечить, а отсюда отношение к тем, кто этого не смог, что они сами виноваты.
А в последнее время уровень благосостояния вырос, многие чувствуют себя комфортно и уже готовы делиться. То есть идеи благотворительности возвращаются. Особенно, как показывают исследования, в среде людей с высшим образованием – здесь уровень толерантности значительно выше. Средства массовой информации стали освещать проблему бездомности более позитивно, и это тоже влияет.
Я уже успела побывать в Санкт-Петербурге у наших партнеров по проекту – Датской церковной помощи, и там мне рассказали про высокий уровень пожертвований, которые делают петербуржцы. И это уже уровень не развивающейся, а развитой страны.
– Какие планы INSP и Poverty Solutions на ближайшее время?
– У нас существует перспективный план развития, конечно. Бизнес-план на ближайшие три года. Определены приоритеты. Главный приоритет – большее взаимодействие между организациями-членами Международной Сети. Нужно будет собрать статистику о продажах, базах социальной информации, количестве продавцов, чтобы иметь общемировую картину для представления ее в ООН, Европейском Союзе, на социальных форумах.
– Какое у вас личное отношение к России? К Петербургу? К россиянам? Какие любимые места в нашем городе?
– Впервые я приехала в Россию, в Москву в 1992 году. Я тогда закончила университет в Германии, и в моем общежитии там у меня было трое русских друзей, которые создали турагентство для немецких студентов, которые хотели бы приезжать в Россию на несколько недель, чтобы изучать русский язык. Они предложили мне попробовать тур, чтобы я в качестве независимого эксперта оценила уровень – гостиницы, занятий. Я приехала в Москву, а потом в Петербург на три недели – и влюбилась в страну.
После спокойной, во всем упорядоченной, организованной, при этом очень скучной Германии мне Россия показалась сумасшедшей – в хорошем смысле. Какое-то необыкновенное чувство свободы!
Но особая моя любовь – это, конечно, Санкт-Петербург. Стоило мне только увидеть его с вокзала. Были прекрасные впечатления от архитектуры, от того, как город организован. Улицы, дома, люди! Я решила, что очень хочу пожить в Петербурге. Получилось это только в 1994 году, когда в Петербурге, в консульстве Великобритании открылся отдел по международному развитию. И прожила здесь до 2001 года.
У меня муж – русский. Настоящий питерский художник. Так что часть моего сердца, души всегда здесь. Постоянно я здесь не живу уже шесть лет, но каждый раз, когда приезжаю, сразу чувствую себя дома: все возвращается – знание русского языка, чувство комфорта.
Самое мое любимое место в Санкт-Петербурге – это Преображенский собор, где я венчалась. Я православная, ходила и буду ходить в этот сбор.
Еще мне очень нравится Петроградская сторона, где находится мастерская моего мужа. Каменноостровский проспект. Петропавловская крепость.
Очень рада, что наконец-то отремонтировали Дом Книги. Появились объявления на английском языке, стало больше пространства, вежливое обслуживание.
– Можете вы оценить изменения настроений в России за последнее время? Становится лучше?
– Я бы так не сказала, что становится лучше. Хотя мои друзья здесь, родственники считают, что да, стало лучше, стало спокойнее. Но я вижу те же самые проблемы – бездомных на улицах, грязь. К тому же появился, как мне показалось, какой-то страх в людях.
– Считаете ли вы, что надо сохранять исторический центр Петербурга в неприкосновенности?
– Обязательно. Без сомнения. Для меня был шок, когда на площади Восстания, справа от метро, я увидела, что исчезло здание. У меня была уверенность, что городская администрация за то, что если здание перестраивается, то фасад все равно сохраняется, а тут… Те же, получается, тенденции, как в Москве. И это может привести к тому, что город будет выглядеть так же, как любой город в мире. То есть потеряет свою уникальность. Это будет очень жалко.

Вопросы задавал Алексей ВАРСОПКО

 Пятый чемпионат мира по футболу среди бездомных


В избранное