Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новая Социальная Информация

  Все выпуски  

Новые социальные решения


Новые Социальные Решения, 24 мая 2007 г.
н о в о с т и   о р г а н и з а ц и и

Трудности перевода

Сотрудники петербургской организации «Новые социальные решения» побывали в Великобритании, где ознакомились с местными формами и методиками социальной реабилитации бездомных.

Главная проблема в попытке переноса британского опыта на российскую землю, как оказалось и, в принципе, подразумевалось, – в несопоставимых сроках развития демократии. Получается почти как в известном анекдоте про английский газон: вроде всего-то и нужно – просто посеять траву, но зато потом надо ежедневно стричь ее в течение столетий. Хочется верить, что хватит терпения и сил.

Первая встреча с британскими благотворителями прошла в офисе лондонского уличного журнала «The Big Issue in London», которому недавно исполнилось 15 лет. Схема распространения издания была копирована петербургской уличной газетой «На дне», позже журналом «Путь домой»: любой желающий, регистрирующийся продавцом, покупает журнал за полцены и продает на улицах, образовавшуюся прибыль кладет себе в карман, тем самым обеспечивая себя материально (отдельный вопрос – на что идут эти деньги) и получая навыки честного труда. Помимо этого продавцы имеют серьезные социальные льготы. Журнал выходит раз в неделю, общий тираж за месяц 150 тысяч при общем количестве продавцов около тысячи, что для Лондона довольно значительные цифры. Издание нельзя продавать где угодно – только в фиксированных точках, насчет которых менеджеры «The Big Issue in London» договариваются с местными властями и полицией. Без лицензии, в неположенных местах торговать запрещено: например, в поездах и на перронах лондонского метро не было ни одного продавца журнала, как и никаких «коробейников» вообще. Представить подобное в Санкт-Петербурге, в России практически невозможно: местный уровень коррупции настолько высок, что продавцу уличного журнала, если откупаться, экономически просто не выжить, – спасение в незначительности доходов наших продавцов для власть имущих, а также, как это ни двусмысленно, пренебрежение нашей милицией и представителями прочих властных структур своими должностными обязанностями.

Показательно, что при существующем в Англии высоком уровне толерантности социальной культуры лондонский журнал сотрудничает с местным полицейским колледжем: в обучение будущих стражей порядка входят часы, посвященные уличному журналу, знакомящие с принципами издания и контингентом его распространителей.

О том, насколько различаются силы охраны порядка там и у нас, насколько это различие обусловлено разным пониманием прав человека, соблюдением конституционных принципов, уровнем демократии не только в среде полицейских, но и во всем обществе, необходимо было бы написать отдельную статью, если не книгу.

Яркой демонстрацией отношения общества к, так сказать, однажды оступившимся, была конференция лондонской благотворительной организации Thames Reach Bondway, работающей с бездомными. Уровень конференции, с одной стороны, определялся присутствием и работой в качестве активного участника депутата Британского парламента (Simon Hughes); с другой – открытой полемикой между руководителями организации и их подопечными, которые критиковали формы работы с ними и вносили собственные предложения по ее улучшению. Финалом конференции должны были стать перевыборы Совета организации, в которых участвовали все зарегистрированные на конференции бездомные.

Чем занимается Thames Reach Bondway с бездомными, чтобы вернуть их в общество, показали ворк-шопы, проходившие во время конференции: одна группа «рассказывала истории» (психотерапевтическая практика, помогающая раскрыться и поделиться наболевшим, как первый шаг к осознанию собственной проблемы, следовательно, ее решению); в другом помещении шло обсуждение, как получить работу и, соответственно, профессиональные навыки, давались советы специалистов; кто-то из бездомных нуждался и нуждается в ароматерапии, чтобы снять стресс, – третье направление; в соседнем помещении физическое и психическое напряжение помогали снимать при помощи тай-чи; в главном зале демонстрировался документальный фильм, снятый по сценарию бездомных, прошедших через алкоголизм и наркоманию. Представить что-то подобное в России – тем более не как единичную акцию, а целенаправленную, регулярную работу – пока в принципе невозможно: например, работа арт-студии для продавцов «Пути домой» поддерживается только усилиями энтузиастов.

С британским вариантом арт-студии для бездомных члены российской делегации познакомились в Шотландии: для занятий арт-терапией выделено огромное, по российским меркам, помещение внутри офиса уличного журнала «The Big Issue in Scotland», базирующегося в Глазго. Здесь есть своя постоянно работающая галерея, в которой вывешены работы художников (немаловажный факт: многие работы были отмечены значком «продано»), большой зал для занятий живописью, лепкой, специальная компьютерная мастерская, в которой монтируются анимационные фильмы, своя небольшая кухня.

Как это ни прискорбно констатировать, эффективность занятий арт-терапией для перерождения личности, для возвращения, таким образом, социальных маргиналов в общество у нас осознается, мягко говоря, далеко не всеми. О какой арт-терапии как средстве повышения самоуважения человека можно говорить в России, когда сами бездомные и нищие у многих вызывают по большей части только негативные эмоции, а решение этой проблемы предполагается нередко «сталинскими» методами: нет человека – нет проблемы.

В офисе «The Big Issue in Scotland» можно было ознакомиться с еще одной формой работы с бездомными. Отсутствие жилья, агрессивная (хоть и не сравнимая с российской) уличная среда рождает проблему сохранения денежных средств: деньги, особенно в большом количестве, бездомным опасно хранить при себе, особенно учитывая тот факт, что многие из них сами имеют пристрастие к спиртному, наркотикам, психические заболевания. Банки, финансовые организации с таким контингентом, у которого, как правило, отсутствуют нужные документы, социальная страховка, и т.п., не работают. Поэтому шотландский уличный журнал открыл специальный банк с упрощенной регистрацией, пользующийся большой популярностью.

Рассказывать о формах работы с бездомными в Великобритании можно было бы и еще, но и приведенной информации уже достаточно, чтобы оценить масштабы этой работы.

Сказать, что все в работе тамошних благотворительных организаций однозначно идеально, нельзя. Но содержание этих проблем тоже крайне показательно. Действительно ли нужно создавать отдельные приюты для пожилых бездомных, которым трудно ужиться с молодыми?.. Можно ли разрешать жильцам приютов распивать спиртные напитки на территории приютов, чтобы как-то контролировать этот процесс?.. Имеет ли смысл покупка качественного алкоголя для любителей выпить, чтобы они не травили себя дешевым низкокачественным?.. Как мотивировать бывшего алкоголика, наркомана к занятиям трудовой деятельностью, то есть чтобы он почувствовал радость и удовольствие от работы, при этом успеть сделать это за тот короткий отрезок времени, пока существует его интерес?.. Каков кредит доверия для тех, кто уже обращался в благотворительные организации за помощью, но не выдержал и снова сорвался?.. Как убедить социального маргинала, живущего, можно сказать, на всем готовом, стать самостоятельным, начать зарабатывать, после чего он автоматически теряет большинство льгот, что резко сказывается на его уровне жизни?.. На каких струнах работодателя сыграть, чтобы он взял к себе на работу работника из группы социального риска, при том, что никаких материальных выгод (вроде снижения налогов) он от этого иметь не будет?.. Как при работе с социальными маргиналами соблюсти и права личности и благо для общества?..

Социальная культура британского общества имеет, конечно, и сильные религиозные корни, из которых рождаются уважение и любовь к любой личности – основополагающие условия работы любой благотворительной организации, фонда, но не менее значителен как часть этой культуры и социальный пафос работы благотворительных организаций, задача которых вернуть/дать обществу нового члена, желающего отказаться от жизни за счет других и готового начать жить самостоятельно.

(соб.инф.)

Источник статьи (+фото) здесь


В избранное