← Июль 2014 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
10
|
11
|
12
|
||
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
27
|
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://nts-rs.ru/
Открыта:
09-10-2008
Статистика
0 за неделю
Стрела НТС 190. Двухголовая лож общественных мнений
Стрела НТС №190 от 9.07.2014г.
Валерий Сендеров Двухголовая лож общественных мнений
Споры «вокруг Украины» в действительности ставят перед участниками чисто внутренние, российские вопросы. Некоторые из споров повторяют дискуссии вековой давности, другие существенно варьируют обсуждения минувших времён. Пример первого — «промайданная» позиция либеральной интеллигенции. И известна, и интересна Украина демократам не больше, чем Япония их предшественникам век с небольшим назад. Но на Украине произошла, по их мнению, народная революция против проклятого строя, революция — это добро и благо, в рабской же России никакой революции нет и не предвидится. Автору настоящей статьи доводилось уже высказывать своё отношение к этой позиции. (См., например, «Посев». 2014. № 4). Для ясности повторим — максимально кратко — лишь главное. Русскому интеллигенту в начале XXI века вольно всё ещё любить революцию. Это — его личная проблема. Моральная и интеллектуальная. Обсуждения она не заслуживает. Российская же власть сегодня считает своим долгом бороться с революциями в Восточной Европе. И эта цель — безусловное благо, это продолжение наших лучших традиций двухвековой давности. (Речь идёт о нашей политике периода расцвета Империи: от Екатерины II до Николая I. Многое объясняет при этом последнее, по существу, проявление легитимистски-наднациональной политики России. Николай I не хотел уже вмешиваться в европейские дела. Но стало известно, что венгерские революционеры проводят языковую унификацию под страхом варварских расправ. А это уже несколько противоречило петербургским представлениям о русском нейтралитете... Но вскоре после этого Россия жандармом Европы быть, увы, перестаёт. Идеология панславизма, идеология «Русского мира» требует поддержки «братьев» в их мятежах против законных государей. Эта политика всё нарастает, и откровенная ненависть «братушек» к России не меняет её. Подробнее на эту тему см. цикл статей «Национальная политика как орудие всемирной революции» К. Леонтьева.) Как ни относиться к другим действиям и планам власти — в борьбе с революцией её необходимо поддержать. А подробнее, глубже — см., например, статью «Россия и Революция» Фёдора Тютчева. На чём с этой темой мы и закончим. Классика существует, чтобы читать, а не чтобы ухудшенно пересказывать её. Но если кто боится слово доброе о власти сказать — может не беспокоиться. Сказать таковое о внутренней «идеологической работе» Системы воистину нельзя. На вооружение взят самый пещерно-наглый, самый обезьяний вариант «патриотизма». Тот самый, который ещё Константином Леонтьевым был весьма выразительно определён. «Нынешняя Россия мне ужасно не нравится. Не знаю, стоит ли за неё или на службе ей умирать?.. Избави Боже большинству русских дойти до того, до чего, шаг за шагом, дошли уже многие французы, то есть до привычки служить всякой Франции и всякую Францию любить!.. Боже, патриот ли я? Презираю ли или чту свою родину? И боюсь сказать: мне кажется, что я её люблю, как мать, и в то же время презираю, как пьяную, бесхарактерную до низости дуру». (Н. Бердяев. Константин Леонтьев.— YMCA-Press. Paris. 1926. С. 199-200). И в этом-то всё и дело. В школах учат сейчас известное стихотворение Алексея Хомякова «России»: «В судах черна неправдой чёрной // И игом рабства клеймена...» Но вряд ли школьнику легко объяснить, что славянофильство немыслимо без глубоких положительных интенций. «Да, по европейскому, "судебному" счёту Россия черна, но она прекрасна по счёту иному». Пусть такой подход был ошибкой, пусть ошибка полвека спустя оказалась роковой. Но подслеповатая любовь к отчизне — это ещё не ненависть ко всему окружающему миру. Не утробное рычание: «Я, ..., русскай!». К которому всё чаще и сводится весь постсоветский национал-этатизм. И в этом, в данном случае,— гвоздь проблемы. Эстетическую омерзительность явления не всегда легко обосновать, объяснить. В данном случае сделать это несложно. Да, конечно: любят не «за». Любят подчас и «вопреки». Но и последнее подразумевает наличие некоей естественной для человечьего общества ценностной системы. «Крайним», далеко не всегда одобряемым нами патриотизмом является американский его вариант. «Права моя страна или нет, но это — моя страна». Пусть так. Пусть даже так. Но и у рассуждающих подобным образом не исчезло всё-таки понятие правды и неправды. Лучше всё-таки — и при подобном душевном настрое патриота — чтобы его страна оказалась права. На одной чаше весов — любовь к Родине; на другой — сомнительные поступки и планы любимой. Можно сказать — решительно, но всё же со вздохом: «Чаша любви важней для меня». Но не стоит в «негативную» чашу победоносно сморкаться и плевать. «Руководствуетесь ли вы принципами объективности, совести, правды?» — «Я руководствуюсь интересами Родины!» — р-р-решительно ответствует общественный деятель, журналист... Такого патриотизма наша страна ещё не видала. Небывалый пропагандистский успех власти либералы с трогательной простотой объясняют купленностью своих визави. Но сверхсоветский внутренний политический триумф заслуживает более серьёзного объяснения. Какая часть интеллигенции поддерживала раз-витосоциалистический строй? Мы говорим не о деятельности, пусть самой скромной: именно настроения интересуют нас в этой статье. Что же при таком подходе мы будем называть поддержкой? А вот что. Кто не гоготал над очередным анекдотом? Не листал с интересом изруганную в печати «неправильную» книгу? А вместо этого, хмуря брови, чеканил: «Этот анекдот сочинили в ЦРУ. А книга эта — антисоветская, правильно про неё по радио говорят». То есть — кто делал то же, что искренне и от души сделают сегодня миллионы наших сограждан? «Что за ерунда!» — воскликнет не забывший социалистические времена читатель.— «Да разве такие люди были вообще?» Ну, не будем спорить. Разные про это мнения есть. Разные оценки. Но как ни считай, а было таких энтузиастов в разы и разы меньше, чем сегодня. Чем же объяснялась странная, если глядеть с сегодняшних высот, непопулярность режима? Режим был репрессивным. После Сталина он не сажал ни за что. Не мешал читать изданные, но ставшие нежелательными книги. Впрочем, на обыске их могли и изъять. И вставить, в качестве довеска, в обвинительное заключение по твоему делу. Но дело заводили всё-таки не на всех. Можно было рассказывать и анекдоты. То есть — что значит «можно»? Попадёшься — можешь и сесть. Но специально выискивать таких, как ты, всё же не станут. Всё это называется политическим террором. И он был много жёстче, нежели в большинстве фашистских стран. Но, кроме кнута, на подданного был ещё и пряник. Преимущества развитого социализма люди понимали очень хорошо. Немножко способностей, комсомольская работа, вузовский диплом. И вот ты уже человек — на всю жизнь! Никакой конкуренции, никаких таких буржуйских гадостей. Ну, где ещё такое бывает? «Ну, уедете. А кому вы там нужны?» — пренебрежительно говорили гебисты желающим эмигрировать. И желающие понимали: действительно, никому. А здесь ты, покорное колесико, — полезный, нужный кусочек Системы. И благодарная Система повысит тебе зарплату через 15-20 лет. Так жила страна. Так жил человек в ней. Террористическая власть. Не забывающая, однако, и о кусочке масла на твою корочку хлеба. И бездарный режим считал, что этого вполне достаточно. Идеологии, в которую возможно было поверить, у него не было. На собраниях говорили о мировом пролетариате. О братском народе Афганистана. Верил ли хоть один подданный в эту несусветную, потрясающую чушь? «Я трус. Боюсь, что обо мне вспомнит Первый отдел. И шкурник. Хочу лишь одного: чтоб масло на хлебе стало чуть толще. Этим моё поведение и определяется». Так вынужден был сказать себе лояльный советский человек. А он всё-таки не хотел. И оттягивался. Хихиканьем. Анекдотами. Разрешённо-неодобряемой литературой. Что было б, если б совчеловека снабдили ещё и системой мифов? Последовательной, впечатляющей, связной... О комиссарах в пыльных шлемах. О бригантине, в далёком море романтически поднимающей паруса... Умный Судоплатов не напрасно дозволял подобные вольности — в конце-то 1930-х годов! Если б не эпизодичность, маргинальность таких начинаний — имели бы мы, наверное, идеологически безупречную советскую страну... Новая идеология начала, быть может, отстраиваться в последние сталинские годы. Есть немало фактов, которые могут быть истолкованы таким образом. Но дают ли они основания для однозначных, чётких выводов? Мы вряд ли когда-либо узнаем об этом. Несколько первых послесоветских лет такие факты коллекционировались «Нашим современником» и иными подобными изданиями. Их любовь к такому коллекционированию нетрудно понять. Отделить светлые тридцатые-сороковые от жидо-большевистских двадцатых годов, сделать их базой нашей великой истории, нашей великой Родиной — позднесталинский СССР... Не знаем, стремился ли сам Вождь к этому «очищенному» варианту «сталинизма». Но его наследники сделали ставку именно на этот вариант. База для создания нынешней российской идеологии к середине 1990-х была, по существу, уже почти готова. Но не получилось. Поиск захлебнулся, ушёл куда-то в сторону: в псевдоучёный непролаз евразийства, в басенность «Третьего Рима», в литературно-профессорскую эссеистику «Консервативной революции»... Трудно сегодня понять: зачем было и нужно всё это? «Серьёзным людям», похоже, долго и не верилось: все эти выкрутасы для обновления советизма даже и не нужны. Но не мучимые сомнениями маргиналы подчас лучше серьёзных людей понимают реальность... Оставим в стороне историю этого поиска. Небезынтересная сама по себе, она всё-таки сегодня уже не актуальна: пришло всё к тому, к чему и пришло. Но новая российская идеология намного перспективнее, чем может показаться на первый взгляд. Ибо, помимо советских, она включает в себя и истинно-имперские начала. Скрепляется эта идеология постулатом: советское и исторически-имперское могут сосуществовать. Если это и клей, то тем хуже: нельзя склеивать ядом. Он не скрепит, он отравит. «Или — или!» События всё время подтверждают эту категорическую альтернативность. Присоединили Крым. И, хочешь или нет, а приходится обращаться к мудрой Екатерине, воспоминать великого Потёмкина. И, хочешь или нет, а приходится в очередной раз реабилитировать сосланные народы, вспоминать о вовсе не «имперских» злодействах «Вождя»... Армения. Сирия. И — Христианский Восток как таковой... Но не будем походя вести разговор о прерванной полтора века назад великой внешней политике России. Проблески исторической имперскости — последний шанс сегодня для нашей страны. И над возможной реализацией его — нужно работать.
***
Георгий Федотов Будет ли существовать Россия?
Вопрос этот, несомненно, покажется нелепым для большинства русских людей. Мы привыкли, вот уже 11 лет, спрашивать себя об одном: скоро ли падут большевики? Что за падением большевиков начинается национальное возрождение России, в этом не было ни искры сомнения. В революции мы привыкли видеть кризис власти, но не кризис национального сознания.
Многие не видят опасности, не верят в неё. Я могу указать симптомы. Самый тревожный — мистически значительный — забвение имени России. Все знают, что прикрывающие её четыре буквы СССР не содержат и намёка на её имя, что эта государственная формация мыслима в любой части света: в Восточной Азии, в Южной Америке. В Зарубежье, которое призвано хранить память о России, возникают течения, группы, которые стирают её имя: не Россия, а «Союз народов Восточной Европы»; не Россия, а «Евразия». О чём говорят эти факты? О том, что Россия становится географическим и этнографическим пространством, бессодержательным, как бы пустым, которое может быть заполнено любой государственной формой. Одни — интернационалисты, которым ничего не говорят русские национальные традиции; другие — вчерашние патриоты, которые отрекаются от самого существенного завета этой традиции — от противостояния Исламу, от противления Чингисхану,— чтобы создать совершенно новую, вымышленную страну своих грёз. В обоих случаях Россия мыслится национальной пустыней, многообещающей областью для основания государственных утопий. Можно отмахнуться от этих симптомов, усматривая в них лишь новые болезни интеллигентской мысли— к тому же не проникшие в Россию. Но никто не станет отрицать угрожающего значения сепаратиз-мов, раздирающих тело России. За одиннадцать лет революции зародились, развились, окрепли десятки национальных сознаний в её расслабевшем теле. Иные из них приобрели уже грозную силу. Каждый маленький народец, вчера полудикий, выделяет кадры полуинтеллигенции, которая уже гонит от себя своих русских учителей. Под покровом интернационального коммунизма, в рядах самой коммунистической партии складываются кадры националистов, стремящихся разнести в куски историческое тело России. Казанским татарам, конечно, уйти некуда. Они могут лишь мечтать о Казани как столице Евразии. Но Украина, Грузия (в лице их интеллигенции) рвутся к независимости. Азербейджан и Казахстан тяготеют к азиатским центрам Ислама. С Дальнего Востока наступает Япония, вскоре начнёт наступать Китай. И тут мы с ужасом узнаём, что сибиряки, чистокровные великороссы-сибиряки, тоже имеют зуб против России, тоже мечтают о Сибирской Республике — лёгкой добыче Японии. Революция укрепила национальное самосознание всех народов, объявила контрреволюционными лишь национальные чувства господствовавшей вчера народности. Многие с удивлением узнают сейчас, что великороссов в СССР числится всего 54%. И это слабое большинство сейчас же становится меньшинством, когда мы мысленно прилагаем к России оторвавшиеся от неё западные области. Мы как-то проморгали тот факт, что величайшая империя Европы и Азии строилась национальным меньшинством, которое свою культуру и свою государственную волю налагало на целый этнографический материк. Мы говорим со справедливою гордостью, что эта гегемония России почти для всех (только не западных) её народов была счастливой судьбой, что она дала им возможность приобщиться к всечеловеческой культуре, какой являлась культура русская. Но подрастающие дети, усыновлённые нами, не хотят знать вскормившей их школы и тянутся кто куда — к западу и к востоку, к Польше, Турции или к интернациональному геометрическому месту — т.е. к духовному небытию. Поразительно: среди стольких шумных, крикливых голосов один великоросс не подаёт признаков жизни. Он жалуется на всё: на голод, бесправие, тьму, только одного не ведает, к одному глух: к опасности, угрожающей его национальному бытию. Вдумываясь в причину этого странного омертвения, мы начинаем отдавать себе отчёт в том, насколько глубок корень болезни. В ней одинаково повинны три главнейшие силы, составлявшие русское общество в эпоху империи: так называемая ин теллигенция и власть. Для интеллигенции русской, т.е. для господствовавшего западнического крыла, национальная идея была отвратительна своей исторической связью с самодержавной властью. Всё национальное отзывалось реакцией, вызывало ассоциацию насилия или официальной лжи. Для целых поколений «патриот» было бранное слово. Вопросы общественной справедливости заглушали смысл национальной жизни. Национальная мысль стала монополией правых партий, поддерживаемых правительством. Но что сделали с ней наследники славянофилов? Русская национальная идея, вдохновлявшая некогда Аксаковых, Киреевских, Достоевского, в последние десятилетия необычайно огрубела. Эпигоны славянофильства совершенно забыли о положительном творческом её содержании. Они были загипнотизированы голой силой, за которой упустили нравственную идею. Национализм русский выражался главным образом в бесцельной травле малых народностей, в ущемлении их законных духовных потребностей, создавая России всё новых и новых врагов. И, наконец, народ — народ, который столько веков с героическим терпением держал на своей спине тяжесть империи, вдруг отказался защищать её. Если нужно назвать один факт,— один, но ОСНОВНОЙ, из многих слагаемых русской революции,— то вот он: на третий год мировой войны, русский народ потерял силы и терпение и отказался защищать Россию. Не только потерял понимание цели войны (едва ли он понимал её и раньше), но потерял сознание нужности России. Ему уже ничего не жаль: ни Белоруссии, ни Украины, ни Кавказа. Пусть берут, делят, кто хочет. «Мы рязанские». Таков итог векового выветривания национального сознания. Несомненно, что в Московской Руси народ национальным сознанием обладал. Об этом свидетельствуют хотя бы его исторические песни. Он ясно ощущает и тело русской земли, и её врагов. Её исторические судьбы, сливавшиеся для него с религиозным призванием, были ясны и понятны. В Петровской империи народ уже не понимает ничего. Самые географические пределы её стали недоступны его воображению. А международная политика? Её сложность, чуждость её задач прекрасно выразилась в одной солдатской песне XVIII века:
Пишет, пишет король Прусский Государыне французской Мекленбургское письмо.
Крепостное рабство, воздвигшее стену между народом и государством, заменившее для народа национальный долг частным хозяйственным игом, завершило разложение политического сознания. Уже крестьянские бунты в отечественную войну 1812 года были грозным предвестником. Религиозная идея православного царя могла подвигнуть народ на величайшие жертвы, на чудеса пассивного героизма. Но государственный смысл этих жертв был ему недоступен. Падение царской идеи повлекло за собой падение идеи русской. Русский народ распался, распылился на зёрнышки деревенских мирков, из которых чужая сила, властная и жестокая, могла строить любое государство, в своем стиле и вкусе. Итак, каждая из трёх русских общественных сил несёт вину — или долю вины — за национальное крушение. К этим разлагающим силам присоединилось медленное действие одного исторического явления, протекавшего помимо сознания и воли людей и почти ускользнувшего от нашего внимания. Я имею в виду отлив сил, материальных и духовных, от великорусского центра на окраины Империи. За XIX век росли и богатели, наполнялись пришлым населением Новороссия, Кавказ, Сибирь. И вместе с тем крестьянство центральных губерний разорялось, вырождалось духовно и заставляло экономистов говорить об «оскудении центра». Великороссия хирела, отдавая свою кровь окраинам, которые воображают теперь, что она их эксплуатировала. Самое тревожное заключалось в том, что параллельно с хозяйственным процессом шёл отлив и духовных сил от старых центров русской жизни. Легче всего следить за этим явлением по литературе. Если составить литературную карту России, отмечая на ней родины писателей или места действия их произведений (романов), то мы поразимся, как слабо будет представлен на этой карте русский север, весь замосковский край — тот край, что создал великорусское государство, что хранит в себе живую память «Святой Руси». Русская классическая литература XIX в. — литература чернозёмного края, лишь с XVI-XVII веков отвоёванного у степных кочевников. Тамбовские, Пензенские, Орловские поля для нас стали самыми русскими в России. Но как бедны эти места историческими воспоминаниями. Это деревянная, соломенная Русь, в ней ежегодные пожары сметают скудную память о прошлом. Здесь всего скорее исчезают старые обычаи, песни, костюмы. Здесь нет этнографического сопротивления разлагающим модам городской цивилизации. С начала XX века литература русская бросает и чернозёмный край, оскудевший вместе с упадком дворянского землевладения. Выдвигается Новороссийская окраина, Одесса, Крым, Кавказ, Нижнее Поволжье. Одесса, полуеврейский город, где не умеют правильно говорить по-русски, создает целую литературную школу. До сих пор мы говорили об опасностях. Что можно противопоставить им, кроме нашей веры в Россию? Есть объективные факты, точки опоры для нашей национальной работы — правда, не более чем точки опоры, ибо без работы, скажу больше — без подвига,— России нам не спасти. Вот эти всем известные факты. Россия не Австрия и не старая Турция, где малая численно народность командовала над чужеродным большинством. И если Россия, с культурным ростом малых народностей, не может быть национальным монолитом, подобным Франции или Германии, то у великорусской народности есть гораздо более мощный этнический базис, чем у австрийских немцев; во-вторых, эта народность не только не уступает культурно другим, подвластным (случай Турции), но является носительницей единственной великой культуры на территории государства. Остальные культуры, переживающие сейчас эру шовинистического угара — говоря совершенно объективно,— являются явлениями провинциального порядка, в большинстве, случаев и вызванными к жизни оплодотворяющим воздействием культуры русской. В-третьих, национальная политика старой России, тяжкая для западных, культурных (ныне оторвавшихся) её окраин,— для Польши, для Финляндии,— была, в общем, справедлива, благодетельна на Востоке. Восток легко примирился с властью Белого царя, который не ломал насильственно его старины, не оскорблял его веры и давал ему место в просторном русском доме. Из оставшихся в России народов прямая ненависть к великороссам встречается только у наших кровных братьев — малороссов или украинцев. (И это самый болезненный вопрос новой России.) В-четвёртых, большинство народов, населяющих Россию, как островки в русском море, не могут существовать отдельно от неё; другие, отделившись, неминуемо погибнут, поглощённые соседями. Там, где, как на Кавказе, живут десятки племён, раздираемых взаимной враждой, только справедливая рука супер-арбитра может предотвратить кровавый взрыв, в котором неминуемо погибнут все ростки новой национальной жизни. Что касается Украины, то для неё роковым является соседство Польши, с которой её связывают вековые исторические цепи. Украине объективно придется выбрать между Польшей и Россией, и отчасти от нас зависит, чтобы выбор был сделан не против старой общей родины. И, наконец, в-пятых, за нас действуют ещё старые экономические связи, создающие из бывшей Империи, из нынешней СССР, единый хозяйственный организм. Разрыв его, конечно, возможен (пример: та же Австрия), но мучителен для всех участников хозяйственного общения. Силы экономической инерции действуют в пользу России. Сумеем ли мы воспользоваться этими благоприятными шансами, это зависит уже от нас, т.е. прежде всего от новых поколений, которые вступают в жизнь там, в Советской России, и, в меньшей степени, здесь, в изгнании. Я не буду останавливаться здесь на политических условиях, совершенно бесспорных, русского возрождения. Таким непременным условием является создание национальной власти в России. Замечу лишь в скобках, что момент падения коммунистической диктатуры, освобождая национальные силы России, в то же время является и моментом величайшей опасности. Оно, несомненно, развяжет подавленные ныне сепаратистские тенденции некоторых народов России, которые попытаются воспользоваться революцией для отторжения от России, опираясь на поддержку её внешних врагов. Благополучный исход кризиса зависит от силы новой власти, её политической зрелости и свободы от иностранного давления. Здесь я остановлюсь лишь на духовной стороне нашей работы, на той, которая выпадает по преимуществу на долю интеллигенции. Говоря кратко: эта задача в том, чтобы будить в себе, растить и осмыслять, «воз-гревать» национальное сознание. Наша эпоха уже не знает бессознательно-органической стихии народа. Эти источники культуры почти иссякли, эта «земля» перепахана и выпахана. И русский народ вступил в полосу рационализма, верит в книжку, в печатное слово, формирует (или уродует) свой облик с детских лет в школе, в обстановке искусственной культуры. Оттого так безмерно вырастает влияние интелигенции (даже низшей по качеству, даже журналистики); оттого-то удаются и воплощаются в историческую жизнь новые, «умышленные», созданные интеллигенцией народы. Интеллигенция творит эти народы, так сказать, «по памяти»: собирая, оживляя давно умершие исторические воспоминания, воскрешая этнографический быт. Если школа и газета, с одной стороны, оказываются проводниками нивелирующей, разлагающей, космополитической культуры, то они же могут служить и уже служат орудием культуры творческой, национальной. Мы должны лишь выйти из своей беспечности и взять пример с кипучей и страстной работы малых народов, работы их интеллигенции, из ничего, или почти из ничего, кующей национальные традиции. Наша традиция богата и славна, но она запылилась, потускнела в сознании последних поколений. Для одних затмилась прелестями запада, для других — официальным и ложным образом России, для которого в искусстве — и не только в искусстве — типичен псевдорусский стиль Александра III. Мы должны изучать Россию, любовно вглядываться в её черты, вырывать её в земле закопанные клады. Мы должны знать её историю, любить её героев, ценить и самые древние памятники её литературы (первыми у нас никто не интересовался), особенно — её искусство. Это великое искусство было открыто незадолго до войны. Огромное большинство русской интеллигенции не имеет до сих пор понятия о его существовании. Но в нём дана объективная, говорящая и внешнему миру, мера русского гения. Мы должны чтить и уметь различать в иконописном житии живые лики русских святых, которые несут нам свои заветы, своё национальное понимание вечного христианства. Понять эти заветы не всегда легко, и мало кто задумывается над этим. Мы должны чтить и героев — строителей нашей земли, её князей, царей и граждан, изучая летописи их борьбы, их трудов, учась на самых их ошибках и падениях, не в рабском подражании, но в свободном творчестве вдохновляясь подвигом предков. Мы должны знать живую Россию, её природу, жизнь её народов, их труд, их искусство, их верования и быт. И прежде всего мы должны знать Великороссию. Наше национальное сознание должно быть сложным, в соответствии со сложной проблемой новой России (примитив губителен). Это сознание должно быть одновременно великорусским, русским и российским. Я говорю здесь, обращаясь, преимущественно, и великороссам. Для малороссов или украинцев, но потерявших сознание своей русскости, эта формула получит следующий вид: малорусское, русское, российское. После всего, сказанного выше, ясна повелительная необходимость оживления, воскрешения Великоруссии. Всякий взгляд в историческое прошлое России, всякое паломничество по её следам приводит нас в Великоруссию, на её север, где и поныне белеют стены великих монастырей, хранящих дивной красоты росписи, богословское «умозрение в красках», где в лесной глуши сохраняются и старинная утварь, и старинные поверья, и даже былинная поэзия; старинные города (Углич, Вологда), древние монастыри (Кириллов, Ферапонтов) должны стать национальными музеями, центрами научно-художественных экскурсий для всей России. Работа изучения святой древности, ведущаяся и в большевистской России, должна продолжаться с неослабевающей ревностью, вовлекая, захватывая своим энтузиазмом все народы России. Пусть не для нас одних русский север станет страной святых чудес, священной землёй, подобно древней Элладе или средневековой Италии, зовущей пилигримов со всех концов земли. Для нас, русских и христиан, эта земля чудес вдвойне священна: почти каждая волость её хранит память о подвижнике, спасавшемся в лесном безмолвии, о воине Сергиевой рати, молитвами державшей и спасавшей страдальческую Русь. Но русский Север не только музей, не только священное кладбище. По счастью, жизнь не покинула его. Его население — не многочисленное — крепко, трудолюбиво и зажиточно. Перед ним большие экономические возможности. Белое море и его промыслы обещают возрождение целому краю при научном использовании его богатств. Московский промышленный район (здесь: Ярославль, Кострома) устоял в испытании революции. На этой земле «святая Русь», святая старина бок о бок соседит с современными мануфактурами, рабочие посёлки — с обителями учеников преп. Сергия, своим соседством вызывая часто ощущение болезненного противоречия, но вместе с тем конкретно ставя перед нами насущную задачу нашего будущего: одухотворения православием технической природы современности. Русский Север, святая Русь в полноте своей жизни открывают свои сокровища, конечно, лишь православному взору: только для него подлинно живёт и древняя икона, и народная песня, и даже вещественный осколок уходящего быта. Но, конечно, работа найдётся и для неверующего, но любящего исследователя. Здесь понадобятся целые плеяды этнографов, искусствоведов, бытописателей — собирателей материалов. Самая работа над памятниками религиозной культуры не проходит даром для религиозного роста личности. Но лишь живой вере суждено построить из камней культуры храм живого духа. От великоросского — к русскому. Это, прежде всего, проблема Украины. Проблема слишком сложная, чтобы здесь можно было коснуться её более, чем намёками. Но от правильного решения её зависит самое бытие России. Задача эта для нас формулируется так; не только удержать Украину в теле России, но вместить и украинскую культуру в культуру русскую. Мы присутствуем при бурном и чрезвычайно опасном для нас процессе: зарождении нового украинского национального сознания, в сущности новой нации. Она ещё не родилась окончательно, и её судьбы ещё не предопределены. Убить её невозможно, но можно работать над тем, чтобы её самосознание утверждало себя, как особую форму русского самосознания. Южно-русское (малорусское) племя было первым создателем русского государства, заложило основы нашей национальной культуры и себя самого всегда именовало Русским (до конца XIX века). Его судьба во многом зависит от того, будем ли мы (т.е. великороссы) сознавать его близость или отталкиваться от него, как от чужого. В последнем случае мы неизбежно его потеряем. Мы должны признать и непрестанно ощущать свои не только киевские летописи и мозаики киевских церквей, но украинское барокко, столь привившееся в Москве, и киевскую Академию, воспитавшую русскую церковь, и Шевченко за то, что у него много общего с Гоголем, и украинскую песню, младшую сестру песни великорусской. Эта задача — приютить малоросские традиции в общерусскую культуру — прежде всего выпадает на долю южнорусских уроженцев, сохранивших верность России и любовь к Украине. Отдавая свои творческие силы Великороссии, мы должны уделить и Малой (древней Матери нашей) России частицу сердца и понимания её особого культурно-исторического пути. В борьбе с политическим самостийничеством, в обороне русской идеи и русского дела на Украине нельзя смешивать русское дело с великорусским и глушить ростки тоже русской (т.е. малорусской) культуры. Та же самая русская идея на севере требует от нас некоторого сужения, краеведческого, областнического углубления на юге — расширения, выхода за границу привычных нам великорусских форм. И здесь, на охране единства Великой и Малой России, самой прочной связью между ними была и остаётся вера. Пусть разъединяет язык, разъединяет память и имя Москвы — соединят Киевские святыни и монастыри Святой Руси. До тех пор, пока не сделан непоправимый шаг и народ малорусский не ввергнут в унию или другую форму катализирующего христианства, мы не утратим нашего братства. Разрываемые националистическими (и в то же время вульгарно-западническими) потоками идей, мы должны соединяться в религиозном возрождении. И сейчас подлинно живые религиозные силы Украины от Русской церкви себя не отделяют. От русского — к российскому. Россия не Русь, но союз народов, объединившихся вокруг Руси. И народы эти уже не безгласны, но стремятся заглушить друг друга гулом нестройных голосов. Для многих из нас это всё ещё непривычно, мы с этим не можем примириться. Если не примиримся — т.е. с многоголосностью, а не с нестройностью, то и останемся в одной Великороссии, т.е. России существовать не будет. Мы должны показать миру (после крушения стольких империй), что задача империи, т.е. сверхнационального государства — разрешима. Более того — когда мир, устав от кровавого хаоса мелко-племенной чересполосицы, встоскует об единстве как предпосылке великой культуры, Россия должна дать образец, форму мирного сотрудничества народов не под гнётом, а под водительством великой нации. Задача политиков — найти гибкие, но твёрдые формы этой связи, обеспечивающей каждой народности свободу развития в меру сил и зрелости. Задача культурных работников, каждого русского, в том, чтобы расширить своё русское сознание (без ущерба для его «русскости») в сознание российское. Это значит воскресить в нём, в какой-то мере, духовный облик всех народов России. То в них ценно, что вечно, что может найти место в теле Вселенской церкви. Всякое дело, творимое малым народом, как бы скромно оно ни было, всякое малое слово должны вложиться в русскую славу, в дело России. В наш век национальные самолюбия значат порою больше национальных интересов. Пусть каждый маленький народ, т.е. его интеллигенция, не только не чувствует унижения от соприкосновения с национальным сознанием русских (великороссов), но и находит у него помощь и содействие своему национально-культурному делу. Было бы вреднейшей ошибкой презрительно отмахнуться от этих шовинистических интеллигенции и через головы их разговаривать с народом. Многие думают у нас сыграть на экономических интересах масс против «искусственных» национальных претензий интеллигенции. Рано или поздно народ весь будет интеллигенцией, и презрение к его духовным потребностям отомстит за себя. Конечно, духовные потребности приходится отличать от политических притязаний: в титуле московских Царей и Императоров всероссийских развёртывался длинный свиток народов, подвластных их державе. Многоплеменность, многозвучность России не умаляла, но повышала её славу. Национальное сознание новых народов Европы в этом отношении не разделяет гордости монархов, но Россия не может равняться с Францией или Германией: у неё особое призвание. Россия — не нация, но целый мир. Не разрешив своего призвания, сверхнационального, материкового, она погибнет — как Россия. Объединение народов России не может твориться силой только религиозной идеи. Здесь верования не соединяют, а разъединяют нас. Но духовным притяжением для народов была и останется русская культура. Через неё они приобщаются к мировой цивилизации. Так это было в Петербургский период Империи, так это должно остаться. Если народы России будут учиться не в Москве, не в Петербурге, а в Париже и в Берлине, тогда они не останутся с нами. На русскую интеллигенцию ложится тяжкая ответственность: не сдать своих культурных высот, идти неустанно, без отдыха, всё к новым и новым достижениям. Уже не только для себя, для удовлетворения культурной жажды или профессиональных интересов, но и для национального дела России. Здесь не важна сама по себе культурная отрасль, профессия — России нужны учёные и техники, учителя и воины. Для всех один закон: квалификация, её непрерывный рост в труде и подвижничестве. Коли великороссы составляют 54% России, то русская интеллигенция должна выполнить не 54%, а гораздо более общероссийской культурной работы, чтобы сохранить за собой бесспорное водительство. Время для нас грозное, тяжёлое. Бесчисленные народы России рвутся к свету, к культуре. Среди всех только великорусская интеллигенция, придавленная, разреженная, искусственно вытесняется с пути национального творчества... Молодое поколение варваризуется и в России, и в зарубежье. Для него подчас, кажется, не под силу поднять культурную ношу отцов. Но надо не только поднять её, но и нести дальше и выше, чем умели отцы. Ибо голос времени звучит неумолимо: «Всякое промедление — смерти подобно», как говаривал Пётр Великий. Наши творческие силы ещё не иссякли. Мы верим в наше призвание, не мириться с мыслью о гибели. Нам нужна лишь школа аскезы — культурной, творческой аскезы, без которой не создаются ни духовные, ни материальные ценности культуры. Последние слова к христианам, к православным. Нельзя, разумеется, подчинить путь веры путям национальной жизни. Нет ничего гнуснее утилитарно-политического отношения к христианству. Но в православии дано нам религиозное освящение нации. Церковь благословляет наше национальное делание, при условии просветлённости его Светом Христовым. Но мы должны преодолеть в себе две слабости, которые до сих пор обеспложивают творческие силы христианской интеллигенции. Во-первых, мы должны отрешиться от привычной сращённости православия с политическими, культурными, бытовыми формами старого времени. Не считать идеалом православия реставрацию старины и найти в нём источник свободы для творческого отбора в старых сокровищах, для творческого созидания новой жизни. Вторая — в известной степени противоположная слабость — это индивидуализм личного религиозного пути. Для отрешённого, погружённого в собственный мир строя души не возникает и проблем национальной культуры, да и культуры вообще. Как первая школа духовной жизни, эта замкнутость души может быть законной, необходимой Как традиция, как стиль целого поколения — это уже некое уродство, становящееся национальной пассивностью. В обстановке русской трагедии, в наш грозный исторический час это направление (как направление) свидетельствует просто о недоразвитии христианской совести. Если мы в эмиграции — и поскольку наши братья в России — преодолеем в себе эти слабости, эти болезни роста, то главное дело русского национального возрождения уже сделано. Ибо жизненность и крепость русского религиозного возрождения русской церкви не подлежит сомнению. В ней, в русской церкви, дано живое средоточие нашей национальной работы, источник вдохновляющих её сил. Но нужно помнить, что для этой работы необходима сложная, опосредственная трансмиссия этих духовных сил, что в деле национального возрождения участвуют: церковь, культура, государство. И здесь я останавливался преимущественно на втором члене, наиболее угрожаемом и наиболее сложном, связующем действие сил духовных с механизмом социальных необходимостей. На вопрос, поставленный в заглавии настоящей статьи: «Будет ли существовать Россия?» я не могу ответить простым успокоительным: «будет»! Я отвечаю: «Это зависит от нас. Буди! Буди!».
Впервые опубликовано в «Вестнике РСХД» (Париж), 1929, № 1-2, с. 13-21.
Источник: Ж. «Посев», №6, 2014г.
От редакции: - Распространяйте наши материалы в своем окружении; - Подписывайтесь на журнал «Посев»; - Читайте материалы НТС на http://nts-rs.ru/posev.htm - Подпишитесь на нашу рассылку (Стрелы НТС), перейдя по ссылке http://subscribe.ru/catalog/state.politics.dlachlenovidruz
|
В избранное | ||