Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Стрела НТС

  Все выпуски  

Стрела НТС 182. Экономическое чудо или экономическая загадка?


                           Стрела НТС №182  от 13.03.2014г.

 

[Предлагаем вашему вниманию солидаристическую концепцию выхода общества из тоталитаризма Альфреда Мюллер-Армака  в кратком изложении Георга Бласко.]

 

 

Экономическое чудо

или экономическая загадка?

 

 

Нищеты и богатства не давай мне!

...Дабы, пресытившись, я не отрёкся Тебя...

и чтобы, обеднев, не стал красть,

и употреблять имя Бога моего всуе.

          Притч. 30, 8.9

 

От системы крайнего дирижизма к социальному

рыночному хозяйству

 

Предложения для перехода от экономической системы крайнего дирижизма к социальному рыночному хозяйству.

Было бы слишком рискованно резко ввести вместо системы дирижизма полностью либеральную систему. Подобный риск может принести хорошие плоды, как в начале образования ФРГ, когда Людвиг Эрхард ликвидировал за ночь обеспечение продуктовыми карточками и объявил в связи с денежной реформой, что новая немецкая марка станет в будущем единственным продуктовым талоном, за который можно получить продукты. Ему удался резкий переход без проведения жёстких мер социального характера, поскольку были предпосылки для функционирования социального рыночного хозяйства.

Итак, для перехода можно сформулировать следующие принципы:

∙ Должны быть устранены незаконные оковы, а именно: ограничения свободной экономической деятельности, для которой нет законной основы.

Если, например, законом не определено, что земля является исключительной собственностью государства, тогда приобретение земельного участка физическими или юридическими лицами не должно быть затруднено административными ухищрениями (отказ от внесения в земельный кадастр, чрезмерно завышенные налоги, запугивание национализацией и подобное).

∙ Устранение законно необоснованных ограничений свободного использования недвижимости. Сюда относится также свобода занятия кустарной деятельностью.

∙ Устранение законов, ограничивающих без нужды личную свободу, особенно в экономической жизни. При определении их ненужности большую роль может играть степень доверия к гражданам.

∙ Государство должно поэтапно отдавать предпринимательские функции, это значит:

— право принимать предпринимательские решения должно быть перенесено из сферы министерств в сферу производственных и транспортных предприятий. Это должно происходить поэтапно, так как невозможно сказать, в состоянии ли руководители данных предприятий вследствие их образования и способностей принимать действенные решения. Для этого необходимо создать соответствующее производственное конституционное право, которое гарантирует равновесие между предпринимательской свободой и соблюдением интересов как сотрудников, так и потребителей.

— Пример Югославии показывает, что децентрализация, т. е. передача полномочий предпринимательских решений со стороны государства рабочим коллективам, не оправдала себя. Последние советские соглашения содержали справедливые требования, чтобы производственные единицы работали в первую очередь рентабельно. Но этого можно достичь не планами, разработка которых поручается различным комиссиям и комитетам, а путём приглашения специально обученных людей, которые должны будут принимать предпринимательские решения и отвечать за них. Это относится также и к предприятиям семейного типа сельскохозяйственных производственных единиц. Невозможно ожидать, чтобы директор комбината, который раньше был вышколен на выполнении директив и плана, вдруг внезапно сможет самостоятельно планировать производство согласно рыночно-экономическим принципам и продавать продукты по заниженным ценам. Так же бессмысленно поставить колхозника, не привыкшего к самостоятельности, на клочок земли и сказать: «Хозяйничай самостоятельно, посмотрим, как ты управишься…»

Передача функции предпринимательской деятельности со стороны государства в руки экономики (и здесь речь идёт о разделении власти) предполагает наличие квалифицированных и сформировавшихся в моральном отношении людей. Их можно иметь лишь в том случае, если проводить огромную работу по образованию и воспитанию. При этом можно и нужно опираться на людей, которые уже проявили компетентность и готовность взять на себя ответственность. В тех странах, где система дирижизма была введена не слишком давно, можно прибегнуть к опыту испытанных и надёжных кадров, чьи предприятия были в своё время экспроприированы (и которые были оставлены работать там, в качестве директоров). Быстро решить вопрос можно путём организации курсов переквалификации кадров, занятых в экономике на ответственных постах.

Соответствующие законодательные меры должны развивать предпринимательскую инициативу путём поощрения бережливости и капиталовложений в собственной стране.

— Государство должно отдать в частные руки не только право свободы предпринимательских решений, но и постепенно право собственности на производственные единицы. Для этого существует испытанный метод народного акционирования, например государственное предприятие превращается в акционерное общество. Акции передаются коллективу частично безвозмездно, частично на льготных условиях, а остальные распродаются на бирже. По психологическим и воспитательным причинам целесообразно, по крайней мере на какое-то время, сделать невозможной продажу акций коллектива, чтобы его члены смогли научиться ценить финансовые выгоды дивидендов, а также вытекающее из владения акциями право участия в совместном руководстве предприятием. Коллективные акции должны продаваться в том случае, если владелец акций покидает коллектив. Для вновь принятых членов коллектива предприятие должно позаботиться о приобретении ими акций вне биржи (например из акционерного фонда по оказанию помощи в покупке акций).

Переход от экономики дирижизма к рыночной должен протекать так, чтобы в распоряжении были важнейшие потребительские товары в достаточном количестве и по приемлемой цене. Итак, перед тем как отпустить цены, нужно энергично нарастить выпуск продукции и использовать импорт из-за границы, так как широкие слои потребителей не смогут выдержать повышения цен, которое на свободном рынке становится стимулом для наращивания производства.

Но государственные меры по оказанию поддержки должны постепенно упраздняться, чтобы заработала саморегулирующая сила рынка. По принципу «регулировать налогами» необходимо будет лишь в небольшой степени обложить налогами производство потребительских товаров, чтобы товарный дефицит и повышение цен не повредили процессу перехода.

В противоположность либерализму, социальная рыночная экономика предполагает сильное государство. Поэтому переход не должен означать, что авторитет государства будет ослаблен и что государственные средства уменьшатся. Ни снижение общественной безопасности, ни падение общественной морали не должны стать сопутствующими явлениями подобного перехода.

В соответствии с этим полицейский персонал из политической полиции нужно переобучить для усиления обычной полиции, а служащих национализированных предприятий — в налоговых чиновников, если они остаются на государственной службе в соответствии с их желаниями и способностями. Возможные правонарушения, совершённые этими лицами, должны караться только обычными судами и только на основании действующих в момент совершения преступления законов, как, например, злоупотребление служебным положением, телесное повреждение, вымогательство, незаконное лишение свободы, нарушение неприкосновенности жилища и тому подобное. Например, только лишь принадлежность к политической партии не должна считаться преступлением.

Итак, государство должно оставаться сильным, но не путем мер принуждения и концентрационных лагерей, а вследствие информированности и высокой степени разъяснительной работы по правонарушениям.

Для перехода от системы крайнего дирижизма к другой системе нужно опираться на опыт. Мы можем при переходе позаимствовать следующие модели:

Югославская модель. С общеполитической точки зрения эта модель характеризовалась прекращением влияния Советского Союза после того, как Тито добился, чтобы в Югославии не размещались советские войска. В политико-экономическом плане отмечалось стремление к осуществлению перехода путём:

- мер децентрализации;

- развития туризма (также терпимости к паломничеству);

- предоставления возможностей выезда рабочих на работу в другие страны.

Путём децентрализации делалась попытка улучшить плохое экономическое положение передачей полномочий нижестоящим органам, включая руководство предприятиями. На руководящих постах предприятий были частично оставлены те лица, которые привыкли к крайне дирижистской линии поведения и реагирования и большей частью были не в состоянии мыслить категориями, определёнными принципом рентабельности производства, и руководить предприятием. Отсутствовала у них и соответствующая квалификация. Напротив, рабочим отдельных предприятий было предоставлено право совещательного голоса, а также свобода решения, но и эта мера (нашедшая последователей в 1989 году в советских стачечных комитетах) не привела к желаемому улучшению экономического положения. Здесь имеются следующие причины:

1. Общее руководство экономической жизнью осталось в руках федеральных министерств, так что предприятия не могли иметь прямых контактов ни с рынком своих товаров, ни с производителями сырья и комплектующих кроме как через чёрный рынок.

2. У нового руководства отсутствовало соответствующее образование.

3. Советы трудовых коллективов представляли очень громоздкую структуру для возможного оперативного и гибкого реагирования на конкретную ситуацию.

Содействие туризму имеет место также в других странах с системой дирижизма, и, без сомнения, как следствие этого — приток твёрдой валюты в страну. Конечно, выгода от этого незначительная, так как соответствующие службы сервиса зачастую отсутствуют и весь туризм должен находиться под контролем службы государственной безопасности.

Разрешение выезда рабочих на работу за границу способствовало поступлению в страну иностранной валюты. Благосклонность государств с рыночной экономикой несла в себе искушение к получению больших кредитов, часто недостаточно обеспеченных. Но затем в каналах децентрализованной и всё ещё остающейся дирижистской системы они так распылялись, что ситуация со снабжением по-прежнему оставалась плохой. Это хозяйственное положение было усугублено ещё и тем, что Югославия являлась многонациональным государством, отдельные национальности которого плохо ладили между собой. Дирижистская система предполагала однозначное доминирование сербов. Результатом этой жесткосердной модели явилась экономическая нужда, которая была болезненней, чем в исправно действующих дирижистских системах.

Польская модель характеризуется тем, что бедственное состояние снабжения привело к значительным выступлениям рабочих. Так как Польша в географическом положении зажата между СССР и ГДР, которая управлялась жёсткими дирижистскими методами, выступления рабочих подавлялись силой, но в итоге правительства пали и коммунистическая партия была ослаблена. Европейское Сообщество решило оказать помощь Польше в соответствии с планом Маршалла, который функционировал следующим образом:

США поставили закупленный избыток продуктов питания в Европу. В ФРГ это количество продуктов было продано по рыночной цене, из поступивших средств был образован фонд, из которого финансировалась потребность в капитале воссоздаваемой промышленности. Наряду с системой социального рыночного хозяйства план Маршалла стал важным фактором экономического чуда Германии. Чудом было также то, что возрождённая промышленность и торговля скоро оказались в состоянии, даже после очередных реинвестиций, вернуть США фонды, предоставленные по плану Маршалла. Итак, план Маршалла был предприятием, о котором можно было только мечтать. Он сослужил хорошую службу американским фермерам, Европа, и особенно Германия, была поставлена на ноги, а американское правительство получило назад свои деньги.

По этой модели Польше в 1989 г. был подарен избыток сельскохозяйственной продукции западноевропейских стран (в том числе 40 000 тонн мяса). Эти продукты были проданы в Польше по рыночным ценам, а выручка должна была, согласно условиям соответствующего соглашения, быть использована на модернизацию сельского хозяйства Польши. Однако, возникает вопрос, жизнеспособны ли сельскохозяйственные структуры Польши в результате сорокалетнего господства системы дирижизма. Здесь необходимо осуществить следующие меры:

Существующие колхозы и совхозы должны быть превращены в кооперативы согласно уставу Райфайзена, а в пределах сельскохозяйственного владения колхозов и совхозов земля должна быть распределена между их членами таким образом, чтобы обеспечивалась на практике требуемая Райфайзеном добровольность объединения.

Китайская модель была задумана тонко. Она характеризовалась расформированием колхозов и совхозов (сельскохозяйственных принудительных коопераций). В результате продуктовое обеспечение значительно улучшилось, хотя находящийся в руках государства транспорт едва ли был в состоянии доставлять возросшее количество товаров потребителю. Большая нагрузка пришлась на долю тележек и велосипедов крестьян и перекупщиков. Следующей мерой был импорт орудий производства и других материалов с Запада и основание совместных предприятий. Но давление изнутри было слишком огромным, чтобы уменьшить его через эти клапаны. К этому добавился кризис внутри руководства компартии, секретарь которой попытался, опираясь на бунтующих студентов, побороть своих старых противников. Он вынужден был уйти, студенческие волнения были подавлены, Запад испугался и прекратил помощь, а русские не бросились заполнять брешь. Сегодняшнее руководство Китая подчёркивает, что оно готово проводить и дальше экономические реформы, но не затрагивая при этом основ компартии.

∙ Трагичной является афганская модель. Красная Армия вошла в страну, чтобы поддержать пошатнувшееся правительство. Это затянуло СССР в войну с чрезвычайно большими потерями, которая экономически обескровила страну. После вывода советских войск война продолжалась, но уже как гражданская, и об оздоровлении экономики в настоящее время не может быть и речи.

Венгерская модель. Революция 1956 г. показала, что дирижистскую систему нужно ослабить. Расшатывание системы состояло в осторожном и всё более интенсивном действии «чёрного рынка», который всё в большей мере расцветал под названием «частный сектор» и легализировался, постепенно приближаясь к продуктивности частновладельческого рынка. И в данном случае прибегли к предложенной помощи Запада, но она также оказалась неэффективной, поскольку не было предусмотрено коренных структурных изменений. Результатом стала непосильная гора долгов и значительное ухудшение продовольственной ситуации, сопровождающееся ростом цен.

Из этих примеров вытекают следующие уроки:

Первой и важнейшей задачей является обеспечение самыми необходимыми потребительскими товарами, и прежде всего продуктами питания. Для этого имеются следующие возможности:

1. Допущение и поэтапная легализация чёрного рынка по венгерской модели в качестве частного сектора.

2. Перевод принудительных кооперативов в добровольные объединения самостоятельных фермеров, владеющих землей в качестве частной собственности. В кооперативы необходимо привлекать подготовленных соответствующим образом руководящих работников, однако решения должны принимать фермеры, объединённые в кооперативы. Кооперативы должны иметь возможность продавать свою продукцию, используя собственный транспорт.

3. Иностранная гуманитарная помощь должна приниматься, но её нужно распределять не бесплатно, а продавать по ценам, соответственным за аналогичный товар отечественного производства. Таким путём поступившие финансовые средства должны быть направлены в первую очередь для совершенствования транспортного хозяйства — но только в форме кредита. В соответствии с планом Маршалла обратная выплата не должна наносить ущерб производительности отечественной промышленности и осуществляться лишь из её доходов по умеренным процентам. Это легко осуществимо конкретно с США и ЕС, потому что им довольно трудно снизить перепроизводство сельскохозяйственной продукции вследствие политического нажима со стороны крестьянского населения.

4. В качестве последующей экстренной меры рекомендуется снижение колоссальных расходов на вооружение. Но в случае с Венгрией это применимо лишь частично из-за угрозы со стороны Румынии. Сэкономленные благодаря этому средства должны быть использованы для интеграции уволенных в запас военнослужащих в гражданскую хозяйственную жизнь. При этом мы находим множество подтверждений тому, что высшие офицеры становятся капитанами промышленности.

При переходе от системы дирижизма к рыночной экономической системе (как с общеполитической точки зрения при распаде диктаторских государств на мелкие государственные образования) каждый раз возникает вопрос, хорошо ли и нужно ли идти окольным путём, распуская совхозы и колхозы и образуя небольшие самостоятельные крестьянские семейные предприятия, а затем объединяя их на добровольной основе в кооперативы по системе Райфайзена. К сожалению, ответ гласит: да, иначе не будет обеспечена настоящая добровольность объединения, которая является решающей для здорового функционирования кооператива и связанных с этим изменений в сознании широчайших слоев населения. Но на этом огромном и дорогостоящем окольном пути непозволительно какое-либо принуждение, особенно там, где раньше существовали самостоятельное сельскохозяйственное землевладение и кооперативы, должно стать возможным превращение колхоза в добровольное объединение путём возврата землевладения бывшим собственникам и соответствующего изменения уставов. То же самое касается и общегосударственного масштаба. Великие империи принуждения (кстати, СССР не являлась империей – Прим. Ред.) должны распасться на суверенные государства, прежде чем на основе добровольного объединения, как, например, швейцарские кантоны или Европейское Сообщество, появятся более крупные единицы. Необходимо, чтобы новые — на добровольной основе — возникающие единицы имели иную структуру, чем бывшая империя (это вопрос спорный – Прим. Ред.).

Терпимое отношение к чёрному рынку или его легализация могут осуществляться с помощью следующих мер:

- Прекращения уголовного преследования преступлений подобного состава (причём органы самоуправления сохраняют за собой право принять всё же соответствующие меры в случае ошибочного развития производства или продажи по низким ценам вредных для здоровья товаров). Даже Ленин вступил на этот путь, введя НЭП (Новую экономическую политику), курс, который СССР сегодня вновь подхватил. Ссылка на Ленина может облегчить переход верным коммунистам. С прекращением уголовного преследования должна предоставляться амнистия тем лицам, которые могут самостоятельно вести хозяйство, а также необходимо помочь им получить доступ к хозяйственной деятельности.

И, наконец, законодательство, относящееся к чёрному рынку (а также контрабанде) должно быть сокращено до необходимой степени или же переведено к мерам социального рыночного хозяйства, однако это нужно осуществлять с большой осторожностью и осмотрительностью. Переход не должен вылиться в акты возмездия и кровавых расправ. Заранее должно быть оговорено, что даже члены политической партии и подобных организаций могут понести наказание только со стороны законных судов (но не суда Линча или особых трибуналов) и только за те преступления, которые ко времени их совершения уже были наказуемы по существовавшему в то время законодательству. Но при подобных преступлениях должна предоставляться амнистия, если они были совершены при выполнении приказа. Желательно, чтобы чиновники политической полиции и подобных организаций перешли в обычную полицию.

При переходе должны сохраняться достижения системы дирижизма. Например, должно обязательно сохраниться социальное страхование, так как будет явная недостаточность самостоятельной заботы о собственном будущем. Также должны оставаться стипендии в сфере образования. Соответствующее образование молодёжи, особенно высокоодарённой, является слишком важным капиталовложением, чтобы его просто взвалить на плечи родителей.

1992 г.

 

(К сожалению руководство постсоветской России проигнорировало схему перехода к социальному рыночному хозяйству по Альфреду Мюллер-Армаку, предпочтя просто прихватизировать все, что плохо лежит. - Прим. Ред.)

 

От редакции:

- Распространяйте наши материалы в своем окружении;

- Подписывайтесь на журнал «Посев»;

- Читайте ж. «Посев»  на http://nts-rs.ru/posev.htm

- Подпишитесь на нашу рассылку (Стрелы НТС), перейдя по ссылке    http://subscribe.ru/catalog/state.politics.dlachlenovidruz


В избранное