Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Биологическая цивилизация - альтернативы нет!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Первый раздел этой рассылки в архиве можно прочитать тут:

http://subscribe.ru/archive/state.politics.bio/200501/13204552.html

Первый и последующие выпуски второго раздела (начиная с 23.01.05) находятся в архиве рассылки:

http://subscribe.ru/archive/state.politics.bio

Домашняя страница (подписаться можно здесь):

http://subscribe.ru/catalog/state.politics.bio

 

Выпуск 24.

 

Здравствуйте все!

 

Тем, кто только подписался, советую сначала прочитать архив (ссылка выше). Все выпуски представляют собой развитие одной темы, поэтому и читать их нужно последовательно.

По любому выпуску или по идее в целом приветствуются отзывы и конструктивная критика.

Обучение и воспитание.

 

Большинство людей хотят, чтобы их дети получили хорошее воспитание и образование, заняли бы достойное место в жизни, были бы преуспевающими и обеспеченными.

Однако, то же самое большинство людей из поколения в поколение остаются винтиками системы, пушечным мясом, не шибко умными избирателями, да и просто не счастливыми людьми.

 

Именно они, в надежде на лучшее будущее, отдают системе своих детей на воспитание и обучение, словно забыв, какая сейчас жизнь у них самих, воспитанных этой системой.

 

Налицо технический подход к обучению и воспитанию своих детей, очень емко выражающийся фразой: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".

 

Давайте посмотрим, как растет человек в технической цивилизации.

 

Ребенок, начиная с младенчества, самообучается с очень большой скоростью. Ему все нужно схватить и попробовать на вкус, хочется двигаться, изучая окружающий мир.

К сожалению, мир в технической цивилизации не приспособлен для самостоятельного изучения ребенком. В нем не все можно брать в рот, не везде можно совать руки, не везде можно перемещаться, без того чтобы не пострадать или погибнуть.

Родителям приходится ограничивать ребенка с использованием принуждения и технических средств.

На полу грязно? Посадим ребенка на возвышение. Может упасть? Обнесем возвышение забором - получился "манеж"!

Некоторые в "особо развитых" странах уже предлагают выращивать детей в клетках!

Я подозреваю, что это розыгрыш, но подтверждений нигде не нашел. Наоборот! Ссылок по теме очень много!

 

А результат?

 

Во первых, замедляется развитие. В манеже метр на метр с несколькими невкусными резиновыми игрушками мир не изучишь.

 

Во вторых, вырабатывается мировоззрение "маленького человека", выражающееся мыслью: "мне туда (это) нельзя". Как только выберешься (если получится), тебя тут же водворяют назад.

 

Даже если родители делают все это с самыми благими намерениями, ребенок-то еще этого не понимает! Его просто куда-то не пускают, и он привыкает, что кто-то за него решает, куда ему можно, а куда нельзя. Крик и плач не помогают.

 

В третьих, после многих бесплодных попыток выбраться из манежа или достать высоко лежащую вещь, ребенок отучается раз за разом повторять попытки при неудачах. А ведь это краеугольный камень самообучения! Сколько родителей не могут подождать, пока ребенок что-то сделает сам (у них нет времени), и быстренько делают это за него? В результате самообучение тормозится, и ребенок по мере взросления переходит от позиции "я сам" к позиции "я не умею", закладывающей основы желания жить за чужой счет.

 

Все это происходит с самого раннего возраста и закрепляется в подсознании. Сколько бы потом взрослому человеку ни ГОВОРИЛИ обратное, он все равно более твердо, хотя и не осознанно, будет помнить то, что с ним ДЕЛАЛИ в детстве.

 

Когда ребенок становится чуть постарше, добавляются и другие воспитательные моменты.

 

Родители начинают говорить ему, что он должен делать, а чего не делать, причем безапелляционно и напористо, не считаясь с его мнением, желаниями и планами.

Они уверены, что дети должны подчиняться взрослым, и в технической цивилизации для этого есть все основания. Сфера деятельности ребенка расширяется, а окружающий мир не становится дружелюбнее. Объяснения ребенок не всегда поймет, постоянно присматривать за ним не получается, вот и приходится давать четкие инструкции. "К дороге не ходи", "Чтобы в восемь был дома", "Помой руки"...

Такой подход имеет побочный эффект - подавление инициативы и привычка подчиняться.

 

Общение с другими детьми, особенно старшими, также добавляет к побочным эффектам гораздо больше, чем думает большинство взрослых.

 

Отбор мелочи у младшеклассников, издевательства над ними, запугивание - все, как и в мире взрослых, только без лицемерия и притворства.

 

Мой собственный подобный опыт начинается прямо с детского сада!

Так уж получилось, что в группе моего возраста не было мест, и меня "временно" поместили в группу на год старше.

Это у взрослых разница в год - ерунда, а когда тебе пять лет, а всем остальным по шесть, это чувствуешь очень сильно.

Помню, как двое старших ребят угостили меня конфетой, а потом сказали, что она отравлена, и я завтра умру.

Не плохие развлечения для детского сада, да?

Им было очень весело наблюдать мою реакцию.

 

В первом классе я заболел воспалением легких и попал в больницу. Самым старшим в палате был семиклассник, а самым младшим - угадайте, кто. :-(

Из их "развлечений" сейчас я помню, что мне запрещали выходить из палаты и заставляли лежать неподвижно лицом к стене. Если я шевельнусь (или они решат, что я шевельнулся) мне добавлялось время неподвижного лежания. И все это с шуточками и прибауточками. (Вспоминается пастор Шлаг из фильма "Семнадцать мгновений весны", неподвижно стоящий у стены камеры с поднятой ногой в окружении уголовников).

 

Дома во дворе тоже было не все гладко, приходилось вмешиваться отцу, причем разница в возрасте была такова, что он "толковал" уже непосредственно с обидчиком, а не с его родителями.

 

Кстати, родители об этой стороне жизни детей обычно могут узнать только совершенно случайно, поскольку в детской среде широко используются угрозы и боязнь прослыть "маменькиным сынком", что равносильно превращению в изгоя.

О двух первых случаях мои родители не знают до сих пор.

 

Особенно сильно подобные взаимоотношения проявляются в детских домах, где существует целая иерархия от "мальков" до "щук".

В колониях для несовершеннолетних нравы тоже гораздо круче, чем у взрослых.

 

Я думаю, причина в том, что дети копируют дела взрослых, а не непонятные им слова, и строят свою жизнь по воспринятым принципам "в чистом виде", без налета культуры и человечности.

 

Таким образом, они учатся подчиняться, терпеть власть над собой и стремиться к власти над другими людьми.

 

При всем этом ребенок по-прежнему стремится познать мир. Научившись говорить, он начинает бомбардировать родителей кучей вопросов. Иногда он даже получает содержательные ответы, но чаще всего взрослым надоедает эта игра, и они обрывают общение с ребенком ничего не значащими фразами: "потому что потому", "вырастешь - узнаешь" или просто "надоел ты со своими вопросами".

 

А что же им остается делать, если они и сами не понимают мира, в котором живут, да еще и стараются не задавать себе действительно важные вопросы, на которые так легко выходит ребенок?

Остается только заткнуть ему рот. Без общения с родителями на важные темы ребенку приходится формировать свое мировоззрение самому (мы уже знаем, под воздействием чего это происходит).

Более того, у него складывается впечатление, что задавать вопросы, живо интересоваться окружающим, познавать мир НЕ НУЖНО. Взрослые этого не делают и его отучают. (А потом удивляются, почему ребенок не прислушивается к их мнению!)

 

Школа принимает и продолжает эстафету воспитания детей принуждением, заставляя их учить целый ворох предметов, которые в жизни так и не пригодятся, еще больше прививая отвращение к обучению и внушая мировоззрение и ценности технической цивилизации.

В технической цивилизации система образования отучает думать самостоятельно, вбивая в голову уже готовые знания.

 

После школы уже сформированная "деталь" технической цивилизации "полируется" армией, где узаконено рабство, военными училищами или просто специальными и высшими учебными заведениями, выпускающими специалистов.

 

Вспоминается фраза одного из персонажей фильма "Сибирский цирюльник":

"Не училище, а зоосад какой-то. То аистом стоишь, то раком ползаешь".

 

Если в технической цивилизации попытаться оградить ребенка от этого влияния, то ничего хорошего не выйдет. Без общения с окружающим миром его развитие замедляется еще больше, он становится типичным "маменькиным сынком", не приспособленным к самостоятельной жизни.

 

Какие-либо знания, альтернативные общепринятым в технической цивилизации, и помогающие в жизни, родители тоже не могут дать, поскольку не обладают ими, поэтому изоляция только вредит.

 

 

Если обобщить проявления технического подхода в воспитании и обучении, то можно сказать следующее.

 

Во первых, сама обстановка, в которой это происходит, вынуждает обучающего применять методы с побочными эффектами.

 

Во вторых, его собственные знания тоже способствуют этому, поскольку он просто не знает других методов.

 

В третьих, эти методы воспитания и обучения способствуют появлению нежелательных побочных результатов - негативных изменений в психике обучаемого.

 

В четвертых, знания и умения, передаваемые при обучении в технической цивилизации, являются "миной замедленного действия" и при применении приведут к побочным эффектам, а значит к продолжению существования технической цивилизации.

 

Каким же должно быть воспитание и обучение, избавленное от этих недостатков?

 

Первое. Необходима дружелюбная окружающая среда. Это означает, что она не может повредить ребенку, ЧТО БЫ ОН НИ ДЕЛАЛ! Он должен раньше устать или отвлечься, чем доползет до границы безопасной зоны, он должен иметь возможность "тащить в рот" все, что встретит. Он должен быть свободен! Такую среду должны создавать родители, вместо того, чтобы принуждением ограничивать деятельность ребенка.

Эта среда должна быть достаточно сложна и разнообразна, чтобы ребенку было на чем тренировать свой разум и тело. Клеткой тут не обойдешься.

 

Мне приходит на ум только дом с прилегающей частью природы, находящейся полностью под контролем родителей.

 

По мере роста ребенка расширяющаяся область его жизни и сфера интересов должны соответствовать его возможностям, точно так же как и мир в целом должен соответствовать возможностям взрослого человека. Между этими состояниями должен быть плавный переход по мере взросления.

 

Чтобы отказаться от применения насилия по отношению к своему ребенку, взрослый должен изменить мир!

 

Основными методами воспитания и обучения должны стать собственный пример, убеждение, отвлечение внимания от порицаемого и вредного и обращение внимания на важное и полезное.

 

Подробнее я описал это в своей айкидошной рассылке в выпусках про общение и взаимоотношения ученика и учителя.

 

Взрослый, чтобы суметь достойно воспитать своих детей, должен, прежде всего, начать с себя. Со своего образа жизни, своего мировоззрения, своих знаний.

 

Владимир.

wow@inversion.ru

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: state.politics.bio
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное