Актуальная публицистика Картина мира: Еврейский век
Актуальная публицистика
Еженедельный вестник лучших журналов и авторов статей, обзор событий в России. Актуальные статьи патриотической тематики.
Картина мира: Еврейский век
Алексей Байер
Наверное, каждый еврей диаспоры помнит тот момент,
когда он впервые узнал, что он еврей. Во всяком
случае, множество таких историй — забавных,
трогательных или мерзких — я читал в книгах и слышал
от самых разных евреев.
Мне было лет пять, когда мама как-то упомянула, что
мой детский врач — еврейка. Я тут же пошел в комнату
к бабушке поделиться с ней этой удивительной
новостью. Потом я спросил у мамы про кого-то еще из
знакомых, и он тоже оказался евреем. Весь день я
ходил от мамы к бабушке — со все удлиняющимся
списком. Наконец бабушка меня ошарашила: “И мы с
твоей мамой тоже еврейки”.
США любят преподносить себя как
образец гуманистических
ценностей, - именно ими
вашингтонский Белый дом зачастую
обосновывает свои
внешнеполитические акции. А что
на самом деле? Один лишь пример
нынешнего Ирака показывает, как
экспортируется «гуманизм» при
помощи сапога американского
оккупанта. И, прежде всего, это
касается человеческой жизни. Со
времени американского вторжения
в Ирак весной 2003 года жизнь
иракцев перестала вообще
что-либо стоить. За всю историю
этой древней земли, даже при
деспотизме Вавилона и халифата,
здесь никогда не гибло в мирное
время столько людей, сколько
гибнет сейчас.
Tема эта совсем не шутейная, поэтому мы позволим
себе роскошь быть серьезными. Вообще осознание
внутренней религиозности процесс длительный и
сложный. Иногда он занимает целую жизнь и человек,
только двигаясь к закату начинает осознавать, что
ему чего-то не хватает для внутренней гармонии.
Мне пришлось немало поразмышлять над вопросом религии и
ее роли в жизни нации и моей собственной. Эти
размышления имели в основе одну единственную мысль:
“В чем заключается смысл моей жизни и жизни других
людей, и есть ли вообще такой смысл?”. А
усугублялось всё это наличием вбитого с раннего
детства и юности атеистического мировоззрения. Так
что начинать приходилось с чистого листа, не
испытывая никакого исходного предубеждения к любой
религии.
Однажды мне пришлось прочитать
журнал посвященный теме язычества. Там приводилось
мною аргументов в пользу того, что христианство
отжило свое, является слабой и безвольной религией,
неспособной к борьбе за национальную консолидацию
русскою народа и, кроме того, имеющей выраженные
иудаистские корни. Запомнился также такой тезис:
“Христианство основано на любви, а язычество - на
принципах справедливости”. Звучит привлекательно. И
я стал разбираться по существу.
Артемий Лесников. Специально для «Русского феникса» I
Вопрос взаимоотношений между Российским государством (как бы оно не
называлось - Русь, Московское царство, Российская империя, СССР, РФ) и
Европейским сообществом стал одной из важных тем обсуждения и
политико-методологических исканий с тех самых пор, как Российская
цивилизация столкнулась с оформившейся культурно-исторической
действительностью западных соседей. Неоднократные попытки создать единое
идеологическое, политическое, культурное и ценностное пространство за
счет вовлечения России в “единый исторический процесс” гуманитарного
развития европейской культуры не привели к ожидаемым европейцами
результатам. Даже когда русская держава, казалось бы, замыкалась и
консервировалась в своем развитии, проблема взаимоотношений, пожалуй,
двух главных политических игроков евразийского геополитического
пространства приобретала новую насыщенность.
Сегодня невозможно не рассматривать историю России через призму
взаимоотношений с Европейской цивилизацией, а с появлением нового
действующего лица - США, как основного лоббиста “общечеловеческих
ценностей”, принято употреблять понятие Западная цивилизация (или еще
более любимое геополитиками понятие Северо-атлантическая цивилизация).
После, казалось бы, конца истории обособленной и противопоставляющейся
западной цивилизации русской, а затем и советской державы, и начала
процесса включения России в общий европейский континуум, произошло новое
отторжение. Россия из роли усыновленной и дерзкой беспризорницы
превращается в главного оппонента и запрудой на пути распространения
"единого гуманитарного пространства" на континенте.
Пятнадцать лет назад многие
вздохнули с облегчением: ярмо
сброшено, принуждение и абсурд
советского строя остаются в
прошлом, впереди безоблачное
небо свободы и джинсы, «мальборо»,
«кадиллаки». Одним из главных
аргументов в пользу создания
новой иерархии ценностей стала
возможность получать доступ к
различным предметам культуры,
приобщиться к миру западной
художественной свободы.
Воспринимавшиеся как проклятие
комсомольские гимны и партийные
речи выглядели забытыми
навсегда.
Но оказалось, что избавиться от
идеологии не так-то просто, а
«свято место» пусто не бывает.
Наступили новые времена, и
Россия (а точнее, главным
образом, ее столица)
стремительно превращается в одну
из «развивающихся»
капиталистических стран.
Московские «офисы» наполнились
«менеджерами», а вместе с ними
возникла так называемая
корпоративная культура. Вряд ли
кто-то из недавних борцов за
свободу мог предполагать, что
скоро им придется с
остервенением распевать гимны
своих корпораций и участвовать в
ритуальных вечеринках во славу
любимой компании.
В общем виде корпоративную
культуру можно определить как
набор ценностей, убеждений, норм
и социальных практик, которые
считаются общепринятыми среди
работников данной организации.
На заре современного капитализма
развитие корпоративных культур
было кустарным и спорадическим.
Многие корпорации строились на
патриархальных принципах,
предполагавших в качестве своей
основной ценности уважение к
старшим коллегам и сохранение
«семейных» традиций.
Одна из самых эффективных
разведывательных групп советской
разведки за рубежом,
«кембриджская пятерка» была
создана в 1934 г. В нее входили:
Ким Филби (настоящее имя и
фамилия Харолд Адриан Расселл,
1912—1988), Гай Берджесс
(1911-1963), Дональд Маклейн
(1913-1983), Энтони Блант
(1907-1983), Джонн Кэрнкросс
(1913-1995). Все они выходцы из
состоятельных аристократических
семей Англии, выпускники одного
из самых престижных высших
учебных заведений в мире —
Кембриджского университета.
Начиная с середины 1930-х и по
1950-е гг. они активно работали
на советскую разведку.
Возникает вопрос: что же двигало
этими людьми? Почему они
работали на нашу страну?
По словам одного из последних
кураторов «кембриджской пятерки»
полковника Юрия Модина,
сотрудничество с советскими
органами госбезопасности было со
стороны англичан добровольным и
бескорыстным: «...в 1944 году
было принято решение о выплате
им крупных ежемесячных пособий —
что-то вроде пенсий. Так ведь
никто не взял, все отказались!
Не для этого они работали».
В истории
человечества не было фигуры
более темной и зловещей, чем
Адольф Гитлер, и не было режима
более мрачного и
человеконенавистнического, чем
нацизм. Но следующим по времени
опытом построения корпоративного
государства после революций
Муссолини и Рузвельта был Третий
рейх Адольфа Гитлера. Касаться
его наследия страшно и противно.
Но надо, хотя гитлеровский режим
был скорее пародией на
корпоративное государство.
Журналист Валентин Пруссаков,
бывший диссидент и эмигрант, а
ныне «патриот» и постоянный
автор газеты «Завтра», так
объяснял, почему собирался
писать книгу о Гитлере
«Оккультный мессия и его рейх»
(М., 1992):
«Я хочу быть объективным,
холодным исследователем: собираю
высказывания самого Гитлера, его
сподвижников, друзей, использую
англоязычные и немецкие
материалы. Это биографический
труд, сборник документов.
Мой отец погиб на войне. И я
знаю отношение к Гитлеру в СССР:
монстр, жуткое чудовище...
Но не случайно о нем на Западе
написано больше, чем о любой
исторической личности (кроме
Иисуса Христа), — 50 тысяч
исследований! А ведь после войны
прошло сорок пять лет...
Гитлера можно ненавидеть,
любить, принимать, не принимать.
Но то, что подобного человека в
истории еще не было, — факт. Я
согласен с учеными, которые
говорят, что такие личности
появляются раз в тысячелетие.
И, что бы там ни было, эту
неординарную фигуру надо знать.