Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Защита прав призывника"

  Все выпуски  

"Защита прав призывника"




СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА ПРИЗЫВНОЙ КОМИССИЕЙ СУБЪЕКТА


Интереснейшая ситуация, связанная с процедурой рассмотрения дел призывной комиссией субъекта федерации, предусмотренная ст. 29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» периодически возникает в Санкт-Петербурге. Суть ее сводится к тому, что в силу пункта 2 упомянутой статьи, «призывная комиссия субъекта РФ: организует … контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья...». По итогам вышеперечисленных мероприятий призывная комиссия субъекта федерации, в силу пункта 3 той же статьи того же закона «может отменять решения нижестоящих призывных комиссий».

Вся проблема заключается в том, что ни в указанном законе, ни в подзаконных актах нет четких указаний относительно сроков, в течение которых призывная комиссия субъекта РФ должна рассмотреть данные вопросы.

И вот, возникает ситуация: решением призывной комиссии субъекта федерации от 27 ноября 2013 года отменяется решение призывной комиссии муниципального образования от 7 мая 2013 года об освобождении гражданина от призыва на военную службу и зачислении в запас.

Даже не будучи сведущим в правовых вопросах призыва на военную службу в РФ, можно сделать вывод, что призывная комиссия субъекта РФ спустя более чем полгода, в период следующего призывного периода, по документам (заочно), может отменить любое решение, принятое нижестоящей призывной комиссией. Так ли это? Чтобы дать ответ на этот вопрос, считаю необходимым обратиться к действующему законодательству, а именно, к определению медицинского освидетельствования.

В силу пункта 4 действовавшего в тот период Положения о ВВЭ (утв. Постановлением Правительства РФ №123 от 25.02.2003), к которому нас отсылает ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», «под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе. Если мы соглашаемся с тем, что это правомерно, то следует признать, что призывная комиссия субъекта РФ может сколь угодно долго рассматривать личные дела получивших отсрочки и освобожденных районными комиссиями призывников.

Единственным «намеком» на сроки рассмотрения личных дел является пункт 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе (утв. Приказом Минобороны РФ №400), согласно которому «призывная комиссия субъекта РФ, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря): а) принимает решение …». Однако и здесь возникает вопрос: как быть, если решение об освобождении от призыва (предоставлении отсрочки) было принято 31 декабря или 14 июля? Очевидно, комиссия субъекта физически не успеет принять свое решение в указанные выше сроки.

Единственной действенной мерой в данной ситуации является обращение в суд. Как в сложившейся ситуации наиболее верно аргументировать свою позицию перед судьей? Во-первых, имеет место неисполнение призывной комиссией субъекта РФ возложенных на нее функций. Проведение контрольного медицинского освидетельствования спустя полгода противоречит не только указанному выше пункту Инструкции, но и сводит на нет указание пункта 4 Положения о ВВЭ. Таким образом, бездействие призывной комиссии субъекта федерации, на мой взгляд, является незаконным. Однако возникает второй вопрос. Какие права нарушены указанным бездействием, и каковы последствия положительного судебного решения для призывника в данной ситуации? Если мы указываем на нарушение права на проведение медицинского освидетельствования в установленном законом порядке, то, даже установив факт бездействия призывной комиссии субъекта, мы вряд ли получим освобождение. Суд может указать, что, поскольку призыв, в период которого было принято решение об освобождении, окончен, гражданин фактически в запас не зачислен. А так как текущий призывной период «в разгаре», то ничто не мешает вновь вызвать гражданина повесткой на мероприятия, связанные с призывом. При подобной позиции суда призывнику придется уповать не только на нарушение сроков проведения КМО и бездействие призывной комиссии субъекта РФ, но и указывать на иные, материальные основания незаконности обжалуемого решения (например, медицинские). То есть фактически придется обжаловать не бездействие, а само решение, принятое с нарушением сроков.

Однако есть и иное мнение. Поскольку решение об освобождении от призыва в сроки, установленные законом, отменено в установленном порядке не было, то оно продолжает действовать, а следовательно, есть смысл привлечь в качестве заинтересованного лица отдел военного комиссариата  и требовать от суда обязать последний оформить и выдать Вам документ воинского учета гражданина, зачисленного в запас (военный билет).

В ближайшее время мы планируем обратиться в суд с подобным заявлением, поэтому окончательный ответ на поставленные вопросы даст судебная практика.

С уважением,
Аркадий Алексеевич Чаплыгин,
председатель СКА «Призывник»

----------------------------------------------------------------------------------------------------
Специализированная коллегия адвокатов «Призывник»

Официальный сайт: http://www.prizyv.net/
Профессиональный форум для призывников, офицеров запаса и военнослужащих: http://www.prizyvnik.info/
Группа Вконтакте: http://vk.com/skaprizyvnik

Контакты

в Москве:
ул. Николоямская, д.28/60
м. «Таганская», бизнес-центр «Плаза»
тел.: +7 (495) 364-15-29, +7 (495) 364-15-39

в Санкт-Петербурге:
ул. Захарьевская, д.12
м. «Чернышевская»
тел.: +7 (812) 719-84-22, +7 (812) 719-85-26

В избранное