Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Защита прав призывника"

  Все выпуски  

"Защита прав призывника"




ИЗМЕНЕНИЯ В ФЗ «О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»


26 июня 2013 года Палатами Законодательного Собрания РФ был в третьем чтении одобрен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» (Проект № 148166-6).

Само по себе название этого документа, безусловно, вызывает только положительные эмоции. Престиж военной службы должен повышаться, а сама служба должна быть почетной и вызывать уважение. Однако некоторые из предложенных законодателем изменений вызывают удивление. Давайте рассмотрим один из способов, позволяющих, по мнению законодателя, повысить «престиж и привлекательность военной службы по призыву».

Наиболее ярким и существенным из предлагаемых законодателем изменений является введение процедуры «признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии». Сведения о заключении призывной комиссии по данному вопросу, согласно  п.1 ст.1 законопроекта должны вноситься в документ воинского учета.

Действительно, существует довольно большая категория граждан, зачисленных в запас по достижении 27-летнего возраста, не прошедших по тем или иным причинам военную службу по призыву. Очевидно, законодатель желает провести черту между гражданами, освобожденными от призыва на законных основаниях, и теми, кто, по мнению законодателя, законных оснований для освобождения от прохождения военной службы не имел, но не был призван, поскольку достиг возраста 27 лет.

Попробуем задаться вопросом, а действительно ли каждый гражданин мужского пола, достигший 27-летия и не зачисленный в запас по основаниям, предусмотренным законом, действительно не имеет законных оснований для освобождения от призыва? Насколько оправдана подобная презумпция? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, следует вспомнить законный механизм освобождения от призыва, действующий в настоящий период времени в РФ. Напомню, для того, чтобы получить освобождение от призыва, необходимо, чтобы основания для освобождения были выявлены в рамках мероприятий, связанных с призывом. На указанные мероприятия граждане вызываются повестками, которые «вручаются им под роспись». Как быть, если повестка гражданину вручена не была? Конечно, мы можем указать на то, что многие злоупотребляют данной нормой закона, бегая от почтальонов и всех, кто повестки разносит. Но стоит отметить, что и у уполномоченных на проведение оповещения призывников государственных органов не всегда есть возможность вручить повестку каждому. Кто в этом виноват? Далее, как быть, если задание на призыв в том или ином регионе меньше, чем количество желающих пройти службу?

Особенно остро стоит вопрос о том, каким образом призывная комиссия может установить, что в период с 18 до 27 лет гражданин не имел законных оснований для освобождения от призыва, если в данный период гражданин ни разу не проходил мероприятия, связанные с призывом? Заметим, Расписание болезней содержит массу заболеваний, которые могли проявить себя в указанный период времени, но не проявляться в период рассмотрения вопроса призывной комиссией. Неясно, почему призывная комиссия (то есть фактически, подразделение местной администрации) должна давать юридическое, по сути, заключение, от которого будет зависеть судьба гражданина? Ведь действующий Уголовный Кодекс РФ содержит статью 328 «уклонение от прохождения военной службы». При этом часть первая указанной статьи в качестве преступного деяния называет «уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы».

Из написанного можно сделать вывод о том, что каждый гражданин, достигший 27-летия, который не был привлечен к ответственности и чью вину в уклонении от прохождения военной службы доказать не удалось, становиться гражданином, «не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований». То, что призывная комиссия не оповестила его установленным законом способом, то, что гражданин не был ознакомлен с правилами воинского учета, то, что он не был привлечен к административной (не говоря об уголовной) ответственности, не будет играть никакой роли. Призывная комиссия и ОВК после принятия данного закона могут вообще никого не оповещать и забросить  административную практику. Тем более не стоит обращаться в следственные органы, пытаясь доказать умысел гражданина в совершении преступления. Достаточно того, что он отсутствовал на мероприятиях, связанных с призывом и, по мнению той же призывной комиссии, не имел законных оснований для освобождения от призыва.

Очевидно, что подобное «повышение престижа», во-первых, избавляет призывные комиссии и отделы военных комиссариатов от значительного пласта работы, нивелирует соблюдение ими законом установленной процедуры проведения мероприятий, связанных с призывом, во-вторых, налагает на гражданина, не прошедшего военную службу по вине должностных лиц, ответственных за призыв, дополнительную обязанность по доказыванию наличия у него законных основания для зачисления в запас.

С уважением,
Аркадий Алексеевич Чаплыгин,
председатель СКА «Призывник»

----------------------------------------------------------------------------------------------------
Специализированная коллегия адвокатов «Призывник»

Официальный сайт: http://www.prizyv.net/
Профессиональный форум для призывников, офицеров запаса и военнослужащих: http://www.prizyvnik.info/
Группа Вконтакте: http://vk.com/skaprizyvnik

Контакты

в Москве:
ул. Николоямская, д.28/60
м. «Таганская», бизнес-центр «Плаза»
тел.: +7 (495) 364-15-29, +7 (495) 364-15-39

в Санкт-Петербурге:
ул. Захарьевская, д.12
м. «Чернышевская»
тел.: +7 (812) 719-84-22, +7 (812) 719-85-26

В избранное