Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Главный конструктор, обогнавший время


Информационный Канал Subscribe.Ru

Родился Александр Александрович Морозов 29 октября 1904 года в городе Бежица
Брянского уезда Орловской губернии в семье рабочих. В 1914 семья переехала в
Харьков и отец А. А.Морозова, Александр Дмитриевич, поступает работать на Харьковский
паровозостроительный завод (ХПЗ). Трудовую деятельность Александр Александрович
начал 2 марта 1919 года переписчиком технических документов в Технической конторе
ХПЗ, а с мая 1923 года уже работает в качестве чертежника-конструктора. В ноябре
1926 Александр Александрович призывается на службу в Красную Армию. Службу проходил
в Киеве, в 20ой авиационной эскадрилье красноармейцем.
В 1928 году, после демобилизации, возвращается на завод, и с 18 октября 1928
начинает работу в танко-вой конструкторской группе под руководством первого руководителя
этой группы И.Н. Алексенко. В это время Морозов принимает активное участие в
разработке танков Т-12 и Т-24. В течение 2-х лет, без отрыва от основной работы,
он в Московском заочном механическом институте им. Ломоносова, а затем в механическом
техникуме при ХПЗ. В 1933 году Александр Александрович поступает на учебу в сектор
боевой подготовки Дома Красной Армии и 1 мая 1934 года оканчивает курсы командиров
танка БТ.
Эта небольшая военная подготовка оказала большое влияние на его взгляды как конструктора
боевых машин.
29 июля 1936 года Александр Александрович становится начальником сектора нового
проектирования В этой должности произошла его встреча с Михаилом Ильичом Кошкиным,
который в 1937 году был назначен главным конструктором танкового КБ ХПЗ. Хорошо
разбиравшийся в людях Михаил Ильич довольно быстро заметил Морозова и сделал
его своим заместителем.
В это время по заданию Автобронетанкового Управления РККА разворачиваются работы
по созданию нового колесно-гусеничного маневренного танка А-20. Анализ конструкции
танка А-20 показал, что он незначительно, по основным ТТХ, превосходит танк БТ-7М,
и в КБ, в инициативном порядке, параллельно ведется разработка принципиально
нового гусеничного танка А-32. В результате целенаправленной доработки опытного
образца А-32 в КБ был создан новый танк Т-34, который в дальнейшем стал основным
танком Советской Армии в годы Великой Отечественной войны, и в последствии был
признан лучшим танком Второй Мировой войны.
С октября 1940, после смерти М.И.Кошкина, должность Главного Конструктора КБ
занял Александр Александрович Морозов. В тот момент ему было только 36 лет. С
началом Великой Отечественной войны КБ вместе с заводом эвакуируется в город
Нижний Тагил, где организовывается танковое производство.
В октябре 1941 года А.А.Морозов был назначен Главным Конструктором Уральского
танкового завода. В 1943 году за исключительные заслуги перед государством в
деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков Морозову
присвоено звание «Герой Социалистического Труда».
Настоятельное требование военных об увеличении огневой мощи танка и напряженный
труд конструкторов КБ привел к созданию танка Т-34-85, способного на равных сражаться
с новыми германскими тяжелыми танками. 22 января 1945 года Александру Александровичу
за разработку и непрерывное совершенствование танка Т-34 Постановлением Совета
Народных Комиссаров СССР было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-танковой
службы. 
В конце войны в КБ, под руководством А.А.Морозова, создается средний танк Т-44,
а уже после войны – танк Т-54. За участие в создании каждого из этих танков
ему присуждаются Государственные Премии.
13 ноября 1951 года Александр Александрович приказом Министра переводится в Харьков,
на свой родной завод, и сразу включается в работу по созданию нового, еще более
совершенного танка. И уже в октябре 1963 года был создан танк Т-64, на десятилетия
опередивший танкостроение всего мира. Танк Т-64 стал базовой машиной, на основе
которой были созданы танки Т-72, Т-80 и др.
Несмотря на свою колоссальную загруженность на работе, Александр Александрович
всегда вел активную общественную деятельность: не единожды избирался членом райкомов
и обкомов партии, в 1976 году был избран делегатом XXV съезда КПСС. К любой работе,
самой незначительной, Александр Александрович тщательно готовился. Столь же серьезно
он относился и к общению с сотрудниками, всегда внимательно выслушивал и по мере
возможности в сложных ситуациях помогал, поддерживал, при этом не терпел общих
фраз, расплывчатых заявлений, не определенных и неточных формулировок.
В 60-е годы А. А. Морозов раскрывается не только как выдающийся конструктор,
но и как ученый. Он проводит глубокий анализ направлений в проектировании танков,
и основываясь на богатейшем производственном опыте и накопленном техническом
материале, пишет научную работу. Высшая аттестационная комиссия, высоко оценив
ее, присваивает ему ученую степень доктора технических наук решением от 5 мая
1972 года. 
В 1974 году Указом Президиума Верховного Совета СССР, за выдающиеся заслуги в
деле развития отечественного танкостроения и в связи с 70-летием А.А.Морозова
наградили Орденом Ленина и второй Золотой Медалью Героя Социалистического Труда.
С 4 июня 1976 года Александр Александрович по состоянию здоровья покидает пост
Главного Конструктора и Начальника КБ. Но его связь с КБ не прекращается, он
еще долго является консультантом КБ и членом Научно-Технического Совета Министерства,
плоть до своей кончины14 июня 1979 года. На каком бы посту не находился Александр
Александрович, он всегда и везде в первую очередь оставался Конструктором.
 . Более 50 лет жизни он отдал укреплению обороноспособности страны. А. А. Морозов
удостоен следующих высоких званий и наград:
- дважды Герой Социалистического труда;
- лауреата Ленинской премии;
- трижды лауреата Государственной премии;
- заслуженного машиностроителя УССР;
и награжден:
- трижды орденом Ленина;
- орденом Октябрьской революции;
- орденом Суворова II степени;
- орденом Кутузова I степени;
- трижды орденом Трудового Красного Знамени;
- орденом Красной Звезды;
- многими медалями Советского Союза.
В целях увековечивания памяти Александра Александровича Правительством был принят
ряд постановлений:
- присвоено имя А. А. Морозова Конструкторскому бюро, где он проработал более
50 лет, из них 36 был в должности главного конструктора;
- - присвоено имя А. А. Морозова Харьковскому механическому техникуму, который
он окончил в числе первых выпускников;
- переименована одна из улиц Харькова (Юмтовская) в улицу имени А.А.Морозова;
- в г. Брянске и на заводе, где он работал, установлены бронзовые бюсты А.А.Морозова.
Кроме того, память об А.А.Морозове живет и будет жить в десятках и сотнях танков
Т-34, установленных на пьедесталах во многих городах и современных танках Т-64,
Т-72 и Т-80.
В умах и деяниях украинских конструкторов-танкостроителей и ныне живут традиции
«школы Морозова», подтверждением чего являются конкурентоспособные,
пользующиеся спросом боевые бронированные машины, созданные казенным предприятием
«Харьковское конструкторское бюро по машиностроению» имени А.А.Морозова.

КП ХКБМ им. А.А.Морозова сегодня - головное предприятие отрасли по разработке
боевых бронированных машин оборонно-промышленного комплекса Украины, многопрофильная
организация выполняющая разработку, изготовления и испытания новых и модернизированных
опытных образцов бронетанкового вооружения и техники. Значительным этапом деятельности
КП ХКБМ было заключение контракта в 1997 году на поставку 320 танков Т-80УД в
Исламскую Республику Пакистан. Успешное выполнение этого контракта закрепило
позиции Украины как одной из ведущих стран мира в области разработки и производства
боевых бронированных машин.
К числу новых разработок, освоенных в производстве совместно с предприятиями,
входящими в состав концерна «Бронетехника Украины», относятся украинский
танк БМ «Оплот», в котором воплощены последние достижения науки и техники
в области бронетанкостроения; вариант танка с пушкой 120-мм под боеприпасы стандарта
НАТО – танк БМ «Ятаган», прошедший тендерные испытания; БРЭМ-84;
модернизация танков Т-54, Т-55, Т-59, Т-62 и Т-72 в интересах потенциальных иностранных
заказчиков. Для Вооруженных Сил Украины выполнена модернизация» танка Т-64Б
– индекс танк БМ «Булат», с доведением основных боевых характеристик
до уровня современных танков. На базе танка Т-72 создана тяжелая боевая машина
пехоты БМП-Т с размещением десанта в количестве 5 человек и с характеристиками
защиты, вооружения и подвижности на уровне танка. 
КП ХКБМ также разрабатывает модернизацию существующих образцов гусеничной и колесной
техники легкой весовой категории (БМП, БТР, БРДМ и др.). Разработан базовый современный
бронетранспортер БТР-3; проведена модернизация БТР- 50/60/70 и М-113. Создан
современный боевой модуль БМ «Гром» для установки на бронетранспортеры
и боевые машины пехоты. Разработаны и проходят испытания многоцелевой автомобиль
«Дозор А» и бронетранспортер «Дозор Б».
Новым направлением деятельности КП ХКБМ стала разработка и изготовление современных
средств обучения личного состава. Это - учебные видеофильмы, комплексные динамические
тренажеры боевых бронированных машин, имитирующие не только рабочие места и боевую
обстановку, но и реальные нагрузки на экипаж.
Сегодня большой опыт работы и знаний позволяет КП ХКБМ им. А.А.Морозова под руководством
Генерального Конструктора по созданию бронетанковой техники и артиллерийских
систем Украины, генерал-лейтенанта, доктора технических наук, Героя Украины Михаила
Демьяновича Борисюка оставаться в числе ведущих мировых фирм по разработке бронетанковой
техники и с честью нести имя Александра Александровича Морозова.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: state.army.armyguide
Отписаться

В избранное