Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Антимилитаристская рассылка

  Все выпуски  

Антимилитаристская рассылка


Информационный Канал Subscribe.Ru

Розыск "уклонистов". Профилактика недобровольной явки на мероприятия, связанные с призывом

 

Часто от призывников и их родителей приходится слышать о том, что сотрудники милиции и военкомата задерживают призывников в местах их проживания, в общественных местах (метро, дискотеки) и доставляют в военные комиссариаты. Основные страхи призывников связаны именно с возможностью быть "отловленным" и "сцапанным" (чаще всего призывники употребляют эти выражения).

Внешне действия сотрудников милиции и военкомата действительно напоминают задержание и доставление. Представители этих органов предлагают (иногда - в предельно грубой и категорической форме) призывнику проехать с ними в военкомат. Призывник, оказываясь на медицинском освидетельствовании внезапно, без предварительной подготовки, в большинстве случаев не имеет на руках медицинских документов, отражающих состояние его здоровья. В результате такого медицинского освидетельствования почти всегда вставляется категория годности к военной службе, позволяющая принять в отношении призывника решение о призыве, и выносится соответствующее решение. Затем, в тот же день, молодые люди направляются на сборный пункт призывной комиссии субъекта РФ, где проходят медицинский осмотр перед направлением к месту прохождения военной службы. Через несколько часов после осмотра призванные граждане уже направляются в войска. При этом призывнику не предоставляется возможность ни попрощаться с родственниками, ни собрать необходимые для отправки в часть вещи (еду, туалетные принадлежности и пр.), ни подать в суд жалобу на решение о призыве в случае несогласия с этим решением. Даже при наличии канцелярских принадлежностей молодой человек не может обратиться в суд, т. к. нарушая провозглашённое ст. 27 Конституции РФ право граждан на свободу передвижения, сотрудники призывной комиссии принудительно удерживают его на сборном пункте, лишая возможности оплатить государственную пошлину в отделении банка. Представители же правозащитных организаций и доверенные лица призывников на сборный пункт, как правило не допускаются.

Такие действия сотрудников военного комиссариата субъекта РФ, безусловно, незаконны. Но они стали возможными только “благодаря” неумению или нежеланию призывника реализовывать свои права. Рассмотрим, как призывник оказался в военкомате, с позиции права.

В соответствии с п. 4 Инструкции, утверждённой совместным Приказом Министра обороны РФ № 118 и Министра внутренних дел РФ № 218 от 4 марта 2000 года, руководители органов внутренних дел при получении письменных обращений военных комиссаров принимают меры к розыску граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, и обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с постановкой на воинский учёт и призывом на военную службу. При этом органы внутренних дел не уполномочены на доставление “уклонистов” на призывную комиссию и на задержание. И доставление, и административное удержание, являются мерами административного принуждения и осуществляются по правилам, остановленным Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Доставление представляет собой принудительное препровождение лица. При этом гл. 27 КоАП РФ останавливает строгие требования к цели и месту доставления, а также к кругу лиц, осуществляющих доставление, и основаниям доставления. Доставление допускается только в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления на месте правонарушения. Отсутствие у военного комиссара намерения составить протокол, равно как и осуществление доставления с какой-либо иной целью (например, с целью прохождения призывной комиссии) делает незаконным само доставление. Местом составления может являться только служебное помещение органа внутренних дел или помещение органа местного самоуправления сельского поселения. Доставление в помещение военкомата или призывной комиссии незаконно. Осуществляется доставление только должностными лицами органов внутренних дел и только в случае обращения военного комиссара как лица, обязанного составлять протокол об административном правонарушении. Доставление иными лицами (например, сотрудниками военкомата) и на иных основаниях незаконно.

Кроме того, доставление должно оформляться протоколом или записью в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Несоблюдение остановленной формы выводит проводимые под видом доставления мероприятия за рамки закона.

Административное задержание есть кратковременное ограничение свободы физического лица. Так же как и доставление, задержание осуществляется должностными лицами органов внутренних дел в случае обращения военного комиссара. В соответствии со ст. 27.4. КоАП РФ, об административном задержании должен составляться протокол. Срок задержания не может превышать трёх часов (ст. 27.5. КоАП РФ), в исключительных случаях - 48 часов. По истечении указанного срока задержанный должен быть освобождён. Незаконное продление срока задержания должно рассматриваться как преступление, предусмотренное ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы).

С момента задержания или с момента составления протокола об административном правонарушении с участию в производстве об административном правонарушении допускаются защитник и представитель.

Защитником может быть адвокат, его полномочия удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Представителем может быть иное лицо, полномочия которого удостоверены нотариально оформленной доверенностью. Объём полномочий защитника и представителя одинаков и определён ст. 25.5. КоАП РФ.

Положения КоАП РФ должны быть известны сотрудникам милиции и военкомата. На практике закон ими не соблюдается.

Итак, сотрудники милиции и военкомата не вправе ни задерживать, ни доставлять призывников в военкомат. Розыск призывников в целях обеспечения их явки на мероприятия, связанные с призывом, может заключаться либо в обращении к призывникам предложения пройти на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, либо в предложении подписать повестку. Если к призывнику обращаются с последним предложением, то в его интересах повестку подписать. Если же призывника просят пройти куда-либо, он вправе не выполнять эту просьбу в части явки в военкомат, потребовав со ссылкой на гл. 27 КоАП РФ доставить его в помещение органа внутренних дел для составления протокола или вручить ему повестку на мероприятия, связанные с призывом.

Если призывник доставлен в соответствующее помещение (или задержан) сотрудниками органов внутренних дел, то его задача - потребовать от лиц, производящих задержание или доставление, разъяснить, на каком основании производится указанное мероприятие. Призывника должны ознакомить с обращением военного комиссара, в котором должны содержаться сведения о необходимости разыскать и обеспечить прибытие на призывную комиссию конкретного призывника. Отсутствие обращения или отсутствие в обращении сведений о призывнике являются основанием для прекращение мер административного принуждения. Ознакомившись с обращением и обнаружив в нём требование о розыске и обеспечении прибытия, призывник должен изложить сотрудникам милиции доводы, говорящие за отсутствие оснований для того, чтобы считать его лицом, уклоняющимся от призыва. Так, в соответствии с п. 4 ст. 31 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”, не признаются уклоняющимися от призыва лица, не получавшие повестки военного комиссариата или не являвшиеся по повесткам по уважительными причинам. Также, в силу п. 7 ст. 28 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”, не считаются “уклонистами” граждане, призванные па военную службу и подавшие заявление об оспаривании решения о призыве в суд или жалобу на решение о призыве в вышестоящую призывную комиссию.

Выполнив указанные выше рекомендации, призывник должен потребовать составления протокола о доставлении или задержании, а также вызова адвоката или представителя.

Будучи доставленным на призывную комиссию, призывник должен также потребовать вызова адвоката или представителя, а также составления протокола об административном правонарушении.

Если все же призывная комиссия прияла решение о призыве и направила гражданина к месту прохождения военной службы, то решение о призыве можно оспорить в суде, положив в основание своих требований помимо наличия оснований для освобождения от призыва или для предоставления отсрочки и то обстоятельство, что призывная комиссия привела в исполнение решение о призыве незамедлительно по вынесении, не позволив гражданину оспорить это решение в суде. Фактически призывная комиссия сделала невозможным реализация права гражданина на обжалование решения органа местного самоуправления (ст. 46 Конституции РФ). При этом подачей заявления в суд выполнение решения о призыве будет приостановлено, и дальнейшее, до вступления в законную силу решения суда, содержание гражданина в войсковой части будет незаконным. Если гражданина попытаются насильственно удержать в расположении части, он можете обратиться в прокуратуру с заявлением о внесении представления об устранении нарушений закона. Лица, виновные в незаконном содержании в расположении войсковой части, подлежат уголовной ответственности (незаконное лишение свободы, ст. 127 УК РФ).

Для того, чтобы в такую ситуацию не попасть, во-первых, нельзя уклоняться от призыва. Практика показывает, что при должном усердии у самого здорового человека можно обнаружить заболевание, дающее основание для присвоения ему категории годности "В". Призывник может пройти обследование в любом медицинском учреждении, в том числе и в том, которое порекомендуют в организациях, профессионально занимающихся содействием освобождению от призыва. Во-вторых, прежде чем являться на призывную комиссию, желательно обратиться к юристу, составить заявление в суд об оспаривании будущего (предполагаемого, датированное днём визита на призывную комиссию) решения о призыве, оплатить госпошлину, и непосредственно перед визитом на комиссию подать заявление в суд по почте пенным письмом с описью вложения. В описи необходимо указать, что подано именно заявление об оспаривании и именно на решение о призыве, принятое в отношении конкретного призывника. Поскольку подачей заявления исполнение решения приостанавливается, призывника не отправят к месту прохождения военной службы раньше, чем решение суда по заявлению вступит в законную силу.

Если решение о призыве вынесено не будет, необходимо направить в суд заявление об отказе от иска. В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, производство по заявлению об оспаривании решения призывной комиссии будет прекращено.

Если решение о призыве было вынесено, но не реализовано (допустим, по причине побега с отправки к месту службы), то, в соответствии с п. 21 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, это решение по завершении призыва отменяется призывной комиссией как нереализованное. Это означает: а) призывник подлежит ближайшему по времени призыву: б) в отношении призывника может быть возбуждено уголовное дело по факту уклонения от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 328 УК РФ). Для того, чтобы избежать уголовной ответственности, рекомендуем доказать наличие оснований для предоставления освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Незамедлительно после вынесения решения о призыве на военную службу и подачи заявления в суд об оспаривании этого решения, призывнику рекомендуется уведомить военного комиссара, начальника соответствующего органа внутренних дел и прокурора о подаче указанного заявления и приостановлении исполнения решения о призыве. Уведомление этих лиц воспрепятствует признанию призванного гражданина лицом, уклоняющимся от призыва на военную службу, в связи с неявкой на контрольную явку (или отправку к месту прохождения военной службы) в военный комиссариат по вызову (повестке) военного комиссариата. Следовательно, к гражданину, уведомившему заинтересованных должностных лиц о приостановлении решения о призыве, не могут быть применены меры, предусмотренные вышеназванной Инструкцией от 4 марта 2000 года.

Действия сотрудников органов внутренних дел, потребовавших от призывника явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и добившихся удовлетворения своего требования, можно рассмотреть как задержание и доставление, осуществлённые с нарушением норм, регламентирующих данные процедуры. Это позволит оспорить такие действия в суде. Если в результате таких действий гражданину был причинён моральный вред, в исковом заявлении можно требовать его компенсации.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: state.army.antimil
Отписаться

В избранное