Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Йога для начинающих

  Все выпуски  

Аштанга Виньяса Йога


Йога для начинающих

Выпуск N12


Аштанга Виньяса Йога

    
     
Понятие Аштанга Йоги


Термин «Аштанга йога» имеет два значения. Изначально, он означает восемь ступеней йоги, описанные Патанджали в «Йога-Сутрах». В этом значении все, относящееся к йоге, основанной на системе Патанджали, является Аштанга виньяса йогой. Однако, второе, более узкое, значение Аштанга виньяса йоги – это название стиля (школы) йоги, хранителем которой сегодня является Шри К. Паттабхи Джойс. Часто этот стиль называют Аштанга йогой. Он соответствует третьей ступени в системе Аштанга виньяса йоги Патанджали - Асане. Шри К. Паттабхи Джойс обучает йоге в этой традиции в Ashatnga Yoga Research Institute (Майсор, Индия) с конца 40х годов прошлого века, и сегодня эта традиция широко известна на Западе.

Практика Аштанга виньяса йоги это Поток. Динамичный, текучий поток энергии, поток движения и дыхания. Она уникально воздействует на состояние человека, даря ощущение свободы, радости и единения с миром, помогая обрести спокойствие, контроль, силу, выносливость и гибкость.

Аштанга виньяса является динамической практикой, которая включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений - виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой (определенным способом дыхания), бандахами ("энергетическими замками") и дришти (концентрацией внимания на определенных точках). Во время выполнения практики сохраняется дхьяна (медитативное состояние сознания).

Важнейшей отличительной особенностью этой школы является использование виньяс в качестве связки асан. Виньяса представляет собой сокращенную версию комплекса «сурья намаскар» (приветствие солнцу). Использование виньяс в практике сильно разогревает тело, что способствует его «очищению». Минимальное количество дыханий в асане – 5-8, однако при терапевтическом их использовании их количество может доходить до 50-80.

Во время практики для полноценного обеспечения кислорода при значительной нагрузке используется дыхание «уджайи». Для поддержания осознания работы внимания используется концентрация внимания на определенных частях тела («дришти»).

Термин "виньяса" переводится как "дыхательно - двигательная система упражнений". При синхронизировании движения с дыханием по типу уджайи-пранаямы и применением во время выполнения асан энергетических замков мула бандхи, уддияна бандхи и джаландхара бандхи, в теле возникает сильный внутренний жар, вызывающий обильное потовыделение. Таким образом происходит процесс очищения и омоложения мускулов и внутренних органов, из организма выводятся токсины. В результате практикующий чувствует в теле силу и легкость. Виньяса уравновешивает дыхание и обеспечивает бесперебойную циркуляцию крови по всему телу. Дыхание становиться ритмичным, тело сильным, а ум спокойным.

Традиционно такой подход называется "Йога - Мала" ("мала" - санскр. "гирлянда, четки, венок"). Йога-Мала - это Венок Йоги, где асаны нанизаны на нить дыхания. Выполнение асан в виде связанных в непрерывные последовательности комплексов - эффективный способ накопления энергии в теле, способствующий психоэнергетической трансформации и расширению диапазона восприятия.

В каждом комплексе Аштанга виньяса йоги обязательно присутствует несколько ключевых асан и виньяс, которые бросают реальный вызов Силе Духа практикующего. Бескомпромиссная необходимость ежедневно принимать вызов и преодолевать собственную слабость быстро укрепляет Силу Духа, придает человеку уверенность и реально преображает его тело и сознание.


Практика Аштанга Виньяса Йоги

Многие из современных школ йоги изменяют традиционную методику и упрощают практику, подгоняя ее под весьма ограниченные возможности занимающихся. Так возникают выхолощенные и профанированные "игрушечные" стили йоги. Занятие ими - дань моде, экзотике или престижу. Именно такие стили обычно становяться популярными и массовыми, потому что их основатели ориентируются на доступность и легкость, из экономических соображений стремясь привлечь как можно больше людей. Хранитель традиции аштанга-виньяса йоги Шри К. Паттабхи Джойс бескомпромиссно отстаивает прямо противоположный подход, утверждая, что не Йогу надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам Традиции.

Ориентация на несовершенство и слабость людей, искалеченных комфортом цивилизации, может привести к угасанию самой Традиции Йоги. А это недопустимо, поскольку истинная практика Йоги в современных условиях дает нам шанс преодолеть прогрессирующую физическую и духовную деградацию. Иерархия тренировочных последовательностей Аштанга виньяса йоги состоит из шести базовых уровней восходящей степени сложности (возможно существует седьмой, но информация о нем не разглашается).

Информация по первым пяти уровням доступна - выпущены фильмы, где наиболее опытные из западных учеников Паттабхи Джойса - Дэвид Свенсон (на фото), Ричард Фриман, Тим Миллер, Лино Миеле и другие выполняют последовательности асан разных уровней. Есть фильмы с практикой внука П.Джойса - Шарата Рангасвами. Конечная стадия Аштанга виньяса йоги состоит в перенесении глубокого спокойствия Самадхи в бодрствующее состояние йога. Когда самадхи распространяется на все другие состояния настолько, что никакая активность или внутреннее побуждение не могут вывести из под этого влияние ум йогина, это означает что он стал "дживан-мукти" – освобожденным.

В своем предисловии к биографии Шри Рамакришны анонимный автор дает выразительное описание состояния, испытанного святым при выходе из состояния Самадхи: "у него отсутствуют понятия "Я" и "мое", он взирает на тело как всего лишь на видимость, внешнее покрывало, скрывающее душу. Он не прикован к прошлому, не уносится мыслями в будущее, безразличен к настоящему. Он смотрит на мир бесстрастным взглядом; бесконечное разнообразие явлений более не захватывает его; он больше не реагирует ни на удовольствие, ни на боль. Он, а точнее его тело, остается недвижным там, где ему поклоняется Бог или подвергает пытке дьявол: так он осознает, что это единый Брахман проявляется во всем".

Источник


В избранное