Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Йога для начинающих

  Все выпуски  

Что такое Випассана?


Йога для начинающих

Выпуск N11


Випассана. Медитация Випассана


В данной статье речь идет о традиции медитации Випассаны представленной линией Саяджи У Ба Кхина и С.Н.Гоенки. Авторы выражают глубокую признательность Владимиру Карпинскому, инструктору йоги, организатору первых курсов Випассаны в России, за предоставленные материалы, поддержку и редакцию.


Что такое Випассана?

Слово «випассана» в переводе с языка пали означает «истинное видение», или «способность воспринимать реальность такой, какая она есть». Это древняя техника, которая была известна в Индии за несколько тысячелетий до нашей эры, основные идеи были описаны еще в Ведах. Затем, в VI веке до нашей эры, ее вновь открыл Готама Будда. С тех пор традиция обучения технике випассаны не прерывалась, продолжаясь в Южной Индии и Бирме, и таким образом дошла до наших дней. Словом «Випассана» также иногда называют одну из известных школ медитации в данной традиции, которой руководит индийский учитель С.Н.Гоенка. Випассана впервые появилась в России в 1993 году. Отрадно то, что вся техника объясняется простыми словами, без избытка сложных терминов и философских категорий.

Основой практики является шила (sila) - нравственное поведение. Шила обеспечивает основу для развития самадхи (samadhi) - сосредоточения ума; очищение процесса мышления достигается через паньня (panna) - мудрость, интуицию.

Те, кто участвует в курсе Випассаны, должны взять на себя обязательство во время курса неукоснительно соблюдать следующие пять предписаний:

   1. Воздерживаться от убийства живых существ.
   2. Воздерживаться от воровства.
   3. Воздерживаться от всех видов сексуальной активности.
   4. Воздерживаться от лжи.
   5. Воздерживаться от принятия интоксикантов (опьяняющих веществ и наркотиков всех видов).

На время курса необходимо полностью прекратить все виды религиозных, медитативных и оздоровительных практик. Это делается для того, чтобы испытать технику Випассаны в ее чистоте. Были случаи, когда студенты намеренно смешивали эту технику с другой практикой, в результате чего сильно себе навредили. Если возникают сомнения или непонимание, всегда можно посоветоваться с Учителем. Все студенты должны соблюдать Благородную Тишину. Это означает тишину тела, речи и ума. Поэтому запрещены все способы общения с другими студентами, включая жесты, язык знаков, записки. Студенты, однако, могут говорить с Учителем, если это необходимо. Они могут также обращаться к Руководству с любыми проблемами, касающимися питания, размещения, здоровья, и т.д., но такие контакты должны быть сведены к минимуму. У студентов должно быть ощущение, что они работают в одиночестве.

Соблюдается полная сегрегация (разделение) полов. В течение курса супруги и пары не должны контактировать друг с другом. То же самое относится к друзьям, родственникам и т.д. Помимо этого, важно, что не должно быть никаких физических контактов (касание) между лицами одного или противоположного пола - в течение всего курса. Хотя йога и некоторые другие упражнения совместимы с Випассаной, на время курса их следует приостановить, т.к. на курсе нет соответствующих условий. Во время отдыха студенты могут совершать прогулки в предназначенных для этого местах.

Согласно традиции чистой Випассаны, курсы проходят исключительно на основе пожертвований. Пожертвования принимаются только от старых студентов, то есть тех, кто закончили, по крайней мере, один 9-ти или 10-ти дневный курс с С.Н.Гоенкой или одним из его Помощников. Те, кто проходят курс впервые, могут сдать пожертвования в конце курса или в любое время после него. Подобные пожертвования - единственные средства финансирования курсов в данной традиции во всем мире. Эти курсы существуют не за счет каких-либо крупных фондов или спонсоров. Преподаватели и организаторы не имеют никаких финансовых выгод от своей работы. Таким образом, при распространении Випассаны обеспечена чистота намерений, свободная от любых видов коммерциализации.

Безусловно, многие практикующие хатха-йогу, помнят содержание второй сутры Патанджали: йога - есть прекращение деятельности ума. Медитация позволяет осознать это, пережив на собственном опыте, что, несомненно, более ценно, чем интеллектуальное соглашение с высказыванием Патанджали. Во время прохождения курса, необходимо выполнять ряд правил и ограничений - шила (нравственное поведение), в некоторых пунктах весьма схожих с ямой и ниямой описанных в «Йога Сутрах» (точнее: яма принимается полностью (с дополнениями - молчание, режим и т.д.), а нияма идет как рекомендации к практике). Не вдаваясь в скрупулезное сравнение, можно смело утверждать, что суть предписаний Патанджали и шилы, имеют одну цель - создание оптимальных условий для практики ученика. Строгое следование принятым предписаниям, есть залог того, что вам удастся правильно понять и освоить саму технику медитации Випассана. На курсе в вечерних лекциях, неоднократно упоминается, что шила есть основа для медитации. По сути, это представляет собой некую обратную взаимосвязь, а именно - соблюдение шилы помогает успешно медитировать, а результатом медитации является состояние сознания, в котором соблюдение этих правил становиться для вас естественным поведением.

По мере практики, ум не получает новой «пищи» и начинает переваривать старое. В результате, внутренний диалог постепенно становиться менее насыщенным, изживая сам себя. Зачастую это бывает не очень приятно. На поверхность ума всплывают внутренние проблемы, комплексы, блоки, и прочий «мусор» ранее скрытые от нас повседневным непрерывным потоком мыслей, влечений, чувств. Но стоит отметить, что очищение ума от ментальных загрязнений происходит не сразу, а постепенно, день ото дня. В процессе медитации проявляют себя клеши - шаблоны или реакции на воспринятое, которые в традиции йоги и випассаны являются препятствиями на пути к освобождению.

Эти препятствия в традиции йоги Патанджали именуются клешами:

   1. Авидья - неведение, неистинное знание.
   2. Асмита - эгоизм.
   3. Рага - чрезмерное влечение к приятному.
   4. Двеша - чрезмерное отвращение к неприятному.
   5. Абхинивеша - страх смерти.

В традиции Випассаны три корня внутренних загрязнений:

   1. Рага (Лобха) - влечение.
   2. Доса - отвращение.
   3. Моха - неведение.

Читать далее >>>


В избранное