Продолжаем изучение
книги йога Рамачакара «Что такое йога?»
Жнана-йога
Человек, искренно
ищущий истину, снова и снова должен слышать, что Атман или истинное
"Я" едино с Брахманом или с вечной истиной и должен повторять себе
такие фразы, как: "Я - Брахман. Я - един с абсолютным источником знания,
существования и света". Он должен непрерывно размышлять о значении
санскритской формулы: "Ты есть то". Он должен проводить все свое
время в размышлениях о своем единстве с Брахманом до тех пор, пока свет
Брахмана не осветит его душу и не разъест всего мрака авидии, чтобы преобразовать
его "Я" в сущность Божества.
Вместо того, чтобы
поклоняться личному Богу, подобно бхакти-йогу, жнана-йог должен ясно понимать
истинное значение всех атрибутов Божества, как они приводятся в различных
писаниях, т. е. творца или правителя вселенной, духа бесконечного, вездесущего,
всемогущего, неизменного, истинного и единого.
И, понимая
реальность этих внутренних свойств Божества, жнана-йог должен признавать
невозможным для себя всякую форму поклонения личному Богу, так как это в его
глазах было бы действием, исходящим от авидии или незнания божественной природы
Я или Атмана. Жнана-йог ищет того, что выше атрибутов и выше всех описаний, что
превосходит царство мысли, и что не может быть открыто человеческим интеллектом
или разумом. Становясь в такое отношение к идее Божества, он помнит, что все
понятия личного Бога, более или менее, антропоморфичны, и что сам Творец должен
состоять из явлений, раз Он может существовать только в том или другом
отношении к сотворенному. Вследствие этого жнана-йог не молится и не будет
молиться никакому личному Богу, никакому Духу, никакому Высшему Существу.
Молитвы и поклонения кажутся ему бесполезными и ненужными, так как он не ищет
никакой сверхъестественной помощи, не просит божественного милосердия, а вместо
этого сознает всемогущую и вездесущую природу Атмана и знает, что его истинное
"Я" стоит по ту сторону добра и зла, выше добродетели и порока, не
ограниченное никакими законами, царствуя над всей природой. Он чувствует, что
он в своем существе то же самое, что Творец или личный Бог, и вместо того,
чтобы отождествлять себя с телом, умом, чувствами или интеллектом, как делает
обыкновенный человек, жнана-йог всегда помнит, что он есть Атман, никогда не
рождаемый, никогда не умирающий, безгрешный, бесстрашный, неизменный, вечно
спокойный, никогда не волнуемый ни приятными, ни неприятными испытаниями,
чувствами или переменами, физическими и духовными.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.