В этом выпуске мой отзыв о семинаре Айкидо Хироши Изояма Сенсея, хранителя Ивама Додзе. Сразу же расшифрую: Ивама - это городок в Японии, в котором в последние годы жизни жил создатель Айкидо Морихей Уесиба – О Сенсей, Ивама Додзе - это спортивный зал в котором О Сенсей занимался сам и обучал своих учеников.
После смерти О Сенсея, вИвама Додзе тренируют те, кто обучался лично у О Сенсея, и Хироши Изояма один из них, он как раз хранитель традицийИвама Додзе.
На сегодняшний день считается, что именно там обучают традиционному Айкидо, и именно так, как этому учил Морихей Уесиба.
Теперь о семинаре, проходил он в Санкт-Петербурге, в зале ШВСМ (школа высшего спортивного мастерства), количество участников было около 250 человек. Даже для самого большого в Питере зала, народу было очень много. В процессе работы часть внимания было направленно на то, чтобы ни на кого не упасть или что бы не упали на тебя:). Может быть, по этой причине не было букиваза (работы с оружием).
Два дня, по две тренировки в день, каждая чуть больше двух с половиной часов, практиковали тайджитсу (работа без оружия).
В процессе семинара Хироши Изояма акцентировал внимание на нескольких моментах в практике Айкидо.
Итак, по очереди:
Первый момент –«опережать». НЕ ждать, когда атакующий произведет захват, и приложит свою силу для того, чтобы вас удержать, или использовать захват для проведения техники.
То же самое - для постановки блока не ждать конечной фазы удара, когда атакующий его нанесет.
Задача, которую ставил Сенсей перед участниками семинара - опережать, всегда быть готовым к нападению партнера, развивать чувствительность к импульсу атаки.
Изояма Сенсей обратил внимание на то, что в решенииэтой задачи важным является именно состояние готовности.
Следующий акцентбыл поставлен на «входе». Еслиупростить, «вход состоит из двух этапов – первый: уход с линии атаки, второй: разбаланс противника.
Отношение японских мастеров Айкидо к «входу» делает Айкидо практичным. Два года назад в том же ШВСМ, проводил семинар Шигеми Инагаки,7-й дан Ивама, и еще тогда меня удивило, сколько внимания он уделял «входу».
И в этот раз Изояма Сенсей брал один «вход», к примеру «тенкан», два с половиной часадоносил до участников его нюансы и детали, с разных атак, на разных уровнях, в продолжении этого «входа» разные техники и контроли. Но два с половиной часа - один и тот же «вход». На следующей тренировке - другой «вход» и так далее.
И Изояма, и Инагаки учились у Морихея Уесибы и на практике доносили всем участникам семинаров фразу О Сенсея: «Вошел и сразу режь». И хотя работы с оружием на этом семинаре не было, но этот акцент на «входе», утвердил мою позицию: Айкидо - это в первую очередь работа с оружием. Потому что именно работа с оружием позволяет быстро и правильно поставить «вход» (подробнее об этом я напишу в одном из следующих выпусков).
Следующий акцент был поставлен на работе с энергией - «КИ». Ростом 150-160 см, вес около 55 кг, маленький щуплый старичок 76 лет, Изояма легко справлялся с молодыми здоровыми мужиками за 100 кг. Это понятно, когда дело касается техники, 8й дан, мастерство на лицо, но когда он предлагал приложить к нему всю свою силу 120-тикилограммовомупартнеру и легко ее удерживал
- это производило впечатление.
Акцент на КИ поставлен, демонстрация супер, но нескольких упражнений было бы недостаточно, если бы у меня не было обучения у Саныча – Цигун, Тай Цзы, если бы не было практики ХОРА, мне кажется, я бы ничего не понял сейчас, как я не понимал, что такое КИ, на всех прошлых семинарах Айкидо. Хотя тогда, может быть, еще не дорос до этого.
Следующий акцент был поставлен на «ведении», после того как сделал «вход», произвел разбаланс партнера, в выполнении техники важно максимально плавно произвести волну и окружность. В качестве сравнения Изояма сенсей приводил образ квадрата,когда опыта мало и техника еще на начальном уровне, все движения происходят рывками и резкими углами - квадрат. С каждым разом, практикуя технику,
углов становится меньше, они сглаживаются, рывки и остановки тоже сглаживаются, и вырисовывается ровная окружность и волна. Еще один из образов который приводил Изояма Сенсей: технику новичка легко разрушить, как лист бумаги порвать, но с каждой тренировкой, практикуя, ты складываешь листы бумаги в стопку и приходит время, когда стопка бумаг становится толстой и ее уже нелегко разорвать, а через некоторое время невозможно.
Это те акценты, которые я увидел, и над которыми я работал на семинаре.
К этому нужно добавить манеру проведения семинара Изояма Сенсеем: все проходило легко, с юмором, с шутками, с историями из его личнойжизни и жизни Морихея Уесибы.
Большое внимание уделялось философии Айкидо, этому же большое внимание уделял и Шигеми Инагаки два года назад.
Изначально четко были определенны некоторые моменты во взаимоотношениях между Сенсеем и участниками семинара: нельзя поворачиваться спиной к Сенсею, складывать руки на груди, партнеры перед практикой техники и после практики должны друг другу сделать поклон на коленях и т.п.
Вот такой праздник Айкидо прошел в Питере 28-29 июня.
Скорее всего, Изояма Сенсей давал больше, но моего внимания хватило только на это. Но, даже практикуя два дня только это,я получил большое удовольствие и хорошую практику.
Следующий праздник - семинар Саныча в Карелии, если меня заинтересует еще чей-нибудь семинар,вы об этом обязательно узнаете.
Если Вам интересно и полезно то, что вы читаете, то предлагаю Вам подписаться ещё на одну мою рассылку: "Практика Рекламы" .
В ней я расказываю с какими трудностями и проблемами сталкивается начинающий бизнесмен и о навыках и спососбностях, необходимых для получения положительного результата в бизнесе.