Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Единоборства и оздоровление

  Все выпуски  

Единоборства и оздоровление ' Шоу-Дао'


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Новости сайтов по единоборствам

Рассылка от сайта: "Шоу - Дао" - 19.09. 2002

О Пути.

А.С. Фурунжиев

 Европейскому сознанию чужды мелочи. Похоже, что в мире боевых искусств кончилось время великих потрясений. До - и послезапретная каратэ-лихорадка осталась в истории вместе с Советским Союзом, псевдоинтеллектуальный ушу - синдром канул в лету вместе с передачами Линдера и Фомина, ставши уделом шаолиньских сказок монаха Маслова, маниакально-депрессивная ниндзямания себя изжила, да и славянская истерия затихла.

Вот и славно. Камней понаразброшено - не сосчитаешь. Попробуем их пособирать.

Боевое искусство (БИ) как культура сама по себе и как часть культуры общечеловеческой, безусловно, многогранна. И имеет столько проявлений, порой диаметрально противоположных, что потерять ориентацию в этом бесконечно огромном лабиринте школ и стилей можно очень быстро.

В данной работе я не претендую на какую либо классификацию боевых систем - это дело будущего. Просто хочется уделить внимание распространённым стереотипам и предрассудкам, прочным сорняковым вьюном опутавшим огромное древо БИ.

А писать я буду о Пути. Это, как говорится, краеугольное понятие боевого искусства… Стоп, стоп, стоп. А так ли это на самом деле? Такое ли оно краеугольное? И вообще, какое отношение имеет Путь к боевому искусству?

Сразу хочу разделить два способа понимания пути (существует больше, но эти два особенно муссируются) - китайском и японском. Конечно, о Пути говорят и в других странах, но Китай и Япония сии концепции породив, заслуживают рассмотрения в первую очередь. Иероглиф один, значение тоже, но воспринимается он по-разному. Дао - китайское понятие и, хотя, использовали его все кому не лень в Поднебесной, корни его, всё-таки, лежат в даосизме, и изначально Дао это не Путь, а ДАО, т.е. то, что на русский язык не переводится. Как и Ци. В японском же это «До», которое уже переводится как Путь, но в котором от Дао мало что осталось. В Корее и во Вьетнаме тоже насоздовали свои До-системы. Но они, по меньшей мере, вторичны. О Дзю Ка До , Эскридо и др. «Модерн До» и не говорим. Это понятия более экономические, чем боевые.

Рассмотрение концепции даосизма выходит за рамки данной статьи, но для полного понимания проблемы придётся немного коснуться и этого вопроса.

Даосские принципы естественности, пустоты и недеяния находят своё отражение и в даосских боевых системах. При этом Путём является сама жизнь, а БИ лишь метод и часть этого Пути. Понятие же БИ как Пути появляется лишь в До – школах, каждая их которых создание 20-го века, времени войн, перестройки мира и, кстати, тотального японского национализма. Каждая из созданных школ претендует на некую философскую, если не мистическую, глубину. На деле же получается как-то не так. Т.е. совсем не так. Ниже мы попробуем разобраться, стали ли новые До-школы лучше старых «дзюцу», хотя, опрежая события, скажем, что нет. Выхолащивание древних систем привело к подмене ценностей БИ, эффектность взяла верх над эффективностью. Оторванность от жизни образовала нишу, которую заполнила, нет, не философия Пути, а филосовствование о Пути.

Не повторяя истории о замене, точнее о подмене иероглифов в слове КАРАТЭ, окунёмся в дебри истории и логики БИ. Буду банален, но без уже набившей оскомину цепочки «Китай-Окинава-Япония» не обойтись - история, занете ли. Каратэ, пришедшее в Японию из Окинавы, было ещё «китайской», а не «пустой» рукой. И, прежде всего это было искусство одного удара. Оно и понятно. Безоружному крестьянину возможность нанесения второго удара при неудачном, имеется ввиду не смертельном, ударе практически было равно нулю. Если учесть, что главным его противником был самурай, а с голыми рукми идти против катаны это минимум самоубийство. Думается, что фактор внезапности имел здесь первосепенное значение. О понятии До, в том его контексте, котором нам преподносят патриархи До-школ, окинавские крестьяне понятия не имели. А их искусство было жизненной необходимостью, продиктованной реалями, способом, тем самым низким «дзюцу». Но Путём каратэ Окинавы не было и окончания До не принимало.

Шагаем дальше. Что там было предтечей окинавского каратэ? Правильно, китайские боевые искусства. Следуя многочисленным источникам, их шаолиньская ветвь. Так что, не мудрствуя лукаво, направим наши стопы в сей монастырь, туда, куда приехал Бодхидхарма и где научил монахов технике Чань и боевым искусствам. Отмечу, что в приход Бодхидхармы в Шаолинь и обучение им монахов каким-то боевым техникам мне лично верится с трудом. Да и само существование легендарного монаха ещё не доказано.

Историчесике источники подтверждают, что монахи владели некой боевой системой, которая, по моему мнению, имеет мало чего общего с современной версией Шаолинь цюань. И для самих монахов боевые искусства являлись частью, именно частью, их подготовки и как у окинавцев - жизненной необходимостью. И были ли они Путём? Как мы помним, этот иероглиф в Китае произносится как ДАО. Шаолинь - монастырь буддийский, а буддистам как-то не пристало говорить о Дао. Опять боевое искусство с Путём как-то не состыковывается. Философская база в Шаолине была значительно глубже, чем в любой из современных школ каратэ. На Окинаве же философские корни были утеряны, потому что не были востребованы крестьянами, а в Японии соединение каратэ и какой-либо философской концепции произошло искусственно.

БИ, выходящее из какой-либо философской системы, всегда является частью этой философской системы, зачастую не самой важной, хотя это абсолютно не отрицает его высокого уровня. Другой тип БИ, продиктован реалями (именно реалями!) жизни, где во главу угла ставится прикладной аспект, а философская база принмает подчинённое этим реалиям положение или вовсе отсутствует. Комплексы боевой подготовки различных спецподразделений мира тому пример.

То, что было создано Фунакоси Гитином, как известно, одного из законодателей моды на «путиобразные боевые искусства», нельзя отнести ни к первому, ни ко второму. Окинавское прикладное искусство трансформировалось в бесконтактный спорт с потугой на философию Пути. Причины такой трансформации Фунакоси изложил сам в своём труде «Каратэ-до кёхан»: «По традиции и сам я в прошлом пользовался иероглифом КАРА («Китай»). Однако, из-за того, что люди путают каратэ с китайским кэмпо, а также в силу того, что окинавские воинские искусства теперь могут считаться общеяпонскими, было бы неправильно и даже в некотором смысле унизительно продолжать использовать в названии каратэ иероглиф «Китай». А потому, вопреки множеству протестов, мы отказались от старого иероглифа и заменили его на новый - «пустота». Люди (читай шовинистически настроенные японцы) почему-то путали китайскую руку с кулачными методами. Хотя современные окинавские стили ещё сохраняют некоторые черты внешних стилей Китая, всё-таки различия весьма очевидны. В силу «общеяпонскости» окинавских боевых искусств, а, скорее всего (и это, пожалуй, причина номер один) в силу разгула японского национализма Фунакоси говорит о том, что унизительно называть боевые искусства Окинавы китайской рукой. Вот иероглиф «пустота» нашёлся - очень кстати! «До» добавил по аналогии с созданным ранее дзюдо, а потом, исходя из названия (именно так!), созданного искусственно, начал вовсю создавать свою теорию о каратэ, как о Пути. Оспортивливание реальной боевой системы как всегда ни к чему хорошему не привело. Впрочем, эта беда постигла не только Японию.

В общем, стало каратэ бесконтактным. Прикладной аспект ушёл в прошлое, будучи подменённым огромным количеством длинных и малофункциональных ката. Здесь хотелось бы остановится на самих формах, как на феномене боевого искусства. Сравнительный анализ форм пластичных боевых искусств (в первую очередь Шоу Дао и Арнис) показывает, что формы эти как правило достаточно коротки и направлены, в первую очередь на развитие определенных навыков, качеств, или последовательности движений с постановкой координационной базы, с целью их прикладного применения (т.е. то, что выучил в форме, можешь без проблем применить в бою).

Разумеется, это относится не только к Шоу дао и Арнис. Формы многих школ БИ служат сходным целям.

В каратэ Фунакоси ката превратились в вещь в себе, в некую околобоевую хореографию. Соревнования, как известно, проводятся по спаррингам и ката. Но часто ли побеждающие в ката побождают в спарринге, пусть даже бесконтактном? Образовавшуюся пропасть между реальным боем и реалиями школы заполняют высказывания о необходимости многотысячных повторений каждой из многочисленных ката, чтобы познать «суть». Это, собственно, и есть каратэ Фунакоси. Личная жизнь, вред здоровью и психике не в счёт.

Ну, а чтобы закончить рассмотрение творения Фунакоси, в который зададим уже набивший оскомину вопрос: «Ну, что ж в ката всё так красиво, а в бою ничего не работает? Почему все эти расшифровки и традиционные интерпритации всегда разбиваются о скалы реальности? Почему манеры движения в ката каратэ так разительно отличаются от манеры движения в бою?»

Противоречия внутри системы приводят к противоречиям снаружи. Умер Фунакоси… А ученики вместо того, чтобы поддерживать единство и сплочённость рядов, как начали свои ассоциации Сётокан открывать.
Всё выглядело бы совсем грустно, если бы не появился на горизонте гений, умница, осознавший и понявший многое - Масутацу Ояма. Он, поскольку был кореец, был далёк от национализма и предрассудков. Вместо выхолащивания стал искать и анализировать. В результате создал Кьокусинкай - школу, в которой о Пути хотя и говорят, но гораздо меньше, чем в Сётокан. Оно и понятно - бьют ведь на убой и защищаться надо. И всё бы хорошо, но и от Кьокусинкай пошли побеги. Ах, как любят ученики свои имена увековечивать! Только что такого революционно нового появилось в Асихара каратэ по сравнению с Кьокусинкай, чтобы называть это новым стилем?

Один из незыблемых аспектов Пути воина (не путать с Путём каратэ и т.п.) это уважение к Учителю. Да уж, уважение так и прёт. Оно и видно. По количеству интриг и грязи мир современных боевых искусств уступает разве что политике и шоу бизнесу.

Всё. Понятие «До» в современном каратэ одна фикция. Если это не так, то пусть кто-нибудь вразумительно объяснит мне все эти противоречия.

Теперь о дзюдо. Об этом вообще можно было не говорить. Но уж если есть «До», то давайте разберёмся.
Гибкий путь, путь гибкости…

Жило-было дзю дзюцу - искусство. Умели люди бить, бросать, кости ломать, работать мечом, ножом, палкой… Гулял как-то Дзигаро Кано зимним днём и увидел как падает снег с ветки. Тут-то его и осенило: «Во как надо». Побежал домой и давай придумывать, точнее, отбирать из дзю дзюцу технические элементы. Отобрал чуть больше сорока и решил, что хватит. Остальное попросту счёл не нужным. Потом начал распространять дзюдо, открыл Кодокан. Потом много ещё чего было. Дзюдо стало олимпийским видом спорта. Именно спорта! БИ здесь даже и не пахнет. Ну, а Путём - пожалуйста! Путь- это зациклиться на сорока бросках, из них выбрать три, которые у тебя особенно хорошо выходят, и оттачивать их до конца спортивной карьеры. Вот и весь Путь.

Справедливости ради отметим, что как средство воспитания японской молодёжи, дзюдо состоялось. Но вот только с одной броской техникой как-то слодно вести реальный бой.

Дзю дзюцу, предтеча дзюдо представляет собой весьма стройную систему работы. Как голыми руками, так и оружием. И в японском, и в европейском вариантах выглядит весьма достойно, несмотря на некоторую рваность техники. О бразильском дзю дзюцу я не говорю. Это опять-таки понятие экономическое. В классическом дзю дзюцу мы видим нормальную для любого боевого искусства цель - причинить максимальный вред противнику. А поскольку испольнитель техники и его возможный противник были одеты пусть в не тяжёлый, но всё-таки доспех, то это наложило свой отпечаток на манеру движения.

Дзюдо поставило во главу угла эффектность. Высокий бросок ценится более всего. Я вполне могу согласиться назвать дзюдо искусством высого броска, но БИ… Ну, попробуйте применить технику дзюдо в реальном уличном бою, даже боевого раздела! Ну, не работает же! А будете обогащать дзюдо другими техниками (для того, чтобы работало), так не лучше ли сразу дзю дзюцу изучать-там всё систематизировано, и велосипед в тысячный раз изучать не надо.
Дзюдо это спорт, т.е. там есть определённые цели - завоёвывать медали. Ну, и где же Путь, скажите вы мне? Олимпийская золотая медаль это великолепно, но это от греков. Причём здесь боевые искусства? Спорт по определению не может быть ни боевым искусством, ни Путём в том, высоком смысле. «Ну, спорт- это для того, чтобы себя проверить, а в принципе…» - заявит некий убеждённый последователь. Да нет никаких принципов! Спорт, даже не высших достижений не оставляет времени ни на Путь, ни на жизнь, а цель спорта - победа на соревнованиях, по правилам, точнее, победа с ограничениями. Так что опять с Путём заминочка вышла.

Дзюдо в наше время уже вконец потеряло что-либо от философии Пути и от духа Будо. Есть, конечно, положительный аспект дзюдо - для начала изучения боевых искусств и для детей практически незаменимый в современных европейских (и американских тоже) условиях. Координационная база и физическая подготовка весьма и весьма хороши. Но посвятить этому всю жизнь (это же Путь!)- уф… ну, скажем, каждый сам волен выбирать.

Для меня истина Пути появляется тогда, когда его измеряешь категориями «жизнь» и «смерть», а не «медаль» и «не медаль». Ну, и хватит о дзюдо. Пути в нём меньше, чем в каратэ. И точка.
Айкидо, в смысле политики «лучших из лучших», повезло меньше, потому как братец корейский всю воду мутит. В хапкидо, как известно, изначально бьют и ломают, а потом бросают, может и не так красиво, как в айкидо, но уж больно действенно. Или, если хотите, больно и действенно.

Что мне лично не нравится в айкидо? Да всё то же. Жил-был старец Уесиба, отобрал удобные для себя пару десятков техник и довёл их до высшего совершенства. Но это только он. Я смотрю кадры, Уесиба запечатлевшие, и не могу отделаться от мысли: ведь айкидоки всего мира это делают по-другому! Т.е. не так, как отец-основатель. В его варианте как-то всё короче и естественней. Так что идут наши айкидоки Путём ложным. Может и приводящим куда-то, но точно не к вершинам, достигнутым Уесибой в его паре десятков техник. Ну, чем вам айкидзюцу не понравилось? Что там не так было? И что, мастера клана Такеда за несколько веков не додумались до того, что Уесиба за 100 часов занятий выучил? Простая арифметика - если по 3 часа в день каждый день, то это чуть более 3-х месяцев. Вот вам и всё айкидо. Ну, не спорю. Были ещё фехтовальные школы. Но имя-то для школы Уесиба выбирал «Айки». Логично сделать вывод, что материнской школой признаётся айкидзюцу. Т.е остальные знания, которые получил Уесиба вне дома Такеда, всё-таки вторичны.

Во все чудеса Уесибы, которые описываются в литературе, я не верю. Чудо-это когда не знаешь как. Д. Копперфильд и И.Кио таких чудес умеют натворить, что и вправду хочется верить. Уесиба был человеком. Без приставки «сверх». Всё, что он знал, имеет объяснение (выдерживание толкающей тебя толпы учеников или тех же учеников бесконтактное опрокидывание), либо просто вымысел, либо легенда школы.

Вообще, сравнивая айкидзюцу и айкидо, только слепой не заметит явных преимуществ первого. Разберём это с технической стороны. Я никогда не видел в драке атак, против которых отрабатываются приёмы айкидо, хотя здесь есть одно но - с мечом на меня никто не нападал. Но ведь айкидо учит защищаться и от меча, и от глых рук одинаково. И ещё я никогда не встречал в реальной драке захвата за кисти рук сзади. Это же делалось, чтобы помешать вытащить меч. Айкидоки! Посмотрите внимательно! На вашем поясе нет никакого меча! И потому хватать вас за руки таким способом никто не будет.

Т. Обата - современный мастер айкидзюцу преподаёт также защиты и от меча и от голых рук. Но так прямо он и гворит: «Если человек с мечом, значит нужно делать так; если с ножом-то так; если с голыми руками- то так». Держится всё на одних принципах, но в каждом отдельном случае оговаривается специфика их применения. Движения в айкидзюцу явно короче, перемещения продуманно скупы. И всё работает. «Но, по словам Уесибы нужно не сопротивляться, а использовать силу противника против него самого», - снова заявит какой-нибудь заядлый поклонник. Может ещё у кого-нибудь хватит ума сказать, что этот принцип Уесиба изобрёл? Или его никогда не применяли те же Такеда, или в вин чуне, или в тай цзи?

Это красиво выглядит - достичь такого состояния, когда по тебе никто попасть не может, и все падают. На практике же дело обстоит немного не так. «Истинное будо» победит тогда, когда станет нормой во всём мире. Но это невозможно, потому что Уесиба не был Богом. И хотя в мире существуют миллионы айкидок, айкидо остаётся лишь красивой утопией БИ, а войны и преступность диктуют совсем другие нормы, очень далёкие от идеалов «самого идеального из всех идеальных Будо»

Но не сущетсвует БИ без ударов, ну что ты с ним поделаешь. И если безударное айкидо – это самое совершенное Будо, то, как тогда быть с упомянутым выше Кьокусинкай? Ояма тоже претендовал на это и выглядел намного убедительнее. Последователи айкидо могут возразить и сказать, что в айкидо есть удары. Это шомен учи вы называете ударом? Извините, но это обозначение атаки, как и все остальные атакующие техники айкидо. Есть ещё, конечно, удары атэми, но они имеют настолько подчинённое положение, что почти не отрабатываются. Атэми надо уметь наносить и иметь подготовленные конечности. Для него нужен чёткий и хорошо поставленный удар. А этому в айкидо не обучают, потому что удары - это разрушение гармонии. Как и убийство, как и другая диструкция. Но если в дикой природе это нормальное явление (или это не есть гармония, когда хищник убивает жертву, или когда самцы бьются за самку), то почему я должен щадить протиника, проявляя принципы высшего гуманизма? По-моему, это и есть разрушение гармонии. Один мой знакомыый как-то сказал, что в айкидо не умеют драться, потому что спаррингов там нет. От себя замечу, играя только гаммы, никогла не станешь не только виртуозом, но даже и музыкантом.

Спарринг – это как импровизацияв музыке. Выдаёшь то, что умеешь. Те, кто импровизировал, знают, что практиковать надо постоянно, чтобы достичь мастерства. А как его достичь, изо дня в день бросая малосопротивляющего партнёра на тренировке? Так можно стать мастером по швырянию партнёра и ничего больше. И это Путь, то самое До, по которому сходят с ума миллионы. И если это Путь истинен, то почему огромное количество людей изучает попутно другие системы? Да всё потому же. И каратэ, и дзюдо, и айкидо – это лишь части Пути. Песчинки на пляжу, капли в океане. Можно сделать их Путём, потеряв всё остальное. Это, как я уже сказал, дело выбора каждого. Но как показывет анализ, высокопарные рассуждения о Пути появлялись тогда, когда не хватало знания, или техники (того самого «низкого дзюцу»), или когда необходима реклама…

Я специально не стал рассматривать корейские До-системы. Дело в том, что корейские «До» и «Суль» ни в практике, ни в теории не имеют различий. (Исключения состовляют тхэквондо, но тратить на него время совсем не хочется.) корейцы в соих системах более реальны, хотя и там хватает недоучек. Но об этом поговорим в другой раз.

-------------------------------------------------------------

Вопросы.коментарии и прочее - в форум: http://phorum.shoudao.com/read.php?f=3&i=2370&t=2370

 

http://www.shoudao.com

Ведущий рассылки
Павел webmaster@shoudao.com

Единоборства.ru |  

E-mail: bu-do@mail.ru 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное