Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Сергей Чернявский" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Служба Рассылок Городского Кота
Автор намерен определиться в понятиях и закономерностях, с помощью которых можно логически охарактеризовать эффективные движения бойца во время схватки. Поэтому нашей задачей будет определение таких правил и закономерностей (назовем их Законами), которые позволяют при подготовке к бою и во время него выполнять оптимальное число движений, грамотно их чередовать и добиваться, таким образом, эффективных результатов. Всего таких законов десять.
Законы количества движений
Первым из таких законов является тот, который оговаривает поведение бойца, находящегося в максимально жестких условиях, когда он ведет бой сразу против группы противников. В этих условиях все движения бойца должны быть максимально экономными и эффективными.
Первый закон гласит:
1. Количество движений бойца между двумя целями атаки не должно быть больше двух
Данный закон был сформулирован в рамках китайской системы кругового бокса. Он определяет схему боя, построенного по принципу "черного ящика". Имеется в виду то обстоятельство, что когда любой человек (неважно, подготовленный или нет) попадает в сверхэкстремальные условия, то есть за рамки своих возможностей, он должен начать действовать за рамками своего сознания - на уровне рефлексов, а значит и максимально эффективно. В ином случае его шансы противостоять группе подготовленных противников резко снижаются. Причем прямо пропорционально возрастанию количества движений, оговоренных Первым законом. Поскольку при непосредственном соприкосновении с одним противником в данной ситуации боец должен уложиться в один удар, выводя его из строя, то из Первого закона следует Второй закон, который гласит:
2. Количество движений бойца при его атаке на одного противника не должно быть больше трех
Эти законы, оговаривающие количество движений бойца, были выведены и опробованы многовековой практикой китайских школ боевого искусства. Естественно, что умение уложиться в меньшее количество движений будет говорить об еще более высоком мастерстве. Каждое движение бойца должно быть отточеным и достигать цели. В столь жестких условиях схватки боец имеет и жесткие временные рамки на "контакт" с каждым из противников. Следовательно, в полный рост ставится вопрос о качестве атаки.
Законы качества атаки
Нет необходимости доказывать, что понятие "качество атаки" является весьма широким и включает в себя множество аспектов, например таких как:
- умение производить быстрые и сильные удары;
- умение "работать по точкам";
- умение быстро перемещаться;
- хорошую реакцию и быстроту мышления, а также многое другое. Рассмотрим понятие качества атаки с двух точек зрения:
1) с точки зрения принципов, которыми должен руководствоваться боец, находясь в окружении противников;
2) с точки зрения структуры движений бойца при его атаке на одного противника.
Надо ли перемещаться?
Действительно, можно задаться вопросом: стоит ли одному бойцу перемещаться во время схватки с группой противников? Не лучше ли стоять на месте, отражая и "перемалывая" противников по очереди? Нет, не лучше! Ведь в этом случае будет утеряна Ваша инициатива, которая является очень важным фактором победы. Кроме того, победой можно в данном случае считать и такой исход, когда Вам вообще удалось вырваться из окружения превосходящих Вас врагов целым и невредимым. И неважно, как Вы это сумели сделать. Важно, что Вы сорвали их план и остались живы. А в случае стояния на месте у вас будет только один выбор - ждать, когда атаки противников прекратятся. Это может случиться лишь в том случае, если они будут все биты или, в конце-концов, испугавшись, прекратят нападение. Хорошо ли такое решение? Вряд ли. Ведь даже один противник, видя такую пассивность, может, не приближаясь, кидать камни и другие предметы. А еще хуже, если таких "кусающих" издалека противников будет несколько. Эта группа успела убедиться в Вашей силе, но перестала "лезть на рожон", предпочитая действовать на расстоянии. И все из-за Вашей пассивности. Только активные действия, работа на опережение позволят избежать затягивания драки, которую иначе чем "возней" не назовешь. Следовательно, надо перемещаться...
Группа против одного
Теперь, прежде чем рассмотреть поведение бойца против группы нападающих, необходимо задаться вопросом другой, атакующей его стороны: как лучше организовать атаку? Сколько человек необходимо выделить и как им действовать? Ведь здесь тоже действуют определенные законы (правила), которые не учитывать нельзя. Например, такое:
3. Группа одновременно нападающих на одного человека не должна быть больше трех.
Когда группа одновременно нападающих на одного человека больше трех, то они начинают мешать друг другу. Если подвергнувшийся нападению человек совсем не подготовлен к подобным "встречам", то такое нападение проходит успешно. Но чем выше его уровень подготовки, тем выше должна быть организация нападения. Поскольку, как было уже сказано, больше трех одновременно нападающих быть не должно, значит, нападающие должны группироваться "тройками", сменяющими друг друга по ситуации. Причем "жесткого" закрепления каждого в определенной "тройке" быть не должно, так как в процессе "боя" (трое на одного - это бой без кавычек только для того, кто один!) может возникнуть необходимость формирования "троек" в любом сочетании.
Один против группы
Как вести себя человеку, окруженному подготовленными "тройками"? Его задачей в такой ситуации также является работа с "тройками", но сгруппированнми им самим по иной, неадекватной противнику схеме боя. Логика построения этой схемы должна быть основана на правиле:
4. В схватке одного бойца против группы противников необходимо по ходу боя выявлять в них более мелкие группы, по трое в каждой, руководствуясь принципом: каждый последний противник предыдущей "тройки" является первым по счету в следующей за ней "тройке".
При таком подходе боец-одиночка будет драться фактически не с "тройками" противников, а с "двойками", активно перемещаясь и "обрабатывая" неприятеля по одному. Проводя параллели с тем, что мы учили по математике в школе, можно сказать примерно так: боец из множества противников мысленно формирует несколько более мелких множеств, частично наложенных друг на друга (см. рис.1)
Поскольку бойцу-одиночке принять решение - какую следующую "тройку-двойку" неприятелей ему атаковать - проще, чем уже сформированным "тройкам" противника организоваться по новой структурной схеме, то в результате у него должна появиться определенная фора во времени, которая и является решающим фактором в бою одиночки против группы. Схема перемещения (или, иначе говоря, картина боя одного бойца против шести противников (двух "троек") представлена на рис. 2. При таких подходах картина боя представляет собой звезду, обозначенную связями между членами группы как по внешнему периметру, так и по диагоналям.
Конкретный пример:
Рассмотрим небольшой фрагмент, на котором показана суть действий бойца-одиночки против групы противников (см. рис. 3).
Как видно из рисунка, боец-одиночка, атакуя одного из противников, выполняет два последовательных удара правой рукой - сначала в голову, а затем в живот. После этого он переводит взгляд в сторону других противников, вычленяет среди них двоих, фиксирует внимание на том, которого он будет сейчас атаковать, и ОДНОВРЕМЕННО с этим выбором и, фактически, с началом новой атаки наносит последний третий удар в голову первого противника.
Структура движений
Теперь проанализируем структуру движений бойца при его атаке на одного из противников группы. Ранее мы определили, что количество его движений в такой ситуации не должно быть больше трех. А еще ранее пришли к выводу, что они в принципе повторяют логику движения человека обычным шагом, но в режиме очень медленного и расслабленного движения. В этом режиме структура движений такова, что на один шаг ногой приходятся три взмаха, выполняемых руками. Но так как сам шаг выполняется одновременно со взмахами рук, то общее количество последовательно выполняемых движений остается равным трем. Следовательно, структура эталонного движения соответствует требованиям, предъявляемым боем, проходящим по формуле: один против группы. Пропорцию 3:1, отражающую соотношение количества движений рук к движениям ног, будем считать оптимальной. Отношение количества движений рук к количеству шагов может меняться в ту или иную сторону. Изменение пропорции в сторону увеличения числителя (движений рук) приводит лишь к усложнению петель, выполняемых руками, но не ломает ритма движений, а увеличение количества шагов (или блоков, ударов, выполняемых ногами) этот ритм ломает. В самом деле, если мы начнем анализировать, чем же задаются такты ритма нашего движения, то без труда заметим, что дело заключается именно в шагах. Или, если мы стоим на месте, в переносе центра тяжести тела с одной ноги на другую. Следовательно, внутренней структурой боевых действий, отражающей отношение количества движений рук к количеству движений ног, будет являться математический ряд пропорций типа: 1:1, 2:1, 3:1, 4:1, 5:1 и т.д. Чем ближе структура движений бойца к началу ряда, тем более экономными они являются. Но наиболее гармоничной пропорцией движений является, как мы отметили выше, пропорция 3:1. Увязывая сказанное с законами боя по схеме "черного ящика", можно вывести следующее правило:
5. Атака бойца против одного противника должна укладываться в действие, равное одному такту с числом движений рук не более трех.
Примером реализации требований этого правила может служить техника атаки с применением ударов ног типа "маваши" (см. рис. 4).
Удары ногами выполняются сразу вслед за ударами рук. Точнее даже так: закрутка корпуса тела и подача его вперед при выполнении второго удара рукой естественным образом "выталкивает" ногу на выполнение шага, или сильного хлесткого удара. Удары ногами можно выполнять на высокий уровень, но лучше, чтобы на этом уровне работали руки, а ноги имели бы свою нишу действий - корпус тела. Существенная деталь технологии боя - второй удар наносится рукой после удара ногой. Руку во время удара ногой необходимо отводить назад, почти за спину. При такой последовательности действий появляется возможность камуфлировать действия рук действиями ног и наоборот. Боец начинает работать и двигаться раскрепощенно и слитно, правильно группируясь. Руки бьют по верхнему контуру противника, ноги - по среднему или нижнему.
Неумеющим драться
Как быстро научиться?
Существует множество книжных руководств, курсов обучения и тому подобных источников информации, с помощью которых производится ликвидация элементарной безграмотности по вопросам выживания в современных условиях бытия. Множество конкретных советов, содержащихся в них, имеют огромное практическое значение. Каким маршрутом ходить домой с работы, как следует входить в лифт, как разговаривать с окружившей Вас хулиганствующей толпой подростков и тому подобные советы могут оказаться очень кстати, а потому их стоит знать.
Но что делать тогда, когда рукоприкладство неизбежно? Огромное количество приемов, существующих во множестве вариантов на каждый случай жизни, для быстрого принятия на вооружение не годятся. Существуют "сжатые" материалы, в которых предлагается к изучению небольшой набор действий в наиболее типичных, стандартных ситуациях. Но даже в них предлагаются к изучению лишь какие-то начальные поступки. То есть во всех этих рекомендациях предлагаются лишь определенные схемы поведения. А вот "махать" руками и ногами, импровизируя по ходу дела, без посещения секций каратэ, кикбоксинга, кунг-фу или самбо - не получится!
Автор предлагает несложные действия руками, взяв которые на вооружение (причем за очень короткий срок: один-два дня), можно достаточно успешно действовать в "нагрянувшей" драке.
Режимы действий
Под режимом действий подразумевается тот почерк, который проявляется как следствие определенной внутренней установки, задаваемой бойцом самому себе (сознательно или интуитивно) под воздействием специфики обстоятельств. Проще говоря - это определенная манера движений. Это понятие является более узким, чем "школа" или "стиль", так как оно определяет форму поведения в рамках самой школы или стиля, а может быть использовано и самостоятельно. В этом случае определенный режим боя может быть избран человеком совершенно "свободным" от знаний и умений конкретной школы, стиля или вида единоборств. Тогда избранный режим поведения может пригодиться как "спасательная палочка", хорошая подсказка и руководство к действию в сложной обстановке спарринга, крепкой драки или небольшой потасовки даже для тех, кто этого не умеет, не хочет и не любит делать, но иногда просто вынужден... Таких режимов ведения боя существует множество. Многие из них как бы "под разным соусом" говорят об одних и тех же движениях. Но бывает, что отличаются существенно. Ниже приведен небольшой арсенал из наиболее простых и доступных для принятия на вооружение (фактически сразу, без тренировок) таких режимов. Возьмите себе один или несколько из них на всякий случай.
РЕЖИМ ФЕХТОВАНИЯ
Суть режима фехтования заключается в следующих действия. Вы становитесь к противнику боком в лево- или правостороннюю стойку. В соответствии с выбранной позицией, допустим, левосторонней, Ваша левая рука выдвинута вперед, а правая "дежурит" в тылу, прикрывая голову или бок. Руки постоянно находятся в движении: когда выдвинутая вперед левая рука выполняет защиту нижнего контура, то правая в это время защищает голову и наоборот. Таким образом руки постоянно находятся на противоположных фазах движения (в противофазах). Рука, которая "дежурит" в тылу, действует, в общем-то, однообразно - просто ладонь переходит с одной позиции на другую. А выдвинутая вперед рука производит блокирование то наружным блоком, то изнутри (см. рис. 5).
Понятно, что этим режимом действий удобнее пользоваться в защите, хотя можно эффективно использовать его и в атаке.
РЕЖИМ "СТРОИТЕЛЬСТВА ЭТАЖЕЙ"
Данный режим еще проще предыдущего. Речь идет вот о чем. Когда Ваш кулак, допустим, ударив или немного не достав противника, находится ближе к носу противника, чем тот кулак, который в атаке сейчас не был, то его, уже прорвавшегося в тыл противника, целесообразно тут же использовать для удара еще один или два раза (удобнее всего выполнять одним кулаком таким способом по два удара). Это и называется "строительством этажей". В самом деле, если Вы сумели провести, допустим, прямой удар в подбородок противника, то очень удобно им еще раз ударить, например, в скулу или в ухо. При этом необходимо соблюдать два условия:
Во-первых, всякий раз в момент выполнения удара кулак необходимо сжимать (фиксировать), а после выполнения - разжимать.
Во-вторых, другая рука во время выполнения удара первой рукой должна всякий раз защищать разноименную ей сторону головы (то есть: левая рука защищает голову справа, а правая - слева).
Желательно также, чтобы во время выполнения первого удара бьющая рука была разноименной выдвинутой вперед ноге. Тогда бить второй и третий раз много удобнее, а значит и количество "построенных этажей" будет больше (см. рис.6).
РЕЖИМ "ПУГЛИВОЙ ОБЕЗЬЯНЫ"
Этот режим по характеру движений очень близок предыдущему, но в отличие от него выполнение первого удара не производится, а лишь имитируется. Суть действий заключается в том, что имитация первого удара, когда Вы лишь дергаете плечом или сознательно останавливаете кулак на половине пути, провоцирует противника произвести блокирующее действие или, по крайней мере, зафиксировать свое внимание на первом движении Вашей руки. Когда же Вы сразу после первого удара производите второй, то он противником должен быть пропущен (см.рис.7). По крайней мере, вероятность реализации такого удара много выше, чем выполненного без подготовительных действий. А когда такие "задержанные" удары идут серией, то избежать их попадания в цель, не владея аналогичной техникой, очень сложно.
Описанные движения напоминают действия напуганной обезьяны. Первым ударом она как бы отпугивает противника или просто начав удар, не решается его довести до цели. А затем, пересилив страх, все же атакует по-настоящему (рис. 8).
РЕЖИМ "УДАРОВ БОГОМОЛА"
Богомол действует примерно таким же образом, как и обезьяна. Но он не боится, а сразу идет на удар, только долго замахивается. Именно таким способом у него производится задержка удара. Но вот что интересно - противник богомола реагирует на замах, как на реальный удар, а сам удар, как правило, пропускает. Таким образом, первый удар, который имитирует обезьяна, богомол как бы "проглатывает", тратя его на замах, но сама идея спровоцировать противника на эту ловушку используется обезьяной и богомолом одинаково (см. рис.9).
Техника выполнения "задержанного" удара богомолом примерно такая. Представьте себя едущим в переполненном транспорте, когда Вас достаточно плотно окружили другие пассажиры. Один из них оказался хамом и хулиганом и Вам необходимо его ударить кулаком в челюсть. Тогда Ваши действия рукой из-за тесноты будут сводиться к тому, чтобы потянув первоначально по швам опущенную руку вверх и немного отклоняясь назад (сначала скользя ладонью по бедру, затем по ребрам груди до подмышки), обеспечить возможность выполнения удара.
ВЬЕТНАМСКИЙ КЛЮЧ
Данный режим действий, который мы назовем "вьетнамским ключом", характерен для одной из школ вьетнамской борьбы, именуемой "нятнам". Из всего арсенала действий, который предлагает своим ученикам эта мощная школа, мы возьмем на вооружение лишь способ нанесения двойных ударов рукам. Основными принципами этого способа являются:
а) начало каждого удара идет от груди;
б) когда удары наносятся кулаками, то ладони рук должны находиться возле груди раскрытыми; когда удары наносятся открытыми ладонями или путем хватающих и царапающих (тигриных) движений - руки должны находиться перед нанесением таких ударов возле груди со сжатыми кулаками;
в) после нанесения удара кулаки должны изменить свою форму на противоположную: кулак - раскрыться в открытую ладонь, а открытая ладонь - сжаться в кулак.
Освоить и взять на вооружение вьетнамский ключ можно сразу же, как только Вы поймете, каким образом Ваши руки должны "разминуться" между собой, идя на очередой двойной удар. Ведь всякий раз каждая из рук идет выполнять новый, оригинально ею исполняемый удар. И для того, чтобы не запутаться в собственных руках, необходимо перед очередной атакой подтягивать их к груди поближе (см. рис. 10).
НЕКОТОРЫЕ ОБОБЩЕНИЯ
Обобщая изложенные здесь сведения, отметим, что по мере перечисления режимов ведения боя, структура самих движений постепенно упрощалась, а эффективность режимов возрастала. Так, если в режиме фехтования количество движений ведущего пассивную оборону бойца может быть неограниченно велико, в режимах "строительства этажей" и "пугливой обезьяны" в одном цикле атаки стало уже три движения, в "ударах богомола" - два, то во "вьетнамском ключе" используется фактически одно движение. Хотя здесь не все однозначно. Так, например, одиночный удар богомола возможно и эффективнее, чем у "пугливой обезьяны", но из него длинную серию ударов лучше не строить, а вот в режиме "пугливой обезьяны" можно вести бой достаточно долго. Нетрудно понять, что всякая атака тем успешней, чем лучше она подготовлена. Одиночные удары сами по себе малоэффективны. Не случайно даже во "вьетнамском ключе" в одном движении используются одновременно две руки: одна всегда играет роль камуфляжа, а другая - реальной угрозы. В приведенных выше режимах, предлагаемых новичкам, такая подготовка содержится в самой структуре движений. Ведь она включает в себя и обманные действия, и страховочную защиту, и мощные удары. Все эти действия, помноженные на возможность не выжидая атаки противника самому его атаковать, а также возможность действовать слитно и непрерывно, делает их эффективным оружием.
ЗАКОНЫ НЕЧЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Вести длительное время бой в одном ритме практически невозможно, да и опасно. Ведь у противника постепенно выработается "иммунитет" к таким действиям. В этом случае имеет смысл или периодически снижать ритмику боя или, "взвинтив" ее до предела, попытаться как можно быстрее закончить бой.
Когда уровень квалификации противников примерно одинаков, тогда по мере возрастания их мастерства количество взаимных обменов ударами сначала увеличивается (причем каждый из бойцов успевает все более успешно ударов противника избегать), а затем понижается до оговоренных в законах о "черном ящике" двух-трех, и схватка становится скоротечной.
Аналогичная картина наблюдается в некоторых видах спорта, далеких от боевого искусства, например, в настольном теннисе. Новички, борясь за победу, довольно быстро выясняют свои отношения - количество скачков шарика туда-сюда между подачами укладывается у них максимум в десяток. Игра хороших разрядников доставляет зрителям больше удовольствия: противники бесконечно и разнообразно пересылают друг другу шарик, меняют дистанцию, производят хитроумные закрутки своего "снаряда", применяют другие технические приемы, но пробивают защиту партнера по игре или сами допускают оплошность намного реже. Игра мастеров экстра-класса не столь эстетична. По крайней мере внешне. Практически один-два пасса после подачи гарантируют одному из них выигранное очко. Только настоящие ценители могут правильно понять и оценить истинную красоту игры мастеров этого уровня. Но чтобы так играть, спортсмен должен сначала пройти предыдущие ступени: побывать в новичках, разрядниках, хороших разрядниках...
Так и в искусстве рукопашных схваток неизбежно прохождение этапов квалификации, когда бои длятся от нескольких секунд до десяти-двадцати минут. Их зрелищность обеспечивается разнообразной и, как правило, широкоамлитудной техникой, слитностью боя, возможностью даже для неискушенного взора отследить со стороны детали схватки. Это, конечно, еще не мастерский уровень, но хорошая заявка на него. Ибо овладение всей этой техникой закладывает базу для продвижения на ступень выше.
Бесспорно, что длительный бой включает в себя множество сюжетов боя скоротечного. Для того, чтобы непрерывно производить их (иначе говоря, работать в слитном режиме), необходимо сначала ответить на вопрос: по каким принципам небольшие фрагменты объединяются в длинные многоходовые приемы? Видимо свойства больших приемов должны зависеть от той структуры, которая формируется на базе приемов небольших, их составляющих.
Именно то обстоятельство, что в состав длинных схем входят фрагменты, принадлежащие ряду однотактных движений, или построенных на базе одной и той же пропорции, делает их столь естественными в исполнении, легко собираемыми, разбираемыми и способными (если уподобить их живым молекулам) рекомбинироваться, то есть обмениваться между собой своими составными частями (фрагментами). Другим важнейшим качеством, обеспечивающим столь гибкие свойства больших и малых приемов, является НЕЧЕТНОСТЬ их структуры.
Рассмотрим конкретный пример, достаточно понятный, чтобы не пояснять его рисунком. Выполняется несложная боксерская схема-тройка:
1) удар левой прямой в голову,
2) удар правой боковой в голову,
3) апперкот левой в живот.
Затем руки меняются ролями и схема повторяется в зеркальном, правостороннем варианте. Подчеркнем, что данную тройку несложно выполнять последовательно в лево- и правостороннем вариантах БЕЗ ПРЕРЫВАНИЯ. Слитность действий (отсутствие прерываний) обеспечивается нечетным количеством входящих в прием движений. Попробуйте также без прерываний выполнить какую-либо другую известную (или только что сочиненную) боевую схему, и Вы убедитесь, что с четными схемами у Вас ничего не получается. Если Вы, к примеру, после выполнения левостороннего варианта опустите руки и смените начальную стойку (то есть сделаете прерывание!), то проблем не будет, и правосторонний вариант исполнения получится. Но без прерывания ни за что!
Итак, сформулируем первый принцип нечетности:
6. Непрерывно чередовать лево- и правостороннее выполнение боевых приемов можно только в случае нечетности входящих в них движений.
Таким образом, свойства четных и нечетных приемов различаются тем, что нечетные можно без прерывания воспроизводить то в лево-, то в правостороннем вариантах исполнения, а четные "зацикливаются" на одной из сторон. Поэтому нечетные схемы можно характеризовать как симметричные, а четные - как ассиметричные.
Для того, чтобы подобные симметричные циклы можно было выполнять в движении, количество шагов (то есть тактов движения) также должно быть нечетным. Для проверки этого правила попробуйте перемещаться, кружась, считая количество поворотов на 180 градусов. Тогда Вы заметите, что
7. Сменить направление вращения можно только в случае, когда сделано нечетное количество шагов.
С четным числом шагов у вас ничего не получится. Поскольку в сложных боевых приемах число входящих в них фрагментов задается тактами-шагами, то это означает, что
8. Симметрия выполнения сложных боевых приемов определяется нечетным числом входящих в них фрагментов.
Автор ни в коем случае не хотел сказать, что одну и ту же боевую схему необходимо обязательно выполнять как в лево- так и в правостороннем вариантах. Нет! Просто выполнение нечетной схемы позволяет (за счет изменения направления действий) поменять саму схему на другую, отличающуюся от нее по содержанию, но идентичную по структуре, и, таким образом, слитно, гибко, естественно реагировать на изменения обстоятельств боя. Кроме того, знание свойств нечетных схем нам пригодится, когда будет необходимо производить качественное запоминание боевых приемов. Здесь мы подходим к рассмотрению последнего закона - Максимальной Памяти.
ЗАКОНЫ МАКСИМАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Сначала у автора была мысль назвать память ленивой. Но потом подумалось, что скорее всего память не ленива, просто она не любит зубрежки. А еще точнее - она хорошо запоминает лишь то, что интересно. Но рутинная работа, связанная с зубрежкой, бывает и в любимом деле. Поэтому нам всем приходится всю жизнь что-то заучивать: таблицу умножения, исторические даты, иностранные слова, пункты инструкций и т.п.
Попробуйте запомнить ряд слов, чисел, знаков или еще что-нибудь. И Вы убедитесь, результат будет наиболее полным, когда уменьшите объем запоминаемого материала до девяти единиц и ниже. Для педагогов лучше всего, когда в аудитории находятся не более девяти учеников: не рассеивается внимание, есть возможность достаточно полно общаться с каждым из подопечных, да и чисто психологически сам характер обстановки является наиболее благоприятным. Видимо не случайно с числами натурального ряда первой десятки связано очень многое, касающееся строения человека, его здоровья, жизни и даже судьбы. Все остальное строится, как правило, на умножении, сложении и других действиях упомянутых чисел, превращающих нас и окружающий мир в бесконечно разнообразную, динамично меняющуюся конструкцию.
Применительно к искусству рукопашного боя также имеет смысл ограничиваться небольшим числом заучиваемых базовых положений (принципов, стоек, элементов движений) и конкретных приемов, обратив большее внимание на качество запоминания. Исходя из того, что число 9 является для нашей памяти максимальным, то для "железного" запоминания достаточного для боевой практики материала оптимальными должны являться те числа, что находятся посередине: 3, 4, 5, 6, 7. Теперь сформулируем Первый Закон Максимальной Памяти:
9. Сумма всех запоминаемых движений, входящих в прием, не должна быть больше числа девять.
Как бы ни было соблазнительно выучить понравившуюся Вам более длинную боевую комбинацию или формальный комплекс, лучше поступить иначе: вычленить из комбинации (или комплекса) короткие участки и учить их попеременно то в лево-, то в правостороннем варианте исполнения, пользуясь Законом Нечетных Действий. Второй Закон Максимальной Памяти касается общего количества приемов, которым следует ограничить свой технический арсенал любому бойцу.
10. Достаточно мощным техническим арсеналом бойца-рукопашника является комплект, состоящий из 7-9 приемов данной школы.
Действительно, если новизна каждого приема, состоящего, к примеру, в среднем из шести движений, составляет 50%, а количество "капитально" выученных приемов равно восьми, то и в этом сильно урезанном варианте общее количество принятых на вооружение разнообразнейших технических действий будет равно 24-м. Этого более чем достаточно практически на все случаи жизни. Ведь многие отдельные боевые элементы и приемы универсальны. Умея группировать и комбинировать их в соответствии с приведенными здесь законами, Вы значительно усилите свое умение драться в рукопашных схватках.
Владимир Крюков
(Излучинск, Тюменской обл.)
Материал предоставлен журналом "КЕМПО" http://combatmachine.tripod.com/kempo_r.htm
Источник: www.infoart.ru/hobby/wrestle
E-mail: wrestle@siory.ru
"Хижина у пруда"
http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru |
В избранное | ||