Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств Основы наработки мастерства 2


Основы наработки мастерства 2

(опыт занимающегося) Смердов Олег

     Ну что же, сознавая важность этапа начальной проработки тела, возьмемся теперь за следующий этап постижения искусства ТКБИ.
     За подводящим комплексом следует комплекс цзибэньгун, т.е работа по заложению основы. Целью этого уровня является углубление уже полученных навыков и получение других, специфических, свойственных именно выбранному стилю боевых искусств навыков, а так же проработка особых качеств стиля.
     Неустанно, планомерно и с завидным постоянством поработав определенное время над раскрепощением своего тела и ума, человек, все еще оставшийся в группе и все еще горящий желанием познания, получает самый замечательный инструмент для успешной дальнейшей практики и последующего роста мастерства. Фактически он уже заложил основу, ибо теперь он может ОЩУТИТЬ то нечто, что весьма важно для раскрытия потенциала выбранного стиля, но совершенно не ощущаемо в обычной жизни.
     Человек получает возможность чувствовать свое тело, сознавать его напряжения, мгновенно ощущать нелепость, некорректность, не качественность своих движений и усилий их преодоления с точки зрения нормально работающего, живущего полноценной жизнью своего тела. Так же к этому времени ум, вечно пребывающий в бессистемном движении, получает незабываемый опыт успокоения. Разум очищается, ненужные и попросту мешающие, тормозящие продвижение вперед мысли постепенно перестают донимать занимающегося и он осознает их истинную «ценность». Потому процесс очищения происходит еще быстрее.
     Таким образом, не обремененный копошащимися тараканами в голове, получивший начальный опыт слушания своего тела, ощущений мышечных зажимов, новоиспеченный адепт становится готов углубить полученное и, что самое главное, получить опыт работы на совершенно ином «движке». Том, который и является основной движущей силой выбранного стиля.
     Не углубляясь в дебри радиоэлектроники, где примеров, могущих описать происходящее, хоть пруд пруди, попробую взять аналогию из другой сферы человеческой деятельности. Думается мне, что двигатели внутреннего сгорания известны хотя бы в общих чертах гораздо большему количеству потенциальных неофитов, нежели электричество и закон Ома. Посему вкратце опишу смысл существования бензинового электрогенератора.
     Эту полезную для дачного быта вещицу сначала необходимо завести, для чего подать горючее, открыв специальный крантик, включить зажигание, установить дроссельную (воздушную) заслонку и дернуть за веревочку. Если все сделано правильно и нет засоров в карбюраторе (жиклере), то двигатель рано или поздно обязательно заведется. Если не заводится, то приходится проводить ряд мероприятий, рассчитанных на последовательное прохождение всех составных узлов двигателя, с целью выявления неполадок (засоров, «застав» или «зажимов»). Когда мотор завелся, необходимо поначалу поработать на холостом ходу, дабы убедиться, что все в полном порядке, цепь не замыкает, мотор не глохнет... и только потом подключить нагрузку.
     (Истинно говорю вам, друзья, если бы в период наивысшего расцвета даосской мысли был бы уже изобретен двигатель внутреннего сгорания, то именно эту терминологию использовали бы даосы взамен устаревшей)
     Блок подводящих упражнений помогает понять и осознать как работает тело, из каких ключевых узлов состоит двигатель. Работа над заложением основы позволяет проверить эти узлы... не на прочность.. А на корректность работы, поскольку прочность их напрямую завязана на корректность. Если узлы функционируют с надрывом, то их прочность — лишь вопрос времени...
     Медленно, но верно постоянная, а порою даже изнурительная работа над заложением базы стиля, приводит к тому, что однажды можно почувствовать, как работа основных узлов сгармонизировалась. Убралось лишнее напряжение, прочистились каналы подачи горючего, воздух проходит в нужном режиме, да еще в соответствии с некими ритмами и правилами, которые пока не совсем понятны, но уже начинают сами собой соблюдаться.
     Значит пришла пора пробного запуска... И с этого момента, адепт осознает насколько он полагается исключительно на свою мышечную массу! Удивительное дело, но та фаза полного расслабления, которой он достиг столь длительными тренировками оказалась далеко не конечной. Он вдруг совершенно отчетливо почувствовал сколько мышц вовлекается в каждое даже бесконечно малое движение! И тут перед ним встает вопрос, который и является ключевым для всех без исключения учеников, которые так любят поговорить о секретах стиля. Так как же двигаться, не используя мышцы?
     Но беда в том, что секретов-то особых и нет... Они выгодны для продавцов тайн, а для постоянно работающего человека приходит понимание, что единственный секрет — постоянная, требовательная к себе работа. Все тайное является лишь степенью собственной практической проработки и полученных результатов.
     Потому ответа на вопрос пока нет, ибо он придет сам, если выполнять требования руководителя занятий, того человека, который уже прошел этим путем и уже получил этот ответ на собственном опыте. Как ни крути, но человеческий организм куда более сложен, нежели изобретение человеческого ума — двигатель на бензине. Потому и подход к его организации куда более сложен, нежели описываемая аналогия.
     И тем не менее, постепенно отказываясь от излишней напряженности мускулатуры на уровне цзибэньгун ученик учится работать на ином движке. Это пока только холостой ход, ибо движения чисто физические, неуклюжие, закрепощенные, угловатые... Но для преодоления этого безобразия и существуют ежедневные тренировки в поте лица своего. Когда каждая выдавшаяся свободная минута тратится не на пиво и телевизор, а на постижение тонкостей мастерства, то со временем (пусть его и потребуется очень и очень немало) холостой ход запустит механизм. Произойдет серьезный скачек в прогрессе и ученик вдруг осознает, как это все действительно здорово может работать. Пусть это пока короткий проблеск, но родившееся ощущение уже никогда и ни с чем не спутать и оно станет ярким маяком к дальнейшему уже более скорому продвижению к цели.
     Когда же механизм начнет работать без особых сбоев и более постоянно, вся сила сосредотачивается вокруг него. И уже после этого постижения следует постепенно и не торопясь учиться выводить получаемую силу дальше по телу в конечности. Это пока небольшой поток... Это пока тонюсенький ручеек, готовый тут же прервать свое течение при малейшей неосторожности, но это уже путь к истоку мощной, полноводной, гордо и стремительно несущей свои воды реки.
     И на этом этапе работа по заложению основы плавно перетекает к этапу следующему. Но об этом говорить еще рано...
     Что же касается цзибэньгун, то возвращаясь от бензиновой аналогии, можно сказать, что этап сей хоть и становится менее трудным для освоения, но содержит в себе весьма не простые упражнения или лучше сказать по-китайски - «гуны», поскольку это слово как нельзя лучше подходит под определение и описание сокровенной сути казалось бы простейшего движения ногой или рукой. Да и нет никакого практического смысла искать подобие издревле используемого термина, да к тому же имеющего определенный глубинный смысл, полностью раскрывающий суть проработки.
     Это у двигателя все хорошо и кристально ясно, просто и весьма прозрачно для понимания любого, даже не особо сведущего в этом направлении человека. А вот цзибэньгун — работа гораздо сложнее. Она требует всей воли ученика, всей его преданности искусству, всего его времени.
     Со стороны все видится довольно однообразным, незамысловатым и простым в повторении. Наблюдатель со стороны будет разочарован, но и весьма удивлен, заметив как быстро пот покрывает лица и одежду занимающихся. Ведь они не делают ровным счетом ничего! Покачиваются с ноги на ногу, ну, приседают, скручиваясь... Какая ерунда! Я тоже так легко смогу, думает наблюдатель и даже пробует.
     Но тут-то и поджидает его неприятный сюрприз. Оказывается даже чисто внешне упражнение нелегко для повторения... А что происходит с наблюдателем, ежели он попробует (да без комплекса подводящих упражнений) повторить все увиденное с соблюдением всех необходимых требований! Выражение его лица и положение частей его тела могло бы вызвать улыбку у практикующих, но... они заняты своей собственной работой и им некогда отвлекаться даже на это, казалось бы, забавное зрелище.
     Этап цзибэньгун труден для освоения... Но парадокс в том, что труден он только тем, кто пока еще не осознал истинную суть расслабления, а правильнее сказать - «сун». И здесь не имеется каких-то определенных правил или сроков. Осознание сего — процесс чисто индивидуальный. Одно можно сказать: понял сун — освоил львиную часть цзибэньгун, стал сун — пора идти дальше.

 


В избранное