Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств Стратегия и тактика в Кэндо


Тактика является важным элементом в спорте и боевм искусстве, так же как и физическая форма, техника и психологическая подготовка. Однако в Японии среди практикующих кэндо существует негативное отношение к тактике. Связано это по видимому с идеологией подхода к кэндо как к будо. Например опрос преподающих кэндо учителей физического воспитания из японских школ показал, что 53 из 55 учителей имели негативное отношение к тактике.

Тактика является важным элементом в спорте и боевм искусстве, так же как и физическая форма, техника и психологическая подготовка. Однако в Японии среди практикующих кэндо существует негативное отношение к тактике. Связано это по видимому с идеологией подхода к кэндо как к будо. Например опрос преподающих кэндо учителей физического воспитания из японских школ показал, что 53 из 55 учителей имели негативное отношение к тактике. Их негативное отношение было непосредственно связано с идеологией подхода к кэндо как к будо, традиционным методом преподавания кэндо как будо, стойкой и передвижением в кэндо как будо, отношением к победе и поражению в кэндо как в будо (Хонда, 2003). Точнее, по мнению некоторых учителей идеология кэндо как будо заключается в том, что только кэндо, которым занимаются для формирования характера является «правильным кэндо». В их понимании тактика используется исключительно для того, чтобы выиграть поединок, и поэтому не совместима с настоящим кэндо. Некоторые учителя считают, что при традиционном обучении кэндо правильная стойка и хороший контроль синая достигаются в результате традиционного следования сюгё (Syugyo), подразумевающее постоянную отработку кихона. Также они считают само собой разумеющимся, что правильного кэндо можно добиться следуя этим путем продолжительное время. Тактика отвергается, так как она не входит в традиционное сюгё, обеспечивающее правильное кэндо. Планирование и использование тактики означает нацеленность на победу свою или команды даже если стойка и перемещения неправильны, поэтому тактика отвергается. Наконец, некоторые учителя считают, что поединки, победы и поражения а кэндо, как будо, должны прежде всего отражать уровень и прогресс занимающегося, давать возможность выявить его проблемы и пересмотреть процесс личного сюгё. Поединки в кэндо таким образом направлены на то, чтобы превзойти своим Ки Ки оппонента. Даже если внешне движения минимальны, активная борьба ведется в сознании оппонентов. Они считают, что настоящее кэндо в том, чтобы подавив Ки оппонента своим Ки нанести удар. Для них использование тактики означает привнесение бессмысленных дополнительных движений синая и перемещений в поединок, что не совместимо с правильным кэндо как будо.

Британцы, особенно занимающиеся западными видами спорта, могут подумать, что такой подход японских учителей кэндо несколько странен. Нет необходимости упоминать, что кэндо представляет собой поединок один на один где атака и защита проводится с помощью синая. По словам Керна (1998) поединок один на один требует значительно большего тактического расчета, чем неконтактные виды спорта, такие, как волейбол или теннис, виды спорта, где спортсмены соревнуются друг с другом одновременно (плавание, гребля) или отдельно, улучшая показатели времени, расстояния, оценки судей и т.п. (гимнастика, тяжелая атлетика). На самом деле в дзигейко или сиае атакуя и защищаясь мы сознательно или бессознательно используем тактику. Учителя кэндо, принимавшие участие в опросах отмечали, что в поединке ожидается не полагаться на физическую силу, а на подавление оппонента своим Ки и нанесение удара. Это своего рода тактическое действие довольно высокого уровня. Атаковать оппонента пребывая в состоянии Мусин (Mushin) – высшая степень мастерства в кэндо, но она достигается только по обретении опыта и хорошей техники. Таким образом получается, что слово «тактика» само по себе не вызывает положительных эмоций у японских учителей кэндо, а создает впечатление, что использование тактики означает позволение ученикам сосредоточиться на победе любой ценой, как главной цели. Как бы то ни было, вне зависимости от причин их отказа уделять внимание тактике и подхода к кэндо как к будо, я считаю, что главным является их любовь к кэндо и желание передать «правильное кэндо» следующим поколениям, как путь самосовершенствования и японскую культурную традицию.

2. Мой опыт в Педагогическом университете Фукуока
Хотя будучи школьником и студентом я прове множество тренировочных и реальных сиаев, я практически никогда не получал от своих учителей прямых советов как победить или как сражаться в конкретной ситуации. Было ли это связано с негативным отношением к тактике (или к самому слову «тактика») в японском кэндо сообществе? Этот вопрос оставлялся для самостоятельного изучения студентами и я научился наблюдая за сиаями и участвуя в них сам.

Я начал задумываться о тактике в кэндо когда стал тренировать женскую группу в клубе кэндо Педагогического университета Фукуока. Мои ученики претендовали на победу во всеяпонском университетском турнире среди женщин и поэтому тренировались по 2 часа 5 дней в неделю. Такой режим тренировок не является особо напряженным а кэндо клубах японских университетов. После занятий они всегда собирались и смотрели записи своих кейко и сиаев и обсуждали свое кэндо. Идея записывать тренировки на видео принадлежала мне, но решения о том, что смотреть и над чем работать, как индивидуально, так и командой, принимали они. После семи месяцев они начали понимать что каждый член команды должен делать в каждой позиции, как сражаться в определенных ситуациях. Они достигли своей цели в ноябре 1995 года. Они одержали победу не используя примитивную тактику, как например убегать от соперника, который сильнее их, убегать от соперника получив первый иппон, использовать только неожиданные и хитрые атаки или сражаться в плохой стойке. Они всегда возвращались к тому, что делали в кейко и сиае, обсуждали над чем надо работать, как поступить в сиае в разных ситуациях с разными оппонентами, пытались использовать в кейко и сиае что-то новое, развивая свое кэндо. Три года спустя трое из них были выбраны членами японской сборной для 11 чемпионата мира по кэндо и одна из них выиграла личное первенство.

Основываясь на своем опыте тренерской работе в Педагогическом университете Фукуока я стал серьезно размышлять о тактике в кэндо. Это имело отношение и к негативным моментам. В преподавании кэндо очень мало внимания уделялось тактике. Хотя существовали несколько пособий и исследований, касающихся тактики в кэндо, содержание их часто было слишком абстрактным, трудным для понимания и использования на практике. Поэтому в 1997 году я приехал в Великобританию, чтобы найти место, где я смог бы изучать теорию и практику тактики в спорте. Здесь я изучал теорию, практику и образовательный эффект преподавания тактики в спорте в рамках курса «Преподавание игр(спорта) для понимания», разработанного а Англии и пытался применить полученные знания к кэндо. Изучая тактику в Англии я понял, что это может быть полезно не только для победы в сиае, но и для понимания различных аспектов кэндо. Ниже описываются мои идеи относительно тактики в кэндо.

3. Пересмотр тактики в кэндо
Росль тактики заключается в обеспечении связи кихон-гейко с дзи-гейко и сиаем. Мы применяем техники, наработанные в кихон-гейко, в дзигейко и сиай тактически мысля какую технику, когда и где применять. Как правило традиционная тренировка начинается с разминки и субури, затем идут кирикеэси, кихон вадза-гейко и дзи-гейко, при этом вопросы тактики, как обучения тому, какую технику когда и где использовать, остаются в рамках самостоятельного развития тренирующегося по мере приобретения опыта. Разумеется, в дзи-гейко и сиае, где атака и защита непрерывно сменяются, и невозможно предсказать развитие событий, решение о том что делать зависит только от самого практикующего. Однако, для того чтобы в каждой ситуации сознательно или бессознательно делать правильную оценку и выполнять соответствующие действия, необходимо изучать тактику в кейко. Многие люди, особенно опытные кэндоки, считают, что необходимости в изучении тактики нет и лучший подход к дзи-гейко и сиаю – это сражаться в состоянии мусин. В этом состоянии тело будет бессознательно действовать наилучшим образом, автоматически выбирая лучшую технику и перемещения. Однако этого невозможно будет достигнуть, если не отрабатывать выбор техник и перемещений в различных ситуациях в кейко. Выбор и исполнение вадза в состоянии Мусин – бессознательное тактическое действие, выработанное в результате осознанного изучения тактики. Некоторые люди настаивают: «Мне не нужна тактика. Я просто исполняю свое кэндо, кто бы ни был мой оппонент». Я не совсем уверен, что именно они имеют ввиду под словосочетанием «исполняю свое кэндо».Следует понимать, что «свое кэндо» не означает постоянное использование одних и тех же атак, такминга и вадза против любого оппонента. Чтобы выступать наилучшим образом против различных оппонентов необходимо встретиться с ними, меняя сэме (когда резко, когда мягко), тайминг и вадза в зависимости от оппонента. Чтобы быть способным на это необходимо иметь отработанный набор вадза и иметь широкое видение своего кэндо. Это не значит, что необходимо только выучить много различных вадза, необходимо практиковаться в различных способах их использования. Суми-сэнсей сказал мне: «В моем мозгу сотни и тысячи схем Сэме, ударов, комбинаций и контратак. Я могу их правильно использовать в конкретной ситуации против конкретного оппонента.» К тому же кэндо Суми-сэнсея таколво, что у нас остается мало вариантов и нам приходится атаковать так, как этого хотел Суми-сэнсей. Очень сложно (почти невозможно?) достичь уровня Суми-сэнсея, но этого точно не произойдет, если мы не будем пытаться совершенствовать свое кэндо.

4. Эффективность изучения тактики
Когда вы начнете думать о тактике – когда и как применять вадза в дзи-гейко и сиае, вы начнете задумываться, какие вадза необходимо отработать, что вы можете сделать на данный момент, а что нет. Размышляя таким образом вы сможете понять техническую и физиологическую структуру и механизм основных движений, каждой вадза и их взаимодействие с движениями и вадза оппонента. К тому же это дает мотивацию при отработке вадза и вы будете считать, что теряете время на вадза-гейко, ката-гейко, дзи-гейко, какари-гейко, утикоми-гейко и на тренировке в целом. Более того, вы начнете задумываться, готовы ли вы к достижению поставленных задач, какая часть тела требует дополнительной тренировки, достаточно ли вы сильны духом для исполнения выбранной тактики.

Традиционно тренировка в кэндо основывается на повторении и я это не отрицаю. Уделяя внимание тактике вы поймете значение и важность такого повторения, осознаете суть тренировки кэндо а не будете бездумно копировать и автоматически исполнять указания инструктора. В следующей статье я хотел бы коснуться процесса изучения тактики в зависимости от уровня занимающегося.
<!--[if !supportLineBreakNewLine]-->
<!--[endif]-->

Изучение тактики для обладателей кю
Часто можно наблюдать, как обладатели кю в дзи-гейко, сиае и на аттестационных экзаменах атакуют большим мэном с одной и той же дистанции с одинаковым таймингом. Также можно увидеть как их учителя часто советуют «продолжать атаковать» и «выкладываться». Когда один из оппонентов начинает движение и пытается нанести большой мэн, второй вскоре реагирует и начинает делать то же самое.В результате они бьют друг друга по синаям, не достигая мэна оппонента и удачного удара приходится ждать очень долго. На этом уровне, как было описано в «Отношение к дзи-гейко», часть 1, безусловно важно пытаться использовать технику, выученную а кихон-гейко, без колебаний и стеснения. Это их первая простая, но важная тактика. Однако, невозможно научиться атаковать в нужный момент, повторяя одну и ту же технику с одной и той же дистанции с неизменным таймингом. Как правило в кэндо существует 4 возможности нанести удар: когда оппонент начинает наносить удар, когда оппонент блокирует удар, когда оппонент завершает удар и когда оппонент отступает. Атаковать при завершении атаки оппонентом является важной тактикой для обладателей кю, которую нужно изучить и использовать в дзигейко против других обладателей кю. Например, многие обладатели кю делают проход как в кихон-гейко, подставляя открытую спину. Если это происходит в дзигейко, необходимо сразу же последовать за оппонентом и атаковать, как только он развернется. Дополнительная польза использования такой тактики в том, что она дает понять как важно стараться постоянно держать оппонента в поле зрения и что момент, когда оппонент отводит взгляд и теряет концентрацию удобен для атаки.

В дзи-гейко с более опытными оппонентами обладатели кю как правило испытывают сложности в том чтобы завершить свою атаку и прерывают ее на середине или отступают. Инструкторы в этом случае как правило командуют «продолжай атаковать» или «выкладывайся». В отличие от обладателей кю, их более опытные оппоненты не поворачиваются спиной к противнику в дзи-гейко (по крайней мере не должны этого делать). Поэтому становится проблематичным следовать тактике «нанести удар при завершении противником атаки».

Для обладателей кю в дзи-гейко с более опытными оппонентами рекомендуется перед ударом сбить синай противника. Необходимо не просто проводить прямую атаку, а попытаться предварительно отклонить кончик синая оппонента, используя осаэ вадза (сбивание синая вниз) и хараи вадза (сбивание синая с права на лево, из положения справа внизу в положение слева вверху, из слева внизу в справа вверху, из справа вверху в слева внизу или из слева вверху в справа внизу) (см также Японо-английский словарь кэндо, стр. 30-31). Разумеется это не значит, что вам гарантированно удастся провести удар старшему таким образом. Ваша атака будет заблокирована. Однако, на этом уровне очень важно начинать учиться тому, как сбить оппоненту центр, что является самой основной и самой важной тактикой в кэндо. Эта простая тактика сбивания центра оппонента развивается в более сложные и эффективные тактики по мере того, как вы совершенствуете перемещение, фумикири, фумикоми, скорость и те-но-ути (об этом будет рассказано далее). Как я писал в «Отношении к дзи-гейко», часть 2, обладатели кю должны сосредоточиться в основном на совершенствовании сикаке вадза. Важно не бояться, что от вашей атаки увернутся или контратакуют и не прерывать атаку по середине, пытаться довести ее до конца. В этой статье я хотел бы порекомендовать использование осаэ вадза и хараи вадза в дзи-гейко (разумеется, их необходимо отрабатывать в вадза-гейко).

Хотя это может не иметь прямого отношения к тактике, здесь я хотел бы добавить несколько слов о защите в кэндо, о чем я вкратце упоминал в «Отношении к дзи-гейко», часть 1. Согласно концепции “Bogyo no tame no bogyo nashi (нельзя защищаться только ради защиты)” в кэндо защита предназначена для подготовки последующей атаки и атаковать необходимо сразу же после защиты. В традиционной терминологии кэндо это называется «Ko-bo-icchi». Однако, как говорилось ранее, даже если обладатель кю пытается атаковать после отражения атаки старшего, он не обладает достаточным умением и скоростью, чтобы контратаковать с помощью одзи вадза или каэси вадза. Скорее всего они напротив не обладают базовыми умениями отражать атаку оппонента. Как это не странно, во многих клубах методы защиты изучаются редко и занимающиеся должны полагаться на собственный опыт. Поэтому многие обладатели кю пытаются выработать собственные (довольно нерациональные) приемы защиты, т.к. у них нет возможности изучить принцип “Bogyo no tame no bogyo nashi”. Окадзима (1992) отмечает, что страх начинающих перед атакой оппонента не дает им увидеть возможность для удара. Поэтому я рекомендую инструкторам показывать начинающим основные защитные техники перед тем, как допустить их к дзи-гейко. Под защитными техниками я не имею ввиду исключительно блокирование синая оппонента своим синаем. Необходимо научиться мецуке (направление взгляда) и защите с ки-кен-тай-но-ити. Начинающие часто стоят и смотрят исключительно на синай оппонента, а их руки начинают двигаться, когда оппонент совершает движение синаем. Поэтому они часто попадаются на обманные движения, как, например, обозначить удар мэн, подняв руки, а пробить до. Согласно Японо-английскому словарю кэндо (2000, стр 62) мецуке – это наблюдение за всем телом противника при том, что взгляд направлен в глаза. Существует и другой термин, объясняющий направление взгляда - Enzan-no-metsuke (взгляд на далекую гору). В Японо-английском словаре кэндо (2000, стр. 24) написано: «Важно видеть не отдельную часть, а фигуру оппонента в целом, как будто смотришь на далекую гору.» Что до защиты с ки-кен-тай-но-ити, то при защите необходимо иметь позитивный настрой, использовать синай, перемещения и движения тела. Термин ки-кен-тай-но-ити обычно употребляется в отношении удара, но сама концепция может быть применена и к защите. Начинающим нелегко добиться этого. Однако это в ваших интересах, развивать свое кэндо, получая удары снова и снова, сохраняя верную стойку и правильно защищаясь, чего поначалу добиться сложно. В будущем вы приобретете навыки, необходимые для эффективной защиты. Окадзима (1992) утверждает, что прочная защита – важный элемент эффективности кэндо. В таком случае изучение защитных техник с пониманием принципа “Bogyo no tame no bogyo nashi” на этом этапе будет весьма полезным с точки зрения применеия сложных тактик в будущем.

Изучение тактики для обладающих 1-2 даном
Подразумевается, что на этом уровне занимающийся может наносить точные удары, используя небольшие и быстрые движения тела и мощные фумикири и фумикоми. Я рекомендую развивать простые тактики использования осаэ вадза и хараи вадза, а также пытаться использовать обманные движения. Как должно быть уже известно занимающимся этого уровня, даже если вы пытаетесь провести мэн после осаэ оппоненту одного с вами уровня или выше, в большинстве случаев его синай заблокирует цель прежде чем вы проведете удар, если только вы не обладаете очень высокой скоростью. То же самое обычно происходит, если вы пытаетесь ударить котэ после хараи с лева на право. Из этого следует, что использование обманных движений перед ударом является важной тактикой. Разумеется освоение обманных движений идет от простого к сложному. Здесь я хотел бы предложить несколько несложных и одно более продвинутое обманное движение. Вот примеры несложных обманных движений:
* обозначить атаку на мэн после осаэ - оппонент защищает мэн - пробивается котэ или до
* обозначить атаку на котэ после хараи с лева на право - оппонент защищает котэ - пробивается Мэн

Эти приемы можно развить в более сложные:
* Обозначить атаку котэ-мэн после хараи с лева на право - оппонент защищает мэн - пробивается до.

Необходимо помнить, что используя обманные движения на этом уровне необходимо действовать первым, обмануть оппонента и ударить. Например в случае комбинации «обозначить атаку на мэн после осаэ - оппонент защищает мэн - пробить до» необходимо поднять синай широким движением после осаэ, чтобы оппонент поверил, что вы собираетесь ударить мэн и удар легко блокировать.

Используя обманные движения перед ударом, многие пытаются действовать слишком быстро. Из-за этого не удается действовать правильно и оппонент не защищается так, как подразумевалось. На этом уровне занимающиеся должны помнить, что для них важно не двигаться быстро, а точными и слегка утрированными движениями заставить оппонента поверить, что он может легко защититься используя только синай.

Считается, что на таком уровне у занимающихся есть ряж токуи вадза (вадза, которые удаются особенно хорошо и уверенно используются для зарабатывания очков). В дополнение к тактике обманных движений на этом уровне рекомендуется развивать дзи-гейко, обдумывая когда или в какой ситуации использовать токуи вадза. Здесь я хочу, чтобы вы перестали читать и подумали над следующим:
* через какое время после начала дзи-гейко или сиая вы стараетесь использовать токуи вадза?
* каковы условия применения токуи вадза: дистанция, тайминг?

Также необходимо подумать о том, какому оппоненту вы можете или не можете нанести удар с помощью токуи вадза.

Вы можете представить конкретные ситуации и оппонентов? Ваши познания в кэндо связаны с тем, как четко вы можете себе представить ситуации. Даже вы считаете, что у вас нет токуи вадза, полагаю у вас должна быть любимая вадза. Я рекомендую подумать как вы могли бы эффективно использовать любимую вадза в дзи-гейко и сиае. Если вы не можете представить ситуацию и оппонента, подумайте о применении токуи вадза. Я также рекомендую обдумывать как вы сражались после каждого дзи-гейко. Как описано в предыдущей статье, размышления о вышеуказанных вещах не только поможет вам развить тактические способности, и кэндо в целом, углубит понимание технической и физиологической структуры, механизма каждой вадза и их взаимодействие.

Помимо обманных движений в можете разнообразить свое дзи-гейко и сиай с помощью сутэ вадза и мисэ вадза. Дословно «сутэ» означает «выбрасывать», а «мисэ» - «показывать». Значение этих слов в контексте тактики в кэндо в том, что это вадза, используемые не для зарабатывания очков, а для внедрения определенных вадза в сознание оппонента для того, чтобы затем более эффективно провести токуи вадза. В качестве простого примера: чтобы провести касуи вадза котэ-до вы можете несколько раз провести котэ-мэн, убедить оппонента, что против вашего котэ-мэн легко защититься и заставить его защищаться используя только Куки (затем провести котэ-до). Вы несколько раз атакуете мощным и резким котэ, чтобы позже успешно провести кацуги-мэн. Важный момент в том, что необходимо атаковать используя не только руки, но все тело, даже если вы проводите сутэ или мисэ вадза. В противном случае вы не сможете убедить оппонента, что вы атакуете и будете легко контратакованы. Вы должны действовать реалистично. Ваши сутэ и мисэ вадза могут достигнуть цели, даже если вы этого не планировали. В этом случае вы должны обеспечить иппон, поэтому сутэ и мисэ вадза нужно проводить с ки-кен-тай-но-ити.

Заключение
По мере накопления опыта вы должны не только совершенствовать свои токуи вадза и любимые техники, но и вадза, которые вам не удаются; вы должны научиться иметь дело с людьми, чьему кэндо вам сложно противостоять. Избегать встреч с такими людьми – не выход. Это останется вашим слабым местом. Вы должны стараться проводить дзи-гейко с ними чаще, чем с кем бы то ни было. Вы будете терпеть неудачи и пропускать удары, но вы не сможете с этим справиться, если не будете стараться. Учиться, пропуская удары – путь совершенствования кэндо. Конечно важно испытывать новые техники. Но не пытайтесь использовать в дзи-гейко слишком много приемов, поставьте перед собой конкретные задачи в соответствии с вашими возможностями и советами инструкторов.

Фредерик Лоуренс


В избранное