Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств Смертельные возможности открытой ладони


Как-то в недалёком прошлом, находясь за рубежом, я пошёл в гости к моему знакомому, и он меня допустил покопаться в его личной библиотеке по восточным боевым искусствам с впечатляющим количеством книг, брошюр, пособий на эту тему. Мне попалось издание Роберта У.Смита: "Секреты Шаолинь-цзу-боксинга." В этой книге, помимо прочего, я вычитал, что в древнем Китае мастера боевых искусств в своих действиях использовали только 10% техник, выполняемых кулаком. Все техники рук они демонстрировали только открытой ладонью и "смеялись над действиями кулаком", поскольку считали, что это "децентрализует" силу удара.

В то время для меня, много лет посвятившему изучению традиционного каратэ и таэквондо, где одна из основных техник - действие кулаком, было сложно поверить в это, невзирая на непререкаемый авторитет мастеров древнего Китая.

Но как нередко бывает, судьба неожиданно вернула меня уже к почти забытой теме действий открытой ладонью в боевых искусствах. Первые же уроки хапкидо с Гранд мастером Йонг Вон Ри, во время которых все техники рук он выполнял открытыми ладонями, позволили мне по другому посмотреть на эту технику и принципиально посвятить годы изучения того, что было мотивировано и жизнью доказано в древности.

Мастер Ри неоднократно говорил мне, что в Корее на сегодняшний день осталось несколько стилей боевых искусств, где используется та же техника, что и многие века назад, когда впервые она была зафиксирована на памятниках старины. Прежде всего это стили хапкидо и куксульвон (родственный хапкидо стиль, основатель Гранд мастер Ин Хйук Су, один из первых учеников основателя современного хапкидо Гранд мастера Чхве Ён Соля).

Однако, хотя оба боевых искусства (Би) имеют много родственных корней, корейские мастера хапкидо "демократично" относятся к техникам кулаком, однако почти противоположное мнение у их "коллег" из куксуля. В чём же причина?

В Корее технику открытой ладони называют "пьюнг суль". И это название охватывает широкое понятие различных методов действия открытой рукой, сторонники которой называют её более действенной в отличие от удара кулаком, где только две костяшки в основном используется для удара, а в открытой ладони любая её часть - потенциальное оружие.

Различают два вида техник открытой ладони в неспортивных, а традиционных корейских БИ: чол са джанг (стальная ладонь) и пьюнг суль (техника ладонью с открытыми пальцами). И что парадоксально, но техника "рука нож", т.е. действие внешним ребром ладони и удар её внутренним ребром не считаются техникой открытой ладони.

В принципе, каждое боевое искусство использует открытую ладонь, но некоторые в большей степени. К ним относятся так называемые "внутренние" стили, как хапкидо. Корейские мастера этих стилей, ссылаясь на исторические факты, говорят, что в древней Корее удары кулаком использовали неопытные бойцы, в то время как техника открытой ладони была присуща действительно мастерам.

Учителя корейских традиционных БИ говорят, что когда вы бьете кулаком, то у вас в конце этого удара есть сила только двух костяшек кулака. Удар же ладонью более естественный, поскольку сила ладони раслаблена и проходит сквозь кисть. Техника удара ладонью сочетает в себе точечность распространения энергии через точку Лао-гун (биологически активная точка энергомеридиана перикарда по законам рефлексотерапии; еще она обозначается на картах меридианов, как МС-8), а так же напряжение в нужный момент, и всё это, действуя совместно с естественной энергией тела "КИ", создаёт взрыв внутренней энергии с большими проникающими возможностями.

Как расказывал Мастер Ин Хйук Су, он ещё застал в живых своего деда, мастера боевых искусств при королевском дворе, а так же его друзей. И как - то один из них предложил тогда ещё юноше, Мастеру Су, научить его удару ладонью с соответствующей силой и скоростью. Правда, взамен тот должен был для деда готовить еду. Юноша более пол года "куховарил", однако обещанное учение так и не начиналось. И как-то Мастер Су потерял терпение и сильно разозлился на деда. Тогда тот подвёл его к дереву и предложил на нём излить свою злость. Юноша наносил удар за ударом по стволу дерева, казалось тысяча листьев должны были с него осыпаться, однако они только дрожали. На что дед сказал, что у юноши такая сила, что он смог толкнуть ствол дерева, однако этого недостаточно, чтобы с него сорвался хотя бы один листик. И он предложил юноше остаться ещё на шесть месяцев, чтобы научиться бить по дереву с такой скоростью и внутренней энергией, чтобы сорвалось с дерева только три листочка. Речь шла об энергии, которая после удара остаётся внутри человека, вызывая вибрацию его внутренних органов.

Старые корейские мастера считают, что удар кулаком в несколько раз менее эффективен в отличие от удара ладонью. Поскольку, используя кулак, вы вынуждены напрячь мышцы, собирающие ладонь в кулак, поэтому энергия удара не проходит глубоко в цель.

Действие кулака подобно взрывающейся гранате, когда маленькие кусочки металла попадают в цель. Удар кулаком наносит разрушение в ограниченной зоне, оставляя синяки и сломанные кости.

В то же время удар ладонью вызывает эффект снаряда кумулятивного действия, где поражение происходит не осколками, а разрушительной шокирующей волной. Правильно выполненный удар ладонью, несущий максимальную потенциальную энергию, может не оставить даже синяка, но разорвёт нервные окончания и кровеносные сосуды, тем самым нанося гораздо большие повреждения, чем кулак.

Формирование "стальной ладони" требовало подготовки всех частей руки воина: ладонь, пальцы, боковые и наружную часть кисти. Техника работы чол са джанг требовала, чтобы пальцы были собраны вместе (т.е. не растопырены), тем самым создавая единую ударную поверхность с ладонью. Но и в этом существует отличие от техники пьюнг-суль.

В древней Корее "стальная ладонь" использовалась в различных вариантах боя. Угол касания цепи ладонью зависел от того, какой тип удара наносил воин: в защитных целях и только для повреждения противника или в атакующих целях, чтобы вызвать смертельный исход.

Использование удара ладонью под углом 90 градусов могло вызвать смерть, в то время, как положение в 45 градусов было менее опасным и использовалось в оборонительных целях. Удар выполнялся с такой скоростью, что, если бы ладонь воина не имела внутренней подготовки, все кости его руки были бы сломаны.

Однако, "стальная рука" имеет тоже разрушительное качество, как и кулак. Действие же ладони, которая при ударе не оставляет видимых следов, но приносит серьёзные внутренние повреждения, это техника пьюнг - суль.

Технику открытой ладони можно использовать для поражения биологически активных точек человека, его мышц и суставов. Однако существуют, как правильные, так и ошибочные техники использования открытой ладони. Корейские мастера считают, что только сама ладонь и пальцы руки осуществляют контакт с целью. Суставы не должны ударять. Это так же относится и к тыльной стороне ладони. Если вы жёстко ударите в цель суставами своих пальцев или ладони, их легко можно повредить.

По сохранившимся памятникам старины корейские исследователи национальных боевых искусств пришли к выводу, что техника открытой ладони возникла в древней Корее более двух тысяч лет назад, ее создали воины древнекорейского боевого искусства, известного, как "садо му суль" (родовое боевое искусство). В этой школе были созданы три принципиальных вида техник открытой ладони, каждая из которых использовалась в конкретно сложившихся обстоятельствах.

Первая называется "джанг пьюнг суль" (техника прямого удара ладонью). Это самая простая из трех упомянутых техник, и ее цель, как свидетельствует само название, прямым движением ладони нанести проникающий удар в любую часть тела противника. Удар джанг пьюнг суль обычно используется, когда действия противника блокируются, и в открывшуюся зону наносится пронзающий удар ладонью.

Вторая техника ладони, входящая в группу пьюнг суль, называется йоп пьюнг суль, и отличается тем, что движется к цели сбоку, а не по прямой линии. Обычные цели для этих техник: суставы, такие как локоть и колено. Типичный пример использования йоп пьюнг суль - это защита от прямого удара кулаком, когда локоть ударной руки ломается.

В этом случае йоп пьюнг суль действует как блок, останавливающий и отклоняющий кулак, так и контратакующая техника, ломающая локоть.

Третья группа техник называется хае джанг суль (круговая техника ладони). Это наиболее сложная техника из упомянутых осуществляющая "прилипание" защищающейся руки к конечности противника. Воин, выполнявший хае джанг суль, производил круговое движение, касаясь бьющей руки противника, как бы выводя ее по кругу в сторону от себя.

Это позволяло воину лишать противника устойчивости и энергии его удара. И как только это происходило, в обороне противника обнаруживалась брешь, куда мгновенно следовал удар мастера садо му суль.

Однако из любимых техник воинов древней Кореи был смертельный элемент из арсенала хае джанг суль: удар в нижнюю часть ребер противника. В этой технике круговое "сгребающее" движение ладони, уводящие удар противника, вклинивается внешним ребром основания ладони снизу вверх под реберную клетку противника, вызывая тем самым шоковую волну во всем теле противника.

Все три типа техник работы открытой ладонью и сегодня широко используют в традиционных (не спортивных) стилях БИ Кореи внутреннего направления, как это было тысячи лет назад. Инструктора, преподающие "мягкие искусства", включают в свои рабочие программы те же базовые разделы, как концентрацию, углы наносимых ударов, поглощение, медитацию и техники развития "ки".

Концентрация - это ментальная подготовка, которая позволяет изучающему пюнг суль, наносить сфокусированные удары в любую точку возникшей цели. Именно концентрация направляет внешнюю и внутреннюю энергии в цель.

Знание углов нанесения ударов необходимо, чтобы, определив место положение цели, создать максимальную силу поражения.

Под поглощением подразумевается умение смягчать до нужного уровня энергию отдачи при выполнении собственного удара, чтобы оставаться расслабленным, выполняя двигательные функции. Ошибка в следовании этому правилу может привести к внутренним повреждениям.

Медитация и методы развития "ки" связаны между собой. Без медитации и практики дыхания бессмысленны даже разговоры о развитии "ки". В технике ударов открытой ладонью сила "ки" необходима, чтобы ее усилить. Следует помнить, что понятие "ки" в корейских БИ означает и внутреннюю подготовку. Эта энергия так-же является источником внутренней силы и тесно увязана с дыханием и циркуляцией крови. И чтобы профессионально освоить технику открытой ладони, занимающемуся БИ необходимо развивать свое "ки".

Корейские мастера традиционных БИ различают два вида энергии: дородовую и послеродовую. Три биологически-активные точки, расположенные вертикально под пупком, на так называемой белой линии живота, представляют собой зону дородовой "ки". До рождения человека и в первое время после этот вид энергии в полной норме. Однако со временем, когда ребенок растет, встречает повседневные заботы и проблемы, эта энергия почти полностью исчезает, и необходимо специальными методами ее возрождать. И эта форма "ки" считается внутренней силой или энергией. Центр послеродовой "ки" расположен в месте трех точек, расположенных выше пупка на той же белой линии живота. Этот вид "ки" развивается после рождения человека и является источником внешней силы. Послеродовое "ки" легко восполняется хорошим питанием и необходимым временем для сна. Этот вид энергии восполняют практикующие внешние стили БИ.

Если провести горизонтальную линию через пупок, то на этой линии в месте трех точек биологически активных зон слева и справа располагаются центры дородовой и послеродовой "ки", которые, взаимопроникая образуют баланс внутренней и внешней энергии "ки". Именно эта сила проявляется в проникающем ударе ладонью.

И если отождествлять вышеупомянутые виды "ки" с "ум" и "ян", то послеродовая "ки" это - "ян", а дородовая - "ум".

Существуют различные методы наработки трансформации "ки" в ладонь. Приведу наиболее доступные. Первой называется сал ли ки (растопыривание пальцев). Вдох, и на выдохе до предела растопырьте все пять пальцев, расслабьтесь. По десять раз несколько подходов в день.Второе упражнение называется ки чо джаки (выжимание энергии). Раскройте все пять пальцев, на каждой руке, как можно шире, чтобы максимально растянулась кожная перепонка между пальцами. Это на вдохе. На выдохе сжать пальцы в кулак, как можно сильнее. Это упражнение нужно делать так же многократно в течение дня.

Постижение внутренних стилей корейских БИ требует серьезной внутренней собранности и мотивированности этим заниматься. Это не спорт, не азарт какой-либо игры. Так же для этого необходим высоко квалифицированный наставник. Ибо, как говорят корейские мастера: "Есть боевые искусства, и есть их имитация".

 Игорь Гамбаров


В избранное