Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств Психология воинской деятельности


Психология воинской деятельности

Сознание, психика человека формируются, развиваются и проявляют себя в деятельности. Сознание объективно формируется через продукты общественной деятельности. В армейских условиях деятельность военнослужащего направлена на выполнение им священного долга перед Родиной. Эту деятельность принято называть воинским трудом. Воинский труд как интегративная характеристика деятельности военнослужащего представляет собой процесс его самореализации в качестве субъекта военно-профессиональной деятельности, повседневных отношений, собственного развития, который на основе использования предметов и средств этого труда обеспечивает получение совокупных результатов военной службы.

Человек, который "что-то делает", проявляет активность. Он предстает перед нами не парциально или фрагментарно, а как целостный феномен-субъект своей жизни, собственного развития, воинского труда, выступающего совокупной характеристикой его реальной включенности в сферу военной службы.

Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром. Взаимодействие - процесс взаимного влияния субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие сопровождается взаимным отражением субъектами свойств друг друга. Этот процесс объективен.

Взаимодействие есть главное условие существования человека. Он взаимодействует с другими людьми, с окружающей реальностью в интересах поддержания равновесного состояния со средой обитания, гармонии, тождества, непротиворечивости своего существования - это условие его жизни.

Однако окружающий мир, сам человек постоянно развиваются, изменяются. Абсолютного тождества в природе нет и не может быть. Человек постоянно находится в мире "нарушенного равновесия". Таким образом, с одной стороны - стремление к гармонии, тождеству с окружающим миром, с другой - отсутствие тождества в природе. Значит, нет ни одного момента в жизни, когда бы человек не испытывал нужды восстановить баланс в мире "нарушенного равновесия". А для этого необходимо проявить активность в процессе жизнедеятельности.

Активность заложена в человеке самой природой, она объективно ему присуща. Пока человек активен, он существует. Направленность активности человека ориентирована на вполне определенную реальность (объект), в качестве которой выступают явления, процессы и т. п.

В армейских условиях человек проявляет приоритетную активность к военной службе. Все ее составляющие образуют целостный феномен воинского труда. Основными его сторонами (блоками) выступают военно-профессиональная деятельность, повседневное отношение и личностное развитие.

Состояние нужды в том, что необходимо в данной ситуации человеку для существования и развития, есть потребность. Это "состояние нужды" и есть источник постоянной активности, ее "внутренний двигатель". Сколько у человека потребностей? Столько, сколько у него взаимодействий, контактов с окружающим миром. Исходя из того, что человек - существо биосоциальное, выделяют два основных вида потребностей: биологические (в еде, тепле и т. д.) и социальные (материальные и духовные).

Различия между людьми менее всего выражены в "наборе" биологических потребностей, их количественных и качественных параметрах.

Индивидуальность здесь проявляет себя, в основном, в способах их удовлетворения, которые базируются на психофизиологических основаниях военнослужащего и отражают достигнутый уровень усвоения им ценностей культуры, общественного опыта, практики военной службы. Главные различия между людьми как личностями проявляют себя в качественных и количественных содержательных параметрах социальных потребностей, их иерархии. Чем выше уровень развития человека, тем больше у него социальных контактов, а значит, богаче его социальные потребности, социальная активность, деятельность. Деятельность побуждается потребностью. Чем больше человек знает, умеет, тем больше он понимает, что он мало знает и умеет. Осознание этого несоответствия, отсутствие гармонии, равновесия есть главное условие самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования.

В то же время человек по своей сути индивид, личность, субъект воинского труда и индивидуальность. В каждом проявлении активности представлены все его потребности, но в разной иерархии. Вступая во взаимодействие с объектами окружающего мира, военнослужащий тем самым познает их свойства, самого себя. Результаты этого познания фиксируются в его опыте. В случае возникновения необходимости удовлетворить какую-либо потребность воин, опираясь на свой опыт, направляет свою активность на поиск тех свойств, взаимодействие с которыми позволит ему добиться этого. Совокупность свойств объекта, на которые направлена активность человека с целью удовлетворения потребности, и есть предмет этой потребности. Результатом отражения в психике потребности является эмоция, проявление которой сигнализирует о наличии дискомфорта, рассогласования, о необходимости проявить активность. Опредмеченная (осознанная) потребность есть мотив. Идеальные представления о будущем результате взаимодействия есть цель. Цель, которая рассматривается с учетом реальных изменений ситуации, выступает как задача.

Цель и мотив взаимопереходят друг в друга. Цель, которая ранее побуждалась мотивом, со временем приобретает самостоятельную силу, т. е. сама становится мотивом. Мотивы, имеющие такое происхождение, являются сознательными мотивами. Мотив является системообразующим фактором деятельности, которая, как правило, полимотивирована, т. е. возбуждается многими мотивами, их иерархией. Ведущие мотивы в основном и определяют направленность деятельности. Деятельность, в том числе и рукопашный бой, есть совокупность действий, каждое из которых имеет свою цель. Таким образом, цель есть системообразующий фактор действия.

Действие есть единица анализа деятельности, так как содержит в себе все ее признаки. Оно включает в себя акт сознания - постановку и удержание цели, акт поведения, предполагает активное начало в субъекте, выводит человека в окружающий предметный мир. Действие есть совокупность операций. Выбор операций, их совокупности опосредован условиями деятельности. Деятельность есть системное качество совокупности действий.

Операция есть совокупность психофизических функций (сенсорных, моторных и т. д.).

Таким образом, объективный мир находится в постоянном развитии, изменении, а это значит, что ситуации взаимодействия человека с окружающим миром, как правило, не повторяются, всегда содержат в себе новизну. А каждый человек не только носитель потенциала активности, но и природой в нем заложено творческое начало, стремление к поиску новизны, нестандартности. Это очень важно использовать при ведении рукопашного боя, возникающего в сложных условиях, а также на занятиях во время подготовки к рукопашному бою.

Ситуация - система внешних условий, факторов, действующих на субъект и детерминирующих его деятельность наряду с субъективными, внутренними условиями, факторами. Субъектом воинского труда выступает любой военнослужащий. Победа над противником в рукопашном бою является фактором, способствующим выполнению боевой задачи. При этом боевая задача в условиях военного времени есть эталон для других задач. Объективные условия выполнения задачи: динамика, последовательность развития событий во времени, стандартность или нестандартность условий для конкретного военнослужащего.

Субъективное отражение ситуации характеризуется совокупным влиянием психологических факторов: опасность, внезапность, новизна, дефицит времени, недостаток или избыток информации и т. д., а также деятель - постными характеристиками (ситуационный мотив; содержание и степень осознания цели; ориентировочная основа деятельности; стандартность-нестандартность принятого решения, уровень его риска; переживаемые состояния, их динамика; итог выполнения задачи; типология ошибок; удовлетворенность своими действиями и действиями товарищей).

По мнению Н. Н. Головина, "...исследование боя составляет основную часть науки о войне... Исследование боя... прежде всего должно быть исследованием законов человеческой деятельности в бою". М. И. Драгомиров писал, что "только война вызывает то совместное напряжение всех духовных сторон человека, в особенности его воли, которое показывает всю меру его мощи и которое не вызывается никаким другим родом деятельности". "Все решительные и победоносные войны имели в основе идею, которая была близка сердцу бойца,- писал Н. Н. Головин. - Основа победного стремления бойца лежит в мотивах социального характера, эпические герои должны сойти со сцены и уступить место обыкновенным людям, с их великими доблестями и с их подчас унизительными слабостями; с их самопожертвованием, доходящим до того, чтобы "положить голову за други своя, и с их себялюбием и своекорыстием".

Помимо мотивов широкого социального плана боевая деятельность порождается мотивами боя: стремлением навязать свою волю противнику, интересом к противоборству, желанием добиться победы и т. л.

Мотивы ответственности и долга (социального плана) в период подготовки к бою, выполнив свою основную личностно-мобилизующую функцию, в ситуации начала боя становятся своеобразной базой, фундаментом, на котором актуализируются мотивы боя, конкретных боевых действий.

Примечательны положения, высказанные Б. М. Тепловым о страхе в бою:"Вопрос не в том, переживает человек в бою эмоции страха или не переживает никакой эмоции, а в том, переживает ли он отрицательную эмоцию страха или положительную эмоцию боевого возбуждения. Последнее - необходимый спутник военного призвания и военного таранта..."

Главной целью боевой деятельности является победа над противником. Цели данного ведущего вида деятельности подчинены все другие стороны воинского труда - другие виды деятельности, личностное развитие, повседневные отношения. Способы достижений цели опосредованы военным искусством, стратегией, тактикой, личностными качествами бойца, уровнем его мастерства по использованию средств боя: оружия и боевой техники.

Таким образом, воинскую деятельность можно и нужно анализировать, а результаты анализа использовать для ее совершенствования.

"Основы рукопашного боя по системе А.А. Кадочникова "


В избранное