Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Футбольный-Тренер.Ру

  Все выпуски  

Электронная футбольная школа Тренир и воспитаник.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Институт сайтостроителей

 

Новости Футбола 


О футболе

Наш курс

Связь с нами
 

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТРОННАЯ ФУТБОЛЬНАЯ ШКОЛА

     Если вы хотите принять участие в создании нашего проекта или его наполнении, то пришлите своё предложение на admin@football-school.ru

    Наша новая серия рассылок называется "Тактическая подготовка футболистов." Как всегда статьи можно обсудить на нашем форуме www.forum.football-school.ru  Ждём ваших вопросов.

   

4.4. Тренер и воспитанник

       

В своей деятельности начинающий тренер основывается на собствен­ном опыте и на опыте своих тренеров. Он еще не в состоянии разобраться и найти обоснование выбранному методу работы. В каждом виде подготов­ки есть ключевые моменты, в которых необходимо найти главные составля­ющие. Помочь разобраться, что здесь главное и что второстепенное, нельзя, здесь необходим собственный поиск и опыт работы. Он должен видеть все закономерности обучения, методы стабилизации навыков и всю последовательность готовности организма для последующего совершенствования. Ов­ладеть навыками обучения - в этом и заключается педагогическое мастерст­во и эффективность работы тренера. Если он найдет логическую схему, объ­единяющую всю последовательность необходимых упражнений и режимов работ, тогда это будет постоянное совершенствование.

            Любая карьера тренера начинается с низшей ступени, и основание ее -это образование и самообразование. На нее будет влиять личное восприятие и понимание футбола, складывающееся из личного опыта, результатов на­блюдений за действиями других игроков и опыта коллег. Понимание - это не­обходимый инструмент тренера, который со всей ответственностью подхо­дит к своей работе.

Дальнейший путь тренера - это поиск, творчество, книги и желание совершен­ствоваться. Развитие происходит только во время преодоления трудностей, а бездействие педагога - большой риск и стояние на месте, что отдаляет его от цели. Идеального тренера нет и, видимо, быть не может. У каждого свои достоинства и недостатки. Здесь главное - найти пути и способы самореали­зации. Самая профессиональная работа та, которая строится не на эмоциях и вдохновении, а на знании достижений науки. Прогресс должен происходить в направлении не только профессиональной деятельности, но и знания пси­хологии и умения общения - это все равноценные стороны подготовки.

На втором этапе необходимо знать и понимать теорию и методику тренировки, где футбол рассматривается не как забава, а как определенные достижения в освоении мастерства. Очень важный этап индивидуального развития, где у начинающего игрока складывается общее представление об игре, а также индивидуальные и отличительные особенности выполнения тактических задач. Для тренера - это поиск и наработка индивидуальных подходов, специализированных упражнений для совершенствования игрока. Весь вопрос в том, как и насколько можно изменить необходимые игровые качества. Основная причина, по которой многие воспитанники не прогресси­руют и не достигают своей планки, - это неполное использование всех их проявленных и непроявленных возможностей и способностей.

Чем и как можно компенсировать то, чего не имеет наш воспитанник? Может, его надо сориентировать на мини-футбол, где он себя выразит пол­нее. Путь становления молодого игрока - это вначале процесс накопления умений, последующая задача - это развитие собственных индивидуальных способностей и талантов. Для тренера это необходимая сумма знаний и уп­ражнений по всем видам специальной подготовки. Начальные этапы подго­товки - это навыки моторики, сознательные движения, намерения к осознанным двигательным действиям. Установка на постоянное совершенствование, преодоление себя - это сегодняшнее требование к игроку на раннем этапе, и оно обязательно. Если коротко обозначить идею этапа обучения, то она бу­дет заключаться в приобретении и умении пользоваться всеми навыками в игре. Рассматривая весь период подготовки, заметим не только определен­ную последовательность и системность ежегодного совершенствования, но и необходимое качественное поэтапное отличие процесса обучения.

На третьем этапе останавливаются в росте половина действующих игроков и тренеров. Причина здесь, видимо, в нашей психологии, в нежела­нии совершенствоваться. Здесь многое зависит от руководителей футбола, от уровня профессиональных тренерских курсов и семинаров. Вполне очевид­но, что каждый руководитель специализированных школ должен хорошо раз­бираться в главных специфических вопросах подготовки.

            В группах совершенствования игра команды - это уже личное мастер­ство тренера, оно зависит, в первую очередь, от умения тренера владеть ме­тодикой подготовки. Почему одному тренеру удается результативная игра и результат, а другому нет? Потому что они по-разному владеют методикой, которая основывается на большом объеме практического материала и теоре­тической информации, которая к тому же сложна.

В группах совершенствования задачи общего характера и соответст­вующие упражнения являются бессмысленными, забирающими как энергию, так и время. Здесь тренеру необходимо совершенно точно знать, что и как де­лать и сколько раз, соблюдая при этом направленность, объем и интенсив­ность. Нагрузка должна соответствовать общему физическому состоянию на­шего воспитанника, и вся работа над двигательными качествами должна ид­ти с учетом этого. К этому этапу молодой футболист уже, как правило, дела­ет свой профессиональный выбор. Для одного футболиста главная цель - это рациональная игра и соответствующие ей требования в тренировках, для другого - увеличение и разнообразие специализированных упражнений. Умение управлять практическим обучением, т.е. умение довести все тактиче­ские ситуации до их логического решения, - это профессионализм и готов­ность самого тренера.

Разобраться в логике предстоящей игры, четко изложить свои планы, из отдельных игровых фрагментов сложить картину в целом и довести до всех исполнителей - это искусство тренера. Если рассматривать индивиду­альную подготовку, то очень важна отдельная работа с игроком в понимании игровых ситуаций для подбора соответствующих упражнений. Игрок должен выиграть ситуацию, единоборство, позицию и т.д. Но основные слагаемые этапа совершенствования - это, как минимум, отношение и агрессивность. Отношение - это психологическая установка и соответствующая мотивация самого игрока. Агрессивность футболиста - это желание опередить конкурентов в едино­борствах, в надежности, стабильности, игровых сопротивлениях и т.д.

            Взаимоотношения внутри команды (как и в любом коллективе) посто­янно меняются. К 18 годам тренировочный процесс в футболе становиться все более жестким, и для тренера главное - не сделать педагогических оши­бок. Не дать родиться злобной агрессии, не дать состояться конфликту, а это лучший способ самоутверждения ученика. Тренеру необходимо постоянно принимать этические решения, подсказывать и учить правильному поведе­нию в конфликтных ситуациях и, если конфликты случаются, то как завое­вать доверие в сложных ситуациях соревнований? Соперничество и сотруд­ничество являются не противоположностями, а дополнениями необходимых в спорте качеств и базируются на взаимности и взаимозависимости. Объеди­нить игроков в психологической готовности всей команды и добиться победы вопреки всем объективным трудностям - это во многом зависит от педа­гогического профессионализма тренера.

            Рассматривая личностные качества тренера, можно заметить, что не все зависит от знаний своей профессии. Не все бывшие футболисты распо­ложены к данному виду педагогической деятельности. Быть хорошим квали­фицированным тренером трудно, поскольку необходима большая самоотдача и постоянное самообразование. Помимо профессиональной специализации, навыков общения, существуют много других требований, непосредственно влияющих на результат. Формулу квалифицированного тренера мы, видимо, вывести не сможем, но основные характеристики все же вырисовываются: 50% - это характер, 30% - это самообразование и 20% - владение методикой подготовки.

Перспективный футбольный тренер - это, в первую очередь, критическое отноше­ние к себе, анализ работы с хорошей долей самокритики. Накопить опыт соб­ственных ошибок - это и есть в какой-то мере поиск методики работы. Он очень индивидуален, не предается огласке и используется единолично. Не надо стремиться к победе в любой игре и любой ценой, поскольку это должно быть результатом всей вашей правильной работы. Все, что дало эф­фект в одной команде, в последующих случаях может не сработать. Талант и опыт тренера как раз и проявляется в том, чтобы отбросить все то лишнее, что не позволяет твоей команде играть лучше. Это вполне закономерно: ко­манда меняется, становится сильнее, но и ты как тренер должен меняться, должен становиться умнее и совершеннее. В этом плане часто необходимо менять себя, а не воспитанника. Если есть критический подход, значит, это путь к истине и профессионализму.

            Способность воспринимать игру без логического анализа, на уровне интуиции, видеть разные варианты развития событий - это тренерская ред­кость, которой необходимо учиться. Есть моменты футбола, которые невоз­можно контролировать или даже понять, используя логику мышления. Такие тренеры способны интуитивно переходить от анализа к синтезу и наоборот. У них достаточно воображения, чтобы представить конечный результат про­исходящего или видеть всю игру в целом. Про таких говорят, что они обладают шестым чувством.

В команде мастеров вся ответственность лежит на главном тренере, который, несомненно, должен быть лидером, не в плане жесткости и требо­вательности, а в смысле практических знаний и идей. Необходимо постоян­но активизировать и рационализировать весь тренировочный процесс, где он главный психолог и главный методист. Главный тренер формирует психоло­гический климат в команде, где от его профессионализма зависит конечный результат, а от личностных отношений зависит, как он достигается. Коллек­тивный выбор тактики, обсуждение с игроками игровой стратегии, выбор со­става команды, капитана и т.д. - это все игры в демократию, которые отнима­ют только время. Это тот случай, когда тренеры без профессиональных зна­ний и опыта решают не проблемы игры команды, а свои. Умение выстраивать взаимоотношения игроков в команде - это опыт и интеллект, а не набор хит­ростей и уловок, которые срабатывают один раз. К сожалению, здесь мы го­ворим о тех, кто занимается не своим делом.

            Профессиональный рост является непрерывным процессом, захваты­вающим весь период многолетней деятельности. Некоторые психологи счи­тают, что любой специалист, желающий добиться какой-либо цели, одновре­менно пишет свою книгу, в которую записывает, что он делает и что необхо­димо сделать. И чем больше страниц он испишет, каким банком упражнений он будет владеть, тем большим опытом будет обладать. Идеального тренера нет, и, видимо, быть не может. У каждого свои достоинства и недостатки. Главное в этом процессе - планирование, учет и анализ своих наработок. Не­обходимо анализировать чужой опыт, таким образом накапливая свой. Это уже не только знание методики, но и понимание, как психологически прибли­зить все тренировочные занятия к соревновательным играм.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: sport.soccer.school
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное