Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ФК ЦСКА Москва | Nomen est omen

  Все выпуски  

Башня империи. Как ЦСКА пытается выгоднее всех построить стадион



Башня империи. Как ЦСКА пытается выгоднее всех построить стадион
2016-01-26 19:30 CSKA.INternet

Евгений Гинер в очередной раз дает урок экономии в кризисные времена. Новый стадион ЦСКА достроят в нынешнем году, и он должен сразу начать приносить деньги. Еженедельник «Футбол» узнал, в каком состоянии готовности сейчас находится арена, на которой уже летом будет сыгран Суперкубок России, и нашел то, чем она будет отличаться от всех остальных в стране.

Отличие первое.
Вход на стадион по пандусам

«Какая тебе проходная нужна? Со стороны Березовой рощи? Это тебе всю стройку обходить! Давай сюда, под забор, — мы покажем, как напрямую дойти», — строители, которые неожиданно оказываются представителями Балкан, беззаботно готовы нарушить все правила безопасности. Их предложение заманчиво, но разгуливать по стройке без сопровождения и получить по голове (во всех смыслах) не хотелось абсолютно. Пришлось как можно быстрее преодолеть прилегающий к стадиону парк, попутно думая о его судьбе во время матчей. С одной стороны, если не замусорили за время жизни прошлой арены армейцев, то почему сделают это теперь? С другой — невозможно сказать, вырос ли за последние годы уровень культуры населения или совсем наоборот.


Там, где сейчас проходные, со временем появятся два пандуса. С них можно будет попасть непосредственно на территорию стадиона, которая окажется на пять метров выше «уровня земли» вокруг. Это позволит разделять потоки болельщиков и приходить и уходить им с арены с большим удобством. А получившееся пространство под объектом будут использовать в административных целях. Например, под парковку. Всего планируются три разные парковочные зоны на 1400 мест. Считается, что для стадиона на 30 тысяч человек это очень мало. Но таковы особенности строительства крупного объекта фактически среди жилых домов.

ЦСКА

Отличие второе.
Добраться можно от трех станций метро двух веток

В армейском клубе крайне гордятся тем, что успешно ведут работы на ограниченном земельном участке. Когда строишь стадион на пустыре, проблем намного меньше. Здесь же пришлось переносить инженерные системы, тепловые магистрали, водопровод, трансформаторные подстанции. Сложнее было подвозить все необходимые материалы. Вмешивались и местные жители, из-за протестов которых на стройку приходили проверяющие из прокуратуры. Никаких нарушений они не заметили.

После завершения строительства расположение армейского стадиона станет для него скорее плюсом. Добраться туда уже сейчас можно от трех разных станций метро — «Сокол» и «Аэропорт» (зеленая ветка), «Полежаевская» (фиолетовая ветка). А с запуском первой очереди третьего пересадочного контура прибавится еще одна. Официально она пока называется «Ходынское поле», но в клубе надеются, что вопрос о переименовании в «ЦСКА» будет решен положительно. Столь высокое количество станций, к которым добавляются остановки наземного транспорта, позволит избежать больших потоков людей. Безумные очереди, которые сейчас образовываются после матчей в Тушине, стадиону красно-синих не грозят. Но при этом до метро в любую сторону потребуется пройти пешком километр-два.

ЦСКА

Отличие третье.
Складные сиденья на фанатских трибунах

Относительно стройки нового стадиона в ЦСКА не любят отвечать на два вопроса: о стоимости и сроках сдачи. Цена вопроса была озвучена Евгением Гинером — 400 млн долларов за весь комплекс. О том, что за последние годы в рублях эта сумма увеличилась практически в два раза, сейчас не говорят. Обозначенные 400 миллионов долларов — средняя цена для строящихся сейчас в России арен. Но большинство их находится за пределами Москвы, где другие цены примерно на все. А в сам процесс строительства вкладывается государство. «Спартак» успел построить свой стадион при других курсах валюты, без башен и гостиниц. Но все равно обошлось дороже.

Весь комплекс — это не просто стадион. Это и гостиница, клубный магазин, медицинский центр, детско-юношеская спортивная школа. И конечно, башня. 38-этажное строение станет одним из ключевых ориентиров для болельщиков в походе на футбол. Когда поднимаешься на строительном лифте до 33-го этажа, очень приятно смотреть на Москву. И очень неудобно — на поле. Из-за козырька видна лишь центральная часть газона, так что бесплатно смотреть футбол у будущих арендаторов офисных помещений не получится.

Зато непосредственно на стадионе поле видно идеально из любой точки. Даже с верхнего яруса трибуны, находящейся за воротами, хочется смотреть футбол, а не «шизить». При этом фанатам, несмотря на многочисленные неприятные истории, ЦСКА и здесь пошел навстречу. На обеих трибунах за воротами установят специальные кресла с замком. Во время матчей еврокубков это будут обычные металлические сиденья (обязательные сидячие места — это требование УЕФА). Но на внутренних соревнованиях конструкция за ненадобностью может складываться. В результате освобождается дополнительное место для стояния и прыжков. Подобные трибуны используют в Германии, но в России с такими креслами армейцы станут первыми.

ЦСКА

Отличие четвертое.
Трибуны под буквами C, S, K, A

Взаимодействие с собственными болельщиками московский клуб организовывает и другими способами. На территории стройки установлено несколько камер, которые постоянно работают в прямом эфире. Инициативные группы регулярно допускаются на стадион для фотоотчетов. Также болельщиков привлекли к выбору дизайна трибун. После презентации итогового варианта стало известно, что кресла будут красного и синего цветов. А на двух центральных трибунах в желтом выполнят надпись «ПФК ЦСКА».

Собственным именем назвали и сами трибуны. Вместо привычных литер A, B, C, D армейский стадион будет приглашать на сектора C, S, K, A. Планируется, что Западная трибуна получит название C, Северная — S, Восточная — К, Южная — A. Несколько соответствующих навигационных табличек на территории уже установили. А вот вопрос обогрева трибун отложен до будущих времен. Тех, когда стадион начнет не только требовать денег, но и приносить их.

Отличие пятое.
Четыре раздевалки и женская судейская

Сравнений с ареной красно-белых избежать не получается не только из-за принципиального противостояния двух клубов. «Спартак», как это ни странно, первым из столичных клубов построил стадион «новой волны». В ЦСКА на провокационные вопросы с попытками сравнить два проекта не ведутся. Дескать, задачи были разные, проекты тоже разные. И сравнивать тут нечего. При этом до здорового пафоса, которым обладает «Открытие Арена», новому стадиону ЦСКА точно далеко.


Все фишки армейского «дома» — исключительно практичные и визуально не впечатляют. Устройство козырька для специальной акустики, пандусы, углы обзора. Даже первую в России раздевалку для женщин-судей увидят только эти самые женщины-судьи. Кстати, всего раздевалок будет не две, а четыре. В ЦСКА готовы при случае принять мелкий товарищеский турнир. Никаких огромных экранов на фасаде. Никаких красно-синих подсветок в темное время суток. Армейский стадион — коробка для игры в футбол и просмотра футбола. Но и то и другое, по задумке строителей, участники должны делать в условиях максимального удобства. Евгений Гинер в очередной раз демонстрирует, что не готов переплачивать за «понты».

О будущей жизни стадиона вообще пока предпочитают не распространяться. Например, до сих пор неизвестно название для стадиона. Переговоры велись с одним из производителей пива, но компания была американской. И, по словам Евгения Гинера, политический момент вмешался в переговоры.

Сроки завершения строительства ЦСКА уже давно обозначает как можно более расплывчато. И отвечать на вопрос об этом всем тоже надоело. Остро чувствуется, насколько все в клубе хотят, чтобы все это закончилось и сменилось на какие-то новые хлопоты и вопросы. Говорят, что больше 90% работ уже выполнены, но при этом из всего сооружения к футболу пока более-менее готов только взошедший газон. Все остальное — голые стены, и даже фасад здания еще не доделан до конца. Очевидно, что к старту весенней части сезона стадион не будет готов принимать матчи.

Возможно, это даже хорошо, учитывая, что возобновлять чемпионат ЦСКА будет домашней игрой против «Спартака». Начать новую жизнь арены с дерби — это, конечно, громко. Но слишком много всего может пойти не так (включая итоговый результат). Пока известно лишь то, что Суперкубок России проведут именно на 3-й Песчаной улице. Будет ли это первым матчем на стадионе, или ранее сыграют символическую товарищескую встречу — пока неизвестно. Для начала арену хотят просто достроить.

ЦСКА

Алексей Красов, начальник проектного отдела Дирекции комплексной безопасности группы «Астерос»

— Стадион ЦСКА начал строиться в 2007 году, однако с тех пор сроки строительства несколько раз передвигались. За 9 лет многое изменилось — насколько современным сейчас может быть ЦСКА?

— Домашняя арена ЦСКА действительно имеет довольно сложную судьбу. Строительство замораживалось в связи со спорными моментами между клубом и министерством обороны. К сожалению, это означало серьезный сдвиг в сроках сдачи стадиона, которые изначально были намечены на 2013 год. В результате стороны пришли к мирному соглашению, и возведение арены возобновилось.

Однако это вовсе не означает, что документация на строительство не претерпела за этот период никаких изменений. Она постоянно актуализировалась, поэтому опасения в плане «устаревания» арены беспочвенны.

— Стадион ЦСКА не попал в обойму стадионов под ЧМ-2018. Означает ли это, что технологически он будет менее современным, более утилитарным? Будет ли он дотягивать до стандартов УЕФА и ФИФА, необходимых для стадионов ЧМ?

— Стадион не попал в заявку ЧМ вовсе не по причине несоответствия каким-либо международным стандартам. Напротив, руководство клуба стремилось построить первоклассную арену в английском стиле, удобную как для спортсменов, так и для болельщиков. ЦСКА — команда с многолетним опытом выступления в международных турнирах. Возводить для нее домашний стадион, на котором клуб не сможет принимать гостей из Европы, было бы нецелесообразно. Поэтому могу с уверенностью заявить: новая арена будет соответствовать всем требованиям международных футбольных федераций.

— Каковы архитектурные особенности будущего стадиона? Какие ограничения/ возможности это накладывает на инфраструктуру будущего стадиона?

— Одной из особенностей проекта является относительно малый размер участка под строительство. Другой — размещение под одной крышей довольно большого количества объектов, необходимых для полноценного функционирования клуба. В результате мы имеем многофункциональный комплекс, который, помимо арены со всей сопутствующей инфраструктурой, включает в себя гостиницу, медико-реабилитационный и фитнес-центр, спортшколу, магазин, музей клуба и т. д. Проектные решения предусматривают довольно компактное пятно застройки. В целом внешний облик стадиона получился достаточно умеренным, что позволит ему успешно вписаться в общую концепцию застройки близлежащей территории.

— На территории ЦСКА, помимо собственно чаши, будут располагаться административные здания, гостиницы, парковка… Он находится в центре Москвы, недалеко от метро. Накладывают ли эти факторы какие-либо особенные требования к безопасности?

— Недаром в официальных технических требованиях ФИФА сказано: «Нужно ясно представлять себе, что безопасность людей будет… первым и главным приоритетом. Никакие другие критерии и требования ни при каких обстоятельствах не должны быть приоритетными по отношению к мерам защиты». Безусловно, наличие различных по функциональному назначению объектов в одном комплексе добавляет головной боли при планировании разделения потоков посетителей, спортсменов и работников, организации маршрутов эвакуации. Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством подобные объекты подпадают под наивысший класс значимости и, значит, под максимальный уровень требований в части обеспечения безопасности.

— Из каких компонентов должна состоять комплексная система безопасности таких объектов?

— Это целый ряд технических решений в части организации досмотра людей и автотранспорта на предмет наличия запрещенных предметов, взрывчатых веществ, многорубежная система охранной сигнализации, комплекс экстренной связи с городскими службами МВД, МЧС. Помимо прочего, стадион должен оснащаться интеллектуальной системой телевизионного наблюдения для фиксации и пресечения фактов всевозможных правонарушений на трибунах и вне пределов арены.

Однако безопасность — это не только решения в части антитеррористической защиты. Печальная статистика говорит нам, что причинами наибольшего числа жертв во время футбольных матчей являются давка, а также обрушение элементов зданий. Поэтому повышенное внимание уделяется решениям в части систем оповещения и управления эвакуацией, мониторинга строительных конструкций.

И конечно же комплексная система безопасности будет неполной без организационных мер. В этой части все в руках руководства клуба.

— Что вы пожелаете болельщикам ЦСКА?

— Чтобы клуб чаще радовал их победами, в том числе и на международной арене.

Текст: Павел Пучков
Фото: Сергей Дроняев



В избранное