Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Давайте учиться жить!

  Все выпуски  

Давайте учиться жить! Снова эмоции


Выпуск 27

Доброго времени суток!

 

Снова тема эмоций.

 

Начало темы можно почитать здесь: http://subscribe.ru/archive/sport.others.zhizn/200904/29145508.html

 

Сами по себе (без действий) эмоциональные переживания не только бесполезны, но и вредны. Необходимо по возможности сохранять спокойный эмоциональный фон, учиться контролировать возникновение и силу своих эмоций, учиться использовать энергию возникающих эмоций себе на благо.

 

Одна из самых распространенных причин неуспеха – отказ от дела при первой же неудаче. Припомните: задумывали какое-то дело, испытывали эмоциональный подъем и чувствовали себя готовым перевернуть мир, но, приступив к выполнению этого дела, не видели промежуточных результатов, начинали сомневаться, теряли интерес. Было такое?

Думаю, такое было со всеми. Дело в эмоциях. Эмоции – это ведь реакция на информацию извне. Причем, моментальная, не терпящая отлагательств. А результат любого дела – он очень редко бывает моментальным. Чувствуете противоречие?

Эмоции, выполняя свою функцию оценки ситуации, мешают спокойно гнуть ту же самую линию поведения, которую навязала логика. А что сильнее у большинства людей: логика или эмоции? Эмоции. Если не верите мне – проверьте – скажите честно некрасивой девушке, что она некрасива. Она об этом конечно знает, но эмоции помешают ей с вами согласиться. В подавляющем большинстве случаев.

Итак, чтобы эмоции прекратили портить нам жизнь, нужно научиться ими управлять.

Как это сделать?

Для начала, нужно понять, какие эмоции в нашей жизни играют важную роль, а какие нет.

Например, если до работы добираться 1,5 часа и это ощутимо портит жизнь, то иногда лучше сменить работу. То есть реализовать свою эмоцию. Иногда это проще, чем каждый день пытаться с этой эмоцией справиться.

А бывает такое, что эмоции накатывают каждый раз, когда нас не понимают. Вот с этим уже можно работать. Потому что можно поменять свое отношение к этой ситуации и ничего не потерять. Возникает эмоция гнева – несбывшихся ожиданий. Мы считаем, что человек специально нас не понимает – является причиной того, что мы не можем ему что-то объяснить. И начинаем на него злиться. Эту ситуацию можно пересмотреть. Поменять установку «он не понимает» на установку «я не могу донести». То есть взять ответственность на себя. Тогда вместо злости появляется поле для работы: а что мешает ему понять? А как мои слова можно еще понять? А может быть задеты его чувства и ему мешают эмоции? Как сделать правильный акцент? И так далее. Важно пересмотреть своё восприятие ситуации и тогда эмоция будет не нужна.

Иногда сложно понять, откуда именно пришла эмоция. Или она слишком сильна. Тогда нужно ее пережить. Сосредоточиться на своих ощущениях. Как будто наблюдаешь за собой со стороны. Какие ощущения в душе, в голове, в теле? Какие желания? Как Вы удерживаете себя? Нельзя думать о том, что вызвало эмоцию, нельзя провоцировать ситуацию дальше. Лучше всего молчать (в таких случаях иногда советуют мысленно считать до 20) или просто уйти – уединиться. Поплакать, покричать «аааа!!!», посмеяться, попрыгать, побить подушку и так далее. То есть просто пережить (переждать) эту эмоцию самому (без привлечения участников и без проигрывания ситуации в голове), при необходимости реализовав ее в действиях. К ситуации лучше возвращаться не сразу, а полностью «остынув».

Это что касается уже пришедших эмоций.

А нередки ситуации, когда эмоции предсказуемы и, тем не менее, мы снова и снова попадаем в их ловушку. Это негатив в общественном транспорте, неприязнь родственников, соседей или коллег, склоки в очередях, в общем ситуации, в которых царит повышенное нервное напряжение.

Наш организм реагирует на негативную (или кажущуюся такой) среду и выдает реакцию в виде эмоций. Которые в свою очередь управляют поведением. Нужно прервать эту цепочку. Для этого нужно переосмыслить возникшую ситуацию. Понять, что угрозы нашей жизни и здоровью здесь нет.

Если кто-то крикнет или толкнет – это не специальное намерение причинить вред – это самозащита.

Серьезных травм не будет – ситуация безопасна (если не провоцировать эмоции окружающих до аффекта).

Нужно понять, что место (или человек) требует повышенного внимания, но не нервов! Никто не может вывести человека на эмоции, если сам человек этого не позволит. Мы сами и только сами управляем своими эмоциями!!! Эмоции зависят от настроя человека:

А - «ты дурак!», Б – он хочет меня оскорбить! - эмоция гнева,

А - «ты дурак!», Б – с чего это он? – интерес

А - «ты дурак!», Б –  если он меня ударит, будет повод подать в суд! – надежда

А - «ты дурак!», Б – да это же мой одноклассник! -радость

А - «ты дурак!», Б – вдруг все ему поверят? - страх

А - «ты дурак!», Б – еще один идиот – скука

А - «ты дурак!», Б – а я-то считал его другом! – горе

Важно сохранять внутреннее спокойствие, тогда реакция будет взвешенной и более спокойной.

Нам трудно быть спокойными, когда нас выводят на эмоции. Почему?

Потому что мы подыгрываем собеседнику.

Он хочет меня разозлить? На тебе, я злюсь!!! Этого ты хотел?!!

Она хочет, чтобы я сделал вот так? Никогда!!! Ах, она обиделась! Хорошо, так и быть!

Мы разыгрываем одни и те же сценарии. Часто сами с собой, в своей голове. Иногда мы расцениваем взгляды как злые, заинтересованные или осуждающие, тогда как ничего подобного нет. Все это наши фантазии. Мы боремся с ветряными мельницами. Мы считаем, что окружающие думают про нас определенным образом. Но часто мы ошибаемся!

«Спокойствие, только спокойствие!»

Сначала нужно разобраться с собой – научиться быть менее эмоциональным. И только потом утихомиривать остальных. Не можете сдержать эмоции? Уединитесь! Побудьте в тишине, подумайте, что и почему Вас так задело. Не принимайте все на свой счет! «Мы бы меньше заботились о мнении других людей, если бы знали, как мало они о нас думают.»

Вот несколько способов остановить развитие в себе негативных эмоций:

1. Помните, что все, что человек говорит – это только его личное мнение, которое может быть заблуждением. Узнать истину – это подарок. Человек, портящий настроение, не стОит такого подарка. Пусть заблуждается дальше. Улыбнитесь ему сочувственно.

2. НЕ спорить! Повторяйте слова собеседника, соглашаясь, как пишет Литвак М.Е. в книге Психологическое айкидо. Вот пример подобного диалога (из книги):

«Г. гневно сказала:

·           Долго вы еще будете ковыряться?!

Тут же последовал амортизационный ответ:

·           Долго.

Далее диалог протекал следующим образом:

Г.: Hо ведь так мне может пальто налезть на голову!

М.: Может.

Г.: Hичего смешного нет!

М.: Действительно, ничего смешного нет.

Раздался дружный хохот. Г. в течение всей поездки больше не произнесла ни одного слова.»

3. Представьте, чего на самом деле очень нужно Вашему собеседнику, почему он так раздражен. Может быть, у него проблемы в личной жизни или он устал и промок или он страдает от нехватки денег. Представьте его, получившим необходимое, счастливым и умиротворенным. Рядом со второй половинкой, в теплом уютном кресле или в хорошей одежде. Сама я не пробовала этот способ, но слышала, что он действительно помогает волшебным образом.

Однако остановить свои эмоции в нужный момент – это половина дела. Вторая половина дела – проанализировать: почему возникла эмоция, что хорошего или плохого она могла Вам принести, как можно было управлять этой эмоцией (не допустить – не принять на свой счет изначально, обесценить – пересмотреть свое восприятие, отложить – переключить внимание/задавить на время, рассеять – переждать/перетерпеть, воспользоваться – реализовать в действиях и получить выгоду, подменить – использовать энергию для другого дела).

Идеально: не допустить или воспользоваться (при минимуме затрат – максимум пользы).

Самое плохое – отложить. Но иногда лучше отложить эмоции, чем потом очень долго разбираться с их последствиями.

Со временем управление эмоциями будет даваться легче, а польза будет возрастать. Давайте будем экономить свои силы для создания чего-то хорошего и светлого?!!

 

С уважением,

Колотилова Юлия

P.S. Если в Вашем письме нет прямого запрета на публикацию, оно может появиться в рассылке.

 

Свадьбы     www.svadhl.narod.ru

Гобелены   www.rusgobelen.ru

Сигнализации    http://gsm-alarm.ucoz.ru/

 


В избранное