Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Давайте учиться жить!

  Все выпуски  

Давайте учиться жить!


Выпуск 25

Здравствуйте, подписчики и подписчицы!

Эмоции

Это ответ на информацию извне. Механизм оценки взаимодействия организма со средой.

Под эмоциями понимают либо внутренние чувства человека, либо проявления этих чувств (однако, в отличие от собственно чувств, они не привязаны к определенному объекту).

Многие (если не сказать все) не мыслят свою жизнь без эмоций. Сейчас модно быть «на позитиве» - улыбаться, излучать благополучие.

Но все не так замечательно, как кажется на первый взгляд.

Вспомнить мудрецов – они разве стремятся к эмоциям? Они стремятся к душевной гармонии, умиротворенности, спокойствию. Не к спокойствию уверенного в завтрашнем дне, но к спокойствию уверенного в себе.

Радость жизни заключается не в эмоции радости, а в состоянии удовлетворения. Удовольствие от обладания здоровым телом, свободным духом (от внутренних метаний), чистым разумом (готовым к познанию, а не занятым прокручиванием обрывков мыслей) – вот суть жизни, а не погоня за эмоциями.

Эмоции – инструмент.

Окружающая среда, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Эмоции выполняют важную функцию: дают энергетический импульс.

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции являются врожденными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов.

Обратите внимание: человек действует. То есть эмоции – побудители определенных действий. А мы используем эмоции БЕЗ действий. Радуемся ради радости и злимся, потому что не можем себя сдержать, не делая при этом главного – преобразования энергии потенциальной в энергию кинетическую. Эта энергия по закону сохранения должна куда-то деваться. И она уходит либо на преувеличенное выражение своей эмоции (последствия футбольных матчей), либо на подавление самой себя (что приводит организм в состояние дисбаланса) либо на что-то еще (на самокопание, на «цепляние» других, на другие эмоции). Но совсем не на то, для чего предназначалась.

А на первый взгляд так все просто: интерес дает энергию к исследованиям, радость дает энергию на освоение изменения (причину радости), гнев дает энергию на переосмысление и переделку ситуации, горе дает энергию осознать потерю и сосредоточиться на главном.

Однако в современном обществе нет времени преобразовывать личные эмоции сразу, поэтому они откладываются, отнимая этим дополнительную энергию и уменьшая вероятность преобразования этих эмоций в действия.

Эмоции двувалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны. Однако независимо от направленности они всегда несут заряд энергии. Нужно научиться этой энергией пользоваться, преобразовывая её в нужные (похожие по направленности) эмоции и реализовывая их в действия.

Еще одна функция эмоций – контактность.

Высшие животные и человек могут оценивать эмоциональные состояния друг друга. Благодаря эмоциям, человек может чувствовать состояние другого человека, правильно взаимодействовать.

Однако в современном обществе эмоции используются больше для демонстрации настоящих или вымышленных чувств. В подавляющем большинстве – вымышленных.

Показывать истинные эмоции считается дурным тоном, а соблюдать «общественный договор» - улыбаться при встрече, выказывать уважение боссу, пренебрежение к бульварной прессе – считается нормой. При несоблюдении данных норм человек подвергается общественному порицанию.

Таким образом, теряется однозначная оценка эмоционального состояния окружающих людей и резкая смена поведения кого-либо кажется неадекватной, тогда как это просто переход от вымышленных эмоций к настоящим.

Поддержка вымышленных эмоций требует энергии. Хорошо, если настоящие эмоции по этому же вопросу имеют ту же направленность, тогда энергия берется из них. Однако, если настоящая эмоция и вымышленная разнонаправлены (злитесь, но вынуждены улыбаться), то энергию придется искать не только для генерации вымышленной эмоции, но и для подавления настоящей эмоции.

Можно разделить эмоции на истинные (основные, носящие врожденный характер) и приобретенные.

Истинные эмоции общие для людей и высших животных:

·        Интерес (освоение, познание)

·        Надежда (поиск возможностей с известной вероятностью)

·        Радость (готовность к изменениям)

·        Гнев (несбывшиеся ожидания)

·        Страх (желание сохранить нечто)

·        Скука (поиск возможностей с неизвестной вероятностью, нехватка чего-либо)

·        Горе (осознание потери)

Приобретенные эмоции – это эмоции, возникшие в результате жизни в обществе.

Более полный список эмоций и чувств включает в себя: азарт, безопасность, беспокойство, благодарность, благополучие, боязнь, брезгливость, гнев, вина, величие, власть, восхищение, высокомерие, голод, гордость, грусть, доверие, долг, достоинство, жажда, жалость, забота, зависть, злорадство, злость, интерес, красота, лень, любовь, месть, надежда, надменность, негодование, нежность, ненависть, неприязнь, неуверенность, неудовлетворенность, обида, обожание, одиночество, осторожность, ответственность, отвращение, омерзение, патриотизм, печаль, предвкушение, презрение, пренебрежение, преданность, похоть, радость, разочарование, раздражение, раскаяние, растерянность, ревность, скука, сексуальность, смехотворность, сострадание, собственность, сомнение, спокойствие, справедливость, страх, стыд, тревога, уныние, унижение, убеждение, уважение, удивление, удовлетворение, усталость, чувство утраты, честолюбие, юмор, ярость, отчаяние, а также эстетические и интеллектуальные (догадка, уверенность, сомнение, удивление) эмоции.

Наиболее высокий уровень психической активности называется воодушевлением аффектом или стрессом (в зависимости от остроты и направленности эмоций), наиболее низкий — апатией.

Чем чаще и сильнее человек испытывает (но не реализует) эмоциональную активность, тем чаще и сильнее должна быть его апатия для восстановления спокойного (гармоничного) восприятия. Вместо этого многие метаются от сильных положительных эмоций до сильных отрицательных. Общий эмоциональный фон остается активным и мешает адекватно реагировать на окружающую действительность.

Человек, преобразующий свои переживания в деятельность (то есть, имеющий возможность самореализации) более стабилен, чем тот, кто не может свои положительные эмоции приложить.

Кроме того, человек, стабильно находящийся в состоянии воодушевления и не находящий ему применения легко (в связи с многочисленными факторами, влияющими на эмоциональный фон) попадает под влияние негативных эмоций и может впасть в расстройство.

Вывод:

Сами по себе (без действий) эмоциональные переживания не только бесполезны, но и вредны. Необходимо по возможности сохранять спокойный эмоциональный фон, учиться контролировать возникновение и силу своих эмоций, учиться использовать энергию возникающих эмоций себе на благо.

Это отдельная большая тема, возможно, я до нее доберусь в другом выпуске.

 

С уважением,

Колотилова Юлия

ylch@land.ru, www.svadhl.narod.ru

 

ГОБЕЛЕНЫ www.rusgobelen.ru


В избранное