Утопающий в зелени, уставленный каменными чашами, в которых резвятся рыбки и головастики, этот тихий храм находится между вечно осаждаемыми туристами Хасэ-дэра и Котоку-ин.
По пустым дорожкам носятся дети, в дальнем левом углу, недалеко от пруда, важно прогуливается по вольеру павлин.
В середине 13 века на этом месте находился дом Ядоя Мицунори (宿屋光則), одного из 7 ближайших соратников пятого регента из клана Ходзё, - Токиёри.
Весной 1260 г. Буддийский священник Нитирэн написал свой трактат «Рассуждение об установлении справедливости и спокойствия в стране» ( Риссё анкоку рон), в котором заявил о необходимости запрещения деятельности амидаистских школ. И стал искать человека, который мог бы передать трактат регенту Токиёри. Решив, что Ядоя является наиболее подходящей фигурой, обратился к нему. Ядоя передал трактат регенту.
В трактате Нитирэн убеждал Токиёри, что единственное всесильное и верное учение - Сутра Лотоса, а все остальные направления буддизма, в том числе и Дзэн, к которой принадлежал сам Пятый регент, - вред, подлежащий искоренению.
Как и следовало ожидать, реакцией Токиёри явилось раздражение и обида, трактат был отклонен.
Неустрашимый Нитирэн продолжал пропаганду и агитацию, многие годы претерпевая гонения.
Основным методом привлечения новых адептов Нитирэном был метод сякубуку. Сяку ( «ломать») -
ломать заблуждения тех, кого одолевает неведение. Буку («повергать на землю») - «громить плохих людей и плохие учения».Он призывал к решительному пресечению деятельности почти всех современных ему школ, вплоть до физического уничтожения духовенства, и искоренению учений, следование которым стало якобы причиной несчастий, обрушившихся на Японию. Причем обрушивал свое гневное красноречие вполне конкретно на людей, наделенных властью.
Кончилось скверно: к 1271 году он окончательно всех допек, был осужден и приговорён к смерти. Казнь в Тацунокути, недалеко от камакурского храме Рюко-дзи, почти состоялась.В последний момент Нитирэн все же уцелел и был сослан на остров Садо.
А пятеро учеников - схвачены за пособничество и брошены в пещеру за домом Мицунори.Среди них был и священнник Нитиро, один из ближайших сподвижников Нитирэна и основатель храма Мёхон-дзи.
В возрасте 10 лет он стал учеником Нитирэна и всегда следовал за ним, что вошло в поговорку "где Нитирэн, там и Нитиро".
Ядоя Мицунори обязан был следить за заключенными, но роль тюремщика ему не подошла. Он обращался с пленниками как с гостями и за месяц проникся идеями, которые излагал ему Нитиро.
Токиёри к тому времени умер, Мицунори оставил дзэн, перешел в секту к Нитиро и добился освобождения и возвращения Нитирэна из ссылки. Заодно перестроил дом, приспособив его под храм, и попросил Нитиро стать настоятелем.
Так возник Косоку-дзи.
Иероглифы в имени Мицунори, 光 則, означают "свет" и "правило", и их можно еще прочитать как ко:соку, отсюда и название храма.
На территории Косоку-дзи мало построек: ворота саммон, главный храм и покои настоятеля, - вот и все.
У входа - высокая каменная плита с отрывком из письма Нитирэна к Мицунори - написанная изящной скорописью просьба передать трактат Пятому регенту Ходзё Токиёри.
Пещера, где содержались пленные в 1271 году, сохранилась до сих пор.
К ней ведет дорожка в 90 ступенек, закрытая в дождливое время.
Там есть еще большой заросший сад, в котором много старых сливовых деревьев, цветущих в феврале, и пруд, замерзающий зимой.
Справа от выхода рядом с павлином - небольшой алтарь для поминовения домашних животных.Ежегодно 21 марта здесь проводится поминальная служба.
Еще одна достопримечательность, о которой следует упомянуть, - большая каменная плита с металлическим листом слева от главного храма
Не нем - включенное в школьную программу стихотворение Миядзава Кэндзи "Не поддаваясь дождю" (雨ニモマケズ). ,
Миядзава, - философ, писатель и поэт, принадлежавший к секте Нитирэна и активно поддерживавший его идеи. Он служил школьным учителем в далекой префектуре Иватэ, ставшей сейчас известной в связи с землетрясением.
В стихотворении Миядзава описывает идеал, к которому нужно стремиться:
Ни страшится ни дождя,
ни ветра,
ни снегов, ни летнего зноя
его крепкое тело.
Не знает ни страстей,
ни гнева,
всегда улыбаясь спокойно.
Четыре плошки темного риса,
суп мисо и немного овощей - все, что нужно ему в день.
Все вокруг видит, слышит и понимает,
не примешивая своих чувств и ничего не забывая.
Живет в крытой соломой хижине, в тени сосновой роще на равнине
Если на востоке заболеет ребенок, идет приглянуть за ним.
Усталой матери на западе принесет рисовых колосьев.
Умирающему на юге скажет, что бояться нечего.
Ведущим тяжбу на севере, скажет не терять времени на ерунду.
В засуху проливает слезы.
В холодное лето переживает за урожай.
Все зовут остолопом,
Никогда не хвалят ,
Никогда не бранят
человека, которым
я
хочу
стать.
Как добраться до Косоку-дзи:линия JR до станции Камакура, пересадка на Enoden до станции Hase, от станции пешком 5 минут. Вход: 100 иен Храм открыт: 7:00-17:00