Солнце греет, в Дзодзё-дзи расцвела белая слива.
Вчера и сегодня в городе встречают весну нового года. Называется этот праздник сэцубун.
Сэцубун означает "раздел сезонов", день, проводящий границу между уходящим и наступающим временами года.
В Японию это слово пришло из Китая, вместе с заимствованием китайского летоисчисления. Сэцубунов в году было четыре: дни перед днем наступления весны, лета, осени и зимы (соответственно, риссюн" 立春, рикка 立夏, риссю 立秋, ритто 立冬) . Главный и до сих пор отмечаемый из этих дней - весенний.
Считалось, что смена сезонов - это критические дни, в которые составляющие основу мирозданья основные противоположности вступают в борьбу друг с другом - инь с янь, север с югом , тьма со светом и т.п.
Люди тоже участвуют в этих космических разборках - отгоняя злых духов, демонов, связанный с этим обряд получил название они-яраи, или они-хараи - "отпугивание чертей".
Отпугивания чертей во время сэцубуна идет с помощью мамэмаки - разбрасывание бобов, и специальных амулетов. Происходит это и в храмах, синтоистских и буддийских, и в домах.
Хотя праздник существовал с десятого века, именно в Токио, при Токугава он стал отмечаться в больших храмах и превратился в зрелищное мероприятие. Вот и посмотрим, что происходит в Дзодзё-дзи.
Фамильный храм Токугава - Дзодзё-дзи устраивает празднование сэцубуна с размахом, 3 и 4 февраля сюда собираются тысячи людей.
Ведут праздник рассказчики ракуго-ка, представившись, они перемежают шуткам инструкции, как надо себя вести во время разбрасывания бобов, чтобы остаться целым и выйти из толпы счастливым обладателем пакетика бобов. На сцену перед ними выносят кадку с рисом и начинают сбивать праздничные лепешки моти.
Начинается церемония с разбрасывания бобов: храм пригласил несколько десятков знаменитостей - актеры, борцы сумо, музыканты.
Причем это все люди, родившиеся в год Кабана, - мужчины года "тоси-отоко" и женщины года - "тоси-онна". В полдень они по очереди выходят на сцену перед храмом и начинают разбрасывать бобы.
Примерно группа сменяется семь раз, и проходит это за два часа. В середине на сцене появляются разноцветные черти.
Дети гоняют их, швыряют в них бобы, черти кричат:"Ой, боюсь-боюсь!!" После победы добра над злом раздача бобов возобновляется. Причем, кроме бобов принято сеять все остальное доброе-вечное, от спонсоров. Например, шоколадные батончики, чипсы, упаковки лапши, пакетики с арахисом...
Разбрасывание бобов мамэмаки, к слову сказать еще связано с легендой, по
которой в конце 9 века в городе появился злой дух,
сошедший с горы Курама. Чтобы изгнать его, семеро ученых монахов возносили
молитвы в течение 7749 дней, а затем откупились от него бобами.
Считается, что поймать пакетик бобов в храме - к счастью. Счастья очень хочется всем.
Толпа на площади перемежается полицейскими, которые берегут народ от ушибов.
Те, кто уже поймал свой пакетик, двигаются к краю толпы, освобождая место для остальных. Наиболее жадные до счастья граждане удерживают позицию, ловя летящие дары в пластиковые пакеты и потом собирая добычу в мешочки побольше.
Пока граждане ловят бобы, ракуго-ка дружно скандируют: "Они ва сото - фуку ва ути! ( Счастье в дом - черти - вон!") И напоминают людям, что торопиться не надо, - хватит на всех. Это правда, на меня тоже свалилось счастье, мягко угодив ни в камеру, ни в лицо, а, как по заказу, - в середину между.
На пакетике, как на амулете, написано пожелание удачи и здоровья. Ура! - мне повезло.
Теперь у меня есть верное средство от чертей, не буду я им разбрасываться.
А японцы, взяв пакетики с бобами из храма (их, кстати, без всякой давки можно купить у входа в храм) или из любого магазина, разбрасывают бобы в ночь с 3 на 4 февраля по всему дому, в местах возможного расположения чертей, приговаривая: "Счастье в дом, черти вон!"
Потом их (бобы, а не чертей) собирают и едят. Причем надо съесть столько, сколько тебе лет плюс один боб, - и все будет прекрасно целый год. Тетушка, с которой мы разговорились, присев после праздника на скамеечку, есть все бобы отсоветовала, желудок все-таки дороже. Зато вместо этого, по ее словам, можно завернуть все эти бобы в бумагу и вынести ночью на перекресток, чтобы по ним кто-нибудь проехался, -
тогда все беды прошлых лет уйдут.
Еще одним орудием в борьбе с чертями служит иваси, сардинка. Точнее ее голова. Сушеную голову иваси на накалывают на ветку с колючками и ставят у входа в дом.
Это считается лучшей защитой от нападения с внешней стороны.
По этому поводу рыбные отделы расцветают всеми сортами иваси.
Полезный обычай - сардинку можно поджарить и съесть - голову оставить для устрашения, чтобы враги не лезли. И люди сыты, и черти целы.
А еще в сэцубун принято есть неразрезанные макидзуси - огромные толстые роллы штабелями лежат на прилавках, для ленивых их продают и в нарезанном виде.